Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Шторм близок: запрет движения маломерных судов по Татьянке задел слишком многих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Однако с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2022 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Но не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов.Эти правила, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2022 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2022 года.
Где можно пересекать волгу в районе самары на лодке
от 28 апреля 2009 года N 1086
О Правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области (новая редакция)
(с изменениями на 27 октября 2020 года)
Рассмотрев представленный комитетом по нефтехимии, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды проект правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области (новая редакция), Самарская Губернская Дума постановляет:
1. Утвердить Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области (новая редакция) согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Приложение
к Постановлению
Самарской Губернской Думы
от 28 апреля 2009 г. N 1086
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ НА МАЛОМЕРНЫХ СУДАХ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Настоящие Правила в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ устанавливают условия безопасного водопользования в процессе эксплуатации маломерных судов, а также порядок организации и эксплуатации баз (сооружений) для стоянок маломерных судов на водных объектах в Самарской области.
1.2. Настоящие Правила распространяются на принадлежащие не осуществляющим судоходство на внутренних водных путях физическим и юридическим лицам маломерные суда, в том числе водные мотоциклы (гидроциклы).
1.3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1.4. Руководители организаций, имеющих маломерные суда и базы, назначают должностных лиц, ответственных за безопасность эксплуатации этих судов и баз.
Производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации осуществляют лица, назначенные владельцем базы.
2. Условия безопасного водопользования в процессе эксплуатации маломерных судов
2.2. Движение маломерных судов от границ городского округа Тольятти и до границ Ульяновской области осуществляется вдоль обоих берегов Куйбышевского водохранилища с удалением от берега на расстояние не более 1 километра.
2.3. Движение нижним подходным каналом к шлюзам Самарского района гидросооружений и судоходства осуществляется правой по ходу кромкой судового хода в пределах до 10 метров от уреза воды без создания помех для движения судов, не являющихся маломерными.
2.4. Шлюзование маломерных судов шлюзами Самарского района гидросооружений и судоходства осуществляется в соответствии с установленными правилами шлюзования.
2.5. На акватории речного порта от Студеного оврага до ухвостья острова Рождественский маломерные суда должны следовать за пределами правой кромки судового хода. Для движения вниз и вверх против течения допускается использование Рождественской воложки.
2.6. Для подхода к левому (городскому) берегу городского округа Самара и отхода от него выделяются трассы пересечения судового хода в следующих местах:
выше первого верхнего причала «Барбошина поляна» на 300 метров в устье оврага;
ниже спуска ул. Советской Армии на 250 метров;
ниже причала грузовой переправы под спуском ул. Лейтенанта Шмидта на 200 метров;
против устья реки Самары.
2.7. Пересечение судового хода производится под углом, близким к прямому, и в возможно короткий срок, без создания помех для идущих судов по судовому ходу.
2.8. Движение по реке Самаре осуществляется от устья до железнодорожного моста как вверх, так и вниз только вдоль левого берега под левобережный несудоходный пролет автодорожного моста.
2.10. На акватории Сызранского порта движение осуществляется за линией буев, ограничивающих подходной канал, и вдоль южного (противоположного причалам порта) берега.
Из чего состоит практический экзамен
Практический экзамен по управлению маломерными плавательными средствами (кроме гидроциклов) включает:
- пуск двигателя;
- процесс отхода от причала, подхода судна к берегу и его крепление к причальной стенке;
- переключение скоростей и остановка;
- соблюдение направления движения и определение оптимального курса с учётом внешних факторов, в частности направления волны, разворот судна;
- задний ход;
- взаимодействие с иными плавательными средствами, правильная оценка нужного расстояния до прочих судов и иных препятствий под различными углами и с разными курсами;
- понимание знаков навигации, сигналов маяка и прочих обозначений, исполнение подходящих маневров;
- умение пользоваться средствами радиосвязи;
- правильные действия при имитации ситуации «человек за бортом»;
- приближение и остановка у необорудованного берега, отход от необорудованного побережья;
- крепление плавсредства на якорь.
Где регистрируют маломерные суда
Регистрацию проводит любое подразделение ГИМС без привязки к месту прописки собственника судна. Предпочтительно такие действия проводить в том субъекте Российской Федерации, где размещается плавательное средство, так как в противном случае инспектор ГИМС не сможет его осмотреть.
Если вы находитесь в отличном от места размещения судна регионе РФ и не можете провести все процедуры самостоятельно, то допускается оформление доверенности на представителя, который готов выполнить все необходимые действия: подать заявление, предоставить плавательные средства к осмотру и получить все необходимые документы после регистрации. При этом необходимо правильно проставить статус заявителя (собственник или представитель по доверенности) в заявлении о регистрации.
Штрафы за переоборудование судна
Судно переоборудовано без разрешений | 5000-10000 рублей |
Переоборудовано с нарушением норм пассажировместимости | 5000-10000 рублей |
Переоборудовано с нарушением ограничений по району и условиям плавания | 5000-10000 рублей |
Управление судном в состоянии опьянения и отказ от мед освидетельствования
С пьяного судоводителя | 1500-2000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Если передать управление пьяному | 1500-2000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Уклонение от медицинского освидетельствования на опьянение | 1000-1500 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Штрафы на воде для маломерных судов и их владельцев 2021
В прошлом году был принят Федеральный закон 217-фз от 27.07.19 о внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях. Были существенно увеличены штрафы и наказания , в том числе связанные с маломерными судами.
Поскольку близится открытие навигации на всех водоемах страны, то полезно будет напомнить о том, что и как будет наказываться. Например, если раньше лишение прав на управление маломерным судном следовало только за управление судном в нетрезвом виде, то сейчас увы, перечень расширился существенно. Но, пожалуй сделаем обзор по порядку, комментируя, как может применяться та или иная статья.
Статья 11.7. Нарушение правил плавания
Для нас, водителей маломерных судов, актуальна вторая часть этой статьи.
2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков —
влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.
Видим очень большой разброс наказаний за нарушения. От пятисот рублей, до лишения права управления на полгода. А в чем разница? Чем будет руководствоваться должностное лицо, выбирая степень наказания? В теории — степенью тяжести нарушения. То есть, если вы среди белого дня рассекаете водную гладь с неясно читаемым номером, и не создали при этом ни для кого угрозы, то скорее всего «для профилактики» инспектор ГИМС выпишет 500 рублей, если маломерное судно ночью будет без огней стоять на судовом ходу, подвергая риску и себя и мешая проходящим судам, то скорее всего это будет лишение прав. (Это в лучшем варианте, если не причинен никому ущерб, и угроза движению не реализовалась в аварию)
Существует распространенное заблуждение, что инспекция ГИМС смотрит только за зарегистрированными судами. Отнюдь, есть четкое примечание в кодексе к этой статье :
Примечание. Под маломерным судном в настоящем Кодексе следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Всё! Никаких «зарегистрированных в установленном законом порядке». Любое судно попадающее под эти критерии не должно нарушать правила, другое дело, что при отсутствии прав нельзя лишить и права управления.
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Что это означает в переводе с казенного на русский? Вроде понятно — ТО надо раз в 5 лет проходить, если твоя лодка зарегистрирована, или получаешь штраф. Но вот два острых момента особенно актуальны :
1- «нарушение ограничений по району и условиям плавания». Многие ли из нас помнят, какой район плавания записан у них ? Напомню районы плавания это то , что обозначается буквами МП (морские водные пути), ВВП (внутренние водные пути — то есть реки и озера с обозначенной навигацией),ВП (водные объекты без обозначенных навигационных путей)в правах и судовом билете и, например, если у вас в правах например нет района МП (морские водные пути), то на Финском заливе вас не спасает от штрафа в 5000 рублей даже техосмотр и полная комплектация лодки. Равно как если у вас есть права на МП, но в судовом (пункт 17.1 этой неудобной простыни) не написано «годен на МП», то снова на заливе вас ожидает неприятность означенного масштаба. Но ладно, если б было все так очевидно, но есть еще «условия плавания», которые в судовом билете раньше обозначались как формула, ограничивающая ваши возможности по высоте волн и удалению от берега(укрытия). Теперь эти параметры скрыты в билете за словами «Категория сложности, район плавания», например практически у всех рыбацких маломеров стоит кс IV р IV, что это значит? Это значит, что лодка (катер) может ходить в районах МП и ВВП (ВП- по умолчанию) , относящихся к 4 категории сложности и с требованиями безопасности 4 разряда. А вот что это на практике ограничивает? Оказывается 4 разряд это как раз и есть ограничения по удалению от берега и высоте волны.
Спасательный жилет выбирается под конкретные условия, в которых будет ходить лодка для конкретного человека. Если планируется небольшие прогулки с малой удаленностью от берега, то вполне подойдут страховочные жилеты. Жилеты для рыбалки и охоты имеют свою расцветку. Жилет должен соответствовать размеру человека и его весу. На каждом жилете указан вес, который он способен удержать на поверхности воды. Жилет должен плотно сидеть на теле, он не должен легко сниматься через голову.
Если планируются дальние переходы или удаление от берега на значительное расстояние, то рекомендуется использовать качественные сертифицированные ГИМС жилеты. Расцветка должна быть обязательно ярко-оранжевой.
Обязанности судоводителя
Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018–2019, судоводители обязаны:
- знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства;
- перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна;
- при перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
- обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.);
- выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.
Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.
Маломерные суда — всероссийский обман: большинство лодок с мотором регистрировать нужно
С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Новая редакция правил ГИМС 2021 года, согласно приказу №340, успела наделать шуму среди обывателей. И если вначале все дивились и радовались послаблению дурковатых законов в данном русле, то потом радость сменилась недоумением и ощущением того, что народ опять «натянули».
фото: Семина Михаила
Нормативные правовые акты регламентирующие регистрацию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
- Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339).
- Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).
Согласно этим приказам, порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС России, существенно отличается от того, который устанавливал ранее приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500.
Административные проступки
Отсутствие на судне документов, требуемых для проверки инспекторами ГИМС, влечет за собой получение предупреждения или оформление штрафа в размере 100 рублей. Поэтому всегда возите с собой водительские права, судовой билет и свидетельство о праве собственности (или доверенность).
Штрафом в размере от 300 до 500 рублей караются мелкие правонарушения, в числе которых:
- опасное маневрирование;
- превышение скорости;
- несоблюдение правил плавания;
- игнорирование навигационных знаков;
- остановка в запрещенных для стоянки местах;
- невыполнение требований по использованию звуковых и световых сигналов.
Далее ставка штрафных санкций повышается от 500 до 1000 рублей. К этой категории относятся такие нарушения, как необоснованное отсутствие технического освидетельствование и неправильное нанесение бортовых номеров. В пределах этих же сумм карается управление маломерным судном без регистрации, отсутствие судоводительских прав, переоборудование лодки или катера без полученного разрешения от надзорных органов ГИМС МЧС.
Также в размере от 500 до 1000 рублей налагается штраф на судоводителей, перевозивших на борту число пассажиров, превышающее установленную норму. Еще здесь стоит отметить такие правонарушения, как игнорирование границ акваторий разрешенного судовождения и закрытых для плавания районов. И, наконец, до 1 тысячи рублей придется заплатить в случае, если при проверке инспекторы выяснят, что используемое плавсредство имеет запрещенные правилами судоходства неисправности.
ГИМС МЧС России является правопреемником ГИМС России, которая была образована постановлением Совета Министров РСФСР от 15 июня 1984 года № 259 «О мерах по упорядочению пользования маломерными судами в РСФСР».
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 27.12.1984 № 1826-р в составе центрального аппарата Минжилкомхоза РСФСР создано Главное управление Государственной инспекции по маломерным судам. Начальником Главного управления назначен Герой Советского Союза, капитан первого ранга Голубев Дмитрий Николаевич.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1985 № 65 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР.
ГИМС России состояла из Главного управления ГИМС России, 73 государственных инспекций по маломерным судам субъектов РФ (территориальные ГИМС) и одной бассейновой государственной инспекции по маломерным судам (Обь-Иртышского бассейна Тюменской области). В состав бассейновой и территориальных ГИМС входили спасательные станции, спасательные посты, маневренные поисковые группы, инспекторские отделения и участки, группы технического надзора, регистрационной и экзаменационной работы, патрульной службы, диагностические станции для проведения технических осмотров и другие подразделения, необходимые для осуществления задач, возложенных на инспекцию.
До 1992 года ГИМС России осуществляла свою деятельность в системе Минстроя России, затем передана в Минприроды России, Госкомэкологию России, а в 2000 в Министерство природных ресурсов (МПР) РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 47 «О Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации» во исполнение указа Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Государственная инспекция по маломерным судам России была передана из МПР в ведение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Положением о ГИМС МЧС России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 года № 835, на ГИМС МЧС России возложены только надзорно-контрольные функции.
С передачей руководства деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России все территориальные подразделения были включены в состав главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а в каждом субъекте Российской Федерации (за исключением Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика и Республика Северная Осетия (Алания) и Республика Адыгея) были созданы федеральные казенные учреждения Центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъекту Российской Федерации.
В целях координации деятельности территориальных подразделений в Центральном аппарате создано Управление Государственной инспекции по маломерным судам, которое в 2014 году переименовано в Управление безопасности людей на водных объектах с передачей дополнительных функций.
Правила водного движения маломерных судов 2021
Однако с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2021 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Но не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов.Эти правила, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2021 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2021 года.
Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.
По утвержденным правилам на воде, на лодку с мотором мощностью свыше пяти лошадиных сил нужно удостоверение на право управления. В таком случае она считается маломерным судном.
Техническое освидетельствование проводится обязательно для маломерных судов. К таковым принадлежат плавсредства длиной до двадцати метров. Максимум они могут перевозить до двенадцати пассажиров.
- Лодка без регистрации не нуждается в техосмотре.
- Частные гребные суда, которые передвигаются во внутренних водах, также не нужно подвергать техосмотру, даже если их вес больше двухсот кило. Но регистрировать опять же придется.
Рекомендуем прочитать: Особенности лодки с транцем под мотор
По правилам, предоставить лодку на очередной техосмотр нужно как на берегу, так и на воде. Таким образом судно проверяют на непотопляемость, управляемость, плавучесть и другие качества. А на земле осматривают корпус, силовую систему и прочее.
Техосмотр необходим по следующим показателям.
- Самодельные лодки без сертификатов после регистрации в ГИМС.
- По истечении пяти лет, когда подходит время для очередного освидетельствования.
- При переезде в другой субъект РФ.
- Если во время ТО были нарекания, нужно их устранить и вновь привезти судно на осмотр.
- При замене подвесного лодочного мотора или установке стационарного.
- По желанию владельца лодки.
Новенький катер или лодка осматривается только на суше. Инспектор изучит документы, вместимость, требования по грузоподъемности, допустимой мощности и возможности установки более одного движка.
Кроме того, при первом освидетельствовании учитываются минимальная высота борта, волны, которая не накроет судно, наличие спасательных средства, сигнальных огней и других обязательных вещей.