Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За что могут вычеркнуть из списков очередников?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кому. Если человек ютится в одной квартире с родственниками, то ему должны найти новое жилье. Чтобы получить жилье, нужно доказать, что на прописанного в квартире приходится меньше учетной нормы жилого пространства. Это касается только квартиры, оформленной по договору социального найма.
Комментарии к ст. 56 ЖК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
2. Правоотношение, возникающее между гражданином и компетентным органом по поводу предоставления первому конкретного жилого помещения по договору социального найма, характеризуется юридическим равенством сторон: никто не может обязать гражданина встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При постановке на такой учет граждане вправе самостоятельно решить, вставать им на учет или нет. Исходя из этого они по своему усмотрению могут и отказаться от своего права состоять на учете. Поэтому п. 1 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает в качестве основания для снятия с учета случай подачи гражданами заявления о снятии их с учета.
Жилищный кодекс РФ не предъявляет специальных требований к такому заявлению, поэтому оно может быть составлено в свободной форме. При этом достаточно очевидно, что указанное заявление должно быть представлено в орган, где гражданин, обращающийся с просьбой о снятии его с учета в качестве нуждающегося, состоит на учете, и подписано данным гражданином, орган, осуществляющий учет, обязан удостовериться в том, что заявление подает надлежащее лицо.
3. Следует обратить внимание на то, что в отличие от ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, которая предусматривает возможность принятия на учет недееспособных граждан на основании заявлений о принятии их на учет, поданных их законными представителями, комментируемая статья не определяет заявительного порядка снятия таких граждан с учета. Поэтому законный представитель недееспособного гражданина, однажды подав заявление о постановке на учет такого гражданина, уже не сможет в дальнейшем по своему усмотрению снять его с учета, подав соответствующее заявление. Недееспособный гражданин может быть снят с учета только по инициативе органа, осуществляющего учет, в случае утраты таким гражданином оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо выявления иных обстоятельств, служащих в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи основанием для снятия с учета.
4. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта, и иные отдельные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта Федерации, при условии, что такие граждане по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, являются нуждающимися в жилых помещениях (см. комментарий к ст. ст. 49, 51, 52 и 57 ЖК).
Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает основание для снятия с учета граждан в случае утраты ими права состоять на данном учете, т.е. когда граждане утрачивают свой статус, связанный с признанием их малоимущими или относящимися к особой названной в законе категории граждан либо нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Таким образом, основаниями для снятия граждан с учета могут стать следующие обстоятельства:
1) увеличение доходов, приходящихся на каждого члена семьи, состоящего на учете (к примеру, доходов, связанных с получаемых членами семьи по трудовым договорам выплат, предусмотренных системой оплаты труда, компенсаций, выплачиваемых государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей, выходных пособий, выплачиваемых при увольнении, компенсаций при выходе в отставку, заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.п.)); увеличение доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам), в том числе доходов от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов, плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); увеличение других доходов, связанных, к примеру, с оплатой работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством РФ, материальной помощью, оказываемой работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, авторскими вознаграждениями, получаемыми в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования, занятием предпринимательской деятельностью, включая увеличение доходов, полученных в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, доходов по акциям, принадлежащим членам семьи, и других доходов от их участия в управлении собственностью организации, увеличением процентов по их банковским вкладам, получением ими наследуемых и подаренных денежных средств и др.;
2) увеличение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, состоящих на учете, и подлежащего налогообложению (к примеру, в связи с изменением соотношения спроса и предложения на рынке стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности у членов семьи, получением в порядке наследования нового имущества и т.п.);
3) улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете: возникновение у них (т.е. у граждан, не являвшихся на момент постановки на учет членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в последующем вселившихся в жилое помещение как члены семьи указанного собственника или нанимателя) права самостоятельного пользования жилым помещением; увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (к примеру, в связи с получением членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования либо в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи, в том числе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения).
5. Поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт (см. комментарий к ст. ст. 52 и 57 ЖК), то его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета. Такое основание для снятия с учета содержит п. 3 ч. 1 комментируемой статьи. Исключение составляют случаи изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, учитывая особенности организации местного самоуправления в этих городах.
Выводы из судебной практики
Снятие с учета на основании законодательных актов, вступивших в силу после 1 марта 2005 года, кроме случаев, предусмотренных подп. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, незаконно. Например, судами удовлетворяются исковые заявления граждан, незаконно снятых с учета после изменения статуса общежитий на многоквартирные дома в связи с его передачей в муниципальную собственность (Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2014 N 5-КГ13-137).
В судебной практике имеется немало случаев, когда оспариваются решения органов местного самоуправления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением уже совершеннолетними детьми своего жилья.
Действительно, в соответствии с действовавшим на момент принятия инвалидам на жилищный учет законодательством РСФСР и нынешним Жилищным кодексом Российской Федерации при установлении нуждаемости суммируется общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.
Общая площадь жилых помещений, приобретенных по ипотечному кредиту, также учитывается при определении нуждаемости в жилых помещениях.
Например, Апелляционным определением Московского областного суда от 06.08.2014 по делу №33-17200/2014 удовлетворены требования гражданина, принятого на учет до 1 марта 2005 года, о признании незаконным решения городской администрации о снятии его с учета. Основанием принятия местной администрацией оспариваемого решения послужило приобретение дочерью заявителя собственной квартиры. При вынесении решения суд исходил из того, что, снявшись с регистрационного учета из жилого помещения родителей, дочь утратила статус члена семьи заявителя. Судом установлено, что заявитель вместе с дочерью не вселялся в приобретенную квартиру, соответственно права пользования новой жилплощадью у него (родителя) не возникло. Судом также учтено, что в связи с выездом дочери заявителя на новое место жительство жилищные условия последнего не улучшились и приходящаяся на каждого члена семьи жилплощадь по-прежнему составляла менее учетной нормы.
Следует отметить, что изменение учетной нормы жилого помещения, необходимая для признания нуждающимся в жилом помещении и установленная органом местного самоуправления после 1 марта 2005 г. не может являться основанием для снятия с учета граждан, включенных в очередь на получение жилья до указанной даты. Указанные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П.
Таким образом, необходимо ориентироваться на действовавшие до вступления действующего Жилищного кодекса РФ решения региональных исполнительных органов власти. Подобный подход согласуется с ч.1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ, устанавливающего, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы. Конкретный показатель учетной нормы в этой статье не приводится, но он, как правило, составлял 12 кв.м.
Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет
В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.
Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.
В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:
«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».
Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:
- в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
- в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
- в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
- в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.
Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.
Как получить жилье в соцнаем
- Сперва необходимо встать на жилучет, то есть получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. В каждом регионе бланки для заявления о постановке на учет разные, их можно найти на сайтах органов власти, МФЦ или на сайте госуслуг. В заявлении должны стоять подписи всех членов семьи. В некоторых субъектах, например в Москве, заявление заполняется непосредственно при подаче.
- Собрать остальные бумаги. К заявлению нужно приложить все документы, подтверждающие право на жилье по соцнайму: справки о доходах, свидетельствующие о малообеспеченности, документ об аварийности жилья, медицинские бумаги с диагнозом родственника с тяжелым заболеванием и т. д.
- Подать заявление через МФЦ или региональный орган, отвечающий за жилучет. Они тоже везде разные. Например, в Москве этим занимается Департамент городского имущества, в Тульской области — региональное Министерство строительства и ЖКХ, а в Дагестане — районные администрации.
- Дождаться ответа через властей — в течение месяца они должны уведомить, поставлена ли семья на жилищный учет. Отказ можно обжаловать в суде.
- Дождаться своей очереди на жилье. Чаще всего это занимает годы.
- Ожидая своей очереди, нужно уведомлять жилищные органы о любых событиях — изменениях зарплаты, переменах в составе семьи.
- Получить жилье. В некоторых регионах людям предоставляют выбор из нескольких вариантов, в других — нет.
Другой не менее популярный способ незаконно снять очередника с учета — добавить к его жилплощади метраж дачи, садового домика, а то и вовсе земельного надела. Во многих регионах страны, включая Москву, эта процедура доведена до автоматизма: стоит гражданину обзавестись дачной постройкой либо участком и зарегистрировать право собственности в Росреестре, как новое имущество тут же плюсуют к его старым квадратам, а незадачливого хозяина лишают права на госквартиру, — объясняет адвокат Олег Сухов. Доказывать, что на самом деле недвижимость непригодна для постоянного проживания, очереднику приходится уже в суде. Недавно участником такого процесса стал житель Подмосковья. Отец малоимущего семейства получил в наследство классический «домик в деревне»: в садовом товариществе, без водопровода и канализации, зато с печным отоплением. Объект решили использовать как летнюю дачу. Чиновники же, не долго думая, учли помещение в качестве допустимого жилья и сняли заявителя с очереди. Суд с подобной позицией не согласился, указав, что по действующему законодательству дом без удобств не может использоваться при определении уровня обеспеченности очередников, и отменил решение муниципалитета.
Основания для снятия с учета нуждающихся
Согласно статье 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Среди указанных оснований снятия с учета, пожалуй, наиболее часто встречающееся в практике, это — утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Расширение жилищных условий при наличии собственности
Мы проживает в 2-х комнатной квартире, собственником которой я являюсь, 6 человек *2 семьи) Я. муж и дочь 15 лет в одной комнате, площадью 12 кв.м и в другой комнате сын, жена и мой внук, площадью 14 кв.м, как нам улучшить жилищные условия?
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Инструкция
Перед тем, как попытаться встать на очередь, ознакомьтесь с законодательством. Так, например, согласно Закону Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (принят постановлением Московской областной Думы от 30 ноября 2005 г. N 7/160-П)(с изменениями от 5 декабря 2008 г.), получать бесплатное жилье имеют право семьи, которые признаны малоимущими .
Однако даже если вы считаете себя недостаточно обеспеченными, чтобы встать на очередь для получения жилья в Подмосковье, вам нужно подходить под следующие нормы : иметь не более 8 квадратных метров жилья на человека (при этом у вас не должно быть дачи, другой недвижимости и транспортных средств), суметь доказать, что в течение ближайших 18 лет вы на свои заработки не сможете позволить купить себе квартиру самостоятельно, при этом проживать и быть зарегистрированными на территории области вы должны не менее 5 лет.
Если вы подходите под все эти условия, нужно собрать соответствующие документы. В данный пакет входят удостоверение личности , документы, подтверждающие ваш статус, как малоимущей семьи , справки о доходах и составе семьи . После этого их нужно отнести на рассмотрение специальной жилищной комиссии, которая на основании своего решения и будет определять поставить вас на очередь или нет.
Если комиссия примет положительное решение по вашему вопросу, то дальше останется только ждать, когда подойдет ваша очередь. Длиться она может и 10 и даже 20 лет. А вот по существующим нормам вы получите взамен своих 8 метров на человека от 14 до 18 квадратов. Больше всего шансов получить жилье у тех, кто встал на очередь до 1 марта 2005 года. Потому что те очередники, которые успели предоставить документы до этой даты стоят в очереди первыми . И, следовательно, уже скоро будут праздновать новоселье. А всем остальным придется потерпеть.
Пример 4. Выгодно женившиеся квартиру не получат
Иногда, пытаясь сократить очередь на жилье, чиновники доходят до абсурда. К примеру, гражданину могут отказать в улучшении жилищных условий, если кто-то из членов его семьи удачно женился или вышел замуж.
Семья Васильевых (мать, отец и сын) более 20 лет жила в комнате в коммуналке площадью 18 «квадратов» и ожидала, что мэрия выделит им более просторное жилье. Когда до переезда оставалось считанное время, юноша женился. Невеста оказалась владелицей трехкомнатной квартиры в Подмосковье, которую ей подарили обеспеченные родители. Департамент городского имущества посчитал, что теперь у семьи с жильем все в порядке и пора исключить ее из квартирной очереди.
Суд не разделил позицию чиновников и пояснил: если гражданин не состоит на учете и имеет недвижимость, на которую очередники не имеют права (купленная до вступления в брак, приватизированная, унаследованная), власти не имеют права плюсовать эту жилплощадь к метражу заявителей. Другими словами, квартира невесты – ее личное имущество, которое никак не может улучшить жилищные условия родителей ее жениха.
На самом деле, базовых оснований для снятия с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий только четыре:
- собственное желание на то очередника, зафиксированное в его заявлении;
- исполнение властями своих обязанностей и предоставление очереднику муниципального жилья по договору социального найма или аналога;
- самостоятельное решение очередником своей жилищной проблемы в виде приобретение в собственность жилья.
- утрата оснований для заключения с очередником договора социального найма.
Никакие другие варианты основанием не являются. Если человек за свои деньги снимает жилье у частного лица – он не утрачивает права на муниципальную квартиру. Если человек заключил брак и живет в квартире у жены или мужа – он сохраняет свое место в очереди, потому что право на пользование жильем второй половины временное, обусловленное только наличием семейных отношений между ними. А теперь рассмотрим каждое основание немного подробнее.
Обзор практики московских судов по спорам о восстановлении очередников на жилищном учете 2017 – 2018 гг
Вашему вниманию — подборка успешно завершенных нами судебных споров по этой тематике за последние полтора года.
- При оценке уровня жилищной обеспеченности семьи очередников не должно учитываться жильё супруга — не очередника
Заявитель, проживающий с семьей в муниципальной однокомнатной квартире, обратился за правовой помощью по восстановлению на жилищном учете, на котором состояли с 2004 г. Департамент городского имущества г.Москвы снял их с учета, посчитав трехкомнатную квартиру супруга, приватизированную им до брака.
- Мы подготовили исковое заявление, где обосновали отсутствие следующих изменений в жилищных условиях семьи очередников, дающих им право на получение квартиры по договору соцнайма:
- — супруг не состоит на жилищном учете с семьей очередников;
- — в квартиру очередников не вселялся;
- — никто из членов семьи очередников не приобрел права на его жилье;
- — самостоятельного права на это жилье не приобрела даже супруга, поскольку та квартира приватизирована до брака.
Что делать если сняли с очереди на улучшение жилищных условий
Тех, кто, длительное время, состоя на жилищной очереди, был внезапно с нее снят, интересует вопрос, что делать, если сняли с очереди на улучшение жилищных условий.
Первое что нужно сделать – обратиться в госорган, уполномоченный на решение таких вопросов с письменным заявлением, в котором запросить разъяснение о том, на каком основании было принято решение о снятии вас с жилищной очереди.
Если выясняется, что снятие было осуществлено незаконно, либо госорган отказался предоставить разъяснение и ответ на ваше заявление, приступаем к написанию иска в суд.
Исковое заявление подается в Районный суд в течение 3 месяцев с момента получения извещения. Иск должен содержать следующую информацию: название и адрес суда; полные данные истца и ответчика; адрес нынешнего места проживания истца; основания постановки на учет, и дата снятия с такового; просьба истца о признании незаконными действий ответчика и просьба восстановить себя на учет.
Помимо вышеуказанных сведений к иску прилагается квитанция об оплате госпошлины, реквизиты банковского счета и выписка из домовой книги.
Для каждого конкретного случая пакет необходимых документов может быть расширен.
Сколько стоят услуги хорошего адвоката по жилищным вопросам?
Стоимость услуг жилищного адвоката | Цены в рублях |
Консультация адвоката по жилищным вопросам (расширенная). Консультируют дипломированные жилищные адвокаты. Продолжительность встречи занимает по времени от двух до трех часов (все зависит от сложности и обстоятельств дела). Встреча может быть назначена клиентом в удобные для него время и месте. При консультировании специалист знакомится с основными материалами дела, предоставляет ценные рекомендации, а также помогает выработать план практических действий для урегулирования ситуации. | 5000 рублей |
Проблемы, связанные с выселением лиц (мужа или жены, в том числе бывших, малолетних граждан и пр.) из жилплощади (частный дом, коттедж, квартира и пр.). | 35000 рублей |
Проблемы, возникающие при выписке граждан из приватизированной, находящейся в собственности или муниципальной жилой площади. |
35000 рублей |
Помощь адвоката по жилищным вопросам в делах по признанию прав собственности на: |
|
жилой недвижимый объект; |
35000 рублей |
нежилую недвижимость. |
50000 рублей |
Судебное узаконивание незаконного переоборудования как жилых, так и коммерческих объектов. |
50000 рублей |
Судебное представительство (защита в суде первой инстанции, а также в апелляционном, надзорном и кассационном судах). |
|
Судебное представительство. |
35000 рублей |
Помощь в выделение долей в недвижимости. |
35000 рублей |
Участие адвоката по жилищным вопросам в делах по определению долей в натуре. |
50000 рублей |
Помощь в делах, касающихся определения порядка пользования жильем (в собственности, муниципальным). |
35000 рублей |
Деление счетов (определение долей относительно внесения средств за жилплощадь и услуги ЖКХ). |
35000 рублей |
Взыскание компенсации средств на ремонт по восстановлению жилья после потопа (затопления соседями). |
35000 рублей |
Услуги жилищного адвоката в делах по признанию договоров и любых сделок с недвижимым имуществом недействительными. |
50000 рублей |
Помощь по вселению жильцов в жилплощадь. |
35000 рублей |
Юридическая помощь в деле признания лиц не вступившими в права пользования жилой площадью. |
35000 рублей |
За что вас могут снять с очереди на получение бесплатного жилья?
В очередях на заключение договора социального найма жилья из муниципального фонда по всей стране стоят сотни тысяч людей.
Жилищный кодекс предусматривает немало оснований для заключения такого договора, так что фактически даже из внеочередников давно образовалась длинная и безнадежная очередь.
Стоять в ней можно двадцать и даже тридцать лет, продвигается она чрезвычайно медленно – квартир не хватает.
Это одна из причин, по которой многие местные власти очень рады любой возможности вычеркнуть очередника из списка.
Причем основаниями для вычеркивания они готовы считать все, что угодно, все, что хотя бы отдаленно напоминает решение жилищной проблемы.
Например, женщина, стоящая в очереди, вышла замуж и стала жить у мужа – ну чем не основание? Она же теперь улучшила свои жилищные условия. Снимаем!
приватизация квартиры: документы, стоимость и сроки
Каждый человек имеет право раз в жизни поучаствовать в процессе перевода государственной недвижимости в частную собственность. Однако если процедура была выполнена с нарушениями, пострадали интересы несовершеннолетних граждан, то жильё возвращается обратно государству. Этот процесс называется расприватизацией. Возможна ли повторная приватизация жилплощади после расприватизации квартиры? Рассмотрим, кто имеет право приватизировать квартиру дважды.
Можно ли принять участие в процессе приватизирования дважды? Для несовершеннолетних предусмотрена такая возможность. Если человек участвовал в процедуре до достижения им 18-летнего возраста, то он имеет право повторно потребовать перевода жилья в личную собственность.
После достижения совершеннолетия лицо имеет право повторно написать заявление на получение права владения, даже если у него есть другая собственность. Ему необходимо будет проделать те же шаги, что и при первичном приватизировании, только потребуется принести в местную администрацию доказательства того, что в первый раз он принимал участие, будучи несовершеннолетним.
Как быть тем людям, которые написали добровольный отказ от приватизирования? Им не стоит переживать, поскольку они смогут поучаствовать в процедуре повторно, но уже с другим жильём. Поскольку человек не реализовал своё право на приватизирование, он его не лишается и может воспользоваться для перевода в частное владение другого социального жилья.
Четкого понятия «расприватизация» или «деприватизация» в нормативно-правовых актах РФ нет. По сути расприватизация – это отказ от права собственности на квартиру и передача его обратно муниципалитету или государственным органам. Некоторые отожествляют понятия «расприватизация» и «деприватизация», но другая часть юристов придерживается следующих определений:
- Деприватизация – это добровольный возврат квартиры владельцем в собственность государства после осуществленной ранее приватизации. С бывшим собственником в результате заключается договор социального найма, и квартира остается в его пользовании.
- Расприватизация – это возврат квартиры в собственность государства по принуждению на основании решения суда. Приватизация признается недействительной в результате выявленных нарушений в документах или проведенной процедуре.
Существует пять наиболее распространенных причин, по которым люди принимают решение расприватизировать жилплощадь. Вот они:
- Изменения в сфере налогообложения. Повышающие корректировки налоговых ставок и методов расчета налога существенно «бьют по карману» собственников жилья. Расприватизация избавит гражданина от уплаты имущественного налога.
- Платежи за капитальный ремонт. Наниматели квартиры, в отличие от собственников, не обязаны вносить регулярный платеж на капремонт. Эти расходы будет нести муниципалитет.
- Снижение размера платежей за услуги ЖКХ. В некоторых случаях ежемесячные расходы на платежи за услуги ЖКХ у нанимателей ниже, чем у собственников.
- Возможность улучшить жилищные условия. Сейчас повсеместно осуществляется снос ветхого жилья. Наниматели жилья в этом случае получают взамен жилье, большей площадью, чем собственники.
- Нежелание быть ответственным. Не все могут тянуть ответственность за жилье, порой это становится непосильной ношей. В некоторых случаях расприватизация становится выходом при разводе, чтобы не появилось необходимости разменивать жилье.
Для деприватизации своей квартиры ее собственнику надо обращаться с заявлением, подписанным всеми совладельцами в Управление Департамента жилфонда Москвы, своего административного округа .
К заявлению надо приложить пакет документов:
- оригиналы документов, устанавливающих право собственности;
- документ-подтверждение отсутствия обременений на квартире;
- техпаспорт (срок действия документа – до одного года);
- справка о регистрации или выписка из домовой книги (использовать в течение месяца);
- ксерокопии удостоверений личности;
- копия финансового лицевого счета (действительна один месяц);
- квитанция об оплате регистрационного сбора.
Право на приватизацию жилья предоставляется только один раз в жизни. Исключение составляет расприватизация квартиры с несовершеннолетним ребенком. Поэтому только дети имеют право повторно приватизировать квартиру после расприватизации. Все остальные играют в приватизацию один раз.
Городские власти таким путем имеют возможность возвращать в муниципальную собственность жилье, ранее выведенное из нее. Расприватизация квартиры безвозмездно (если говорить о стоимости) превращает жилье в городское имущество, в случае смерти или переезда квартиросъемщика на другое место жительства освобождаемые квадратные метры опять можно предоставлять очередникам. Можно сказать, что расприватизация жилья автоматически пополняет городской жилой фонд .
В квартире, которую хочет приватизировать наниматель, могут проживать с ним иные члены семьи. В случае приватизации квартиры по общему правилу требуется согласие иных членов семьи. А чье согласие не требуется при приватизации?
В случае приватизации квартиры не требуется согласие несовершеннолетних до 14 лет, что следует из статьи 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1. А с 14 до 18 лет необходимо согласие несовершеннолетних на приватизацию.
- Не требуется согласие на приватизацию от недееспособного лица, поско��ьку в силу обстоятельств такое лицо не может понимать значение своих действовать и в его интересах действует опекун.
- Не нужно получать согласие при приватизации от бывших членов семьи собственника, если конечно соглашением между указанными лицами не установлено иное.
- Если в квартире проживает временно лицо, которое не является членом семьи нанимателя, то согласие такого лица на приватизацию также не требуется.
Несмотря на то, что выше обозначены лица, чье согласие не требуется на приватизацию, следует все-таки в каждом конкретном случае проконсультироваться по своей ситуации, поскольку могут иметь место обстоятельства, при которых указанные правила не действуют.
- Во-первых – необходимо получить письменное распоряжение о снятии с очереди на жилье (если это распоряжение Вы не получили по почте). Такие распоряжения в Москве в настоящее время выносит Департамент городского имущества города Москвы. Необходимо обратиться в Департамент с заявлением, после чего вам должны выдать копию распоряжения в течение 10 дней.
- Во-вторых – составляем исковое заявление в суд, в котором просим признать вышеупомянутое распоряжение незаконным и обязать Департамент восстановить вас в очереди на жильё.
- В-третьих — обращаемся с подготовленным исковым заявлением в суд для защиты своего нарушенного права.