Повышение тарифов, снижение выплат на ремонт: что изменится в ОСАГО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение тарифов, снижение выплат на ремонт: что изменится в ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.

Необходимые документы для осуществления ПВУ

Можно выделить два перечня документов, которые может запросить страховщик: обязательный и необязательный.

В обязательный комплект документов, которые страховая запросит без каких-либо сомнений, входит:

  • извещение о ДТП;
  • заявление;
  • Копия протокола от сотрудника ГИБДД в установленной форме (или составленный на месте ДТП Евпропротокол);
  • копии документов, на основании которых потерпевший владеет повреждённым транспортным средством;
  • доверенность в случае, если интересы пострадавшего представляет иное лицо;
  • квитанции об оплате расходов, понесённых в результате ДТП (услуги по эвакуации и хранению повреждённого автомобиля, а также иные затраты).

Дополнительно, при прямом возмещении убытков по ОСАГО в 2022 году, страховая компания может попросить у клиента следующие документы (по обстоятельствам и при необходимости):

  • копия полиса ОСАГО от заявителя;
  • реквизиты банковского счёта, на который будет произведена оплата (если пострадавший выбрал безналичный метод получения средств);
  • копия водительского удостоверения;
  • копия паспорта.

Заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО

Было отмечено, что в перечень документов на получение ПВУ обязательно входит заявление от пострадавшей стороны. Шаблон такого документа может предоставить непосредственно сама СК. Несмотря на это, заявление можно составить и в свободной форме – важно лишь, чтобы оно содержало необходимую информацию.

В заявлении о прямом возмещении убытков по ОСАГО нужно обязательно указать следующие сведения:

  • название страховой компании;
  • персональная информация о заявителе (контактная информация, адрес проживания, ФИО и т. д.);
  • адрес регистрации пострадавшей стороны;
  • номера полисов ОСАГО;
  • информация о доверенном лице, если заявление подаёт представитель пострадавшего (например, компетентный юрист);
  • сведения о виновной стороне;
  • данные по ТС обоих участников ДТП;
  • информация о понесённых в результате аварии расходах;
  • подпись заявителя и дата передачи документа в страховую компанию.

Зачем нужен полис ОСАГО

Проще всего это объяснить на примере.

Например, водители неудачно запарковались на стоянке и один из автомобилей пострадал. Если оба участника имеют действующий полис ОСАГО, оба водителя получают преимущества.

Если ущерб не более 400 тысяч рублей, водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД при нескольких условиях: пострадало всего две машины, нет раненых или погибших, обстоятельств ДТП не вызывают разногласий у участников и зафиксированы в извещении о ДТП. А если вызывают, то зафиксированы в некорректируемом виде с привязкой по ГЛОНАСС. Тогда водителям достаточно заполнить извещение о ДТП и направить в страховую компанию.

Если сумма ущерба будет больше, 400 тысяч все равно компенсирует страховая компания. А вот все, что свыше этого лимита, — виновный оплачивает из собственного кармана.

При этом выигрывают оба участника ДТП. Невиновному в ДТП водителю не придется взыскивать ущерб в суде. Виновному не придется компенсировать нанесенный ущерб. Если в ДТП пострадают еще и пешеходы, они тоже имеют право на компенсацию. Если пострадает дорожный знак или ограждение — страховая оплатит и этот ущерб.

От чего страхует ОСАГО. Полис покрывает ущерб, если будет причинен вред жизни, здоровью или имуществу потерпевших в ДТП. Вместо владельца автомобиля ущерб возместит страховая компания.

От чего не страхует ОСАГО. По полису не возмещают моральный вред и вред, причиненный в ходе учебной езды или соревнований. Если из машины выпадет груз и повредит другую машину или сломает ногу случайному пешеходу — выплат тоже не будет.

За повреждение антиквариата или культурных ценностей страховая компания тоже платить не будет — так что рядом с музеями за рулем нужно быть особенно осторожным.

Как не купить фальшивый полис ОСАГО

Фальшивые полисы бывают как на бумажных бланках, так и в электронном виде.

Раньше часто возле подразделения ГИБДД можно было встретить автомобили с логотипами известных страховых компаний. Водители оформляли там полисы, а потом выяснялось, что получить по ним возмещение невозможно — страховая компания бланки с такими номерами не оформляла.

Когда начались продажи электронных полисов, мошенники тоже начали продавать их в интернете. Они подделывали сайты, отправляли покупателю недействительный бланк на электронную почту, а деньги присваивали.

Читайте также:  Образец заполнения 3-НДФЛ при возврате налога на лечение

Многие водители узнают о том, что их полис недействителен, только после ДТП. В этом случае им приходится и ремонт из своего кармана оплачивать, а иногда еще штраф — за то, что не было полиса ОСАГО.

Что делать, если случилось ДТП

Если в результате ДТП пострадали люди, в происшествии участвовало больше двух машин, или ущерб, по мнению участников, может превышать 400 тысяч рублей, либо есть разногласия в обстоятельствах у участников ДТП — необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В этом случае они сами оформят все документы и определят виновного.

Что такое европротокол. В некоторых случаях, например, если пострадало только две машины, ущерб меньше 400 тысяч рублей, и люди не пострадали, — водители могут оформить все документы самостоятельно по европейскому протоколу.

На самом деле такого документа, как «европротокол» не существует. Участники ДТП заполняют извещение о ДТП, чтобы получить выплаты у страховых компаний, и самостоятельно в эти компании обращаются.

Так выглядит извещение о ДТП, которое я получил много лет назад, и так и ни разу им не воспользовался. Оно удобно для заполнения — бумага копировальная, заполняется два экземпляра сразу

ДТП по европротоколу можно оформить в следующих случаях:

  1. В ДТП участвовало не более двух автомобилей.
  2. Авария произошла на территории РФ.
  3. Нет пострадавших в ДТП и погибших людей.
  4. Не пострадали личные вещи пассажиров и дорожные сооружения — например, знаки, ограждения.
  5. Стоимость ремонта пострадавшего автомобиля не превысит 400 тысяч рублей.
  6. У всех участников ДТП есть действующие полисы ОСАГО. А если один из участников иностранец — у него должен быть полис страхования «Зеленая карта».

Если ДТП соответствует всем этим пунктам — сотрудников ГИБДД можно не вызывать.

Чтобы оформить ДТП по европротоколу, нужно заполнить только один документ — извещение о ДТП. Его можно бесплатно получить в страховой компании, когда покупаете полис. А еще извещение можно скачать с официального сайта РСА и распечатать на принтере.

Как видим из представленного материала, в 2022 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.

Вопрос Ответ
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2022 году? Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех.
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? Нет.
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? Виновник ДТП.
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? Да.
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре.

Нововведений в ОСАГО ждут в 2022 году

Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».

Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».

По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.

«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.

Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.

«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.

Читайте также:  Новый отчет ЕФС‑1 с 2023 года: состав и особенности заполнения

По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».

По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.

По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.

Когда необходимо обратиться к ГИБДД?

На этом следует остановиться более подробно. Сотрудников дорожно-постовой службы стоит вызывать в следующих случаях:

  • Если в результате аварии есть пострадавшие или погибшие.
  • Транспортные средства в следствии аварии получили серьезные повреждения.
  • Водители не смогли самостоятельно определить виновника аварии. В этом случае действия виновника ДТП необходимо запротоколировать в ГИБДД.
  • Автомобилисты не могут самостоятельно зарисовать схему происшествия.
  • Одна из сторон покинула место происшествия без веской причины.
  • В ДТП участвовало более двух автомобилей.
  • По какой-то причине транспортные средства были перемещены.
  • Если у одной из сторон нет полиса ОСАГО.

Как составить обращение?

По новым правилам, срок направления заявления в страховую компанию после ДТП составляет 5 дней. В данном случае это требование носит рекомендательный характер. Это означает, что если у вас по каким-то причинам не было возможности соблюсти сроки подачи обращения, вы можете сделать это позже. Просрочка в данном случае не является основанием для отказа в получении выплаты. Однако, чем раньше вы обратитесь, тем лучше. Для вашего удобства многие компании предлагают услугу подачи заявления по факсу или через юридического представителя.

У многих водителей возникают сомнения по поводу того, кто должен обращаться в страховую. Здесь все достаточно просто: возмещением должен заниматься тот, кто намерен получить компенсацию. Если пострадавший получил серьезные увечья или умер при ДТП, от его имени могут выступать представители.

Куда обращаться для получения компенсации? Ответ на этот вопрос зависит от обстоятельств произошедшего. В свою страховую компанию автовладелец обращается в том случае, если в ДТП принимали участие только две машины, полис страхования есть у обоих водителей и ущерб был причинен только транспортному средству. В остальных случаях звонить нужно в страховую компанию виновника ДТП.

Что не является страховым риском?

Согласно ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», к страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по вышеуказанным обязательствам, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие: • причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования; • причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды; • причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах; • загрязнения окружающей среды; • причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования; • причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования; • обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику; • причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу; • причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке; • повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности; • обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 ГК РФ (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором). Во всех перечисленных случаях ущерб возмещается в соответствии с законодательством РФ.

Читайте также:  Третий декрет подряд без выхода на работу

Порядок действий в случае ДТП

Для получения компенсационной выплаты следует выполнить ряд обязательных действий. Рассмотрим порядок действий, которого обязаны придерживаться участники ДТП.

Оформление ДТП по Европротоколу:

Остановить машину Первое, что следует сделать – это остановить транспортное средство.
Выяснить кто виноват Самостоятельно фиксировать страховой случай можно при условии, что в ДТП участвуют только 2 автомобиля и сторонами определен виновник.
Сделать фотографии На следующем шаге предстоит сделать фотографии с места ДТП под разным углом.
Заполнить Европротокол В завершение потребуется заполнить извещение на случай ДТП. Все разделы нужно вносить корректно. Вносить исправления и правки нельзя, поскольку в выплате будет отказано.
Поэтому, допустив ошибку, просто начните заполнение нового европротокола.
Обратиться в офис страховщика В течение 5 дней после аварии необходимо обратиться в офис страховщика и заявить о случае. Если обратиться позже, то компания откажет на законном основании.
Получить выплату После принятия полного пакета документов получить выплату или направление на сервис, с которым у страховщика заключен договор на проведение ремонтных работ.

Коэффициент бонус-малус и его влияние на стоимость ОСАГО

Страхование гражданской ответственности автомобилистов действует по системе, которая учитывает интересы каждой стороны – водителя и страховой организации. Для снижения своих рисков последние определяют на сколько увеличится ОСАГО после ДТП с помощью аккуратности езды клиента. На основании этих показателей определяются особые значения. Они могут повлиять на стоимость ОСАГО в любую сторону – понижения и повышения.

Важнейшим показателем, характеризующим безаварийность езды, выступает бонус-малус. Чем более профессионально и аккуратно водитель управляет транспортным средством, тем он ниже.

Если в предыдущем страховом периоде водитель не попадал в аварию, ему будет предоставлена 5-процентная скидка. Она является накапливаемой и может достичь 50%. Если же автомобилист спровоцировал ДТП, тогда множитель увеличится и, как результат, ОСАГО после аварии подорожает.

Судебная практика: что делать, если ОСАГО не покрывает ущерб

Кроме ограничений по закону, может возникнуть ситуация, когда недобросовестная компания производит неправильный расчет суммы ущерба. Эксперт, при оценке может сознательно занизить стоимость деталей или не заметить незначительных повреждений, что приведет к уменьшению суммы компенсации. Также оценщик обычно не учитывает утрату товарного вида. Если ОСАГО не покрывает ущерб, клиент может поступить одним из таких способов:

  • Получив выплаты от страховщика, потребовать возмещение от виновного лица через суд.
  • Если не устраивает размер рассчитанного ущерба, нанять независимого эксперта. Оплатить его услуги потребуется самостоятельно.
  • Обратиться в суд, имея на руках расчет стоимости повреждений от независимого оценщика и взыскать со страховщика компенсацию.

Если у потерпевшего есть полис КАСКО

Наличие данной страховки не лишает права пострадавшую сторону требовать возмещения по ОСАГО, т.к. владельцы машин, застрахованных по КАСКО, имеют те же самые права и обязанности, что и водители, у которых есть только полис ОСАГО.

В таком случае нужно передать оформленные документы по ДТП аварийному комиссару (если такая опция предусмотрена программой страхования) и ждать направления на ремонт.

После возмещения по КАСКО компания-страховщик потерпевшего получает право требования выплаченной суммы к компании-страховщику виновника ДТП.

Предельный размер выплаты со стороны страховой в этом случае составляет также 400 тыс рублей. Если страховка, выплаченная по КАСКО, превышает данную сумму, то страховая компания потерпевшего имеет право требовать выплаты оставшейся суммы с виновника.

Однако стоит обратить внимание на тот факт, что хотя обращение по полису КАСКО, как правило, гораздо комфортнее, чем ожидание возмещения от страховой виновника ДТП, но впоследствии может привести к увеличению стоимости полиса добровольного страхования в последующие периоды.

Это происходит из-за того, что такой клиент является для страховой компании убыточным в независимости от того, по чьей вине произошло ДТП.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *