Новые правила для банкротов: как они будут работать и почему не нравятся бизнесу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила для банкротов: как они будут работать и почему не нравятся бизнесу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Составить план реструктуризации может как сам должник или антикризисный управляющий, так и любое заинтересованное лицо: конкурсный кредитор, учредитель, участник или представитель работников должника, органы власти и местного самоуправления. Предварительный план выносится на рассмотрение собранием кредиторов.

Будет ли банкротство проще и короче по времени?

Теперь к вопросу о сроках банкротства юридического лица. Станет ли процедура короче по времени? Учитывая, что собрание кредиторов вправе принимать решение о продлении процедуры реструктуризации еще на 4 года, нет. На данный момент сколько процедур банкротства юридического лица, не считая конкурсного производства? Всего 3 процедуры: наблюдение (7 месяцев), финансовое оздоровление (2 года) и внешнее управление (1,5 года + полгода) занимают максимум 4-5 лет, а с учетом их низкой эффективности вовсе не вводятся или завершаются раньше срока.

Единственное, за счет чего предполагается, что банкротство юридических лиц в арбитражном процессе будет короче, это сокращение срока ликвидации. Если компанию изначально решат ликвидировать или должник не сможет рассчитаться с долгами согласно плану реструктуризации, ликвидацию планируют проводить в среднем за 9-12 месяцев. Это в 2 раза быстрее, чем сейчас.

Такое «ускорение», вероятно, будет достигаться за счет изменения самой процедуры торгов и более быстрой реализации имущества банкрота. В поправках предложили заменить торги на повышение цены англо-голландскими аукционами, когда в рамках одной сессии проводят торги на повышение с разворотом на понижение и обратно, а также допускать новых участников на торги уже в ходе их проведения.

Новое в банкротстве граждан: спишут ли долги малоимущим и пенсионерам?

Согласно законопроекту № 1162228-7, долги граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих) могут списать бесплатно, без суда, а главное с открытыми исполнительными производствами. Нужно просто подать заявление о банкротстве через МФЦ.

Доходы в пределах двойного прожиточного минимума в регионе, где проживает должник, хотят признать неприкосновенными. То есть их не смогут списывать в счет долга. Конечно, речь идет о гражданах без имущества, которое может быть реализовано в счет долга.

На данный момент процедура внесудебного банкротства граждан неэффективна, потому что заявить о банкротстве можно только если все исполнительные производства закрыты. Если приставы не идут навстречу, приходится ждать годами. А если человек получает даже минимальный доход (включая пособия, социальные выплаты), то о закрытии производств речь вообще не идет: списывают 50% с любого поступления на арестованный счет.

Есть мнения, что данный законопроект «пустышка» и пиар-ход перед парламентскими выборами. Но даже если это так, и закон не примут, подобная инициатива сама по себе привлечет внимание к проблеме крайне ограниченного доступа к внесудебному банкротству российских граждан.

Основные понятия закона

Закон вступил в силу совсем недавно, но уже в нем можно отметить несколько основных положений. Первое касается процедуры признания лица банкротом, происходит это либо через суд, когда сумма займа больше полумиллиона, либо через МФЦ. Иногда лицо должно обязательно обратиться в суд, чтобы был установлен статус банкрота, в других случаях – это его право, и он может им пользоваться по своему желанию. Кредитор может самостоятельно обратиться в суд по данному вопросу, если возможно, то оформляется реструктуризация долга. Во время процедуры банкротства, если это поможет решению вопроса, возможно расформировать имущество и продать его для погашения долга, если это будет проведено успешно, то статус банкрота аннулируется. В течение определенного времени банкрот должен уведомить все компании финансовой сферы, о своем статусе, если, например собирается брать заново кредит. Кредитор может самостоятельно подать документы на судебное банкротство, если должник не выполнил свое обязательство и не указал его в качестве компании, у которой брал займ.

Такое же право будет действовать в том случае, если долг был занижен, или не поданы были сведения об улучшении материального достатка человека, наличии нового имущества.

Налог на банкротство с 2022 года

Перед тем, как вы начнете для себя процедуру банкротства, нужно понимать, что налог не будет аннулироваться, эта задолженность все равно останется на вас. Ранее эта процедура была возможна, но с прошлого года ее отменили, налоги не могут быть списаны, если это конечно не определено на законодательном уровне – в налоговом кодексе вашей страны. Если вы были признаны банкротом, то после конца процедуры, вы пишите заявление и передаете его в ФНС, по вашей регистрации. Бумаги далее должны быть переданы для признания вашего долга по налогам безнадежными полностью. Нужно принести не только одно заявление, но и подготовить ряд документов, без которых данная процедура не может быть проведена. Например, обязательно нужно принести справку о долге, постановление суда о банкротстве, и окончательное решение суда по вашему делу. Далее ваши налоги будут признаны безнадежными.

Процедура банкротства с точки зрения бумажного обращения несложна, но стоит много денег. Поэтому, перед ее началом, нужно точно определить – стоит ли это делать в вашем случае.

Если у вас возникла ситуация с банкротством получить юридическую помощь можно на нашем сайте.

Меньше торговых площадок

Законопроект предусматривает передачу торгов в банкротстве универсальным электронным площадкам с одновременной отменой обязательного членства операторов в саморегулируемых организациях (СРО) арбитражных управляющих.

Правительство в июле 2018 года утвердило восемь универсальных площадок. Это «Единая электронная торговая площадка», «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан», «Российский аукционный дом», «ТЭК-Торг» и «Электронная торговая площадка ГПБ.

Сейчас торги в банкротстве осуществляют около четырех десятков площадок, операторы которых входят в три СРО. Из восьми универсальных в банкротном сегменте присутствуют «Сбербанк-АСТ» и «Российский аукционный дом» а также, если рассматривать группы компаний, НЭП «Электронные торговые системы» — через «Фабрикант». В 2018 году на три эти площадки пришлось 18% стоимости реализованного имущества банкротов.

Полностью поддерживает «сам факт реформы» системы банкротств председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Текст законопроекта умещается примерно в 500 страниц, проинформировал парламентарий «Эксперт Online». «Мы сейчас поставили перед Минэком вопрос о необходимости проведения нулевых слушаний. Нам важно понять, как будет проходить эта реформа в пользу государства», — сказал депутат.

[Со стороны кредитора] реформа системы банкротства затронет не только банки, пояснил глава комитета, поскольку у нас кредиторами являются и крупные холдинги, и просто крупные компании. В этой истории есть и интересы профессионального сообщества, которое до сих пор не может консолидироваться.

Он не без иронии добавил, что «у нас арбитражные управляющие выполняют роль, чаще всего, патологоанатомов, которые уже работают, по сути, с «мертвым» делом». «Для экономики же России в данный момент необходимо резко поднимать возможности реабилитации компаний, которые попали в сложную ситуацию. Ведь, очевидно, что компании в нашей стране, проходя какой-то кризис, возрождались», — подчеркнул глава профильного комитета. Это важно для того, чтобы в годину кризиса компании сохраняли рабочие места и платили налоги. С этим вряд ли поспоришь.

«Сейчас же весь институт арбитражных управляющих настроен только на одно — расчленить хладный труп компании и забрать оттуда все что можно», — сказал представитель нижней палаты парламента. Поэтому данная реформа больше всего возмущает самих арбитражных управляющих и их СРО (саморегулируемые организации), которые сейчас существуют в РФ.

В Госдуме, как рассказал нашему изданию председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, официально текст законопроекта ещё не получили.

Представить законопроект о реформе банкротства юрлиц для обсуждения в нижней палате парламента в рамках «нулевого чтения» пообещал на днях глава Минэкономразвития Максим Решетников. Это должно произойти в ближайшие недели, после финальных согласований в правительстве.

Как заявил по итогам совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства первый вице-премьер Андрей Белоусов, новый закон о банкротстве может быть принят Государственной думой уже весной. «Хочу подчеркнуть, что закон имеет революционный характер, и мы надеемся, что он будет принят в весеннюю сессию. Во всяком случае таково решение, поручение президента Российской Федерации. Дальше будем воплощать его в жизнь», — сказал первый вице-премьер.

Затянувшаяся революция

Данный проект закона может считаться революционным потому, что с начала 2000-х годов в РФ в закон о банкротстве (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». — Авт.) не вносилось каких-либо принципиальных изменений, или больших объёмных правок и дополнений, говорит Игорь Зиневич.

Предлагаемые изменения направлены на кардинальное изменение всех действующих процедур банкротства (наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство). «Белоусовская» реформа предлагает по сути всё это сократить и сделать всё, как у граждан: реструктуризация долгов и реализация имущества (у юрлиц это конкурсное производство). «То есть власти хотят всё сделать так, как это есть сейчас при банкротстве простых граждан, то есть все унифицировать», — подчеркнул Зиневич.

Реструктуризация долгов у граждан предполагает, что должник может договариваться с кредиторами о рассрочке исполнения обязательств, скажем, на три года по плану реструктуризации. И в течение трёх лет выполнять такой план. Если же кому-то за три года это не удается, то следующей процедурой является реализация имущества. И уже вот эта вторая процедура, уточняет Игорь Зиневич, совпадает с процедурой банкротства юрлиц, которая называется конкурсное производство.

Вынужденное нововведение?

Новый законопроект предлагает, главным образом, новый подход к выбору арбитражных управляющих, основанный на соблюдении определенных требований и балльной системе оценки деятельности как самих управляющих, так и СРО. В какой-то степени такое нововведение является вынужденным, считает советник судебно-арбитражной практики Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Татьяна Невеева.

С одной стороны, на практике выбор арбитражного управляющего зачастую превращается в «гонку» кредиторов, стремящихся назначить «лояльную» к ним кандидатуру, что, в конечном итоге, приводит к злоупотреблениям в ходе процедуры.

С другой стороны, банкротство, ход которого напрямую зависит от компетентности арбитражного управляющего, в первую очередь, затрагивает имущественные интересы кредиторов.

«Следовательно, абсолютное лишение их права повлиять на процесс выбора выглядело бы необоснованным», — замечает Невеева.

Поправки о разделе имущества супругов при банкротстве, которые могут увидеть свет в 2021 году

Госдумой в июле 2021 года был принят в первом чтении законопроект, признанный изменить механизм регулирования имущественных отношений супругов: он затронул раздел имущества, положения о брачном договоре и процедуру банкротства физических лиц.

Рассмотрим кратко список изменений:

  1. Закон введет официальное понятие семейного банкротства
    и позволит супругам признать себя несостоятельными по общим долгам в одной процедуре.
  2. Раздел имущества будет проходить в рамках банкротной процедуры. Раньше деньги, машины, недвижимость и детей делили в отдельных судопроизводствах, что затягивало производство.
  3. Будут введены правила деления общего имущества супругов. Они одинаковы при судебном разделе и при разделении по соглашению.
  4. Проведенные без согласия супруга сделки уменьшают долю нарушителя в общем имуществе. То есть если муж без согласия жены продаст машину, его доля в праве на гараж будет уменьшена.
  5. Брачный договор признается ничтожным только в ограниченном количестве случаев.
  6. Государственная регистрация совместно нажитой собственности как общей производится в автоматическом режиме. Раньше в выписке значился только муж или жена — так называемый титульный владелец. Информацию, что собственность общая, и половина принадлежит супругу, теперь доступна сразу.

Реформа законодательства о банкротстве: что предлагает Минэкономразвития?

Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:

  • Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.

Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.

Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».

Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».

  • Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.

Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.

Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.

  • Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

Управляющие обязаны возмещать убытки участникам банкротств за неисполнение своих обязанностей или ошибки. Для этого СРО формируют компенсационный фонд. Минэкономразвития выступает за то, чтобы СРО самораспускалась, если не покроет за три месяца сумму выплат, который произвел фонд по обязательствам одного из управляющих этой СРО. Кроме того, в этом случае все управляющие этой СРО не смогут работать по профессии в течение трех лет. «Будет жесткая коллективная ответственность всех членов СРО друг за друга», — подчеркнул Торосов.

Эти изменения могут окончательно превратить арбитражных управляющих в карманную отрасль крупных финансово-промышленных групп, полагает Сачев. Многие управляющие, по его словам, зависимы от крупных корпораций, системных кредиторов, а фиксированное вознаграждение приведет к усилению зависимости. Честные арбитражные управляющие «просто не доживут до вознаграждения», так как не смогут оплачивать дорогостоящие процедуры и работу юристов и бухгалтеров, критикует Сачев.

Как поясняет замминистра экономического развития Илья Торосов, реформа института банкротства готовилась в течение двух лет. Поправки объемом более 400 страниц охватывают практически все элементы института банкротства: как базовых определений и процедур, так и создания новых инструментов, изменения характера взаимоотношений лиц, участвующих в делах о банкротстве.

«Основные идея законопроекта заключаются во введении новой вариативной реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов, при этом предлагается отказаться от таких процедур банкротства как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управления, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства», — отмечает Торосов.

Кроме того, законопроектом предусматривается создание механизмов предупреждения убыточной финансово-хозяйственной деятельности должника в ходе конкурсного производства. В поправках предусматривается создание новых способов управления для должников с помощью введения корпоративных управляющих, а также формирование новых инструментов спасения бизнеса должника.

Предлагается, чтобы сведения о конкурсной массе раскрывались в единой информационной системе о торгах, а торги проводились посредством введения англо-голландского аукциона (торгов — «качелей»).

Кроме того, реформа предусматривает введение двух новых процедур потребительского банкротства — упрощенной и внесудебной, добавляет замминистра. Они направлены на повышение доступности института потребительского банкротства для граждан, находящихся в затруднительном положении.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Перечень бумаг несколько уменьшился. Теперь потребуется собрать:

  • Справка из ФНС о доходах или их отсутствии. Можно взять онлайн через кабинет налогоплательщика.
  • Подтверждение отсутствия (наличия) судимости – заказ осуществляется через Госуслуги.
  • Справки из Росреестра и ГИБДД, что на заявителе нет зарегистрированного жилья, кроме единственного, и транспортных средств.
  • Выписка из БКИ, чтобы узнать обо всех активных и закрытых кредитных обязательствах.

Из хороших новостей:

  • Полностью списываются задолженности.
  • На момент рассмотрения дела останавливается начисление процентов и штрафов.
  • Приостанавливается общение между кредиторами (или представителями коллекторских агентств) и должниками.
  • Завершаются действующие исполнительные производства.

Физическое лицо не несет никакой ответственности, ничем по закону не ограничено. Хотя банки неохотно дают новые займы банкротам. Но есть ограничения, которые касаются ИП:

  • 5 лет нельзя регистрироваться как индивидуальный предприниматель.
  • Запрет в течение десятилетия на занятие руководящих постов в банковской сфере.

Как у любого законопроекта, у этого есть положительные и отрицательные стороны. Вот что говорят эксперты.

Достоинства Недостатки
Значительно сниженная стоимость. Это будет практически бесплатно, как ряд других государственных услуг. Строгие критерии отбора. Предполагается, что получить услугу сможет очень ограниченное число граждан, полностью соответствующие условиям.
Снижение порога. Людям, которые не могли расплатиться с небольшими задолженностями, приходилось просто умышленно увеличивать их, фактически копить до 300-500 тысяч. Длительный срок. Понадобится ждать не менее одного года для этого, а по прежней системе иногда решение принималось в два раза быстрее.
Простота процесса. Судебное заседание часто пугает граждан. А внесудебный порядок позволят сделать все легко и без стрессов. Кредитор может подать в суд в любой момент, инициировав банкротство. Тогда упрощенка превращается в обычную судебную рутину.
Читайте также:  Налог с продажи квартиры: когда платить и как уменьшить

Перспективы и последствия изменений в законодательстве о банкротстве в 2021 году

Об упрощенной процедуре банкротства физических лиц (не через суд) заговорили еще в 2021 году. Но изменения так и не были внесены.

Однако разговоры не замолкают, а наоборот — депутаты выступили с проектом, суть которого в упрощении процедуры банкротства для тех должников, кого условно можно назвать «малоимущими». Сотрудники Минэкономразвития уже довольно продолжительное время ищут возможность удешевить процедуру.

Кроме того, для специалистов в данной области очевидно, что нецелесообразно начинать судебный процесс для тех, у кого нет ни работы, ни денег, чтобы рассчитаться с кредиторами.

Предполагается, что с октября 2021 года станет возможным, не обращаясь в суд, бесплатно объявить себя банкротом тем, кто подпадает под ряд условий. К этим условиям относятся:

  • доход потенциального банкрота ниже, чем среднедушевой по региону;
  • отсутствует имущество, которое можно было бы продать;
  • нет судимости по «экономической» статье и не было административных привлечений за мелкое хищение, а также фиктивное или преднамеренное банкротство.

Предполагается, что, отвечая данным требованиям, вы сможете просто обратиться в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, один из которых и займется вашим делом. Средства на оплату его услуг будут выделяться из специального фонда СРО.

В течение двадцатидневного срока положение ваших дел будет проверяться, после чего должен быть вынесен вердикт о признании либо непризнании вас несостоятельным. Однако вступят данные изменения в силу или нет, мы сможем узнать позже.

А пока рассмотрим процедуру банкротства физических лиц в том виде, в котором вы точно столкнетесь с ней в 2021-м. Во-первых, хотите объявить себя банкротом — докажите, что на то есть веские основания:

  • до наступления сроков исполнения обязательства вы уже поняли, что в ближайшем будущем не сможете полностью удовлетворить денежные требования всех кредиторов — вам разрешается подать соответствующее заявление при любой сумме долга;
  • в течение 30-ти рабочих дней с момента, как вы поняли, что не сможете оплатить полностью долг размером не менее полумиллиона рублей — в этом случае вы обязаны объявить себя банкротом.

В сумму долга включается неуплата налогов, сборов и иных обязательных платежей. В обоих случаях для этого необходимо подать заявление о банкротстве в арбитражный суд.

Во втором случае, если вы не подадите заявление, вам придется платить штраф в размере 1000–3000 рублей, согласно пункту 5 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях. Есть косвенные признаки, на которые вы как должник можете опереться, чтобы понять, что вам стоит инициировать банкротный процесс:

  • неисполнение денежных требований кредиторов, срок исполнения которых уже наступил;
  • прошествие месяца с момента, как вы не удовлетворили хотя бы десятую часть от всех кредиторских требований, срок исполнения по которым наступил;
  • размер долга превысил объем вашего имущества;
  • пристав-исполнитель вернул вашему кредитору исполнительный документ на основании отсутствия у вас каких-либо доходов или имущества.

Если вы имеете статус ИП, то за 2 недели до обращения должны отправить в ЕФРС о фактах деятельности юридических лиц уведомление о том, что собираетесь банкротиться, согласно пункту 2.1 статьи 213.4 профильного закона. Если вы ИП, то процедура банкротства для вас будет проходить так же, как и для обычных граждан.

  • документы, подтверждающие наличие задолженности и вашу неплатежеспособность;
  • выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о наличии или отсутствии у вас статуса ИП;
  • списки должников и кредиторов лица по Приложению № 1 к Приказу Минэкономразвития № 530;
  • опись вашего имущества по Приложению № 2 к Приказу Минэкономразвития № 530;
  • копии документов, подтверждающих право собственности на имущество и исключительные права;
  • сведения о доходах и уплаченных налогах за тот же период;
  • копия свидетельства о заключении или расторжении брака и другие документы.

После этого арбитражный суд возбуждает (или не возбуждает) судебный процесс о признании вас банкротом. Если у вас есть доход и суд посчитает достаточным частично систематически погашать требования кредиторов, то будет проведена реструктуризация долга.

То есть ваши кредиторы будут получать от вас деньги не на первоначальных условиях, а на тех, которые определит суд. Если же доходов и имущества нет вообще, то ваши долги просто спишутся, а горе–кредиторы останутся у разбитого корыта.

В целом, процесс банкротства физического лица не претерпит кардинальных изменений, по крайней мере, до октября 2021. Если же изменения нам и грозят, то только в виде упрощенной процедуры банкротства для «мелких» должников.

1 апреля 2021 года Минэкономразвития, по поручению премьера России Михаила Мишустина, разработало законопроект о бесплатном банкротстве граждан. Это стало ещё одной мерой поддержки россиян на фоне общего кризиса, вызванного пандемией коронавируса.

«Банкротство — цивилизованный способ избавиться от долгового бремени и начать финансовую жизнь с чистого листа…» — заявил замминистра Илья Торосов, «… и оно не должно быть обременительным для граждан, доходы которых находятся на низком уровне».

По сравнению с проектом закона об упрощенном банкротстве, принятым в марте на первом чтении Государственной Думы, новый докумен�� имеет много новых положений.

В части судебного банкротства схема максимально упрощена: подать заявление в суд может как должник, так и один из его кредиторов, долг перед которым составляет 500–700 тысяч рублей, а длительность просрочки превышает 3 месяца. Но есть ряд условий:

  • в течение предшествующего года гражданин не продавал имущество стоимостью свыше 2 млн рублей;
  • в течение последних полугода гражданин не менял фамилию;
  • у него отсутствует непогашенная судимость.

По упрощённой (бесплатной) схеме гражданин признаётся банкротом всего за 5 дней с момента подачи заявления. Причём если инициатором процедуры является должник, судебное заседание не проводится, финуправляющий не привлекается — процедура реализации имущества ложится на плечи банкрота.

Если заявителем становится один из кредиторов, то финансовый управляющий будет привлечён без оплаты его услуг банкротом. Его обязанности будут ограничены ведением реестра требований кредиторов, формированием отчётности и проведением реализации имущества должника (если такая процедура будет введена).

Что касается внесудебного банкротства, то оно проводится в отношении граждан, оставшихся без дохода и не располагающих имуществом, которое можно реализовать в счёт погашения долгов.

  1. Должник обращается в СРО арбитражных управляющих (рассматривается вопрос о приёме аналогичных заявлений в МФЦ).
  2. Если он соответствует всем признакам, то его объявляют банкротом. Начисление пени, процентов и штрафов за просрочки будет остановлено.
  3. Далее сроком на 1 год вводится процедура наблюдения за должником — если за этот период его доходы вырастут или в распоряжение гражданина поступит дорогостоящее имущество (общей суммой превышающее 500 тысяч рублей), то процедура будет отменена. В течение этого периода гражданин также лишается права выдавать или получать займы, выступать поручителем.

Принятие законопроекта в окончательном виде планируется в середине апреля 2021 года.

Провести банкротство физических лиц бесплатно можно будет даже без привлечения суда. В отличие от судебного, во внесудебном порядке кредиторы не контролируют действия заемщика, не знают о списке долгов и не могут получить неустойку или пени.

Вся информация конфиденциальна и будет известна только управляющему. В открытом доступе отобразится только сам факт возбуждения банкротства.

Помимо внесудебной процедуры планируется ввести судебное упрощенное банкротство.

При судебной упрощенной процедуре банкротства гражданина признают банкротом в течение 5 суток после обращения в арбитражный суд. Судья утверждает порядок продажи имущества. При этом, арбитражный управляющий может не привлекаться, а обязанность реализовать имущество будет передана должнику.

Если в судебном заседании у должника обнаружится капитал свыше 500 тысяч рублей, банкротство продолжится в общем порядке.

При обращении в суд кредиторов заемщику назначают арбитражного управляющего.

  1. Долг перед банком в пределах от 50 до 700 тысяч рублей.
  2. Не более 25% задолженности накопились за 6 месяцев.
  3. В прошлом году не было безвозмездных сделок дороже 200 тысяч рублей и возмездных дороже 2 миллионов рублей.
  4. Ваши сбережения меньше 500 тысяч рублей и не могут покрыть долг.
  5. Последние полгода вы не меняли ФИО.
  6. Нет непогашенной судимости за экономические преступления и преднамеренное банкротство.
  7. Прошлое банкротство во внесудебном порядке было больше 10 лет назад.
  8. Судебная реструктуризация прошлых долгов проводилась не менее 5 лет назад.

Физическое лицо может стать банкротом без привлечения суда, подав заявление в СРО арбитражных управляющих. После этого арбитражный управляющий подает сведения в ЕФРСБ.

Внесудебный порядок применяется к гражданам, у которых:

  • долг в пределах от 50 до 500 тысяч рублей,
  • нет заработка и денег на кредитные платежи,
  • нет имущества, которое можно отобрать в счет долга.

Настоящая процедура вводится с целью помочь по-настоящему бедным гражданам списать задолженности, в особенности тем, кто в силу обстоятельств не имеет никакой финансовой подушки. Известно, что в стандартной процедуре банкротства необходимо оплачивать услуги финансового управляющего, публикации и другие затраты.

Читайте также:  Алименты в твердой денежной сумме – расчет и индексация, практика

Цель новых процедур — сэкономить деньги и без того небогатых должников.

В особенности уязвимыми являются следующие категории людей:

  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • малообеспеченные категории граждан;
  • люди, которые лишились постоянного источника дохода;
  • люди, у которых нет средств на оплату судебных расходов.

Изменения в 2020 году: многострадальное бесплатное банкротство

С началом пандемии, когда весь мир сошел с ума и начал в панике закрывать границы друг от друга, сажать людей на изоляцию и лишать их источников дохода, президент РФ дал экстренное поручение ведомствам в отношении упрощенной процедуры банкротства. Владимир Путин публично потребовал быстро доработать проект, который уже 3-4 года «валялся» в кулуарах МЭР, иногда лениво кочуя в другие ведомства.

Грех не отметить, что слова главы государства немедленно были услышаны и надлежаще исполнены. Уже летом 2020 года Госдума бодро принимала законопроект, а с 1 сентября 2020 года новый проект закона начал работать. Даже удивительно: федеральный закон, который с 2016 года прошел несколько кругов доработок и исправлений, был в итоге одобрен всего за два-три месяца. Достаточно было лишь четкого «указания сверху».

1. Абакумова Е.Б. Договорное регулирование корпоративных отношений в России: к вопросу классификации предметов соглашения / Е.Б. Абакумова // Современное право. 2016. N 10. С. 80 — 85.

2. Божко М.П. Семь уроков корпоративных конфликтов / М.П. Божко, Д.А. Галанцев. М.: Проспект, 2018. 96 с.

3. Васенин В.А. Противодействие коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд / В.А. Васенин // Законность. 2017. N 9. С. 17 — 21.

4. Грушко Т.Г. Практические аспекты реализации заложенного имущества в процедурах банкротства / Т.Г. Грушко // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 5. С. 6 — 11.

5. Гурин О.Ю. Правовые последствия применения различных способов обеспечения исполнения контракта / О.Ю. Гурин, К.А. Аршба // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы IV Международной конференции (г. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 10 июня 2016 г.). М.: Юстицинформ, 2016. 320 с.

6. Смирных А.Г. Продажа имущества в процессе несостоятельности (банкротства): необходимость концептуальных изменений / А.Г. Смирных // Предпринимательское право. 2017. N 4. С. 66 — 71.

7. Тасалов Ф.А. Практика Верховного Суда Российской Федерации в сфере публичных закупок: на пути к формированию единых подходов к применению законодательства о контрактной системе / Ф.А. Тасалов // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 1. С. 116 — 125.

Эксперты «АГ» прокомментировали законопроект о комплексной реформе банкротства в России

Как стало известно «АГ», Минэкономразвития доработал законопроект о внесении изменений в Закон о банкротстве. 15 января ведомство направило его в Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату и Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия».

«Общая направленность изменений – это, во-первых, ужесточение требований к арбитражным управляющим, видимо, в целях искоренения практики назначения управляющих, лояльных к должникам и заинтересованным кредиторам, а во-вторых, попытка расширить правовой инструментарий для более полного удовлетворения требований кредиторов», – полагает адвокат МКА «Вердиктъ», арбитр Хельсинкского международного коммерческого арбитража Юнис Дигмар.

В пояснительной записке к почти 500 страницам поправок сказано, что их цель – комплексное реформирование института банкротства. «Действующее законодательство предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур, которые редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Большинство дел о банкротстве возбуждается на стадии, когда исчерпаны все иные меры по взысканию задолженности и имущество должника практически в полном объеме реализовано в ходе исполнительного производства. Сами должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем», – указало министерство.

Отмечается, что законопроект направлен в том числе на расширение применения «реабилитационных механизмов» в отношении юрлиц и предусматривает новую вариативную процедуру – реструктуризацию долгов. Минэкономразвития предлагает отказаться от наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления и ограничиться одной реабилитационной и одной ликвидационной процедурой.

«Несмотря на законодательное ограничение срока на проведение наблюдения, на практике оно может длиться намного дольше. Поскольку наблюдение не предусматривает активных мероприятий, данная процедура только затягивает срок банкротства конкретного должника и увеличивает размер текущих платежей к нему. Предлагаемые изменения должны помочь сохранить действующие хозяйственные субъекты и увеличить их шансы на восстановление платежеспособности», – считает юрист банкротного направления юридической фирмы VEGAS LEX Валерия Тихонова.

По мнению адвоката, советника юридической фирмы Dentons Марии Михеенковой, реструктуризация – очередная попытка борьбы с почти чисто «ликвидационной» направленностью института банкротства в России. «Будет ли она работать на практике – большой вопрос. Такие процедуры предусмотрены и сейчас, однако финансовое оздоровление и внешнее управление применяются исчезающе редко», – заметила она.

Минэкономразвития в пояснительной записке обратило внимание на то, что предусматриваются «совершенствование очередности и возможность субординации требований кредиторов и обеспечения залогом требований по обязательным платежам, создание новых механизмов, касающихся корпоративных управляющих для отдельных категорий должников и спасения бизнеса должника, в том числе посредством совершенствования инструментария замещения его активов».

«То, что ранее мы видели лишь в обзорах судебной практики высшей судебной инстанции, регулирующих вопросы субординации требований кредиторов, теперь предлагается узаконить», – указал Юнис Дигмар.

По мнению Валерии Тихоновой, поправки о субординации требований отвечают тенденциям правоприменительной практики по защите прав независимых добросовестных кредиторов. «Законодательное требование принципа субординации облегчит процесс доказывания необходимости понижения очередности требований аффилированных лиц (например, относительно требований по компенсационному финансированию). Предложенная норма при этом предусматривает исключения из общих правил о субординации, что обеспечит дополнительную защиту добросовестных лиц, предоставивших финансирование для улучшения финансовой ситуации должника, без цели ущемления интересов независимых кредиторов», – полагает юрист.

Министерство также предлагает реформировать процесс определения СРО и арбитражных управляющих: предусмотрены балльная оценка и случайный выбор организаций и управляющих. Изменения затрагивают обязательные требования к СРО, обучение и экзамен арбитражных управляющих. «Участникам дела о банкротстве станет сложнее контролировать арбитражных управляющих. В то же время государственное регулирование их деятельности ужесточится. “Баллы арбитражных управляющих”, “группы должников” и другие многочисленные подобные нововведения вызывают беспокойство, так как налицо явная формализация и, возможно, чрезмерное зарегулирование сферы», – указала Мария Михеенкова.

Проектом предполагается, что построение очередности требований кредиторов будет обусловлено характером обязательств: «Так, например, расчеты с лицом, привлеченным к субсидиарной ответственности, в том числе по его обратному требованию, производятся после расчетов с лицом, чьи требования не связаны с такой ответственностью». Именно поэтому требования, которые не связаны с наличием таких обстоятельств, предлагается сделать приоритетными, объяснило министерство.

«В целях снижения расходов на проведение торгов, их ускорения и минимизации случаев признания торгов несостоявшимися предусматриваются ��аскрытие сведений о формировании и реализации конкурсной массы в единой информационной системе о торгах, изменение в части определения начальной цены продажи имущества должников и новый механизм проведения торгов, в ходе которых в рамках одной процедуры торги будут идти на повышение цены, затем, при отсутствии заявок, цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение», – описывает реформу торгов министерство. Кроме того, оно предлагает отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам. «Включение в закон более детального регулирования ряда институтов, в частности торгов и финансового анализа должника, можно оценить положительно. Это может способствовать правовой определенности», – считает Мария Михеенкова.

Изменения в порядке банкротства юридических лиц 2020 в части продажи активов банкрота

В порядке продажи активов должника предлагается возможность выставлять все имущественные активы, используемые для предпринимательства, и продавать их по частям. Одним из базовых условий поправки является требование продавать имущество как можно дороже, с наименьшими расходами и как можно быстрее.

При продаже имущественных активов должника нужно соблюдать следующие правила:

  • если в результате первых торгов имущество банкрота не удалось продать, то, начиная с вторых торгов, оно должно будет продаваться по частям;
  • заново определяются сроки проведения повторных торгов для продажи имущественных активов должника.

Сообщение о проведении торгов имуществом банкрота должно публиковаться на специальном интернет-портале за 30 календарных дней до их начала. (ст.92, п.1). Эта поправка должна помочь привлечь внимание к торгам как можно большего числа потенциальных покупателей – физических и юрлиц.

В процессе проведения торгов имущества его стоимость должна будет пошагово повышаться или понижаться. На каждом из шагов можно представлять только одну цену. По мнению специалистов, это поможет избежать резкого удешевления стоимости имущественных активов должников. На сегодня имущество банкрота продается примерно в 5 раз дешевле его реальной стоимости, соответственно кредиторам возвращается только 5% долгов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *