Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральные органы управления собственностью РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Росимущество это агентство в составе Министерства Финансов. Оно относится к Правительству РФ, ветви исполнительной власти. Полное название сегодня звучит так: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Но так оно называлось не всегда.
Какими компаниями владеет Росимущество?
Реестровый номер федерального имуществаНазваниеПрямая доля РосимуществаКоличество акцийДоля в уставном капиталеП21000002796«Транснефть»569446978,55%П21000000222«АЛРОСА»243232195333,03%П21000005817«Сбербанк России»1129347400150% +1 акцияВ21140000001, П21000002825«Газпром»75000 + 908434464438,37%П21000002791«Аэрофлот — российские авиалинии»140166867257,3%П21000002060«РусГидро»27116153560661,73%П21000003914«Российские сети»17687503733788,04%П21000002811«Банк ВТБ»2930127442529212,13%П21000004835«Ростелеком»125418956435,91%П21000002089«Новороссийский морской торговый порт»385198130020%П21000003618«ФСК ЕЭС»75112186560,59%
Понятно, что доли могут заметно изменится в будущем, но общее представление таблица дает. При этом доля государства в «Роснефти» всего одна акция или 0,000000009%. Дело здесь в том, что Росимущество может владеть компаниями не только напрямую, но и через другие акционерные общества.
Так, в полном владении Росимущества находится ПАО «РОСНЕФТЕГАЗ». Сама компания не ведет операционной деятельности, но ей принадлежат крупные пакеты акций «Роснефти» (40%), «Газпрома» (11%) и «Интер РАО» (27%).
Разберем некоторые другие интересные случаи. Прямая доля Росимущества в «ФСК ЕЭС» составляет всего 0,59%, однако она на 80,13% принадлежит компании «Российские сети», которые в свою очередь на 88,04% принадлежат Росимуществу. Таким образом, федеральное агентство все равно является фактическим владельцем контрольного пакета акций «ФСК ЕЭС».
С «Банком ВТБ» ситуация другая. По факту государству принадлежит не 12,13%, а 92,2% акционерного капитала, так как еще 32,88% принадлежит Минфину напрямую, а 47,22% корпорации «Агентство по страхованию вкладов». При этом Росимущество, как указывалось выше, является агентством в составе Минфина.
Также Росимущество имеет долю в 538 обществах с ограниченной ответственностью, 59 из них принадлежат Росимуществу на 100%. Вот некоторые из них:
- Экологические технологии
- Царскосельская Янтарная Мастерская
- Центр компетенций и обучения
- Инновационно-внедренческий центр института земной коры
- Арктик Лизинг-13
- Малое инновационное предприятие «Мониторинг автомобильных дорог и дорожные технологии» и др.
❌ В результате ареста имущества Федеральной службой судебных приставов во владение Росимущества может попасть любая мелкая компания. Однако агентство не будет заниматься ее управлением, а просто продаст на аукционе.
Руководителем Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, начиная с 28 мая 2008 года является Петров, Юрий Александрович.
Заместителями руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в скобках указаны курируемые подразделения):
Никитин Глеб Сергеевич (Управление имущества организаций коммерческого сектора).
Медведев Юрий Митрофанович (Управление имущества организаций науки и социальной сферы; Управление имущества финансово-кредитных, внешнеэкономических организаций и зарубежной собственности).
Приданова Людмила Ивановна (Управление методического и правового обеспечения; Управление приватизации федерального имущества, Управление учета имущества, анализа и контроля его использования).
Сысоев Сергей Викторович (Управление имущества организаций силовых ведомств и судебных органов; Управление движимого и недвижимого имущества; Управление организации работы территориальных органов).
Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство. Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно. Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.
К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.
Возникновение федеральной собственности
Существуют определенные правила. Они обуславливают процесс появления федеральной собственности на землю. Это происходит посредством использования следующих методов:
- Государство может инициировать процесс изъятия земли, которая находится в собственности у частников. При этом статьей 279 ГК РФ предусмотрено право изъятия соответствующего надела с целью обеспечения государственных нужд путем выкупа.
- Другой метод заключается в национализации, о которой говорится в ст. 235 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, условия и порядок изъятия собственности реализуется посредством выплаты компенсации стоимости надела земли, так же как и иных дополнительных издержек.
Эти два метода отличаются друг от друга, хоть и в обоих случаях финансовые потери компенсируются.
Муниципальная собственность – имущество муниципального образования.
— имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
— муниципальная казна, состоящая из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями;
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для:
1) Решения вопросов местного значения;
2) Осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (земля, водоемы);
3) Обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений.
В случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для этих целей, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества), либо отчуждению.
Муниципальное образование – первичный субъект права муниципальной собственности. Местное население имеет право управления муниципальным имуществом через местный референдум. Органы местного самоуправления могут быть определены как публичные собственники (осуществляют полномочия от имени первичного собственника и формулируют его интересы). В Красноярске –департамент муниципального имущества и земельных отношений.
Органы местного самоуправления от имени МО самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ и другими НПА органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование ФЗ/ЮЛ, органам государственной власти РФ, субъектам РФ, органам местного самоуправления иных МО, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с ФЗ.
В состав муниципальной собственности входят:
— средства местного бюджета;
— муниципальные внебюджетные фонды;
— имущество органов местного самоуправления;
— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
— муниципальные предприятия и организации;
— муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;
— муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
— другое движимое и недвижимое имущество.
Кто управляет федеральной собственностью?
На федеральном уровне в Российской Федерации действует множество самых разных органов власти. Все они тесно взаимосвязаны между собой. Свою работу осуществляет глава государства, парламент, правительство и суды. Все эти инстанции в той или иной степени имеют отношение к управлению федеральной собственностью.
Основная роль — у главы государства. Именно президент осуществляет управление федеральной собственностью. Заключается это в согласовании действий всех властных институтов. Глава страны издает приказы и распоряжения, на основании которых и реализуется управление общегосударственной собственностью.
Особой ролью обладает и правительство — центральный орган исполнительной ветви власти. По Конституции именно эта инстанция наделена рядом полномочий, связанных с управлением государственным имуществом. Правительство состоит из множества министерств. Особую роль здесь играет Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью. Именно это министерство занимается координацией различных учреждений, обществ и предприятий. Про агентство будет рассказано далее.
Органы управления государственным имуществом
Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество России), согласно постановлению Правительства от 29 декабря 1997 г., является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области приватизации и управления государственным имуществом и координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в области управления и распоряжения федеральной собственностью. Оно является правопреемником упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Положение о котором было утверждено постановлением Правительства от 4 декабря 1995 г.
Счетная палата является неправительственным органом, который осуществляет контроль за эффективностью траты средств из общегосударственного бюджета. Формируется Счетная палата по распоряжению Федерального собрания, то есть Парламента. РФ, нижняя парламентская палата, наделяет рассматриваемый орган полномочиями, а также назначает его председателя. Совет Федерации, верхняя палата Собрания, назначает на должность зам. руководителя Счетной палаты. В своей деятельности представленный орган руководствуется Конституцией и отдельными федеральными законами.
В полномочия Счетной палаты входят следующие моменты:
- исполнение федерального бюджета;
- контроль за банковской системой;
- проведение экспертиз и проверок;
- информирование парламентских палат о выполняемой работе;
- контроль за средствами внебюджетного характера.
Отдельно следует заметить, что Счетная палата обязана активно взаимодействовать с прочими федеральными службами, собственность государства для которых является основным предметом деятельности.
Субъекты управления федеральной собственностью
Управление федеральной собственностью осуществляют самостоятельные субъекты гражданских правоотношений – государственные предприятия (ст. 113, 114, 115 ГК РФ) и государственные учреждения (ст. 120 ГК РФ). Они владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними государственным имуществом в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с правом оперативного управления и правом хозяйственного ведения (гл. 19 ГК РФ).
Субъектами управления распределенного государственного имущества будут те юридические лица, за кᴏᴛᴏᴩыми закреплено данное имущество. При этом, поскольку право хозяйственного ведения и право оперативного управления ϶ᴛᴏ ограниченные вещные права, собственник (в лице государства) сохраняет за собой достаточно широкие права в отношении управления имуществом, закрепленным на данных вещных правах за юридическими лицами. В частности, для отчуждения, сдачи в аренду, залога имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, а также для внесения его в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ предприятие должно получить согласие собственника ϶ᴛᴏго имущества — т.е. государства (ст. 295 ГК РФ).
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующим российским законодательством от имени собственника согласие на отчуждение, сдачу в аренду, залог, внесение в уставный капитал иного юридического лица федерального имущества, закрепленного за федеральными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения, дает Министерство государственного имущества Российской Федерации
Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). По϶ᴛᴏму именно они чаще всего выступают в качестве органов, уполномоченных публично-правовыми образованиями (для участия в гражданских правоотношениях, в частности при выпуске (эмиссии) государственных или муниципальных внутренних займов или предоставлении кредитов, а также ври предъявлении к государственным или муниципальным образованиям имущественных требований (исков), в т.ч. в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений (ст. 107 ГК).
Что касается иного находящегося в публичной собственности имущества, то распоряжение им от имени собственника осуществляют иные уполномоченные на то органы. Так, создание, реорганизация и ликвидация государственных унитарных предприятий, в т.ч. наделение их имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также контроль за его сохранностью и использованием по назначению осуществляется министерствами и ведомствами либо комитетами по управлению государственным имуществом. Последние принимают решения об отчуждении недвижимого государственного имущества в виде имущественных комплексов, зданий и сооружений в порядке приватизации, а также об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за казенными предприятиями либо за государственными учреждениями, и распоряжаются им от имени учредителя-собственника (п. 2 ст. 296 ГК).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Положение о Росимуществе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.
Основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:
- проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
- осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определённых федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казённых предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
- разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
- осуществление полномочий собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
- защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;
- осуществление учёта федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.
Управление государственной собственностью
Наличие государственной собственности непременно порождает проблему эффективного управления. В настоящий период основным инструментом его осуществления является государственная корпорация. Деятельность части таких организаций регулируется законом «О некоммерческих организациях», однако его применение невозможно по отношению к ряду корпораций, к примеру, госкорпорация «Росатом» действует на основании отдельного закона, призванного осуществлять нормативно-правового регулирование использования атомной энергии.
При этом вопрос о том, к какой области права относится создание, и деятельность государственных корпораций остаётся дискуссионным. Кто-то считает их юридическими лицами публичного права, а кто-то заявляет об уникальности правого статуса таких структур.
Процессы регулирования вопросов управления госсобственностью и инвестирования в различные проекты, имеющие федеральное значение, постоянно меняются. Общий дефицит бюджета, образовавшийся в последние годы, приводит к тому, что от ряда начинаний, особенно связанных с долгосрочными вложениями, приходится отказываться. Однако основные правовые нормы, определяющие понятие государственной собственности и казны в последние десять лет не имели каких-то серьёзных изменений.
ГосАО и ФГУПы ждет централизация управления
Еще совсем недавно большая часть материальных ресурсов нашей страны находилась под полным контролем и управлением государственных структур. Государственная собственность была всеобъемлющей, и не подлежала передаче в частные руки. Однако с распадом СССР, наша страна начала внедрять принцип рыночной экономики, который привел к тому, что значительная часть имущества была передана в частные руки.
Тем не менее, государственная собственность до сих пор занимает большую часть всех имущественных отношений. Под контролем нашей страны находятся такие ресурсы, как природные ископаемые, земля и многое другое.
Система государственной власти подразделяется на несколько типажей в зависимости от субъектов.
Под субъектами госвласти понимают структуры, которые принимают политические решения разного уровня и организуют исполнение данных решений. Они подразделяются на несколько типов:
- Первичные субъекты, представленные в виде социальных групп, народа и общества. Именно эти категории легитимизируют власть и выбранную ею форму развития;
- Вторичные субъекты представлены органами самоуправления, как местными и муниципальными, так и федеральными.
Исходя из основополагающих норм отечественного права, все имущество распределено между разными субъектами, которые им управляют. Государственная собственность не имеет приоритетных значений, однако именно к ней относят наиболее ценные материальные ресурсы страны, такие как земля и природные ископаемые.
Управление государственной собственностью осуществляется при помощи уполномоченных органов власти. Среди них можно выделить Правительство и Президента, федеральные структуры и структуры муниципального характера.
Государственная собственность на землю является приоритетной, и потому контролируется особенно тщательно.
Объекты имущественного права могут быть самыми разнообразными. Это и народ, разные группы населения, юрлица и частные организации. Они не имеют право государственной собственности, однако, в соответствии с основополагающими принципами, могут осуществлять контроль за управлением материальными ресурсами, которые находятся под контролем страны.
Государственная и муниципальная собственность возникает на различных основаниях, среди которых можно выделить общегражданские и специальные. В первом случае право государственной собственности не будет приоритетным, и имущество может быть передано в управление частных структур. Во втором случае только государственные структуры могут принять на себя управление государственной собственностью.
Стоит отметить, что в случае необходимости государство может приобрести права собственности при помощи вспомогательных инструментов, таких как принудительное изъятие имущества, конфискация, реквизиция и сборы по налоговым платежам и т.д. Однако вместе с тем, стоит обратить внимание, что государственная собственность только формально находится под контролем властных структур.
Народ имеет приоритетное право на все имущественные ценности, и может сменить все структуры власти, начиная от муниципальных, и заканчивая федеральными.
Право государственной собственности принадлежит тем властным структурам, которые управляют страной. Кроме того, они осуществляют также такой процесс, как управление государственной собственностью. В данной ситуации государство будет представлено как субъект правоотношений, и потому может самостоятельно распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в его подчинении. Таким образом, государственная собственность может быть передана в аренду, подарена или же продана.
Все имущество, которое находится в собственности государства, разделяется на два основных вида:
- федеральное имущество, то есть ресурсы и прочие ценности, которые находятся под контролем первичных властных структур. Право государственной собственности тут будет осуществлено на важнейшие ресурсы, среди которых можно выделить земли, лесные ресурсы, природные ископаемые, водные ресурсы и т.д.;
- имущество, принадлежащее субъектам федерации. Здесь управление государственной собственностью регионального значения будет внедрено для земельных и водных ресурсов, которые не имеют особого государственного значения, предприятий и муниципальных ведомств, жилых помещений и внебюджетных фондов.
Исходя из некоторых ключевых принципов отечественной законодательной базы, природные и земельные ресурсы являются основным богатством страны и потому нуждаются в тщательной защите. Как указано в ГК РФ, земля может принадлежать разным формам собственности, как государственной, так и частной.
Однако, если будет определено, что определенные земельные или природные ресурсы имеют определяющее значение для жизнедеятельности целых регионов, то они будут находиться под государственным контролем.
Природные ресурсы имеют множество специфических черт, которые отражаются на формировании права собственности на них. Они должны быть зарегистрированы в системе госконтроля и иметь оценочную стоимость.