Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая часть зарплаты учитывается при расчете пенсии в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Размер базовой пенсии с 2018 года зависит от стажа работы и продолжительности участия в пенсионной системе. Ее размер составляет от 54% до 100% от прожиточного минимума. Прожиточный минимум (ПМ) в 2022 году составляет – 36 018 тенге. Таким образом, в 2022 году сумма базовой пенсионной выплаты варьируется от 19 449,7 до 36 018 тенге (при стаже работы от 33-х лет и выше).
В стаж участия в пенсионной системе при предоставлении государственной базовой пенсионной выплаты засчитываются:
1) трудовой стаж, выработанный за период до 1 января 1998 года, исчисленный в соответствии со статьей 13 настоящего Закона;
2) период, за который осуществлялись обязательные пенсионные взносы (Подпункт 2 вводится в действие с 1 января 2023 г., с 1 июля 2018 г. до 1 января 2023 г. действует в редакции статьи 2 Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V)
3) время ухода неработающей матери или неработающего отца (при осуществлении им фактического ухода) за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;
4) время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
5) периоды воинской службы, службы в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службы;
6) период проживания за границей супруги (супруга) сотрудников дипломатических служб Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
7) период проживания супругов военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных органов с супругами в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет в общей сложности;
8) периоды трудовой деятельности после 1 января 1998 года в российских организациях комплекса «Байконур»;
9) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим 18-летнего возраста;
Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется независимо от получения пенсионных выплат по возрасту и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда, а также государственного социального пособия по инвалидности.
Пенсионный возраст в Казахстане
В настоящее время в Казахстане проводится пенсионная реформа, согласно которой в 2022 г. для мужчин выход на пенсию в 63 года, а для женщин в 60,5. Для женской половины страны предусмотрен поэтапный переход к общему пенсионному возрасту в 63 года (таблица выхода на пенсию):
2023 г. | 61 |
2024 г. | 61,5 |
2025 г. | 62 |
2026 г. | 62,5 |
2027 г. | 63 |
Виды пенсии в Казахстане
Основное обеспечение предоставляется в виде базовой и солидарной частей, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Следующий уровень: обязательные отчисления — трудящихся — 10% и профессиональные работодателей — 5% от ЗП рабочих, занятых в опасных условиях труда. Третий уровень представлен индивидуальными и корпоративными добровольными взносами.
Актуальные виды обеспечения:
- базовое (зависит от трудового стажа и периода участия в накопительной системе, неработающие могут претендовать только на нее),
- солидарное (зависит от рабочих периодов до 1998 г.),
- три разновидности накопительного, состоящие —
- из обязательных отчислений,
- из обязательных профессиональных для лиц, занятых на вредном производстве,
- из добровольных.
Накопительная пенсия в Казахстане
Пенсионные накопления – это деньги вкладчиков (получателей выплат), учитываемые на их индивидуальных счетах, включающие отчисления — обязательные, добровольные и добровольные профессиональные, инвестиционный доход, пеню, иные поступления.
Правомочия на платежи из ЕНПФ за счет обязательных — стандартных и профессиональных отчислений по установленному графику имеют лица, имеющие вклады в ЕНПФ:
- Мужчины по достижении – 63 лет, женщины – с 1.01.2022 г. — 60,5 лет,
- Инвалиды 1,2 гр., если инвалидность установлена бессрочно.
В 2022 г. при расчете используется показатель КПД: 60 000 (ИАС) – 19 450 (ббз) = 40 550 тенге. То есть в 2022 г. минимальный ежемесячный платеж из ЕНПФ должен быть таким.
Когда повысят пенсионный возраст в Казахстане
В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.
первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);
второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;
третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.
На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.
Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.
В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.
Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:
Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).
За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.
При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:
— трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,
— накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;
— иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет), периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др. (совокупно не более 10 лет).
Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).
Второй уровень (обязательный) – это:
1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;
2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.
При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.
За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.
Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).
В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.
Пенсии из накопительной пенсионной системы
С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.
В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:
первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.
Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматрива��тся в связи с изменением этой величины.
С начала 2021 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.
второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).
Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.
Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.
С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 50%.
третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.
Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.
Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».
Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:
мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:
мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.
С 1 января 2021 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 27 479 тенге и 24 445 тенге соответственно.
Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 60 лет (в 2021 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.
Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:
- с 1 января 2018 года — по достижении 58,5 лет;
- с 1 января 2019 года — по достижении 59 лет;
- с 1 января 2020 года — по достижении 59,5 лет;
- с 1 января 2021 года — по достижении 60 лет;
- с 1 января 2022 года — по достижении 60,5 лет;
- с 1 января 2023 года — по достижении 61 года;
- с 1 января 2024 года — по достижении 61,5 года;
- с 1 января 2025 года — по достижении 62 лет;
- с 1 января 2026 года — по достижении 62,5 лет;
- с 1 января 2027 года — по достижении 63 лет.
В более раннем возрасте выход предусмотрен для:
1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;
- мужчины – по достижении 50 лет;
- женщины – по достижении 45 лет.
2) женщин, родивших (усыновивших, удочеривших) 5 и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, , имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет.
Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 52 года в случае приобретения пенсионного аннуитета.
Уважаемый пользователь!
Календарь выхода на пенсию женщин Казахстана
Согласно законопроекту, разработанному Министерством национальной экономики Казахстана, с 2022 по 2024 год в бюджете запланировано увеличение средств на выплату пенсий до 6,6 млн тенге.
Ведомство приняло решение перечислить в республиканский бюджет 2,4 трлн тенге (в 2022 году), 2,2 трлн тенге (в 2023 году) и 2 трлн тенге (в 2024 году).
Средства предназначены для выплаты пенсий. Вступление закона в силу запланировано на 1 января 2020 года.
13 сентября 2021 года завершится публичное обсуждение проекта постановления об увеличении выплат по утрате трудоспособности и потери кормильца.
Документом предусмотрен рост социальных пособий из Государственного фонда соцстрахования, назначенных до 1 января 2022 года, на 5%. Предыдущее повышение также на 5% состоялось в 2021 году.
Помимо этого, с 1 января 2022 года запланировано увеличение на 7% пенсий по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет.
Пенсии, пособия и декретные выплаты в 2021 году: всё, что нужно знать
Примеры абстрактные и представлены только для понимания алгоритма расчета пенсии. Все расчеты Вы можете произвести самостоятельно с помощью пенсионного онлайн калькулятора.
Пример 1
Женщина представила справку, что за 3 года имела среднемесячную зарплату 56 000 тенге. Полный ее стаж до 1998 года составляет 10 лет и 6 месяцев.
Февраль 04, 2021, 15:18 0 3836
Февраль 04, 2021, 10:54 0 1563
Февраль 04, 2021, 08:00 0 1922
В связи с нововведениями возраст выхода на заслуженный отдых был изменен. В 2020 году выход женщин повышен на полгода и составит 59 лет, а мужчины 63 года. Для женщин возраст выхода на пенсию будет увеличиваться с каждым годом на 6 месяцев и к 2027 году достигнет 63 года, для мужчин он останется неизменным.
Существуют некоторые льготы, которые позволяют иметь более ранние трудовые отчисления:
- если человек работал с 1949 по 1963 в экологически опасной зоне. Чтобы выйти раньше на покой мужчинам необходимо на 1997 год иметь выслугу лет равную 25 годам и возраст 50 лет, женщинам 20 лет и возраст 45 лет;
- воспитание более 4 детей до 8 лет и возрастной порог для женщин, который составляет 53 года;
- льготы пенсионерам и ветеранам войны.
С 1.01.2020 изменен расчет базовой пенсии, если до 1.07.2018 основная часть обеспечения исчислялась 15 274 тенге (54% от прожиточного минимума) и была для всех одинакова, то теперь учитывается выслуга лет до 1998 года. И в зависимости от количества полученного стажа базисные выплаты в Казахстане могут быть увеличены до 100 % от минимальной суммы для проживания гражданина.
С 1.07.2020 будет изменен подсчет общей пенсии. Теперь будет учитываться время участия человека в пенсионном обеспечении. В учет будет браться и выслуга лет, которая была получена до 1.01.1998 года, и время поступлений пенсионных взносов в пенсионную систему после 1998 года.
В соответствии с Законом РК от 30 ноября 2018 года «О республиканском бюджете на 2019-2021 годы» базовая пенсия в 2020 году увеличилась на 5% и составила около 27 732 тенге. Пенсионные выплаты возросли на 7% и составили около 59 511 тенге. Также, по Закону о республиканском бюджете минимальный размер базовой пенсионной выплаты и пенсии составят 16 037 тенге и 36 108 тенге соответственно.
Чтобы провести примерный расчет трудового жалованья можно воспользоваться онлайн калькулятором либо же рассчитать его самостоятельно.
Для этого нужно знать некоторые переменные, такие как:
- КТС – коэффициент рабочего стажа. Как уже упоминалось выше для мужчин минимальная выслуга лет составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. Эти показатели нужно перевести в месяцы: 25 лет – это 300 месяцев, 20 лет – 240 месяцев. Чтобы посчитать КТС нужен стаж, который установлен на этот год (в месяцах) поделить на необходимое количество месяцев. КТС не может быть больше 1;
- следующим шагом является определение ПЗ– процента от заработной платы. Если на 1998 год стаж работы составляет ровно нужное количество либо меньше необходимого, то такой ПЗ равен 0,06. За каждый «переработанный» год, то есть год стажа сверх положенного минимума, следует добавить 0,01 к 0,06. Но этот показатель не может превышать 0,75;
- далее нужно определить среднемесячный доход за любые 3 год – КСМД. КСМД – это среднемесячный доход за любые 3 года умноженный на процент от заработной платы;
- получившийся результат должен быть в рамках от 31 245 до 104 374 тг. 104 374 тг – это максимальный показатель, поэтому среднемесячный доход, выходящий за рамки этого показателя не может быть использован, следует взять граничный максимальный показатель;
- и последний шаг – расчет обеспечения. Пенсия = КТС умноженное на КСМД + основная пенсия в размере 16 037 тенге.
Ниже приведено несколько примеров расчета для более понятного объяснения:
- Некая женщина по имени К. имеет выслугу лет в размере 120 месяцев, когда минимальный стаж равен 240 месяцам. Из этого следует, что ее КТС равен 120/240 = 0,5. Так как К. не имеет 20 лет отработки до 1998 года, значит ее ПЗ равен 0,6. Учитывая среднемесячный доход К. считаем ее КСМД= 60 000*0,6= 36 000 тг. По формуле считаем трудовую пенсию КТС*КСМД= 0,5* 36 000= 18 000 тг. Прибавляем к ней основную на 2020 год= 18 000+16 034= 34 034 тг.
- Мужчина Л. имеет 28 года отработки на 1998 год, средний уровень его заработной платы за 3 года составляет 115 000 тг. Выслуга лет мужчины превышает норму, равную 25 лет, поэтому его КТС составляет 336/300=1,12. Но так как КТС не может быть больше 1, то оставляем 1.
За каждый «переработанный» год к ПЗ равному к 0,6 прибавляется 0,01. Значит ПЗ= 0,6+(0,01*3)=0,63.
Так как показатель среднемесячный зарплаты в 115 000 тг, превышает максимально допустимый показатель, равный 104 374 тенге, поэтому берется граничное значение. Из этого получается, что КСМД= 104 374*0,63= 65 755 тг. Трудовая пенсия составляет КТС*КМСД=1*65 755 тг. Размер полной же равен 65 755+ 16 034 тенге=81 789 тг.
Согласно Законодательству Республики Казахстан мужчины выходят на пенсию в возрасте 63 лет.
Возраст выхода на пенсию у женщин на 2019 год составляет 59 лет. И с каждым годом он будет увеличиваться, пока не достигнет 63 лет.
Досрочный выход на пенсию в Казахстане
Возрастные ограничения являются для людей критическим показателем. Это, довольно-таки, высокий возраст, в котором порой не удается найти посильную работу. Именно эти условия заставляют задуматься, как можно выйти на пенсию пораньше. Но в действительности это «удовольствие» доступно лишь малой части населения:
- Проживающие около Семипалатинского ядерного полигона. Люди, которые по незнанию были подвержены радиоактивному излучению.
Основные требования:
- проживание не менее 5 лет в общей сложности (с 29.08.49г по 05.07.63г);
- наличие стажа, женщинам – 20, мужчинам – 25 лет при достижении возраста женщинам – 45 лет, мужчинам – 50.
Кроме общего перечня документов нужно предъявлять документацию, свидетельствующую о проживании на данной территории.
-
Многодетные матери. Пенсионный возраст – 53. При этом требуется выполнение следующих условий:
- детей должно быть 5 (и более);
- самому младшему из которых должно быть по меньшей мере 8 лет;
- наличие совокупного стажа работы не меньше 20 лет.
У многодетных матерей список дополняется документами на детей – свидетельство о рождении (удостоверение личности), справка с места учебы, свидетельство о смерти ребенка (при наличии) и другие.
Как изменится пенсионная система в 2021 году?
Гражданам РК разрешается досрочно снимать часть пенсионных накоплений для следующих целей:
- чтобы улучшить жилищные условия;
- на оплату лечебных процедур или медикаментов;
- чтобы передать частникам, которым доверяете.
Об этом нововведении глава государства объявил еще в сентябре 2020 года. Отметим, что средства можно изымать не только для улучшения апартаментов, в которых проживаете, но и на приобретение дома или квартиры.
В 2021 году хотят внедрить аннуитет, который будет отложенным. Представленный продукт можно приобрести в компаниях, которые страхуют жизни.
В качестве оплаты разрешается предоставить взносы из пенсионного фонда. При этом учитывается порог достаточности. Воспользоваться такой услугой мужчины смогут с 55 лет, а женщины — с 52 лет. Ежегодно будет проводиться повышение возрастного порога, пока он не достигнет 55 лет.
Граждане Казахстана уходят на пенсию только по достижению:
- женщины в 58 лет;
- мужчины в 63 года.
В пунктах ГЦВП (Государственный Цент по Выплате Пенсий) происходит официальная регистрация пенсионных выплат. Для этого необходимо предоставить обязательный перечень документов (список можно взять в любом отделе ГЦВП).
За месяц, до наступления пенсионного возраста следует подавать заявление на оформление пенсии. Иначе ее начнут выплачивать не со дня выхода на пенсию, а с момента подачи заявления!
Возрастные ограничения являются для людей критическим показателем. Это, довольно-таки, высокий возраст, в котором порой не удается найти посильную работу. Именно эти условия заставляют задуматься, как можно выйти на пенсию пораньше. Но в действительности это «удовольствие» доступно лишь малой части населения:
- Проживающие около Семипалатинского ядерного полигона. Люди, которые по незнанию были подвержены радиоактивному излучению.
Основные требования:
- проживание не менее 5 лет в общей сложности (с 29.08.49г по 05.07.63г);
- наличие стажа, женщинам – 20, мужчинам – 25 лет при достижении возраста женщинам – 45 лет, мужчинам – 50.
Кроме общего перечня документов нужно предъявлять документацию, свидетельствующую о проживании на данной территории.
- Многодетные матери. Пенсионный возраст – 53. При этом требуется выполнение следующих условий:
- детей должно быть 5 (и более);
- самому младшему из которых должно быть по меньшей мере 8 лет;
- наличие совокупного стажа работы не меньше 20 лет.
Пенсионные расчеты в РК включают 3 составных:
- Солидарная (трудовая);
- Базовая;
- Накопительная часть.
Трудовая, или же солидарная выплата положена работающим до 1998 года, при имеющемся минимальном стаже – 6 месяцев. Сумма пенсии напрямую зависит от количества имеющихся трудовых лет. Для получения максимального объема необходим следующий трудовой стаж:
- Женщинам – 20 лет;
- Мужчинам – 25 лет.
Сколько регионы получат из республиканского бюджета
Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:
- Атырауская область – 213 млрд тенге;
- Алматы – 190 млрд тенге;
- Нур-Султан – 34 млрд тенге;
- Мангистауская область – 13 млрд тенге.
Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.
В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:
- Акмолинской области – 144 млрд тенге;
- Актюбинской – 110 млрд тенге;
- Алматинской – 190 млрд тенге;
- Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
- Жамбылской – 193 млрд тенге;
- Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
- Карагандинской – 134 млрд тенге;
- Кызылординской – 176 млрд тенге;
- Костанайской – 135 млрд тенге;
- Павлодарской – 54 млрд тенге;
- Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
- Туркестанской – 391 млрд тенге;
- Шымкенту – 138 млрд тенге.
Повышение (индексация) пенсии в 2022 году пенсионерам в Казахстане
Еще одно направление модернизации — введение пятипроцентных обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ работникам за счет средств работодателей с 2023 года.
Виктория Шегай отметила, что это изменение предусматривалось еще с 2018 года, однако отложилось до 2020 года из-за роста нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В 2020 году введение пятипроцентных взносов отложили на 2023 год из-за экономических последствий COVID-19.
«Фактически введение пятипроцентных взносов работодателя завершает формирование в Казахстане многоуровневой сбалансированной пенсионной системы, которая основывается не только на ответственности государства и работника за обеспечение пенсионного будущего казахстанцев, но и на ответственности самого работодателя. Это, в принципе, и есть повсеместная международная практика», — подчеркнула она.
В качестве сравнения директор департамента Минтруда привела пример России, где взнос работодателя в пенсионную систему соцстрахования сегодня составляет 22 процента.
Пенсионные аннуитеты заключаются между вкладчиком ЕНПФ и страховой организацией. Это значит, что, заключив договор пенсионного аннуитета и передав компании по страхованию жизни определенную сумму своих пенсионных накоплений, граждане получают право на ежемесячные аннуитетные пенсионные выплаты.
По словам Шегай, если ранее размер аннуитетной пенсионной выплаты устанавливался не ниже размера минимальной пенсии (около 43 тысяч тенге на сегодняшний день), то сегодня размер минимальной аннуитетной выплаты снижен до 70 процентов к величине прожиточного минимума (около 24 тысяч тенге на сегодняшний день).
«Что это нововведение привнесло в жизнь казахстанцев? Во-первых, пенсионный аннуитет стал более доступным, за счет того, что этот договор можно заключать с 45-летнего возраста. При этом выплата может начать осуществляться с 55 лет. Размер страховой премии, которую выплачивает человек из своих пенсионных накоплений в страховую компанию, стал более доступным. Если раньше размер страховой премии для мужчины 55 лет составлял порядка 13 миллионов тенге, то сегодня он составляет от 7 до 7,7 миллиона тенге», — заявила директор департамента Минтруда.
Согласно законопроекту, разработанному Министерством национальной экономики Казахстана, с 2022 по 2024 год в бюджете запланировано увеличение средств на выплату пенсий до 6,6 млн тенге.
Ведомство приняло решение перечислить в республиканский бюджет 2,4 трлн тенге (в 2022 году), 2,2 трлн тенге (в 2023 году) и 2 трлн тенге (в 2024 году).
Средства предназначены для выплаты пенсий. Вступление закона в силу запланировано на 1 января 2020 года.
13 сентября 2021 года завершится публичное обсуждение проекта постановления об увеличении выплат по утрате трудоспособности и потери кормильца.
Документом предусмотрен рост социальных пособий из Государственного фонда соцстрахования, назначенных до 1 января 2022 года, на 5%. Предыдущее повышение также на 5% состоялось в 2021 году.
Помимо этого, с 1 января 2022 года запланировано увеличение на 7% пенсий по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет.
В Казахстане раскрыли новые размеры минимальных пенсии и зарплаты
Известно, что на сегодняшний день уровень плановой инфляции составляет 8,1%. Но в поручении президента правительству сказано, что индексация пенсий должна быть выше. Следовательно, эксперты предположили, что с начала 2022 года ее проиндексируют на 9%.
В настоящее время достаточно сложно с максимальной точностью сказать, насколько увеличится пенсия для российских граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе. Только к концу декабря 2021 года станут известны данные по итоговой инфляции, и уже тогда можно высчитать приблизительный уровень индексации пенсий.
Еще одной категории пенсионеров захотели заморозить индексацию выплат. Госдума намерена рассмотреть законопроект, который предполагает отказ от индексации базы для расчета пенсий военнослужащим. Ожидается, что решение будет принято на осенних заседаниях нижней палаты парламента.
«Законопроект предусматривает, что до 1 января 2023 года будет приостановлено действие нормы указанного закона, согласно которой «денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54%, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера», — говорится в документе, который цитирует «Парламентская газета».
Военные пенсионеры получают не полный размер пенсии, рассчитанный от величины денежного довольствия, а лишь его часть. В законе такое ограничение закреплено так называемым «понижающим коэффициентом».
В 2022 году понижающий коэффициент составит 0,74, то есть фактически военный пенсионер будет получать 74% от полного размера пенсии. Законопроект о такой величине ПК в 2022 году уже подготовлен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Госдуму. Вступление в силу закону запланировано на 1 января 2022 года.
Стоит заметить, что применение ПК касается не только бывших военнослужащих, но и лиц, приравненных к ним по статусу — служивших в МВД, таможенных органах, УФСИН, МЧС, ФССП, Росгвардии и других ведомствах. При этом подобное ограничение не распространяется на судей, сотрудников прокуратуры и следственных органов, вышедших на пенсию, а также членов их семей.
Для начала стоит пояснить, что закон № 4468-1 от 12.02.1993 содержит норму о ежегодном увеличении понижающего коэффициента как минимум на 2%. Однако такое правило выполнялось далеко не всегда, а в последние годы его действие и вовсе была приостановлено.
Так, последний раз изменение ПК произошло 1 октября 2019 года, когда его значение увеличили с 0,7223 до 0,7368.
С аналогичной величиной ПК (0,7368) расчет военной пенсии производился на протяжении 2020 и 2021 года. Это происходило из-за того, что в течение этих двух лет применялся мораторий, предусмотренный в подписанных Президентом федеральных законах № 381-ФЗ от 02.12.2019 и № 397 от 08.12.2020.
Действие моратория завершится 1 января 2022 года, и по правилам понижающий коэффициент должен увеличиться на 2%, как это и предусмотрено законом. Однако Правительство в очередной раз предложило отказаться от такой схемы повышения, в связи с чем уже внесло на рассмотрение в Госдуму свой законопроект.
На рассмотрение в Госдуму поступил проект федерального закона №1258305-7, подготовленный Правительством РФ. В нем Кабмин предлагает установить в 2022 году новую величину понижающего коэффициента для расчета военной пенсии. Но увеличить его не на 2%, как это положено, а значительно меньше.
Текст предложенного законопроекта представлен ниже. Его рассмотрение будет происходить в течение осенней сессии Госдумы.
Согласно тексту законопроекта, значение ПК с 1 января 2022 года составит 0,74. Это означает, что военные пенсионеры будут получать 74% от полного размера пенсии.
В результате такого изменения с 1 января 2022 года увеличатся военные пенсии. Однако повышение будет незначительным — всего 0,43% (0,74 / 0,7368 = 1,0043, то есть плюс 0,43%). Например, пенсионеру, пенсионное обеспечение которого составляет 25000 рублей в месяц, будет назначена прибавка в 107,50 руб.
Министр финансов Антон Силуанов неоднократно говорил о том, что власти делают все возможное, чтобы снизить уровень бедности в Российской Федерации. А новая индексация пенсионных выплат является прямым тому подтверждением.
Известно, что новые пенсии граждане РФ смогут получить уже с 1 января 2022 года. Однако если показатели инфляции окажутся выше, чем те, которые изначально предполагались в правительстве, в Министерстве финансов окажут дополнительную материальную помощь российским пенсионерам.
Изначально с 1 января нового года в правительстве планировали проиндексировать пенсионные выплаты на 5,9%. Однако после того как экономисты провели необходимые расчеты, оказалось, что данный показатель намного ниже инфляции.
По словам эксперта Андрея Лободы, есть большая вероятность того, что российские пенсионеры могут к новогодним праздникам получить от государства приятный денежный подарок – от 5 до 15 тысяч рублей. Это связано с тем, что в бюджете России сейчас большой профицит. В период с января по сентябрь 2021 года он достиг 1 триллиона 443 миллиардов рублей.
Именно поэтому финансовый эксперт считает, что власти могут себе позволить порадовать пенсионеров страны и таким образом поздравить их с Новым годом. Скорее всего, о дополнительных выплатах президент РФ Владимир Путин объявит в декабре 2021 года во время подведения итогов уходящего года.