Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли регистрировать фаркоп для легкового автомобиля в ГИБДД в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процедура регистрации фаркопа в ГИБДД достаточно длительная. Во-первых, нужно выбрать ТСУ, соответствующее марке и модели автомобиля. В противном случае нельзя будет узаконить фаркоп на легковом автомобиле. А в случае использования тягово-сцепного устройства, не предназначенного для авто, грозит штраф.
Более 99% автомобилей выпускаются с правом от завода-изготовителя на установку фаркопа. На остальные машины крепить ТСУ в 2024 году можно только, получив разрешение от ГИБДД.
Узнать о возможности прикрепления фаркопа можно 5-ю способами:
- Заглянуть в руководство по эксплуатации автомобиля – здесь должен быть раздел об использовании прицепа. Если он есть, значит, установка фаркопа разрешена.
- Изучить ОТТС (Одобрение типа транспортного средства) – здесь отмечено оборудование, которое можно дополнительно установить на автомобиль.
- Изучить табличку с VIN-кодом, расположенную чаще всего на одной из дверных стоек. В табличке указаны 4 группы цифр, где первая означает полный вес автомобиля, а вторая – допустимую массу с прицепом. Если вторая цифровая комбинация отсутствует, машина конструктивно не предназначена для использования с прицепным устройством.
- Обратиться к официальному дилеру в автосалон.
- Запросить сведения у завода-производителя.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2024 году?
Регистрировать фаркоп или нет в 2024 году – зависит от наличия разрешающих документов и самого тягово-сцепного устройства. Регистрация ТСУ в ГИБДД не потребуется, если соблюдена совокупность правил:
- установка фаркопа конструктивно предусмотрена фирмой-производителем, и это указано в руководстве по эксплуатации этой модели машины;
- тягово-сцепное устройство обладает сертификатом соответствия и паспортом (инструкцией по монтажу), сертификат можно предоставлять на проверку в виде заверенной копии.
Регистрация фаркопа в ГИБДД обязательна, если:
- установка приспособления конструктивно не предусмотрена заводом-изготовителем;
- документы на фаркоп отсутствуют или не подлежат восстановлению, в этом случае новое оборудование оформляется в ГИБДД, как внесение изменений в автомобильную конструкцию (требования ТР ТС 018/2011 Технического регламента Таможенного союза).
Самовольное крепление устройства на автомобиль является конструктивным изменением и, в момент эксплуатации, может представлять опасность как для водителя, так и для прочих участников дорожного движения. Именно поэтому нужно согласовать установку фаркопа в 2024 году с ГИБДД, а в отдельных случаях провести автотехническую экспертизу.
Порядок регистрации ТСУ на автомобиль в ГИБДД
Регистрация фаркопа на автомобиль в 2024 году осуществляется в несколько шагов:
- Сначала необходимо прийти в отделение ГИБДД и подать пакет документов, включающий свидетельство о регистрации машины, копию ПТС, сертификат соответствия на фаркоп и заполненное по образцу заявление.
- Затем, следуя указаниям инспектора, отогнать автомобиль на СТО для проведения первичной техэкспертизы. Мастера определят, насколько безопасно устанавливать фаркоп на авто. При положительном результате автовладелец получит на руки документ, разрешающий монтаж ТСУ.
- Крепление можно осуществить самостоятельно, но лучше сделать это в автосервисе, с получением документов о проведенной операции.
- После установки буксирующего устройства сотрудники автосервиса подвергают автомобиль вторичной экспертизе. На этот раз проверяется его безопасность для участников дорожного движения.
- Если все в порядке, автовладелец получит на руки диагностическую карту.
- После этого необходимо собрать полученные в СТО документы, приложить к ним сертификат качества на ТСУ, заполнить заявление на регистрацию и передать пакет в техотдел ГИБДД.
- Инспектор проверит корректность монтажа и выдаст свидетельство, подтверждающее соответствие прикрепленного фаркопа нормам Техрегламента Таможенного союза.
Вопрос: Машина на гарантии, значит фаркоп можно устанавливать только у официального представителя?
Ответ: Не обязательно. Установку может производить любая другая компания, которая имеет соответствующие разрешения. Нужно проверить, чтоб у исполнителя был сертификат, который подтверждает выполнение регламента, ГОСТА при работе. В таком случае гарантия официального дилера сохраняется.
Вопрос: Сколько по времени длится экспертиза в ГИБДД при переоснащении авто?
Ответ: В ГИБДД экспертизу не проводят, услугу можно заказать в специализированной компании. Контролирующий орган лишь проверяет предоставленные документы, на их основании вносятся изменения в свидетельство.
Порядок регистрации фаркопа в ГИБДД
При оформлении ТСУ автовладелец обязан соблюсти определенный порядок действий:
- Определиться с возможностью монтажа фаркопа на свой легковой автомобиль. Транспорт должен быть достаточно тяжелым и способен на буксировку прицепа, в задней части иметь специальное место для установки дополнительного оборудования.
- Приобрести новый агрегат у официального производителя авто, руководствуясь особенностями и техническими характеристиками конкретной модели и марки. Если нужной позиции не оказалось в продаже, обратиться к другому изготовителю подобных ТСУ.
- Воспользоваться услугами автосервиса, где выдается заключение о возможности переоборудования для получения разрешения от ГАИ и проводит монтаж фургонов. Здесь авто подвергнут технической проверке до и после монтажа ТСУ.
- Получить от специалистов необходимые документы, протокол безопасности, если диагностические мероприятия пройдут успешно.
- Оплатить услуги сервиса.
- Если об установке фаркопа на авто в руководстве по эксплуатации ничего не сказано, то с полученными документами надо отправиться в ГИБДД.
Документы на фаркоп легкового автомобиля
В 2021 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
- предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
- предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:
- При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке фаркопа на заводе.
- При установке ТСУ в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
- Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации, которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то можно выдохнуть.
- Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел сертификат соответствия.
Таким образом, список необходимых документов для использования ТСУ:
- Руководство по эксплуатации автомобиля.
- Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
- Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Тех. регламента.
Информация о фаркопах в законодательстве
В законодательстве при рассмотрении особенностей фаркопа стоит ориентироваться на Технический регламент таможенного союза от 2011 года. В нем зафиксировано, что при наличии тягового устройства в заводской конструкции нет необходимости проходить дополнительную регистрацию.
В случае установки фаркопа обязательно нужно ориентироваться на документацию, его полное соответствие основным нормам и правилам, прохождение экспертизы, рассматривающей вопросы безопасности.
В результате можно сделать вывод о том, что при приобретении автомобиля или же установке фаркопа обязательно нужно рассматривать инструкцию по эксплуатации автомобиля, а также на технические характеристики самого дополнительного оборудования, сертификат на него и данные от мастерской, установившей это оборудование.
При четком соблюдении всех правил и норм с фаркопом не будет никаких дополнительных проблем. В таком случае обеспечивается соблюдение закона, а также гарантируется безопасность использования.
Можно ли обойтись без регистрации
Требуется ли регистрация фаркопа, зависит от того, была ли изменена конструкция автомобиля при установке оборудования. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза 018/2011, пункт 77, транспортные средства в таких случаях не подлежат досмотру:
- При монтаже оборудования и компонентов, предназначенных для данного типа транспортного средства, которые были испытаны в составе транспортного средства и имеют подтверждающие документы.
- Установка специфического оборудования и компонентов предусмотрена производителем транспортного средства в соответствии с эксплуатационной документацией автомобиля.
Согласно этому техническому регламенту, если фаркоп установлен на легковом автомобиле, устройство может быть освобождено от регистрации при соблюдении следующих условий:
- Возможность установки фаркопа на автомобиль и использования его с прицепом указана в руководстве пользователя. Большинство автомобилей подходят для таких условий.
- Производитель выпустил декларацию о соответствии техническому регламенту на тягово-сцепное устройство и паспорт изделия, в котором указано, что оно может быть установлено на определенные модели автомобилей.
- Устройство было установлено на транспортное средство в соответствии с инструкциями и без изменения конструкции транспортного средства.
Любое несоблюдение этих условий рассматривается как изменение конструкции транспортного средства, поэтому дальнейшая эксплуатация автомобиля возможна только после регистрации в ГИБДД.
Что делать, если планируется купить и установить фаркоп
Если вы не хотите установить фаркоп и впоследствии столкнуться с неприятностями, когда ваш автомобиль остановит дорожная полиция, следуйте этим советам:
- Определите, предусматривает ли производитель установку такого оборудования на автомобиль. Также необходимо иметь техническое руководство к нему, в котором четко указано, разрешена ли такая модификация. Даже если владелец автомобиля потерял его или не записал, можно воспользоваться инструкцией, скачанной из Интернета (с сайта производителя или со сторонних ресурсов).
- Если установка разрешена, остается только приобрести совместимый держатель (модели также можно уточнить у производителя) и установить его в авторизованном сервисном центре.
- Если монтаж не предусмотрен производителем, обратитесь в ближайшую дорожную полицию с комплектом документов (свидетельство о регистрации транспортного средства, руководство по эксплуатации, квитанция об оплате проезда) для проведения технической экспертизы.
Фаркопы бывают нескольких видов:
- Встроенный заводом-производителем – в таком случае водителю нужно показать документы, которые подтверждают этот момент, и выписывать штраф ему не будут.
- Съемный – устанавливается обычно только при необходимости, после чего демонтируется. Такой фаркоп не несет изменений в конструкции авто, однако сотрудники ГИБДД считают, что даже съемное устройство должно быть должным образом зарегистрировано.
- Приваренный. Такой фаркоп можно устанавливать только в случае, когда это устройство не нарушает и не меняет конструкцию авто. И за такой фаркоп без соответствующей регистрации владелец рискует получить самый серьезный вид штрафа.
Категории водительских прав для машины с фаркопом
Категория водительских прав зависит от типа прицепа, который собирается использовать автовладелец после установки фаркопа. Езда без прицепа, дополнительной категории не требует.
Автомобиль | Масса прицепа (кг) | Общая масса (кг) | Категория |
Легковой | До 750 либо массы автомобиля | До 3500 | В |
От 750 | От 3500 | ВЕ | |
Грузовой | До 750 | — | С, С1 |
От 750 | — | СЕ | |
От 750 | До 12000 | С1Е | |
Автобус | До 750 | — | D, D1 |
От 750 | — | DE | |
От 750 | До 12000 | D1E |
Как узаконить фаркоп: документы для установки
Нередко случается, при постановке на учет автомобиля с фаркопом сотрудники Госавтоинспекции отказываются производить регистрацию. Тут все просто, если документы на ТСУ отсутствуют, его можно снять. Но как быть если вы управляете ТС и видите недовольные мины на физиономиях полицейских с инфернальным желанием наказать злостного нарушителя. Все просто — возите с собой документы.
Регистрировать фаркоп в ГИБДД не нужно, если он не самодельный и производитель предусматривает установку ТСУ. Если автовладелец будет возить с собой следующие бумаги — ему не страшна встреча с нашей доблестной автоинспекцией.
Фаркопы производятся на основе трехмерных моделей. Серийное изготовление начинается только после тестирования устройств. В процессе создания ТСУ применяют лазерные станки и дробеструйные системы обработки.
Самые качественные и надежные изделия создаются в странах: Голландия, Германия, США и Польша. Качество изделий контролируется на каждом производственном этапе. Что касается российский компаний, то в нашей стране фаркопы выпускают «ДЗК» и «Лидер Плюс».
Самыми дорогостоящими изделиями являются ТСУ, которые способны «прятаться» под бампер. К сожалению, их устанавливают только на американские авто. Конструкция бамперов дает возможность «убирать» фаркоп, благодаря наличию специальных креплений.
Можно и обойтись без ГИБДД. Есть перечень технических изменений, внесенных в конструкцию, которые не требуют согласования с госавтоинспекцией. Для того, чтобы не выписали штраф или, не дай Бог, не прекратили регистрацию транспортного средства у вас к обычному набору документов должно прибавиться:
- Сертификат соответствия (копия) и паспорт на фаркоп, который идет в комплекте с фаркопом. В паспорте должна стоять печать автоцентра, выполняющего установку ТСУ
- Документы, предоставленные автоцентром, имеющим сертификацию по выполнению данного вида деятельности. Вам выдается копия сертификата авто печатью, и акт выполненных работ.
Как оформить установленный фаркоп?
Если у вас установлен фаркоп на автомобиле, то вопрос о его оформлении может возникнуть. Давайте разберем, что нужно делать.
В первую очередь, стоит уточнить, нужно ли регистрировать фаркоп. В соответствии с действующим законодательством РФ, установленный фаркоп не является конструктивным изменением транспортного средства, поэтому он не требует дополнительной регистрации и оформления документов.
Тем не менее, если вас интересует возможность указания фаркопа в техническом паспорте или свидетельстве о регистрации, то стоит обратиться к автосервису или официальному дилеру, где установили фаркоп. Там вам помогут подготовить необходимую документацию и проведут процедуру изменения данных в СТС или ПТС. В этом случае вам придется заплатить определенную сумму за замену документов.
Однако, если фаркоп установлен до 1 января 2024 года, то указывать его в документах не требуется, так как в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 13.12.2017 № 437, фаркопы, установленные до этой даты, не вносятся в технический паспорт автомобиля.
Также следует учитывать, что наличие или отсутствие фаркопа не влияет на процедуру регистрации автомобиля. Регистрация проводится на основании СТС или ПТС, и фаркоп не является обязательным требованием.
В итоге, если вам нужно оформить фаркоп, то лучше проконсультироваться с экспертами из автосервиса или официального дилера. Они подробно расскажут, какие документы нужны, сколько стоит процедура оформления и где его можно сделать.
Согласно действующему законодательству, автовладелец должен фиксировать в ГИБДД все изменения конструкции автомобиля, которые влияют на дорожную безопасность. Это указано в Техническом регламенте Таможенного союза 018/2011. Согласно этому документу, к изменениям относятся модификации — монтаж или удаление деталей, играющих важную роль в формировании дорожной безопасности. Фаркоп относится к таким деталям — он отвечает за безопасность при вождении с прицепом или в ходе буксировки авто. Соответственно, его добавление или удаление из конструкции по закону необходимо регистрировать.
Замена фаркопа считается изменением только в том случае, если вы установите не сертифицированную для вашего автомобиля деталь. В этом случае у вас могут возникнуть проблемы с постановкой машины на учет. Если же вы купили на рынке фаркоп, изготовленный для вашего авто, его замена будет считаться обычным ремонтом — как и замена любой другой детали на аналогичную.