Как юрлицам сэкономить на плате за вывоз ТКО: правовые и финансовые механизмы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как юрлицам сэкономить на плате за вывоз ТКО: правовые и финансовые механизмы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора. Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.

  1. До 1 января 2021 года на услуги организаций применяются тарифы, которые утверждены N 210-ФЗ.
  2. До 1 сентября 2021 года регулируемые организации направляют в органы регулирования предложение об установлении предельных тарифов на услугу регионального оператора (п. 6 ПП РФ N 484).
  3. Органы регулирования установят предельные тарифы до двадцатого декабря 2021 года.
  4. Содержать контейнерные площадки, которые относятся к общему имуществу МКД должны собственники помещений такого дома.
  5. Если контейнерные площадки не входят в состав общего имущества, их содержат собственники земельного участка, на котором находятся площадки.
  6. Деятельность по обработке ТКО регулируется отдельно, поэтому учёт затрат регионального оператора на обработку ТКО при установлении единого тарифа на его услугу не учитывается.

Приведенные корреспонденции счетов показывают: операции по утилизации отходов, связанные с их реализацией, переработкой, облагаются НДС. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость является всякая реализация, т.е. передача права собственности как возмездного, так и безвозмездного характера (ст. 146-1(1), 39-1 НК РФ). В частности, услуги по переработке отходов приравниваются к выручке от реализации работ. В ситуации, когда давалец безвозмездно передает исполнителю работ возвратные отходы, эта операция признается облагаемой НДС, как и реализация посредством уменьшения стоимости услуг на стоимость отходов. Начисление НДС на эти операции обязательно.

С текущего года операции по утилизации металлолома, макулатуры облагаются НДС (ФЗ-424 от 27/11/18 г.). Налоговым агентом здесь будет не продавец, а покупатель, т.е. сторонняя организация, специализированная фирма-переработчик. Продавец должен иметь статус плательщика НДС, а покупатель – налоговый агент может применять и общий режим, и «упрощенку», и иные спецрежимы – исчислять и перечислять налог в бюджет он все равно обязан. Агентские обязанности возложены и на тех покупателей, кто имеет освобождение от НДС (ст. 145 НК РФ). Продавец будет обязан начислить налог только в том случае, если реализует отходы физлицу или в договоре с покупателем отходов не прописал НДС, будучи его плательщиком.

Таблица 13

Ориентировочные удельные эксплуатационные расходы и капитальные затраты
на обезвреживание, складирование или уничтожение твердых отходов

Основные показатели Высота складируемых отходов с учетом полного уплотнения за весь период эксплуатации полигона, м
4,0 10,0 25,0
Средняя нагрузка на используемую площадь, т/м2 2,0–2,5 4,0–6,0 10,0–12,0
Kапитальные затраты на единицу площади, тыс.руб./га 20–40 20–40 20–40
То же на единицу веса складируемых отходов за весь период эксплуатации (Kс), руб./т 0,5–1,0 0,3–0,5 0,15–0,25
То же на единицу объема, руб./м3 0,25–0,5 0,15–0,25 0,08–0,12
Эксплуатационные расходы (Сс), руб./т 0,6–0,7 0,5–0,6 0,4–0,5

Учет возвратных отходов

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 1

Мы не ошибемся, если скажем, что бухгалтеру любого промышленного предприятия так или иначе знаком вопрос оценки и учета возвратных отходов. Это обусловлено спецификой деятельности, а именно преобразованием различных сырья и материалов в готовые изделия. Конечно, безотходное производство — одна из важнейших задач любого хозяйствующего субъекта. Однако сегодня она решается посредством рационального использования тех отходов, которые имеют место при переработке исходного сырья в готовую продукцию. Со своей стороны отметим, что причины учетных проблем возвратных отходов, как и многих других неразрешенных бухгалтерских вопросов, кроются в отсутствии отраслевых документов по учету затрат и калькулированию себестоимости. В связи с этим обращаем особое внимание на то, что в разработке методики учета возвратных отходов должны принимать участие представители как бухгалтерской и налоговой служб предприятия, так и экономического отдела. Только в этом случае можно добиться желаемого результата — продуманной, выгодной, экономически обоснованной политики в отношении такой составляющей производственного процесса, как возвратные отходы.

При намерении реализовать полученные возвратные отходы на сторону их следует оприходовать по цене реализации. Существует несколько мнений о том, что подразумевается под такой ценой. Одни эксперты считают, что цена реализации — это рыночная цена, определяемая по правилам ст. 40 НК РФ (Письмо Минфина России от 24.08.2007 N 03-03-06/1/591). Другие подразумевают под ней цену, которая фактически согласована между продавцом и покупателем (указана в конкретном договоре). Третьи считают, что это некая предполагаемая цена реализации, которая отличается от первых двух величин. Особенно актуален такой подход на фоне нестабильности цены на сырье.

Используя в примере условие об удорожании исходного сырья, а следовательно, и возвратных отходов, можно увидеть, что выполнение бухгалтерских и налоговых требований к оценке возвратных отходов, предназначенных для продажи, может привести к искажению показателя себестоимости продукции. Конечно, это частный случай, но законодательные нормы должны быть универсальны. Кроме того, добавим, что, каким бы подходом ни руководствовалось предприятие при оценке возвратных отходов на продажу, любой вариант цены должен соответствовать понятию рыночной (шаг 20%), однако даже при нарушении данного принципа сложно определить риски предприятия.

Читайте также:  Сколько длится обучение в автошколе на права категории B?

Пример 2. ООО «Древесина» не использует возвратные отходы — стружку и опилки — в производстве продукции, а реализует их на сторону. Средняя цена реализации данных отходов без учета НДС составляет 2 руб/кг, поэтому при оценке возвратных отходов бухгалтер руководствуется именно этой величиной. Выручка от реализации готовых изделий составила 590 руб., в том числе НДС — 90 руб. Себестоимость выпуска — 250 руб. Количество полученных возвратных отходов — 50 кг.

В бухгалтерском учете ООО «Древесина» будут сделаны следующие проводки:

В связи с повышением цен на пиломатериалы стоимость текущей поставки возвратных отходов (в количестве 50 кг) была пересмотрена и определена как 3,54 руб/кг, в том числе НДС — 18%.

Общий финансовый результат — 400 руб.

Предположим, что бухгалтер заранее знал о повышении цены на текущую партию возвратных отходов и решил оприходовать их по цене, которая уже согласована с покупателем.

В бухгалтерском учете ООО «Древесина» были бы сделаны следующие проводки:

Общий финансовый результат остался неизменным — 400 руб. как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, в связи с этим очевидно, что, как бы предприятие ни понимало термин «цена реализации», результат один и тот же. Однако на примере видно, что в условиях повышения цен на исходное и возвратное сырье себестоимость основной продукции стремится к нулю, а это, в свою очередь, считается искажением учетных данных, которые являются основой при составлении бухгалтерской отчетности для внешних и внутренних пользователей.

Здесь уместно сделать небольшое отступление и снова обратиться к документу «переходного периода» — Постановлению N 552 . В нем был изложен следующий принцип оценки возвратных отходов:

  • по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;
  • по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.

Постановление Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 N 121.

Иными словами, пониженная цена исходного сырья (цена возможного использования) являлась критерием при оценке возвратных отходов в двух случаях: когда предприятие либо использует их в производстве продукции, либо реализует на сторону. Этот принцип перестал действовать в связи с появлением ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», Методических указаний по учету МПЗ и Налогового кодекса. Однако следует отметить, что в нем определенно присутствовал здравый смысл. Применение данного принципа было бы более правильным с методологической точки зрения, так как он обеспечивал формирование достоверных данных о себестоимости выпущенной продукции, финансового результата по основному виду деятельности и прибыли, полученной от реализации возвратных отходов (если предприятие не использует отходы в производстве). Если говорить условно, сейчас прибыль от продажи возвратных отходов является составляющей выручки по обычным видам деятельности.

Договора нет – можно не платить?

С 1 января 2021 года заработала новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии со специальной программой (ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ). Теперь в зависимости от категории отходов учреждением могут быть заключены разные договоры — на отдельную услугу:

Выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора, предусмотренного частью 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

За хранение, захоронение отходов производства и потребления взимается плата за НВОС. В данном случае плату вносит при размещении отходов тот, кто эти отходы произвел. Подробнее о плате за НВОС смотрите здесь.

При совершении расходных операций важно правильно применять КОСГУ, чтобы характер совершаемой операции соответствовал нормам, установленным Указаниям № 65н (в части операций, совершаемых в 2021 году и совершавшихся ранее), Порядком № 209н (в части операций, совершаемых с 2021 года) и показателям, утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Согласно положениям статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО (включая юридических лиц, в результате деятельности которых образуются ТКО) заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО. В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2021 № 458-ФЗ, которым были внесены изменения в Закон № 89-ФЗ (далее – Закон № 458-ФЗ), договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Читайте также:  Ходатайство о привлечении третьего лица в гражданском процессе (образец)

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» Нужно ли проводить техническую экспертизу при ликвидации основных средств Для подтверждения целесообразности списания основного средства в некоторых случаях учреждение должно провести техническую экспертизу.

Стартом мусорной реформы считается дата 1 января 2019 года. По сути, это целый комплекс мер, направленных на достижение ряда целей. Основные задачи:

  • Полное уничтожение несанкционированных свалок;
  • Уменьшение количества полигонов для захоронения отходов;
  • Рост числа предприятий по переработке отходов;
  • Увеличение доли ТКО, идущих на переработку.

Основным фигурантом, способным воплотить в жизнь намеченное перспективы мусорной реформы, должен стать региональный оператор – юридическое лицо, осуществляющее деятельность в рамках всей цепочки обращения с отходами – от сбора до транспортировки и утилизации. Региональные операторы отвечают за вверенную им территорию и выбираются на конкурсной основе. В обязанности подрядчиков также входят:

  • Установление контроля над сбором отходов физическими лицами и компаниями;
  • Разработка плана по переходу к раздельному сбору мусора и его реализация;
  • Проектирование и возведение мусоросборных станций;
  • Строительство заводов по утилизации отходов;
  • Работа по ликвидации несанкционированных свалок.

В России не должно остаться ни одной стихийной свалки. Особенно остро проблема обозначена в отношении свалок, организованных в лесополосах, оврагах, в акватории водоемов и т.д. Вместо мусорных куч, загрязняющих почву, атмосферу, водные ресурсы, в России появятся высокотехнологичные комплексы по безопасной переработке или утилизации отходов.

На месте свалок и полигонов, разбитых на городских окраинах, спустя необходимый период оздоровления природных субъектов вырастут новые жилые массивы с развитой инфраструктурой.

Особенности принятия расходов в УСН: вывоз отходов производства и потребления

Сколько контейнеров целесообразно разместить на площадке – теперь решает не региональный оператор, а хозяйствующий субъект (например, управляющая компания или сам собственник). Правила запрещают, однако, установку в одном месте более 8 емкостей, если это контейнеры для сбора всех видов мусора. Там, где практикуется раздельный сбор отходов, количество контейнеров для установки на одной площадке увеличено до 12, причем только 4 из них можно использовать для мусора под сортировку. Вместе с контейнерами для ТКО можно устанавливать не более двух емкостей для крупногабарита.

В пункте 10 СанПиН 2.1.3684-21 говорится, что поддерживать в порядке контейнерные площадки теперь должны не региональные операторы, как было ранее, а хозяйствующие субъекты или собственники, образующие отходы. Указанные лица обязаны убираться на территории и вокруг площадки, осуществлять промывку контейнеров, обрабатывать емкости дезинфицирующими составами.

Документ изменил регламент удаления мусорных контейнеров от жилых домов и других объектов. Согласно установленным нормативам мусорные баки должны располагаться на расстоянии не менее 20 метров от площадок для занятий спортом, детских игровых зон. Максимальная дистанция составляет 100 м. Если сбор мусора производится раздельно, то расстояние до детской площадки может быть 8 м.

Чтобы территория выглядела аккуратно, мусорные контейнеры с трех сторон положено обнести ветрозащитным ограждением. Чаще для забора используют металлический профилированный лист. Высота ограждения – не менее 1 метра.

В СанПин закреплены и другие требование к организации площадок для сбора ТКО. Каждая должна иметь удобные подъездные пути, способствующие легкому доступу технических средств. Дорожное покрытие должно быть жестким. Ответственное лицо обязано обеспечить отток от площадки дождевой воде самотеком под уклон.

Что входит в стоимость

Еще в 2020 году в стоимость вывоза ТКО входила его транспортировка, установка контейнеров и обслуживание мест сбора. Все это входило в общедомовые расходы. С 2020 года в общедомовых расходах остается только обслуживание мест сбора мусора и обеспечение их контейнерами для раздельного сбора. Поскольку эти расходы по-прежнему возлагаются на управляющую компанию, они так и останутся в общедомовых.

Отдельная строка «Услуги по обслуживанию ТКО» учитывает расходы оператора по вывозу отходов:

  • расходы на заключение договоров – 10%;
  • транспортировка – 61%;
  • сбытовые расходы – 1%;
  • обработка, обезвреживание и захоронение – 28%.

Тарифы на вывоз мусора, ТКО и ТБО в 2022 году

Основа для формирования тарифов на обращение с ТКО – нормативы накопления отходов. Они отражают наибольшую массу мусора, которая накапливается в среднем на одного жителя региона. При вычислениях используется множество данных: численность населения, климат, общий объем накопления в регионе (по информации с полигонов), практические замеры. Выбор конкретных критериев определяет субъект федерации.

Переход на новую систему по обращению с отходами осуществляется в разных регионах с разной скоростью: в одних уже действуют региональные операторы и внедрены системы раздельного сбора мусора, в других – нет одного или обоих компонентов системы. Всего используется 2 подхода к формированию суммы:

  • на основании площади помещения;
  • по числу проживающих.

Скидки в размере коммунальных платежей возможны для обладателей льгот. Они распространяются на всю сферу жилищно-коммунальных услуг, к которым теперь относится обращение с ТКО, а размер скидки определяется самой льготой.

На 50% сокращение платежей по коммунальным услугам возможно для обладателей федеральных льгот. Дополнительная скидка предоставляется обладателям региональных льгот – список и размер утверждается местными властями. Для сокращения суммы платежа необходимо написать заявление на внесение в список льготных плательщиков. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие льготы.

Для организаций применяется другая схема расчета коммунальных платежей, учитывающая площадь нежилых помещений, реальные объемы образования мусора. Все предприятия обязаны вести учет источников негативного воздействия на окружающую среду, включая объем накопления ТКО.

Изменения в законодательстве с 1 января 2021 года

Закон о вывозе мусора с 2021 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:

  1. Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
  2. Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
  3. Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
  • Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
  • Собственниками нежилых помещений.
  • Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.
Читайте также:  Филиал или иное обособленное подразделение: что лучше для вашей компании?

Как рассчитывается сумма платежа

Сумма платежа за вывоз мусора, указанная в квитанции, рассчитывается следующим образом:

Платёж = норматив Х региональный тариф Х количество проживающих.

Если в квартире никто не прописан, тогда в расчёт берётся количество собственников помещения.

Тариф зависит от категории помещения (квартира, частный дом, дача, нежилое помещение).

Норматив определяется оператором на момент проведения процедуры конкурса по назначению ответственной за мусор компании, или же назначается конкурсной комиссией на основе региональных экономических и статистических данных.

При таком расчёте может использоваться соотношение фактически вывезенного мусора за определённый период к количеству жильцов конкретного дома или города в целом. При этом принимаются во внимание также нормы ТКО, утверждённые Постановлением Правительства от 04.04.2016 №269.

Какие изменения произошли для россиян

  1. Плата за вывоз мусора теперь относится к категории коммунальных платежей. Она указывается отдельной строкой в ежемесячной квитанции за коммунальные услуги. Тарификация услуги регулируется государственными органами.
  2. В регионе действует лишь один оператор по вывозу и утилизации мусора, вместо нескольких небольших фирм, как было ранее.
  3. Все собственники жилых и нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором и производить плату за вывоз мусора. Даже при отсутствии договора, в случае неоплаты услуги, она будет востребована в судебном порядке.
  4. Плата за вывоз мусора теперь рассчитывается не по количеству квадратных метров в жилище, а по количеству проживающих в нём жильцов.
  5. Тарифы для различных категорий объектов (многоквартирный дом, частное домовладение, нежилое помещение) могут отличаться.
  6. Дачники тоже теперь обязаны оплачивать услуги по вывозу ТБО, поэтому дачные кооперативы и садоводческие товарищества обязаны заключить с оператором договоры на вывоз мусора.
  7. Для исключения монополизации рынка и необоснованного роста тарифов Правительство предусмотрело возможность общественного обсуждения тарифной ставки с целью приведения её к уровню, устраивающего как оператора, так и плательщиков.

Порядок сбора и удаления бытовых отходов определяется этажностью, плотностью застройки, наличием и типом применяемых спецмашин и сборников отходов, принятым способом обезвреживания и утилизации отходов. Основными системами сбора и удаления твердых бытовых отходов являются:

  • система сменяемых сборников отходов (с применением контейнерного мусоровоза);
  • система несменяемых сборников отходов (с применением кузовного мусоровоза).

Сборники для отходов

Тип и емкость применяемых контейнеров зависят от количества накапливаемых отходов, этажности застройки, а также от способа погрузки и вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО). Наибольшее распространение в городах и населенных пунктах, особенно в благоустроенном жилом фонде, получили стандартные металлические сборники (контейнеры) вместимостью от 0,1 до 0,75 м3:

  • 0,55 и 0,75 м3 – стационарные, для установки данных контейнеров в мусороприемных камерах используются тележки грузоподъемностью до 350 кг;
  • 0,3 и 0,6 м3 – оборудованы колесами, поэтому могут устанавливаться под каналом мусоропровода без использования дополнительного оборудования (рис. 1).

Процессы обращения с отходами включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичную обработку (сортировку, дегидрацию, нейтрализацию, прессование, тарирование и др.), транспортировку, вторичную переработку (обезвреживание, модификацию, утилизацию, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание. На это указано в п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее – СанПиН 2.1.7.1322-03).

Плата за размещение отходов

В статье раскрываются вопросы исчисления и взимания платы за размещение отходов производства и потребления с учетом последних законодательных изменений[1].

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)[2].

СЛОВАРЬ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ): • отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; • размещение отходов — хранение и захоронение отходов; • хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *