ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Некоторые виды деятельности, в том числе и транспортная, при непрофессиональном их осуществлении с нарушениями установленных правил могут причинить существенный вред. Поэтому на них распространяется разрешительная система, имеющая целью ограждение граждан, общества и государства от вреда, который может быть причинен такими непрофессиональными действиями. Ее составной частью является лицензирование, которое регулируется Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Необходима ли лицензия на грузоперевозки сегодня?

Лицензия для грузовых перевозок автотранспортом в России фактически отменена и требует оформления только для отдельных видов грузов.

Зачастую лицензирование грузовых перевозок — это часть лицензируемой деятельности. К примеру, в РФ необходимо получать фармацевтическую лицензию, которая включает в себя перечень видов работ: изготовление, продажу, хранение, транспортировку и отпуск лекарственных товаров. Как видно, лицензия на грузоперевозку входит в перечень конкретной лицензируемой деятельности.

Как правило, такие лицензии оформляются компаниям, которые помимо транспортировки занимаются производством опасных товаров и другими видами деятельности в составе лицензированной отрасли, и в редких случаях также компаниям, предоставляющим услуги по перевозке грузов автотранспортом.

Лицензирование отдельных видов транспортной деятельности

В соответствии с законом подлежат лицензированию перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом, перевозки пассажиров и грузов (в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ – опасных грузов) железнодорожным, внутренним водным, морским транспортом. Кроме того, лицензируются перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Подлежат лицензированию также некоторые виды деятельности, касающиеся перевозки, например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном, внутреннем водном транспорте, в морских портах, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом. Государственным органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, является Ространснадзор. Лицензирование перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов производится Росавиацией.

Как один из методов управления лицензирование включает комплекс мероприятий по предоставлению разрешения на соответствующие виды деятельности в транспортной сфере [1] . К ним относятся не только мероприятия, которые связаны непосредственно с предоставлением лицензий. Это также переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновление или прекращение действия лицензий, их аннулирование. Кроме того, это контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензионных видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведение реестров лицензий, предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензирование автомобильных перевозок

Лицензирование автомобильного транспорта под собой подразумевает перевозки пассажиров, перевозки грузов. Лицензирующим органом является Министерство транспорта РФ. Также хочется отметить, что на каждый вид деятельности предоставляется своя лицензия.

Министерство транспорта РФ принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в срок не превышающий 30 дней с момента получения заявления с соответствующими документам, в котором прилагается опись документов. Лицензия на соответствующий вид выдается на 5 лет, в дальнейшем его можно будет продлить. Если у лицензиата происходят изменения в количестве автотранспортных средств, то он обязан будет уведомить орган в течение 15 дней об изменении. Что касается плановых проверок, то он проходят по-разному, для перевозки пассажиров-не чаще одного раза в год, а для перевозки грузов-не чаще одного раза в два года.

Проверка в рамках решения вопроса о выдачи лицензии:

Сами проверки проводятся на основании приказа руководителя лицензирующего органа. По их результату выносится акт или протокол, составленный в двух экземплярах-вам и для органа.

Если имеются нарушения, то они обязательно прилагаются к протоколу, чтобы подтвердить свои требования к соискателю лицензии. Протокол подписывается обеими сторонами, и регистрируется в журнале органа и представляется руководителю органа.

Лицензирующий орган имеет право приостановить действие в получении лицензии, пока не будут исправлены ошибки, или вовсе отказать в получении лицензии, если были выявлены неоднократные нарушения или грубые нарушения.

После того, как орган вынес решение о приостановлении, то он уведомляет в течении трех дней соискателя лицензии. Также лицензия теряет юридическую силу, если организация ликвидируется, или прекращает свою деятельность в результате реорганизации, кроме преобразования либо прекращения свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Орган может аннулировать лицензию, если в течении трех месяцев организация не оплатит сбор за предоставление лицензии. Также лицензия может быть аннулирована по решению суда, если в контролирующий орган поступали на организацию жалобы, и эти жалобы сопровождались нарушением законных прав граждан.

Для того чтобы понять разницу между перевозкой пассажиров и перевозкой грузов, мы продолжим нашу тему в следующем заголовке.

Новые правила получения лицензии на автобусные перевозки с 1 января 2021 года

Подача заявления на лицензию в электронном виде

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) заявление о предоставлении лицензии, предусмотренное частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, и следующие прилагаемые к нему документы:

Итак, положение, действующее до 31 декабря 2020 года предлагает подавать заявление на получение лицензии лично, заказным письмом или в электронном виде.

Однако это не означает, что будет запрещено подать заявление лично или отправить его заказным письмом:

7. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, на бумажном носителе или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Пункт 7 говорит о том, что при желании заявление можно подать:

  • лично в лицензирующий орган;
  • лично в МФЦ;
  • заказным письмом.

То есть все варианты, которые предлагались ранее, сохранены, но в приоритете с 1 января 2021 года будет подача заявлений в электронном виде.

Проверка аттестации и медицинской лицензии заявителя

Рассмотрим дополнительный абзац, который добавлен в пункт 6 положения о лицензировании.

В случае если соискатель лицензии является ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошел в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, и (или) имеет лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), проверка наличия документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии, осуществляется лицензирующим органом без представления соискателем лицензии копий документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии.

В данном пункте речь идет о следующей ситуации. Организация, эксплуатирующая автобусы, должна проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей и предрейсовый технический контроль автобусов.

Так вот, при получении лицензии на перевозку пассажиров или иных лиц не требуются документы, подтверждающие наличие медицинской лицензии и прохождение аттестации соискателем. Проверить наличие указанных документов лицензирующий орган должен самостоятельно.

Изменение сведений об автобусе в реестре лицензий

До 31 декабря 2020 года положение о лицензировании предусматривает следующие операции:

  • добавление автобуса в реестр лицензий;
  • исключение автобуса из реестра;
  • изменение государственного регистрационного номера в реестре.

При этом на практике организации, эксплуатирующие автобусы, могут столкнуться с такой проблемой. Если организация покупает автобус, который ранее был включен в реестр лицензий другой организацией, то она не может включить это автобус в реестр от своего имени. Это связано с тем, что автобус не может упоминаться в реестре дважды.

В этом случае новому владельцу автобуса приходилось сначала обращаться к предыдущему собственнику, который должен был исключить автобус из реестра, а лишь затем подавать новое заявление на включение автобуса в реестр от своего имени.

Читайте также:  Ответы на популярные вопросы о «дачной амнистии»

С 1 января 2021 года ситуация станет проще, т.к. в положении о лицензировании появилась новая процедура — изменение сведений об автобусе:

13. В случае изменения сведений об автобусе, указанных в реестре лицензий (изменение государственного регистрационного номера автобуса, изменения срока действия договора аренды (лизинга) автобуса, вступление лицензиата в права владения автобусом, в том числе на основании договора аренды, заключенного с другим лицензиатом, который в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет этим автобусом), лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление об изменении сведений об автобусе с приложением документов, подтверждающих такие изменения, в том числе права владения автобусом.

В заявлении об изменении сведений об автобусе указываются:

а) наименование лицензиата (наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

Процедура изменения сведений об автобусе требует указать в заявлении те же самые сведения, что и при первичном добавлении автобуса в реестр. А основное отличие состоит в том, что изменить сведения можно об автобусе, который уже включен в реестр.

Например, это может потребоваться при:

  • изменении регистрационного номера автобуса;
  • изменении срока договора аренды или лизинга;
  • изменении собственника автобуса (продаже автобуса);
  • сдаче автобуса в аренду.

17. В срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения предусмотренных пунктом 13 настоящего Положения заявления и прилагаемых к ним документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достовернос��и содержащихся в указанных заявлении и документах сведений и принимает решение об удовлетворении соответствующего заявления или об отказе в его удовлетворении.

При этом сведения об автобусе в реестре должны быть обновлены в течение 1 рабочего дня. То есть процедура изменения данных происходит быстрее, чем первичное включение автобуса в реестр (в течение 3-х рабочих дней).

Основания для отказа при добавлении автобуса в реестр

В новом положении о лицензировании по перевозке пассажиров и иных лиц появился пункт 18, описывающий основания для отказа в изменении сведений об автобусе или во включении в реестр нового автобуса:

18. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о включении сведений об автобусах в реестр лицензий, заявления об изменении сведений об автобусах в реестре лицензий и заявления об исключении сведений об автобусах из реестра лицензий являются:

а) наличие в соответствующем заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

б) представление заявления о включении сведений об автобусе в реестр лицензий или заявления об изменении сведений об автобусе в реестре лицензий в отношении автобуса, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат (за исключением заявления об изменении сведений об автобусе, связанных с заключением договора аренды с другим лицензиатом, который в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет этим автобусом).

Предусмотрены 2 основания для отказа:

  • наличие недостоверной информации в поданных документах;
  • наличие в реестре сведений о том, что автобус принадлежит другому лицензиату (кроме заключения договора аренды).

При этом второе основание для отказа вызывает вопросы, т.к оно не согласуется с информацией, приведенной в рассмотренном выше пункте 13.

Напоминаем, пункт 13 говорит о том, что изменить сведения об автобусе можно при вступлении лицензиата в права владения автобусом, то есть о любых сделках, предусматривающих смену владельца.

Однако пункт 18 говорит о том, что изменить сведения о владельце можно только в случае передачи автобуса в аренду.

Автоматическое исключение автобуса при окончании договора аренды

Новый пункт 21 положения о лицензировании предусматривает условия, при которых автобус исключается из реестра лицензий автоматически:

21. Лицензирующий орган принимает решение об исключении из реестра лицензий сведений об автобусе лицензиата в случае, если до истечения 10 дней со дня окончания срока действия договора аренды (лизинга) автобуса лицензиат не представит в лицензирующий орган заявление, предусмотренное пунктом 13 настоящего Положения, содержащее сведения о продлении срока действия договора аренды (лизинга) автобуса или вступлении лицензиата в права владения автобусом по окончании договора лизинга. В день принятия такого решения лицензирующий орган исключает соответствующие сведения из реестра лицензий, а также направляет лицензиату выписку из этого решения.

То есть, если автобус включен в реестр на основании договора аренды или лизинга, и в течение 10 дней с даты окончания этого договора лицензиат не предоставил информацию о продлении договора, то автобус автоматически исключается из реестра.

Новый список нарушений для расчета степени риска

Для каждой организации, имеющей лицензию на перевозку пассажиров и иных лиц, рассчитывается степень риска по специальной формуле.

В зависимости от степени риска устанавливается периодичность плановых проверок организации (от 1 раза в год для высокого риска до полного отсутствия проверок для низкого риска).

При этом в формуле для расчета степени риска используется в том числе количество административных нарушений и уголовных преступлений, допущенных лицензиатом и его работниками.

С 1 января 2021 года обновляется список нарушений, используемых при расчетах

N1 — количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, постановлений о назначении административного наказания лицензиату (его должностным лицам и работникам при осуществлении должностных обязанностей) за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.23, 11.31, 11.32, 11.33, 12.1, частью 2 статьи 12.3, статьями 12.5, 12.6, 12.7, 12.8, 12.9, 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, статьями 12.15, 12.16, 12.18, частью 4 статьи 12.23, статьями 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1 и частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

Новые административные правонарушения, количество которых используется при расчете:

Статья КоАП Нарушение
11.33 Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса
12.3 ч.2 Отсутствие у водителя водительского удостоверения, полиса ОСАГО, путевого листа или товарно-транспортных документов
12.5 Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена
12.6 Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов
12.9 Превышение установленной скорости движения
12.10 Нарушение правил движения через железнодорожные пути
12.12 ч.1,3 Проезд (в том числе повторный) на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика
12.15 Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
12.16 Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
12.18 Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Обратите внимание, в таблицу попало очень много популярных нарушений правил дорожного движения. В том числе речь идет о превышении скорости.

Увеличение перечня нарушений приведет к тому, что при пересчете критериев риска для многих организаций степень риска станет выше, то есть плановые проверки для них будут проводиться чаще.

Вопрос перевозки пассажиров автомобильным транспортом осуществляется на основании лицензии только в случае наличия более 8 мест в автомобиле , причем исключением является выполнение подобной работы по заказам либо для обеспечения собственных нужд (как фирмы, так и индивидуального предпринимателя).

Получение лицензии на право заниматься транспортной деятельностью носит заявительный характер. Заявление от имени юридического лица либо индивидуального предпринимателя подлежит подаче в лицензирующий орган. К заявлению необходимо приложить пакет документов с описью, перечень которых зависит от вида лицензируемой деятельности.

Вопрос сертификации транспортной деятельности в рамках Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ касается норм подтверждения того, что конкретный объект, имеющий отношение к транспортной деятельности, соответствует официальным стандартам, принятым на территории Российской Федерации. Например, необходимо подтвердить соответствие качества вагонов городского и пригородного транспорта и электротранспорта перед непосредственной эксплуатацией.

А зачем нужна вообще лицензия, разве нельзя и без нее?

Конечно, многие соискатели неоднократно задумывались над этим вопросом, и им хотелось бы перешагнуть эту ступень, но нельзя, а почему, попробуем объяснить.

Лицензия — документ, который подтверждает, что физическое и юридическое лицо имеют полное право и профессионализм на перевозку пассажиров, что отвечает требованиям, указанным в нормативно правовых актах РФ.

При наличии лицензии, подтверждается:

  1. Перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, и никто из них может не переживать за свою сохранность и безопасность.
  2. Услуга по перевозке пассажиров соответствует закону РФ.
  3. Водитель имеет необходимый стаж и положительный опыт в данной сфере.
Читайте также:  Могут ли компании не возвращать деньги за неоказанные услуги в период эпидемии?

Указанный документ выдается в обязательном порядке только на внутреннюю перевозку пассажиров, если их количество не превышает восемь человек.

И напоследок хочется сообщить, что требования в данной деятельности ещё предъявляются к сотрудникам, и они должны соответствовать им:

  1. Водитель должен работать по трудовому договору, или договору подряда, должен иметь водительские права и стаж вождения.
  2. Технический и инженерный персонал должен иметь требуемые пропуски.
  3. Регулярно должны проходить медицинскую комиссию.

Вот в данной главе, все перечисленные требования, которые являются обязательными, но уже под каждый вид имеются ещё раскрытый перечень своих требований.

Лицензирование перевозок грузов

В целом вопрос лицензирования касается следующих видов транспортных перевозок пассажиров и грузов:

  • на внутреннем водном транспорте — на речном транспорте перевозки отличаются по видам флота-осуществляемые самоходом и не самоходом, а также на судах смешанного плавания «Река-Море», также имеются виды прямые и местные. Основным различием является то, что для речной перевозки имеются сроки приема груза к перевозке.
  • по перевозкам морским транспортом, то они квалифицируются на внутренние-между портами одного моря, и на внутренние перевозки между портами разных морей, и перевозки в заграничном сообщении
  • посредством воздушного транспорта — для доставки грузов используют самолет и вертолет. Самолеты подразделяются на пассажирские и грузоперевозки-которого вместительность не должно превышать 100 м.куб., а пассажирский лайнер может доставлять груз не больше 20 тонн. Вертолеты так же подразделяются на несколько видов: многоцелевые или грузо-пассажирские воздушные суда; пассажирские. Не предназначаются для перевозки грузов; транспортные. Могут перевозить товары как внутри кабины пилота, так и на внешней подвеске; вертолеты – краны. Воздушные суда предназначаются для доставки товаров на тросах и выполнения наиболее сложных высотных работ.
  • автомобильного транспорта — выше перечислены все виды транспортных перевозок.
  • железнодорожного транспорта — данный вид лицензии имеет такие же требования, как и вышеуказанные, но отличается тем, что плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 3 года, продолжительностью не более 1 месяца. И один из требований к работникам является то, что сотрудник должен иметь стаж работы в данной сфере не менее 3 лет за последние 10 лет трудовой деятельности.

На морском транспорте — требование к лицензии особо щепетильные:

  1. Соблюдение законодательства РФ и Правилам морской перевозки для опасных грузов;
  2. Соблюдение правил пожарной безопасности;
  3. Наличие у соискателя производственных объектов
  4. Причалов, непосредственно связанных с нефтебазой и оборудованного нефтепроводом, соответствующего правилам технической эксплуатации;
  5. Наличия на судах необходимых судовых документов;
  6. Наличия у соискателя плана ликвидации аварийных ситуаций при работе с опасными грузами и предупреждения разливов нефтепродуктов;
  7. Наличие у соискателя должностных лиц, отвечающих за разгрузочную деятельность, за контроль безопасности мореплавания, докеров, соответствующей квалификации.

Сертификация на транспорте

Учитывая количество видов транспорта, принципиально отличающегося и по способам его эксплуатации, и по требованиям к конструктивному решению, сертификация на транспорте проводится в специализированных (соответствующих типу ТС) системах:

  • сертификация на транспорте воздушном – подчинена в первую очередь Воздушному Кодексу и федеральным авиационным правилам, устанавливающим требования к гражданским воздушным судам, винтам и авиационным двигателям, по которым оценивается их конструктивное соответствие установленным нормативам безопасности. Кроме того, проверяется соблюдение правил эксплуатации (летной) воздушного судна и техобслуживания, для чего проводится полная экспертиза эксплуатационной, конструкторской и т.д. документации.
  • сертификация на транспорте железнодорожном проводится по правилам специально разработанной для этой отрасли системы сертификации на федеральном ж/д транспорте (СCФЖT). В данном случае объектами оценки соответствия будут системы качества, ЖТС (ж/д технические средства, эксплуатируемые на федеральном ж/д транспорте) и все виды транспортных услуг.

Тем не менее, сертификация на транспорте ориентирована на общие требования системы, т.к. также проводится с целью обеспечения гарантий российского государства в части безопасности людей и обеспечения сохранности окружающей среды. Наибольший интерес представляет сертификация на транспорте автомобильном, эксплуатируемом не только государственными и коммерческими транспортными организациями, но и частными лицами – индивидуальными предпринимателями, занимающимися грузо — и пассажирскими перевозками, и просто автовладельцами.

Сертификация на автомобильном транспорте

В этой отрасли также сформирована собственная система, призванная обеспечить всестороннюю безопасность перевозок. Объектами оценки соответствия здесь будут как собственно транспортные средства, так и все виды транспортных услуг. Сертификация на автомобильном транспорте находится в юрисдикции Росстандарта (национальный орган сертификации) и включает в свою структуру:

  • Минтранст РФ (департамент автомобильного транспорта) – как центральный орган;
  • методические центры;
  • аппеляционные комиссии;
  • органы по сертификации, техобслуживанию и ремонту;
  • заявителей.

В качестве организационной подсистемы сертификация на автомобильном транспорте включает в себя и Департамент по координации, развитию и функционированию транспортной системы РФ. Сертификация на автомобильном транспорте может быть не только обязательной, но и добровольной, а в части транспортных услуг подчиняется специально разработанным федеральным правилам и правительственным постановлениям. Как и сертификация на транспорте любого другого типа, система подразумевает оценку безопасности и самих транспортных средств, обоснованно определенных в качестве источников повышенной опасности.

Экологическая сертификация на транспорте регулируется разработанным еще в 2005 году Техрегламентом, устанавливающим допустимые нормы выбросов, тем самым в свое время заметно ограничив ввоз в страну старых, неэкологичных и выделяющих вредные вещества машин. Достаточно большая часть транспортных средств на сегодняшний день попадает и под действие ТР ТС «О безопасности колесных ТС», требования которого в январе 2015 г. станут обязательными для:

  • троллейбусов,
  • автобусов,
  • внедорожников,
  • грузовых (включая шасси) и легковых машин, в т.ч. и грузовых, и пассажирских ГАЗелей,
  • всех разновидностей мотоциклов (квадро- и трициклов в т.ч.),
  • мотороллеров,

а также прицепов и полуприцепов, и т.д.

Учитывая определяющее значение надежности самого транспортного средства, а также направленность реформы системы на создание единых для каждого вида продукции нормативных актов, очевидно, что в дальнейшем и сертификация в автомобильном транспорте будет во многом ориентирована именно на Техрегламенты. В части оценки соответствия различных систем ТС сертификация на транспорте будет учитывать требования не только указанного выше ТР ТС, но и определяющих безопасность низковольтного, взрывоопасного, газового оборудования и т.д. Надо помнить, что многие элементы ТС (газовые баллоны, двигатели, диски, тормозные колодки, топливные баки и др., в т.ч. как запчасти), сертифицируются в ГОСТ Р.

Сертификация на автомобильном транспорте, так же, как сертификация на транспорте любого другого типа, может быть поручена специализированному сертификационному центру, имеющему аккредитации соответствующих систем и испытательную лабораторию (консультация «Полотест» бесплатная).

Требования к лицензиату и его собственности

Требования касаются как самого соискателя, так и имеющихся у него во владении/аренде строений/зданий, автотранспорта (АТ), оборудования для его осмотра и обслуживания. Соискатель должен располагать:

  1. Помещением для техосмотра и ремонта автотранспортных средств либо предъявить договор на ТО его автомобилей.
  2. Лицензией на меддеятельность, связанную с предвыездным осмотром водителей (с 2016 года все организации, занимающие перевозками должны иметь). Альтернативой является действующий договор о медобслуживании с ООО или ИП, имеющим такую лицензию.
  3. Автотранспортом, соответствующие всем требованиям безопасности и оснащенным системой ГЛОНАСС либо GPS.
  4. Договора с водителями, имеющими стаж работы в данной области, квалификационные документы и свидетельство о прохождении медкомиссии.

А зачем нужна вообще лицензия, разве нельзя и без нее?

Конечно, многие соискатели неоднократно задумывались над этим вопросом, и им хотелось бы перешагнуть эту ступень, но нельзя, а почему, попробуем объяснить.

Лицензия — документ, который подтверждает, что физическое и юридическое лицо имеют полное право и профессионализм на перевозку пассажиров, что отвечает требованиям, указанным в нормативно правовых актах РФ.

При наличии лицензии, подтверждается:

  1. Перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, и никто из них может не переживать за свою сохранность и безопасность.
  2. Услуга по перевозке пассажиров соответствует закону РФ.
  3. Водитель имеет необходимый стаж и положительный опыт в данной сфере.

Указанный документ выдается в обязательном порядке только на внутреннюю перевозку пассажиров, если их количество не превышает восемь человек.

И напоследок хочется сообщить, что требования в данной деятельности ещё предъявляются к сотрудникам, и они должны соответствовать им:

  1. Водитель должен работать по трудовому договору, или договору подряда, должен иметь водительские права и стаж вождения.
  2. Технический и инженерный персонал должен иметь требуемые пропуски.
  3. Регулярно должны проходить медицинскую комиссию.

Вот в данной главе, все перечисленные требования, которые являются обязательными, но уже под каждый вид имеются ещё раскрытый перечень своих требований.

Читайте также:  Внуки чернобыльцев льготы 2021 и выплаты

Основополагающими правовыми документами по лицензированию перевозочной деятельности автомобильного транспорта является «Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 N 128-ФЗ и ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 июня 2002 г. N 402 «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

«Федеральный закон…» регулирует отношения между федеральными органами исполнительной власти, организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

«Постановление» определяет порядок лицензирования следующих видов деятельности при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок автомобильным транспортом:

а) перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

б) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд

юридического лица или индивидуального предпринимателя);

в) перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

·перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

·перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3.5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Переход к рыночным отношениям потребовал принципиально новых форм государственного регулирования деятельности транспортного комплекса и более развитого законодательного обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в развитии автомобильного транспорта общего пользования, ведомственного, кооперативного, частных владельцев определяется их способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание при минимальных издержках. Однако свобода предпринимательской деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах перевозок и недостатку предложений, следовательно, монополизму в других.

Решением Совета Министров от 25 сентября 1990 года № 378 создана Российская транспортная инспекция — как орган регулирования транспортного рынка путем выдачи лицензий владельцам транспортных средств на право заниматься транспортной деятельностью определенного вида. Ее задачами являются:

· Контроль за исполнением перевозчиками транспортного законодательства, правил перевозок и других нормативных актов

· Снижение транспортных издержек в народном хозяйстве

· Защита интересов потребителей транспортных услуг

· Стимулирование деятельности перевозчиков, направленной на рациональное использование подвижного состава, повышение качества и эффективности транспортного, транспортно-экспедиционного и сервисного обслуживания организацией населения

· Предотвращение монополизма транспортных услуг путем организации оптимального уровня конкуренции

· Регулирование количества и структуры подвижного состава

· Уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду

· Снижение аварийности на транспорте

· Обеспечение необходимого профессионального уровня работников транспорта

Основополагающими правовыми документами по лицензированию перевозочной деятельности автомобильного транспорта является «Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

«Федеральный закон…» регулирует отношения между федеральными органами исполнительной власти, организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. При этом принимаются следующие основные понятия:

· Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

· Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.

· Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

«Положение» определяет порядок лицензирования следующих видов деятельности при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок автомобильным транспортом:

1. Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом

2. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

3. Перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством тра��спорта Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган). На каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется соответствующая лицензия.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:

1. Выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

2. Соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации.

3. Соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом.

4. Наличие в штате юридического лица должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности.

Лицензирование пассажирских перевозок автотранспортом

  • Выдача лицензии.
  • Обоснованный отказ.

Основаниями для отказа в услуге считаются:

  1. Нарушения, ошибки, описки, помарки, искажение информации, допущенные при заполнении заявления и любых поданных с ним документов.
  2. Подача документов не по месту регистрации ООО/ИП.
  3. Несоответствие лицензиата или его собственности актуальным требованиям лицензирующего органа.

В случае отказа решение комиссии можно обжаловать либо устранить недочеты и подать заявление снова. Жалоба будет рассматриваться, только если отказ не был надлежащим образом аргументирован и жалоба поступила в надлежащем порядке.

Требования касаются как самого соискателя, так и имеющихся у него во владении/аренде строений/зданий, автотранспорта (АТ), оборудования для его осмотра и обслуживания. Соискатель должен располагать:

  1. Помещением для техосмотра и ремонта автотранспортных средств либо предъявить договор на ТО его автомобилей.
  2. Лицензией на меддеятельность, связанную с предвыездным осмотром водителей (с 2016 года все организации, занимающие перевозками должны иметь). Альтернативой является действующий договор о медобслуживании с ООО или ИП, имеющим такую лицензию.
  3. Автотранспортом, соответствующие всем требованиям безопасности и оснащенным системой ГЛОНАСС либо GPS.
  4. Договора с водителями, имеющими стаж работы в данной области, квалификационные документы и свидетельство о прохождении медкомиссии.

Если лицензию получает предприниматель, именно он должен быть таким водителем. Владелец ООО может не иметь соответствующих прав на вождение транспортных средств и квалификации. Но в его штате должны быть опытные водители, чью квалификацию можно подтвердить документально.

Постановление Правительства РФ от 24.06.98 N 641

Согласно актуальному отечественному транспортному законодательству без соответствующей лицензии невозможно производить регулярные автоперевозки восьми и более человек. При этом лицензия одинаково необходима как тем, кто намеревается заниматься регулярными городскими и пригородными пассажироперевозками, так и тем, кто планирует организовать междугородние перевозки граждан.

А вот владельцам такси, вмещающего менее 8 человек; организациям, не зарегистрировавшим пассажироперевозки в качестве основного вида деятельности (например, осуществляющие только служебную развозку персонала, что относится к хозяйственной деятельности); компаниям, перевозящим людей не регулярными маршрутами, а по отдельным заказам, такую лицензию получать ни к чему.

Для понимания того, что представляет собой лицензия на перевозку пассажиров, целесообразно изучить ряд законов и подзаконных актов, регламентирующих процедуру лицензирования. К таковым относятся следующие документы:

  • Федеральный закон N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280);
  • Административный регламент предоставления госуслуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144).

Детальному изучению этих документов стоит отвести время еще перед тем, как получить лицензию. Это важно для перевозчика хотя бы потому, что орган, оформляющий соответствующие разрешения, − Ространснадзор − проверяет выполнение каждым предприятием-соискателем всех требований транспортного законодательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *