Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как устроена пенсионная система в Узбекистане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В отличие от многих других стран, которые ранее входили в состав бывшего Советского Союза, здесь на протяжении всего периода независимости не наблюдалось сокращения численности населения. Напротив, демографический прирост в стране один из самых высоких в Центральной Азии.
Согласно закону о накопительной выплате, право на нее имеет не только гражданин Узбекистана, но и любой гражданин, проживающий на территории государства, на постоянной основе, даже не имеющие гражданства.
Для граждан и работодателей открывать счет для накопительной пенсии является обязательным. Счет открывается по месту работы в Народном банке. Работодатель отчисляет с заработной платы работника взносы в его накопительную пенсию на его счет. Гражданин вправе самостоятельно пополнять свой счет дополнительно к основным отчислениям. А Народный банк начисляет проценты с учетом инфляции.
Накопительная пенсия освобождена от уплаты налогов и других обязательных платежей.
Когда человек выходит на пенсию, он может получать денежные средства со своего счета в виде пенсии, каждый месяц, а может получить все свои скопления сразу одной суммой
В случае смерти, накопленные средства выплачиваются наследнику. А если пенсионер выезжает на постоянное место жительство за границу страны, то средства с накопительного счета выплачиваются ему в полном объеме единовременно. Даже до выхода на отдых по возрасту можно получить накопленные денежные средства за этот период.
В отношении доходов:
- Накапливать денежные средства от любых поступлений на счете Накопителя и отслеживать их направление на выплату пенсионных и других пособий;
- Предоставлять ежегодные отчеты о прогнозируемом поступлении средств в Фонд;
- Анализировать расходы и доходы фонда на долгий период с целью гарантирования постоянности системы государственного соцстрахования;
- Взыскивать денежные средства с виновных лиц по искам о возмещении выплат на пенсии, по потери кормильца, по инвалидности на рабочем месте или при приобретении профессиональных заболеваний;
- Учитывать поступления средств в распоряжение Фонда.
Пенсионный возраст в Узбекистане
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Возраст выхода на пенсию мужчин | 60 | 2022 |
Возраст выхода на пенсию женщин | 55 | 2022 |
Возраст выхода на пенсию мужчин в Узбекистане по президентам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Шавкат Мирзиёев | 08.09.2016 — | 60.0000 | 60.0000 | 60.0000 | 60.0000 | 0.00% |
Ислам Каримов | 24.04.1990 — 02.08.2016 | 60.0000 | 60.0000 | 60.0000 | 60.0000 | 0.00% |
Перевод пенсии из Узбекистана в Россию
Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты.
После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.
Для того, чтобы вопрос о переводе пенсии решился за короткий срок, необходимо еще при проживании на территории Узбекистана, обратиться в Пенсионный фонд с письменным заявление, в котором нужно обратиться с просьбой перестать оформлять любые выплаты. В графе «причина» необходимо указать «выезд на постоянное место жительства».
После этого нужно получить на руки свое пенсионное дело, а потом и аттестат с пометкой о том, что все пенсионные выплаты были прекращены.
Как живут пенсионеры в Узбекистане?
Уровень жизни пенсионеров нельзя назвать высоким, однако правительство страны принимает законы, чтобы безопасность и социальные гарантии повышались и становились на один уровень с мировой практикой. Это повышает защиту населения, ведь пожилые граждане являются мало защищенными людьми.
Стоит отметить, что теперь при возникновении проблем с трудовым стажем, человек может обратиться в суд, чтобы получить максимально возможный коэффициент для расчета пенсионных выплат. То есть не просто выбрать менее привлекательный вариант, а доказать свою правоту. Это серьезная возможность показать, что страна работает четко по законам и не нарушает их порядок в предоставлении помощи гражданам.
Сегодня люди пенсионного возраста могут работать по желанию после оформления пенсии и при этом получать 100% пенсионное обеспечение вне зависимости от заработной платы. Это серьезный шаг вперед, ведь люди вправе самостоятельно выбирать чем им заниматься, а забрать заслуженную пенсию у них не может никто.
Социальные пенсии ежегодно увеличиваются с 1 апреля в соответствии с нормами статьи 25 закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Повышение производится на одинаковый процент для всех получателей социальной пенсии. Этот коэффициент утверждает Правительство РФ с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год.
То есть в 2022 году социальные пенсии должны повысить на столько процентов, на сколько выросла величина прожиточного минимума для пенсионеров за 2019 г. по отношению к 2018-ому.
- По окончательным расчетам Минтруда социальные и государственные пенсии с 1 апреля 2022 г. должны увеличить на 6,1%. Именно на столько выросла величина ПМП за 2019 год.
- В результате индексации на 6,1% средний размер социальной пенсии к концу 2022 года составит 9925,35 рублей. Для сравнения: на конец 2019 г. средняя величина пенсионного обеспечения прогнозируется на уровне 9266 руб.
9925,35 руб. — это средняя величина выплаты по всем видам социального обеспечения. Каким будет размер пенсии после индексации в зависимости от категории, к которой относится пенсионер, указано в таблице далее в статье.
В ближайшее время Правительство утвердит озвученный процент индексации социальных пенсий, издав соответствующее Постановление (его проект уже опубликован).
Кому повысят пенсии с 1 апреля
Согласно ст. 25 закона № 166-ФЗ, индексация с 1 апреля 2022 года на 6,1% коснется социальных пенсий, а именно обеспечения:
- По старости нетрудоспособным гражданам:
- женщинам, достигшим 65 лет, и мужчинам, достигшим 70 (с учетом повышения пенсионного возраста с 2019 г.), у которых недостаточно стажа или пенсионных баллов, необходимых для оформления страховой пенсии по старости;
- малочисленным народам Севера в возрасте 50 и 55 (женщины и мужчины, соответственно);
- По инвалидности:
- детям-инвалидам;
- инвалидам с детства;
- инвалидам 1, 2 и 3 групп;
- По случаю потери кормильца:
- детям до 18 лет или студентам очной формы обучения до 23 лет, потерявшим одного либо обоих родителей, одинокую мать;
- детям до 18 лет или студентам очной формы обучения до 23, чьи родители неизвестны.
Пенсии работающим пенсионерам
Шавкат Мирзиев в начале января 2021 года подписал указ, где говорится о необходимости выплачивать работающим пенсионерам пенсионные выплаты в полном объеме. До этого из фонда выплачивали 50 % от начислений. Это привело к масштабным эмиграциям взрослого населения в зарубежные страны. Чтобы предотвратить отток квалифицированных кадров все обязанности по повышению начислений были на внебюджетном пенсионном фонде. Разница с предыдущими годами составила 501, 6 млрд. сумов в год. По статистике 2021 года в республике Узбекистан насчитывается 3,087 миллиона пенсионеров, из них 118736 работающие пенсионеры.
Для получения пенсии необходимо собрать документы:
- Заявление на получение пенсионных выплат;
- Трудовая книжка, где прописан весь трудовой стаж;
- Документы, подтверждающие военную службу;
- Справка о доходах;
- Документы об уплате налогов;
- Медицинское заключение. Необходимо, если нужно установить инвалидность человека. Выдается в медицинском учреждении;
- Ксерокопии документов об образовании;
- Паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей.
Прогнозируемые изменения
Необходимо заметить, что пенсионное обеспечение для гражданского населения Узбекистана было проиндексировано примерно на 15%. Такие показатели весьма неплохие, особенно, если учитывать финансовый кризис, сложившейся по причине возникшего конфликта между несколькими соседскими странами (Украины и России). Несмотря на это, вслед за радостными событиями в вопросе повышения пенсии, последовала не слишком обнадеживающая, но при этом весьма закономерная новость в вопросе скачка курса доллара и евро в частности. Из этого следует, что показатели уровня жизни каждого среднестатистического пенсионера на территории Узбекистана по показателям обеспеченности средствами практически не изменились.
При этом, не беря во внимание тот факт, что даже минимально установленная сумма пенсии достигла порядка 100 долларов. Несмотря на то, что власти обещают за 2021 года увеличить этот показатель, на фоне европейских государств, в которых даже пособие по безработице в несколько раз превышает размер пенсии узбекистанцев, прогнозы пока кажутся более, чем неутешительными, по крайней мере, на мировом уровне.
Для сравнения, даже в Беларуси, считающейся отсталой страной, в которой власть осуществляется в форме жесткой диктатуры, а экономика регрессирует с каждым годом, средний размер пенсий составляет 120-130 долларов в эквиваленте. В завершении хотелось бы отметить — Правительство Узбекистана всеми силами пытается улучшить финансовое благосостояние своих пенсионеров. Именно по этой причине в стране намечены соответствующие реформы, которые положительно скажутся в дальнейшем на росте пенсионного обеспечения гражданского населения страны в целом. Ну а пока остается только ждать реализации поставленных задач.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область –
- Санкт-Петербург и область –
- Регионы –
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Пенсионный возраст меняться не будет — минтруда
НЕМНОГО О ДЕКРЕТЕ — Сколько лет декретного отпуска учитывается при выходе женщины на пенсию и принимается ли во внимание общее количество детей? — В стаж работы засчитывается время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности. Для большей ясности приведу пример: женщина с трудовым стажем в 30 лет, из которых в общей сложности 8 лет она находилась в отпусках по уходу за тремя детьми.
При исчислении стажа работы для назначения пенсии ей будет засчитываться в общей сложности 25 лет (30 лет — 8 лет + 3 года = 25 лет). Согласно п. «д» ст. 37 вышеназванного закона в стаж работы засчитывается время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет.
При этом данный период включается в стаж работы при наличии общего стажа не менее 5 лет, указанного в п. «а» — «г» ст. 37 настоящего закона.
Минимальные размеры пенсий повышаются с 1 июля
Начисление пенсии в Узбекистане производится в несколько сложных манипуляций:
- Сначала устанавливают общий стаж трудовой деятельности. При подсчете общих лет не важно, какой деятельностью занимался человек, и какие социальные гарантии были оказаны работнику;
- Устанавливают общий заработок и все отчисления за весь трудовой стаж;
- Рассчитывают индивидуальный коэффициент. Эти расчеты производятся по формуле. Для хорошего показателя, пенсионер вправе предоставить в пенсионный фонд любой стаж за 6 месяцев. Это может повысить размер пенсионных выплат.
Формирование пенсий производится на основе индивидуального подхода к конкретному случаю. В настоящий момент в министерстве принято множество реформ и поправок для улучшения финансового положения граждан. Так, пенсии в Узбекистане в 2020 году были проиндексированы, и средняя выплата составила около 100 долларов. Минимальная сумма выплат 30 2950 узбекских сумов.
В республике Узбекистан разрабатывают проект Концепции по реформированию системы пенсионного обеспечения граждан. Реформирование проводится для стимулирования населения к участию в трудовой деятельности и возможности получения достойной пенсии. Предполагается внести ряд изменений:
- Повысить пенсионный возраст. Для мужчин с 60 до 63, женщины с 55 до 58. Повышение планируется начать с 2022 года и постепенно увеличивать выход на пенсию каждые полгода. Эта реформа связана со средней продолжительностью жизни населения, ведь по статистике Узбекистан стоит на первом месте среди долгожителей в Центральной Азии;
- Для обеспечения финансовой устойчивости будут повышать минимальный трудовой стаж. На данный момент это 7 лет. Продолжительность среднего трудового стажа у мужчин 24 года, у женщин 18 лет. Согласно Конвенции Международной организации труда, минимальный требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту должен быть 15 лет.
Представители внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов сообщили, что к 1 апреля 2020 года планируется разработать новую концепцию пенсионной реформы. Намечается:
- Поэтапное увеличение общего стажа, необходимого для выхода на пенсию. Сейчас 7 лет, планируется 15;
- Рассматривается переход на уровни. Первый уровень предполагает минимальные выплаты. Второй уровень предназначен для накопительной пенсии (все выплаты в результате трудовой деятельности). Третий уровень – это добровольные взносы;
- Планируется внести новый закон о пенсионном обеспечении;
- Модернизация и усовершенствование всех систем пенсионного регулирования, расширение и внедрение онлайн – услуг.
Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей. С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.
С 1 февраля 2021 года размер БРВ в Узбекистане составит 245 000 сумов в месяц (с 01.09.19 до 01.02.21 — БРВ был 223 000 сум)
Базовая величина исчисления пенсии применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
С 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 262 470 сумов в месяц
С 1 февраля до 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 238 610 сумов в месяц
- Новости
- Экономика
- Политика
- Центральная Азия
- Общество
- Технологии
- Культура
- Аналитика
- Тренды
- Рынки
- Интервью
- Бизнес
- Журнал
- Мнения
- Мультимедиа
- Фотогалерея
- Видеогалерея
- Инфографика
- COVID-19
При расчетах ведущая роль отводится трудовому стажу – любому типу деятельности, дающему право гражданину страны официально приобретать государственную социальную страховку. Вид трудовой деятельности как таковой непринципиален. В трудовой стаж засчитывается служба в вооруженных силах и охранная деятельность, время по уходу (за инвалидом или престарелым), очная форма получения высшего образования, как в ВУЗах страны, так и за рубежом.
После установления параметров трудового стажа в расчет принимаются характеристики зарплат и пенсионных доходов, после чего формируется персональный коэффициент. Для проведения расчетов соискателю предоставляется возможность выбрать любые полгода за последние 10 лет.
Расчеты велись по курсу 1 рубль = 124,44 сумам (UZS).
Минимальная пенсия в стране составляет 292 940 UZS (2354 рубля).
Средняя пенсия равняется 352 152 UZS (2830 рублей).
С 01.01.2019 максимальный заработок, учитывающийся при расчете размера пенсионных начислений, увеличен с 8 до 10 минимальных зарплат (10 МРЗП). Следовательно, объем пенсионных выплат составит 1 317 000 UZS (10 583 рубля).
Далее рассмотрит виды пенсий.
Выплатами накопит��льного типа разрешается пользоваться всем гражданам Узбекистана. Участие в такой системе допускается как в добровольном, так и в обязательном порядке. Государство гарантирует, что денежные ресурсы, накопленные гражданином республики, будут выплачены.
Источниками поступлений на расчетный счет или его пополнения являются:
- обязательные месячные взносы либо добровольные перечисления;
- проценты, начисляющиеся на фактические накопления;
- иные источники, существование которых не вступает в противоречие с действующим законодательством.
На этот вид платежей могут претендовать граждане, получившие 1 или 2 группу инвалидности. Причины ограничения трудоспособности и ее сроки могут варьировать. Если стойкая нетрудоспособность вызвана профзаболеванием или травмой, полученной на производстве, пенсия начисляется независимо от продолжительности трудового стажа. Однако рабочий стаж подлежит учету при ограничении трудоспособности по причине общего заболевания.
Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.
Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.
Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.
Данный вопрос регулируется нормами Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» № 702-II от 02 декабря 2004 года. Следует отметить, что накопительная система в данной стране является одной из наиболее успешных в СНГ, что подтверждается, в частности, незначительным количеством изменений, вносимых в данный нормативный акт.
При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.
Так, кроме прочего, к ним следует отнести:
- военную и приравненную к ней службу;
- индивидуальную трудовую деятельность;
- отпуска по уходу за ребенком;
- обучение в учебных заведениях по очной форме.
В зависимости от степени утраты трудоспособности и нарушений здоровья гражданам может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Всего их три. Однако на соответствующую пенсию могут рассчитывать только инвалиды I и II групп.
Законом установлено, что если лицо получило инвалидность в результате увечья, полученного при исполнении трудовых обязанностей, или профессионального заболевания, то оно имеет право на выплаты вне зависимости от количества лет стажа. Однако если нетрудоспособность возникла по причине общего заболевания, то пенсия назначается только при наличии достаточного количества отработанных лет.
В данном случае необходимое количество лет стажа пропорционально возрасту получения инвалидности. Соответствующую таблицу содержит ст. 17 Закона РУз «Об обязательном пенсионном обеспечении граждан».
Во сколько лет выходят на отдых узбекские пенсионеры
В отличие от многих других стран, которые ранее входили в состав бывшего Советского Союза, здесь на протяжении всего периода независимости не наблюдалось сокращения численности населения. Напротив, демографический прирост в стране один из самых высоких в Центральной Азии.
Справка! Доля лиц в возрасте до 65 лет в стране составляет около 94%. Пожилых лиц, возраст которых составляет более 65 лет, менее 6%.
Данная ситуация предполагает, что пенсионная система Узбекистана не имеет столь значимой нагрузки по сравнению со странами с более возрастным населением. Кроме прочего, это является причиной того, что здесь за последние годы еще ни разу не повышался возраста выхода на пенсию, хотя обсуждение этого вопроса имеет место быть даже на высшем официальном уровне.
В соответствии с законодательством пенсионный возраст в Узбекистане у женщин составляет 60 лет.
Как и во многих других постсоветских странах у мужчин в Узбекистане возраст выхода выше, чем у женщин. Так, официально установленный возраст для них составляет 65 лет.
Полезно также почитать: Пенсионная система в Украине
Особенности формирования выплаты
При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.
Так, кроме прочего, к ним следует отнести:
- военную и приравненную к ней службу;
- индивидуальную трудовую деятельность;
- отпуска по уходу за ребенком;
- обучение в учебных заведениях по очной форме.
Данный перечень не является исчерпывающим.
Так, установлено, что право на назначение пенсии возникает при наличии стажа 20 лет (для женщин) и 25 лет (для мужчин). При этом допускается получение пенсионных выплат и при неполном стаже. Однако размер обеспечения в данном случае будет прямо пропорциональным отработанному периоду. При этом минимальный стаж не может быть менее 5 лет. Если гражданин проработал меньше 5 лет, то право на пенсию у него не возникает.
Также отдельные категории граждан могут рассчитывать на государственное обеспечение на льготных основаниях. Иными словами, необходимые требования по стажу для них снижены. Перечень соответствующих профессий утвержден законодательно.
Прогнозируемые изменения
Необходимо заметить, что пенсионное обеспечение для гражданского населения Узбекистана было проиндексировано примерно на 15%. Такие показатели весьма неплохие, особенно, если учитывать финансовый кризис, сложившейся по причине возникшего конфликта между несколькими соседскими странами (Украины и России). Несмотря на это, вслед за радостными событиями в вопросе повышения пенсии, последовала не слишком обнадеживающая, но при этом весьма закономерная новость в вопросе скачка курса доллара и евро в частности. Из этого следует, что показатели уровня жизни каждого среднестатистического пенсионера на территории Узбекистана по показателям обеспеченности средствами практически не изменились.
При этом, не беря во внимание тот факт, что даже минимально установленная сумма пенсии достигла порядка 100 долларов. Несмотря на то, что власти обещают за 2022 года увеличить этот показатель, на фоне европейских государств, в которых даже пособие по безработице в несколько раз превышает размер пенсии узбекистанцев, прогнозы пока кажутся более, чем неутешительными, по крайней мере, на мировом уровне.