С 1 марта 2023 года вводится новый платеж за НВОС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 1 марта 2023 года вводится новый платеж за НВОС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изменение свойств отхода, приводящее к снижению его негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сжигание), называют обезвреживанием. При этом могут изменяться вес отхода, состав, свойства, выполняться обеззараживание. Для действий с обеззараживанием и обезвреживанием должны быть предусмотрены специальные сооружения, обустроенные в соответствии с санитарным законодательством.

Состав проекта ПНООЛР

В проекте обосновываются предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год (в тоннах в год) на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:

  • единица произведенной продукции, единица используемого сырья — для отходов производства;
  • единица расстояния (например, километр) — для отходов обслуживания транспортных средств;
  • единица площади — для отходов при уборке территории;
  • человек — для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;
  • единица места — для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.

Сколько по времени это займет?

Срок разработки проекта ПНООЛР специалистами нашей компании составит от 10 рабочих дней, с момента предоставления необходимых исходных данных, в зависимости от количества видов отходов.

Далее ПНООЛР подлежит согласованию в территориальном отделении Росприроднадзора, либо в местном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере охраны окружающей среды в зависимости от уровня экологического надзора для данного предприятия. Для местных органов может быть утверждён собственный документ, содержащий методические указания по разработке проекта, однако в целом по стране подобные документы целиком или практически полностью основаны на Приказе № 349. Срок согласования зависит от административных регламентов вышеперечисленных органов и составляет от 30 рабочих дней.

Оформление расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 01.01.2019)

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее –Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 “О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629 “О направлении информации”) – для интересующихся письмо в конце статьи.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов – проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 Порядка).

Читайте также:  Льготники получат преимущество при поступлении в техникумы

Оформление расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение производится в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 ” Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”.

Таким образом, требуемый с 01.01.2019 г. для объектов НВОС 1,2 категории расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – это старый добрый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.

Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.

Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.

Обезвреживание отходов потребления по СанПиН в 2023 году

Правила 2023 года детально рассматривают процедуру обезвреживания медицинских отходов класса Б и В.

Выделяют следующие методы и способы обезвреживания и обеззараживания отходов медицинских учреждений:

  • осуществление обеззараживания и обезвреживания отходов Б класса централизованным способом или децентрализовано в пределах медицинского учреждения и/или организации, ведущей фармацевтическую деятельность;
  • осуществление обеззараживания отходов В класса децентрализованным способом;
  • обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б физическим методом с применением специального оборудования (высокие температура и давление, физические методы излучения: электромагнитное и радиационное);
  • обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б дезинфицирующими растворами и другими химическими методами с применением установок;
  • отходы класса Би В могут уничтожаться термически децентрализованным способом на территории медицинского учреждения, а при их предварительном обеззараживании – централизованным способом (в том числе в заводах по термическому уничтожению мусора);
  • после обеззараживания физическими методами потерявшие эпидемиологическую опасность отходы класса Би В могут быть утилизированы;
  • вакцины могут быть уничтожены и обеззаражены персоналом медицинского учреждения.

Обезвреженные отходы медучреждений класса Б и В также могут захораниваться на полигонах ТКО.

Продолжение «мусорной» реформы

Вот уже целый год в России действует, так называемая, «мусорная» реформа, которая внесла в жизнь людей некоторые изменения. К примеру, пришлось заново перезаключать договора с компаниями, занимающимися вывозом отходов. При этом потребители не могли самостоятельно выбрать фирму, так как с 2019 года этим занимается единственный оператор.

Также в частном секторе убрали мусорные баки. В результате свои бытовые отходы местные жители вынуждены хранить дома и выставлять около двора в установленный день вывоза.

А теперь ко всему прочему добавились изменения в системе оплаты услуг по сбору и вывозу ТБО.

Напомним, что сама реформа была направлена на снижение вреда окружающей среде и изменение менталитета граждан. По мнению властей, нововведения должны были решить проблемы выброса отходов в неотведенных для этого местах, свалки около многоэтажек и перевоспитать людей так, чтобы они не выбрасывали ТБО в лесах и оврагах.

Читайте также:  Новое и изменения в медосвидетельствовании водителей с 1 марта 2022 года

Когда есть смысл начать процедуру продления лимитов?

В случае, когда у организации имеется проект лимитов на размещение образуемых отходов, но его срок истекает, следует заблаговременно начать составление и согласование нового проекта. Лучше всего, заложить сроки не менее 3-4 месяцев. Если организация новая и ранее проектов не было, то следует не откладывать данный вопрос в дальний ящик, поскольку штрафы за отсутствие данного документа достаточно весомые для новых организаций (платежи по сверхлимитам в 25-кратном размере, а также другие экологические штрафы, вплоть до административной и уголовной ответственности).

Следует заметить, что грамотно составленный проект помогает сократить выплаты за негативное воздействие на окружающую среду (плату НВОС), что, несомненно, оптимизирует бюджет организации.

Ответственность за отсутствие продленных лимитов.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ), в статье 18, указывается что организации в результате своей хозяйственной деятельности образуют отходы, потому они разрабатывают проекты на лимиты образования отходов и на их размещение. Малые и средние предпринимательства в результате своей хозяйственной деятельности образуют отходы, но не разрабатывают проект, а представляют в федеральные органы власти РФ, в соответствии с их компетенцией, ежегодные отчеты об образовании, размещении, использовании, обезвреживании, в уведомительном порядке (отчеты МСП).

Крупные предприятия, муниципальные предприятия и некоторые другие обязаны разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Если организация не имеет проекта лимита на размещение отходов, то она обязана выплачивать в 25-кратном размере, по сверхлимитам, плату за негативное влияние на окружающую среду (НВОС). Регламентирует этот факт закон РФ «Об отходах производства и потребления» (№ 89 – ФЗ) от 24.06.1998 г. Следует отметить, что отсутствие проекта влечет за собой нарушение законодательства, за что предусмотрено дисциплинарная, имущественная, административная и уголовная ответственность, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», (№ 7-ФЗ), статья 75.

Штрафы, которые может получить организация согласно КоАП РФ от 30.12.2001 (№195-ФЗ) в ред. от 30.12.2008 (№309-ФЗ) в главе 8 сказано:

  • Несоблюдение организацией требований по экологии при территориальном планировании, строительстве, реконструкции, ремонте, а также при эксплуатации сооружений и других производственных объектов.
    Для организаций предусмотрены штрафы от 20 000 до 100 000 рублей.
  • Несоблюдение организацией санитарно-эпидемиологических экологических требований по обращению с отходами производства, потребления и другими опасными веществами: сбор, размещение, использование, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение или иное обращение.

Для организаций предусмотрены штрафы от 10 000 до 250 000 рублей или же остановка деятельности сроком до 90 дней.

  • При сокрытии организацией, намеренном искажении или предоставление неполной информации об экологическом состоянии окружающей среды.

Для организаций предусмотрены штрафы от 10 000 до 20 000 рублей.

Перечень необходимых для разработки НООЛР документов

  1. Описание основных производственных процессов и технологическая схема производства
  2. Описание процессов, в результате которых образуются отходы
  3. Копии договоров на сбор, транспортирование, обработку, использование, обезвреживание и размещение всех образующихся видов отходов
  4. Копии лицензий на деятельность связанную с обращением с отходами
  5. Копии паспортов отходов I-IV классов опасности
  6. Копии протоколов биотестирования отходов V класса опасности
  7. Документы первичного учета образования и движения отходов
  8. Иные документы
Устали читать или нужна консультация? Позвоните нам
(Москва), (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки.

Переоформление лимитов на размещение отходов

Бывают ситуации, когда нужно переоформить лимиты на отходы производства и потребления:

  • изменились данные о предпринимателе – название фирмы, ФИО, адрес и др.;
  • поменялось расположение помещений для хранения мусора.
Читайте также:  Оформление военного билета и постановка на воинский учет в МФЦ

Документация, которую необходимо предоставить для переоформления проекта:

  • Заявление.
  • Подтверждение изменения сведений о предприятии.
  • Оригинал документа об утверждении норм выбросов.
  • Подтверждение того, что процессы деятельности не изменились.
  • Платежное поручение об уплате госпошлины за переоформление в размере 350 рублей.

Росприроднадзор переоформляет лимиты образования отходов производства и потребления в течение двух недель.

Побочные продукты: новые платежи в бюджет

В случае, если побочные продукты все же будут признаны отходами производства, то предприятию необходимо будет уплатить в отношении них плату за НВОС. Следует иметь в виду, что к ставке при расчете платежа в отношении продукта, признанного отходами, применяется дополнительный коэффициент 52. Так будет сказано в ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2023 года.

Есть и исключение — при котором указанный коэффициент не применяется. А именно, если признание побочного продукта отходом обусловлено размещением на объекте расположения отходов, и при этом соответствующее размещение было осуществлено не позднее, чем через 11 месяцев с момента формирования побочного продукта. Если позднее, то дополнительный коэффициент применять, таким образом, требуется.

Первый платеж за НВОС в отношении побочного продукта производства, признанного отходом, необходимо будет произвести в срок до 1 марта 2024 года. Квартальные платежи в данном случае не производятся. Это следует из положений ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ в редакции, применяемой с 1 марта 2023 года. Платеж за НВОС в отношении продуктов, признанных отходами, вносится по месту расположения:

  • объекта размещения отходов — если признание продукта отходом обусловлено размещением продукта на соответствующем объекте;
  • объекта, на котором производилось складирование продукта — если его признание отходом было обусловлено неиспользованием продукта в собственном производстве (либо передачей на сторону по истечении трех лет после отнесения вещества (предмета) к побочному продукту производства).

Как поставить на учёт объект НВОС

Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:

  • в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
  • на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.

С 1 января 2019 г. вступили в силу новые правила, касающиеся сбора, перевозки и утилизации мусора. Их соблюдение обязательно как физическими лицами, так и производственными предприятиями, промышленными объектами, коммерческими организациями. Данные правила устанавливают требования по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Этот документ необходим для предприятий, в процессе работы которых образуются вредные отходы. При этом он не распространяется на субъекты малого и среднего бизнеса.

В правилах есть пояснения, касающиеся основных определений документа. Согласно им, нормативы образования отходов представляют собой максимально разрешенное количество остатков материалов, сырья, которые остаются после производства товаров. В свою очередь лимит на размещение – это объем мусора определенного вида, допускаемого к локализации в конкретный промежуток времени внутри специальных полигонов. Данные ограничения устанавливаются для каждого региона отдельно с учетом экологической обстановки и других факторов. Также нормы и лимиты зависят от вида мусора, способов его размещения и типа полигона.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *