Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подтверждение ставки 0 при экспорте в Казахстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заполнение деклараций на товары в обычном режиме на грузы, перемещаемые между государствами ЕАЭС упразднено, учет производится через подачу формы статистического декларирования (статформы) в таможню государства вывоза. Подача статистических форм производится в целях учета перемещения грузов при внешней торговле России со странами-участниками Евразийского экономического союза. Статформа оформляется тем лицом, которое совершило сделку, или по поручению которого была совершена данная сделка, или которое наделено правом владения, распоряжения товарами.
Что и кто облагается «экспортным» НДС
Сразу отметим, что на налогоплательщиков, применяющих УСН, требование о подтверждении ставки НДС при экспорте не распространяется. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, «упрощенщики» признаются плательщиками НДС лишь в отношении товара, который они ввозят на территорию России. Что же касается экспорта, то для компаний и предпринимателей на УСН этот тип операций в части налогообложения не имеет никаких отличий от работы с отечественными покупателями.
А вот организациям, применяющим классическую систему налогообложения (ОСНО), необходимо помнить об особенностях экспортных операций в страны ЕАЭС. И прежде всего о том, что подтверждать ставку НДС 0% нужно по любым товарам, даже по тем, которые в соответствии со статьей 149 НК РФ этим налогом не облагаются. Все дело в том, что в части экспортных операций налогообложение регламентируется нормам международных договоров. И согласно статье 7 НК РФ, такие соглашения имеют приоритет над нормами Налогового кодекса России.
ЕАЭС действует на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Нормы, регулирующие порядок налогообложения при экспорте, указаны в пункте 1 статьи 72 этого договора, а также в пункте 3 приложения № 18 к нему «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Так вот, согласно указанным нормам, для товаров, перечисленных в статье 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС по ставке 0% не предусмотрено.
Итак, любой товар, работа или услуга, реализуемая в страны ЕАЭС, для российского плательщика НДС облагается этим налогом по ставке 0%. Это подтверждено письмами Минфина от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40. При этом в счете-фактуре помимо ставки 0% следует указать код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС — этого требует подпункт 15 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В соответствии с требованиями подпункта 1.1 пункта 3 статьи 169 НК РФ, составлять счет-фактуру необходимо и в случае реализации на экспорт товаров, поименованных в статье 149 НК РФ.
Что касается вычетов, то больше не нужно отдельно учитывать «входной» НДС по товарам, которые будут реализованы на экспорт, и восстанавливать его при отгрузке. Теперь порядок вычета НДС (коме сырьевых товаров) соответствует обычному. То есть при наличии счета-фактуры «входной» налог по таким товарам принимается к вычету в том периоде, когда они приняты к учету. Такое правило действует с 1 июля 2016 года, когда вступили в силу соответствующие поправки в российский Налоговый кодекс.
Документы для подтверждения экспорта в Казахстан
Документы, подтверждающие экспорт в Казахстан аналогичны для всех стран, входящих в ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз), среди которых: Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия и Россия.
Какие документы необходимы:
Контракт, на основании которого производился экспорт продукции. Важно, чтобы все реквизиты и подписи хорошо читались и не могли вызвать вопросов у российской налоговой, а стоимость товара соответствовала рыночной.
Заявление о ввозе товара и уплате ввозного НДС покупателем, с отметкой налоговой службы. Покупатель, при ввозе товара из России обязать уплатить НДС до 20 числа месяца, следующего за месяцем фактического ввоза товара. При этом российскому экспортеру необходимо получить от него копию заявления с отметкой налогового органа.
Товаросопроводительные (транспорные) документы. На УПД либо товаро-транспортной накладной должна быть подпись водителя и номер ТС, фактически осуществлявшего перевозку товара на территорию РК (к сожалению, до сих пор не все транспортные компании могут предоставить все документы в соответствующем виде, для подтверждения экспорта товара).
Иные документы, предусмотренные законодательством. В частности, при сумме контракта более 6 000 000 рублей необходимо открывать паспорт сделки.
Возврат НДС при экспорте в Казахстан после подачи декларации в налоговую зависит не только от правильного и своевременно оформления всех перечисленных документов. Если Ваш поставщик не оплатил НДС за поставленный Вам товар – это так же послужит поводом для отказа в возврате налоговой. Так же, необходимо учесть, что для Киргизии подтверждение экспорта поставщику – процедура новая, и необходимо заблаговременно обговорить вопрос предоставления заявления об уплате косвенных налогов.
Особенности использования нулевой ставки в экспортных операциях
Применение данной налоговой ставки в экспортных операциях в Казахстан возможно только при предоставлении полного пакета документов, состав которого приведен в 4 пункте Протокола о взимании косвенных налогов.
При непредставлении обосновывающих документов вместо нулевой ставки применяется стандартная – 10 или 18 %-тов.
Нулевая ставка в экспортных операциях с российской территории действует в том числе при вывозе необлагаемых НДС товаров.
Экспортер подготавливает счет-фактуру, в котором в 7 графе проставляет величину ставки 0%, после чего передает один экземпляр покупателю из Казахстана, второй оставляет себе и заносит его данные в Книгу продаж. Оформление счета-фактуры выполняется в срок до 5 суток с отгрузочного дня, а в Книгу продаж реквизиты заносятся в квартале, когда заполнены, оформлены и собраны все документы, требуемые для обоснования права на данную ставку.
Ставка 0% действует в том числе при вывозе ценностей на хранения в складских помещениях Казахстана с последующей их реализации российскими продавцами.
Учет входного НДС по экспорту в Казахстан
Налог, заявленный поставщиками товаров, которые позже вывозятся в Казахстан, зачитывается в виде вычета, уменьшающего итоговый НДС к перечислению.
Данная операция возможна, если поставщик передал с/ф, в котором отдельной графой фигурирует величина добавленного налога. По товарам, приобретенным после 01.07.16, эта сумма принимается к вычету после принятия их к учету.
Входной налог по, так называемым, сырьевым товарам, обозначенным в абз.3п.10 ст.165 НК РФ, принимается к вычету на день расчета базы для исчисления добавленного налога, определенный ст.167. В отношении рассматриваемых операций этот момент будет соответствовать последнему дню квартала, когда подготовлен пакет документов, подтверждающих возможность использования нулевой ставки. Если же документы не собраны, то день вычисления базы будет соответствовать дате отгрузки.
Указанные выше правила, прописанные для сырьевых товаров, справедливы также в отношении ценностей, услуг, работ, приобретенных и принятых к учету до 01.07.16.
Учёт импортируемого товара из РК
Порядок представлен в табличке:
Операция | Дебет | Кредит |
Цена товаров, которые импортируются из РК | 42 | 61 |
Оплаченная импортируемая продукция | 61 | 52 |
Налог начислен к оплате | 20 | 69 |
Отдача выручки от продажи | 63 | 90-2 |
Особенности экспорта товаров двойного назначения
Осуществить экспорт товаров в Казахстан затруднительно, если эти товары могут использовать в военных целях. Но даже если такого намерения нет, следует учитывать, что некоторые экспортеры даже не подозревают, что их товары могут попасть в данную категорию. К примеру, кто бы мог подумать, что оптические линзы или липкая лента зеленого цвета могут быть товарами двойного назначения. В данном разделе подробно разберем, существует ли перечень таких товаров и что делать, чтобы все-таки получить разрешение на экспорт товаров в Казахстан.
Что такое товары двойного назначения? Так называют продукцию, которая применяется в гражданских целях, но может быть использована для создания самых разных видов вооружения. Это может быть оборудование, различные материалы, сырье. Кроме того, в данный список входит и некоторая информация научно-технического характера, которая может быть применима при создании:
-
различной военной техники и вооружения;
-
ядерного и ракетного оружия;
-
химического и бактериологического оружия.
Все товары двойного назначения в обязательном порядке проходят экспортный контроль, который представляет собой систему защиты интересов страны при конверсии оборонной промышленности, при расширении ВЭД и следовании международным обязательствам по нераспространению оружия массового поражения. Система экспортного контроля реализуется Комиссией по экспортному контролю при российском правительстве.
В 2010 году Таможенный союз между бывшими странами СССР, Казахстаном, Белоруссией и Россией не только начал функционировать, но и установил Единый перечень товаров, которые подлежат лицензированию при экспорте в Казахстан и другие страны союза. В каждой стране имеются свои инстанции, которые выдают лицензии товарам. Например, на территории России такую деятельность осуществляет Минпромторг.
Применение данного договора на практике показало, что чаще всего в Минпромторг обращаются за лицензиями на высокочастнотное и радиоэлектронное оборудование и прекурсоры.
На таможне каждому товару присваиваются определенные коды ТН ВЭД, которые совпадают с подобным кодом товара, являющегося объектом экспортного контроля. Лицо, осуществляющее грузоперевозку, должно предъявить документацию, которая бы свидетельствовала о том, что лицензия в отношении этих товаров не нужна, или, наоборот, необходима. Существуют общие и частные признаки товаров двойного и военного назначения, по которым определяется необходимость оформления на них лицензии: код ТН ВЭД СНГ и некоторые значения характеристики товара. При совпадении только общих признаков лицензия не нужна.
Например, товар может быть классифицирован как продукция двойного назначения согласно коду, но при этом обладать характеристиками, не соответствующими реальному уровню угрозы. Например, бинокли могут быть расценены как товар двойного назначения, потому что их можно использовать в военных целях. Но если в реальности такой бинокль приближает достаточно слабо, то и лицензия на этот товар не нужна.
Следует отметить, что определенные организации, в соответствии с постановлением № 477 от 21.06.2011 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля», имеют разрешение на осуществление экспертизы контролируемых товаров и технологий.
Что же касается товаров, которые могут стать проблемными при их экспорте в Казахстан, то, к сожалению, такого полного перечня не существует. Есть различные постановления и приказы, но никто не проводил работу по сведению их в единый реестр. Таким образом, имеется лишь код ТН ВЭД, по которому решение принимается таможенными органами на месте, исходя из характеристик товаров.
Товары двойного назначения перечислены в указе Президента № 1661 от 17.12.11 г. Список этот довольно объемный: пять разделов включает девять категорий товаров.
К примеру, если вы экспортируете в Казахстан токарный станок с числовым программным управлением, то он попадает в список продукции двойного назначения. Если при сравнении его технического описания с характеристиками, данными в указе, выявлены совпадения, то надо будет получить лицензию на его вывоз или предписание о том, чтобы не относить данный станок к объектам экспортного контроля. Обычно такие предписания оформляются в течение двух-четырех недель.
Нельзя сбрасывать со счетов и личный фактор, ведь за выпуск товаров на экспорт отвечает таможенный инспектор. Например, он может настоять на проведении экспортного контроля технически сложного товара, поскольку сам недостаточно компетентен в технических вопросах. Но экспорт сложной техники в Казахстан из России – явление относительно редкое, т. к. импортных поставок намного больше, чем экспортных.
На таможне могут запретить экспорт какого-либо товара в Казахстан в случае, если имеются сомнения на счет возможностей его применения. Кроме того, отсутствие какой-либо документации также станет весомым основанием для отказа. Поэтому так важно иметь на руках лицензию или какие-то иные документы (техдокументация, заключение ФСТЭК), которые способны подтвердить, что данный товар после экспорта в Казахстан не будет применен для военных целей.
Как уже говорилось, частым предметом споров при экспорте товаров в Казахстан становятся бинокли. Конечно, имеются четко прописанные критерии оптических приборов, которые нельзя провозить через границу, но следует понимать, что таможенные служащие – такие же люди, и они могут ошибиться либо просто в силу каких-то подозрений запретить экспорт определенного товара в Казахстан.
При экспорте в Казахстан как товары двойного назначения могут быть классифицированы электронно-оптические преобразователи, обладающие приведенными ниже признаками:
1. В волновом диапазоне 400–1050 нм имеют максимальную спектральную чувствительность.
2. Использование в электронном усилении изображения:
-
микроканальной пластины, имеющей межцентровое расстояние до 12 мкм, не более;
-
электронного чувствительного элемента с шагом небинированных пикселей до 500 мкм, не более. При этом он должен быть разработан или модифицирован таким образом, чтобы зарядовое умножение достигалось не так, как в микроканальной пластине.
3. Фотокатоды таких видов:
-
многощелочные (к примеру, S-20 или S-25), имеющие интегральную чувствительность свыше 700 мкА/лм;
-
GaAs либо GalnAs фотокатоды;
-
прочие полупроводниковые, выполненные на основе соединений III – V;
Как можно вернуть НДС при экспорте: 2 варианта
Имея главной задачей возврат НДС при экспорте, знайте, что успех любого предприятия во многом зависит от опыта и квалификации юриста. Он должен не только понимать экономическую сущность этого процесса и обладать весомым багажом знаний о налогообложении хозяйственных операций, но и просчитывать реакцию налоговой на свои аргументы и действия.
Для российских компаний есть два способа возвращения НДС из бюджета:
- перечисление суммы уплаченного ранее НДС на расчетный счет;
- зачтение истраченной суммы в будущие налоговые платежи.
Какой из вариантов станет оптимальным для вашей компании, покажут сложившиеся обстоятельства, а также меры, принятые налоговым юристом. На практике вопросы возврата НДС обычно разбираются в суде, и снова всё зависит от реакции вашего юриста.
Так как подавляющее большинство дел решается в судебном порядке, налоговый юрист, который отстаивает ваше право на возврат НДС при экспорте, своими знаниями и способностью убеждать должен превзойти юристов ИФНС. Он должен максимально доходчиво изложить свою позицию суду, используя общепринятую судебную терминологию. Короче говоря, вам нужен профессионал высокого класса, способный решать сложнейшие задачи. Иначе возврат НДС при экспорте, равно как и в другой сфере деятельности будет крайне затруднителен и даже невозможен.
Вычет входного НДС (в т. ч. восстановленного) по товарам (работам, услугам), использованным для проведения экспортной операции, производится на основании счетов-фактур, выставленных организации-экспортеру поставщиками. При этом счета-фактуры, оформленные с нарушением порядка, установленного Налоговым кодексом РФ, не являются основанием для принятия сумм входного НДС к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Ситуация: как вести раздельный учет для вычета входного НДС, если организация осуществляет поставки как на экспорт, так и внутри России?
Порядок ведения раздельного учета разработайте самостоятельно и закрепите в учетной политике для целей налогообложения (п. 10 ст. 165 НК РФ).
Если организация приобретает товары как для поставки на экспорт, так и для продажи на внутреннем рынке, она должна вести раздельный учет входного НДС (письмо Минфина России от 26 февраля 2013 г. № 03-07-08/5471). Учет НДС нужно вести по каждой экспортной поставке (п. 6 ст. 166 НК РФ). На практике бухгалтеры организуют раздельный учет с помощью дополнительных субсчетов:
- к счетам, на которых учитываются реализуемые товарно-материальные ценности (41 «Товары», 43 «Готовая продукция»);
- к счетам, на которых учитываются затраты, связанные с производством и реализацией (20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу»);
- к счету 90 «Продажи».
Особое внимание нужно уделить раздельному учету входного НДС. Например, к счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» можно открыть субсчета:
- 19-1 «НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации в России»;
- 19-2 «НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации на экспорт».
Если таким образом организовать раздельный учет не удается, сумму входного НДС можно распределить пропорционально:
- стоимости продукции, отгруженной на экспорт и на внутренний рынок;
- затратам на производство продукции, отгруженной на экспорт и на внутренний рынок и т. д.
Предъявленную поставщиками сумму НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации на внутреннем рынке, примите к вычету в момент принятия активов к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Предъявленную поставщиками сумму НДС по товарам (работам, услугам), использованным для экспортной поставки, примите к вычету в момент определения налоговой базы по данной операции (ст. 167 НК РФ). Таким моментом может быть:
- либо последний день квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих правомерность использования нулевой ставки НДС (п. 9 ст. 167 НК РФ);
- либо день отгрузки товаров (работ, услуг), если экспорт подтвердить не удалось (п. 1 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ).
Входной НДС, принятый к вычету раньше указанного срока, подлежит восстановлению. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 июня 2011 г. № 03-07-08/165.
Пример ведения раздельного учета «входного» НДС. Организация осуществляет поставки товаров как на экспорт, так и внутри России
В I квартале ООО «Альфа» отгрузило продукции на общую сумму 1 108 000 руб. (в т. ч. НДС – 108 000 руб.), в том числе на экспорт на сумму 400 000 руб. (по ставке НДС – 0%). Отгруженная продукция полностью оплачена покупателями. Общая сумма входного НДС по материалам (работам, услугам), использованным для производства отгруженной продукции, составила 80 000 руб. Необходимые документы для подтверждения реального экспорта организация собрала и передала в налоговую инспекцию в I квартале.
«Альфа» распределяет суммы входного НДС пропорционально стоимости продукции, отгруженной на экспорт, и продукции, отгруженной на внутренний рынок. Этот способ закреплен в учетной политике организации.
Чтобы распределить сумму входного НДС, подлежащего вычету по внутренним и экспортным операциям, бухгалтер «Альфы» определил долю выручки от реализации (без НДС) экспортных товаров в общем объеме выручки (без НДС) за I квартал: 400 000 руб. : (1 108 000 руб. – 108 000 руб.) = 0,4.
Сумма входного НДС, которая принимается к вычету по экспортным операциям, равна: 80 000 руб. × 0,4 = 32 000 руб.
Организация может предъявить ее к вычету в том периоде, в котором был подтвержден факт реального экспорта, – то есть в декларации за I квартал.
Сумма входного НДС, которая принимается к вычету по операциям на внутреннем рынке, составляет: 80 000 руб. – 32 000 руб. = 48 000 руб.
Эту сумму организация тоже предъявляет к вычету в декларации за I квартал.
Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать организации в праве на вычет входного НДС по экспортной поставке, если в результате мероприятий налогового контроля было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не перечислил сумму НДС в бюджет?
По мнению контролирующих ведомств, в данном случае организация не имеет права на вычет НДС.
В частных разъяснениях представители налогового ведомства, ссылаясь на постановления Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. № 12210/07 и Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, придерживаются следующей точки зрения. Нельзя принять к вычету входной НДС, если поставщик, выставивший счет-фактуру, не перечислил сумму налога в бюджет. Если же организация приняла к вычету НДС по такому счету-фактуре, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности.
Есть примеры судебных решений, в которых судьи встают на сторону налоговых инспекций (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23 июля 2008 г. № Ф04-4437/2008(8402-А75-41), от 1 ноября 2006 г. № Ф04-7402/2006(28147-А75-41), Московского округа от 4 февраля 2008 г. № КА-А40/8852-07, от 21 января 2008 г. № КА-А40/14503-07, Северо-Кавказского округа от 16 августа 2007 г. № Ф08-4591/2007-1791А, Дальневосточного округа от 15 августа 2007 г. № Ф03-А04/07-2/3045, от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42, Восточно-Сибирского округа от 9 октября 2007 г. № А10-6310/06-Ф02-6898/07).
Совет: есть аргументы, позволяющие организациям принять к вычету входной НДС по экспортной поставке, даже если поставщик, выставивший счет-фактуру, не перечислил сумму налога в бюджет. Они заключаются в следующем.
Факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:
- организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
- деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Об этом сказано в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:
- организация считается невиновной в правонарушении, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
- организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении правонарушения;
- обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.
Реализация на экспорт в ЕАЭС несырьевых товаров и готовой продукции
Для осуществления внешнеэкономической деятельности необходимо открытие расчётного счёта в валюте контракта. Действующим законодательством предусмотрена необходимость постановки экспортного договора на учёт для целей валютного контроля.
Необходимость постановки на учёт и получение УНК будет зависеть от суммы контракта:
- Если сумма составляет менее 200 тысяч рублей, предоставление подтверждающих сделку документов не требуется;
- Если сумма составляет от 200 тысяч до 6 миллионов рублей, контроль осуществляется в упрощённом порядке;
- Если сумма превышает 6 миллионов рублей, предусмотрен обязательный порядок постановки на учёт и полноценный валютный контроль.
Детали процедуры постановки экспортного договора на учёт можно уточнить у юристов нашей компании или операционистов банка.
После заключения экспортного контракта, постановки его на учёт в банке и, как правило, получению оплаты или предоплаты за товар экспортёр начинает готовить документы для таможенного оформления экспорта товаров из России.
Экспорт товаров в страны ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию) осуществляется в упрощённом порядке, по сути, речь идёт только о статистическом декларировании и подаче соответствующей отчётности в таможенные органы.
Юристы нашей компании готовы помочь экспортёрам товаров как в форме консультаций по любым вопросам таможенного, налогового, валютного законодательства, так и в формате полного юридического сопровождения экспортных поставок.
По отдельным вопросам, связанным с экспортом товаров из России, наши юристы оказывают бесплатные юридические консультации.
Согласно п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Основными документами, регулирующими порядок взимания НДС при вывозе товаров с территории РФ в Казахстан, являются:
- Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Соглашение);
- Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее — Протокол);
- НК РФ (в частности глава 21 НК РФ).
При этом приоритет имеют нормы Соглашения и Протокола (ст. 7 НК РФ).
В соответствии со ст. 1 Соглашения экспортом товаров является вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства — участника таможенного союза на территорию другого государства — участника таможенного союза.
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).
В силу п. 1 ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории РФ на территорию Казахстана применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.
На основании п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения нулевой ставки НДС организация-экспортер представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):
- договор (контракт) с учетом изменений, дополнений и приложений к нему, на основании которого осуществляется экспорт товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов таможенного союза);
- транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию Казахстана. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством РФ (отметим, что по мнению контролирующих органов, на транспортных и товаросопроводительных документах, представляемых в налоговые органы, не предусмотрено каких-либо отметок таможенного органа о вывозе товара (письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.08.2010 N 16-15/086789));
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством РФ (уточним, что под иными документами следует понимать, например, договоры комиссии (агентские договоры, договоры поручения), если товары с территории РФ в государства — члены таможенного союза поставляются через посредников).
Отметим, что в настоящее время выписку банка при экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан в налоговый орган представлять не требуется (пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола, п. 1 ст. 165 НК РФ).
Казахстан вводит сопроводительные накладные для прохождения границ
Вы – Поставщик в России, у вас есть Покупатель в Казахстане. Тогда экспорт в Казахстан будет осуществляться следующими этапами:
- ШАГ 1
Вы направляете нам запрос. Мы производим рассчет стоимости экспорта в Казахстан. Высылаем условия сотрудничества.
- ШАГ 2
Если вас устроило наше предложение по экспорту в Казахстан, подписываем договор купли-продажи товара в соответствии с российским законодательством.
- ШАГ 3
Клиент в Казахстане вносит оплату. Мы сразу переводим деньги на ваш счет.
- ШАГ 4
Собираем пакет документов, который доставляет вам курьер.
- ШАГ 5
Доверенное лицо забирает груз вместе со всеми официальными бумагами. Транспортируем продукцию на склад покупателя. Сделка успешно завершена.
ОЧЕВИДНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ С НАМИ
- Отсутствие риска не возврата «экспортного» НДС при экспорте в Казахстан
- Отсутствие необходимости взаимодействия с таможенными органами
- Избежание утомительной процедуры доказывания налоговым органам правомочности применения налоговых вычетов
- Получение до 10% сверху от стоимости Вашего товара в качестве БОНУСА от нашей организации !
Важная налоговая особенность экспортной деятельности — реализация таких товаров облагается НДС по ставке 0%.В соответствии с пп. 2, п. 1 ст. 164 НК РФ реализация товаров, вывезенных из РФ на территорию другого государства члена ЕАЭС, облагается НДС по ставке 0% Дополнительно налогоплательщик вправе заявить вычеты по НДС за приобретённый экспортируемый товар.См. п. 3 ст. 172 НК РФ
1. Задача: организовать экспортное торговое направление
При этом на территории Казахстана не предполагается создание какой-либо инфраструктуры, продукция доставляется напрямую покупателю с территории РФ.
Постольку в описанных условиях на территории Казахстана деятельность не ведётся, использование существующей российской компании вполне допустимо и не вызывает каких-то дополнительных налоговых последствий. Вместе с тем, подтверждение «нулевой ставки» по НДС сопряжено с прохождением камеральной проверки.
Если же возникают основания для возмещения НДС из бюджета, будьте готовы к тому, что налоговые органы проверят контрагентов и операций с особой тщательностью. Их цель — найти хоть малейшую зацепку для отказа в подтверждении налогового вычета.
- налоговая оптимизация и безопасность;
- отношения между бизнес-партнерами;
- защита активов бизнеса и собственника;
- скрытое владение и другие темы.
Порядок отражения в декларации по НДС отгрузки товара в Республику Казахстан, учитывая, что полный пакет документов не собран
11.05.2016
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Овчинникова Светлана
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При экспорте в Республику Казахстан для подтверждения нулевой ставки по НДС в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров необходимо представить в налоговый орган предусмотренный законодательством пакет документов. Собранный пакет документов представляется одновременно с представлением налоговой декларации по НДС.
Если полный пакет документов собран организацией в установленный срок, то операции по экспорту подлежат включению в налоговую декларацию за тот квартал, на который приходится день сбора пакета документов. В этом случае налоговая база по НДС и соответствующие налоговые вычеты отражаются соответственно по строкам 020 и 030 раздела 4 налоговой декларации.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст.
2 Таможенного кодекса Таможенного союза территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, составляют единую таможенную территорию Таможенного союза (далее — ТС).
- При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств — участников ТС (в частности между Россией и Казахстаном) необходимо руководствоваться:
- — Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее — Договор);
- — Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол) (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.);
— Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее — Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
— НК РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
На основании п. 3 Протокола при экспорте товаров с территории РФ на территорию Республики Казахстан налогоплательщиком РФ применяется нулевая ставка НДС, при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола.
- Такими документами являются:
- 1) договор (контракт), заключенный с налогоплательщиком Республики Казахстан, на основании которого осуществляется экспорт;
- 2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера (российской организации), если иное не предусмотрено законодательством, в частности, РФ.
Отметим, что нормы п. 1 ст.
Какой порядок возврата (возмещения) НДС при экспорте в Казахстан?
Компаниям, которые работают по упрощенной системе налогообложения (УСН), несколько проще осуществлять экспорт в Казахстан. Им нет необходимости предоставлять в налоговую службу декларацию по НДС, и отдельно вести учет товара или оборудования поставляемого в Казахстан. Все остальные документы они оформляют, как и плательщики НДС.
Всех этих сложностей можно избежать, если доверить нашей компании оформление документов для экспорта в Казахстан, мы также предоставляем услуги по экспорту. Обращайтесь и мы возьмем на себя решение всех вопросов, включая и организацию доставки.
111033 г. Москва, ул. Средний Золоторожский пер., д. 13
Телефон для связи:
В соответствии с пунктом 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложения № 18 к Договору о евразийском экономическом союзе) при экспорте товаров с территории одного государства — члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС:
- применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола;
- право на налоговые вычеты осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства — члена ЕАЭС в отношении товаров, экспортированных за пределы ЕАЭС.
Если на экспорт в государства — члены ЕАЭС отгружаются несырьевые товары:
- вычет предъявленной суммы НДС производится в общеустановленном порядке, т. е. аналогично вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС по ставкам 18 % и 10 % (п. 3 ст. 172 НК РФ);
- у налогоплательщика отсутствует обязанность определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров с применением ставки 0 %, т. е. отсутствует обязанность ведения раздельного учета (абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ).
Поступление товаров в организацию (операции: 2.1 «Поступление товаров»; 2.2 «Учет входного НДС») регистрируется в программе с помощью документа Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (накладная) (раздел Покупки — подраздел Покупки — гиперссылка Поступление (акты, накладные)) (рис. 1).
Принципы использования ставки 0% по НДС
Ставка 0% по НДС применяется в определенных случаях, среди которых преобладают ситуации вывоза товара/грузов из РФ и оказания услуг перевозчиками, пересекающими в процессе выполнения этих услуг российскую границу (п. 1 ст. 164 НК РФ). Вместе с тем в перечне есть и операции, возникающие внутри страны.
Использование ставки 0% позволяет не начислять НДС при реализации и брать в вычеты налог, предъявляемый поставщиками товаров, работ и услуг, вложенных в создание предмета продажи.
Однако чтобы воспользоваться всеми преимуществами такой ставки, необходимо подтвердить право на ее применение. Для этого собирается законодательно оговоренный комплект копий документов, свидетельствующих о соответствии операции всем необходимым требованиям. Документы представляются в ИФНС в установленные для этого сроки.
Подача неполного комплекта документов к нужному сроку расценивается как несоблюдение сроков подтверждения права на ставку 0% и влечет начисление налога применительно к не подтвержденной документально операции по одной из двух основных ставок (20% или 10%). Это начисление выполняется на дату отгрузки, сопровождается уменьшением его на вычеты (п. 10 ст. 171 НК РФ) и требует уплаты пеней. При этом возможность воспользоваться ставкой 0% возвращается, когда будет сформирован полный пакет документов (п. 9 ст. 165 НК РФ). А операции, возникшие при начислении НДС к уплате по не подтвержденной вовремя отгрузке (кроме операций по уплате пеней), потребуют обратных действий.
Применяемым при подтверждении нулевой ставки НДС правилам посвящена ст. 165 НК РФ. Она содержит:
- перечни необходимых документов — применительно к ситуациям, описанным в п. 1 ст. 164 НК РФ;
- особенности оформления этих бумаг в конкретных ситуациях;
- срок подачи в налоговый орган и порядок определения дня, от которого начинается его отсчет в конкретной ситуации.
Базовые различия в перечнях подтверждающих документов обусловлены тем, что именно реализуется по нулевой ставке (товар или услуги), а также тем, через какую границу (требующую таможенного оформления или нет) происходит вывоз. Дополнительные нюансы подтверждения 0% ставки НДС возникают при экспорте, что связано с привязкой используемых при нем правил к виду реализуемого товара и наличием особых документов, оформляемых при взаимодействии со странами — участницами ЕАЭС.
Вычет при экспортных операциях
Актуальный вопрос — положен ли организации вычет НДС при экспорте? Ответ на него положительный. Входной НДС при экспорте, то есть тот НДС, который вы уплатили продавцу за товары, используемые для экспорта, к вычету принимается. Но для этого существует определенный порядок, несколько отличный от общего порядка принятия НДС к вычету.
Отнестись к процессу вычета НДС с особым вниманием необходимо лицам, кто занимается распределением НДС при экспорте.
Порядок применения вычетов при исчислении налога на экспорт описан в п. 3 ст. 172 НК РФ. В нем говорится, что экспортеры несырьевых товаров могут принимать к вычету входной НДС в общем порядке, то есть так же, как при обычной неэкспортной реализации. Данные правила были введены с 01.07.2016. Аналогичным образом поступают те экспортеры, кто отказался от использования льготной ставки.
Для экспортеров сырьевых товаров процесс применения вычетов зависит от того, собран пакет документов, подтверждающих нулевую ставку, или нет. Кроме того, если НДС был принят к вычету ранее, потребуется восстановление НДС при экспорте данного товара.
Документы, подтверждающие НДС 0 % при экспорте в страны ЕАЭС
Государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.
К налоговой декларации по НДС нужно приложить следующие документы:
- договор, по которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует товары;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа того государства-члена ЕАЭС, на территорию которого поставляются товары, об уплате косвенных налогов;
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, которые подтверждают перемещение товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.