Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регулирования деятельности пенсионного обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.
Граждане или предприятия могут самостоятельно делать взносы в НПФ, которые фонд также инвестирует, и в результате человек по выходе на пенсию будет получать не только государственную пенсию, но и дополнительную — добровольную негосударственную.
Получить накопительную часть пенсии из НПФ можно не только в виде самой пенсии, но и единовременной или срочной выплаты по достижении пенсионных оснований — возраста, стажа и так далее.
Рейтинг НПФ по количеству клиентов
По данным ЦБ, всего негосударственным пенсионным фондам управлять накопительной частью пенсии доверили 36,91 млн человек.
Рейтинг НПФ по количеству застрахованных клиентов, то есть доверивших формирование своей пенсии фонду, согласно данным Банка России на 30 сентября 2021 года:
- «НПФ Сбербанка» — 8,72 млн человек;
- «НПФ «Открытие» — 6,98 млн человек;
- «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» — 6,40 млн человек;
- «НПФ «БУДУЩЕЕ» — 4,17 млн человек;
- «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» — 3,78 млн человек;
- НПФ ВТБ Пенсионный фонд — 2,95 млн человек;
- «НПФ Эволюция» — 1,96 млн человек;
- Межрегиональный НПФ «Большой» — 0,44 млн человек;
- «Национальный негосударственный пенсионный фонд» — 0,31 млн человек;
- «НПФ «Социум» — 0,30 млн человек.
Что делать, если ваши накопления перевели в другой фонд без вашего ведома?
Есть 3 основных варианта действий:
1 путь: Оставить все как есть и надеяться, что с вашими накоплениями поступят мудро. При этом доход от размещения своих накоплений в предыдущем НПФ вы не получите.
2 путь: Вернуться в предыдущий фонд, написав заявление. В этом случае также но о каком доходе говорить не приходится.
3 путь: Судебное разбирательство. Для этого нужно обратиться в суд по месту нахождения ответчика (НПФ) с исковым заявлением с требованием, признать договор не действительным (согласно 166-167 и 431 статьям Гражданского кодекса РФ). К нему нужно приложить:
- копию договора, запрошенного у нового страховщика,
- копию заявления и поручения о переходе в другой фонд, полученные от ПФР,
Также можно привлечь к административной ответственности на основании п. 10.1 ст. 15.29 КоАП. Для этого можно обратиться в отделение полиции по месту жительства. Либо подать жалобу в Банк России через интернет-приемную.
б) Платежи работодателей и работников в ПФР
Работодатели и работники обязаны платить в ПФР взносы. Работодатели — 28% от фонда оплаты труда, а работники — 1% о начисленной зарплаты. Формально взносы называются страховыми, но в настоящее время система пенсионного обеспечения не является страховой.
ПФР в отношении сбора этих взносов предоставлены такие же драконовские права, как и налоговым органам. Предусмотрена огромная пеня за просрочку уплаты взносов. Когда собранных взносов не хватает на выплату пенсий, начинают требовать платить взносы в ПФР со все новых и новых выплат гражданам. Дело дошло до того, что требуют перечислять взносы в ПФР с сумм начисленной, но не выплаченной зарплаты и Высший арбитражный суд поддерживает ПФР в этом отношении. Предприятие, которому не хватает денег на выплату зарплаты все же должно платить пенсионные взносы. Из всего этого видно, что сегодня пенсионные взносы в ПФР — это просто дополнительный налог на работодателей и работников, так как в конечном счете известно лишь, что денег в ПФР не хватает, но ни работодателям (формально страхователям) ни работникам (формально застрахованным лицам) не известно, каким образом расходуются собранные ими деньги.
История создания негосударственных пенсионных фондов
Зарождение системы добровольного пенсионного страхования в России приходится на 60-80 годы XIX века. К началу XX века в России успешно действовали более 200 эмеритальных, пенсионных и страховых касс. Их членами состояла большая часть государственных и военнослужащих.
Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные эмеритальные кассы или создавали объединенные. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались таблицы смертности и инвалидности. Так в 1908 году в эмеритальной кассе инженеров путей сообщения были сделаны актуарные расчеты до 2062 года.
Следует отметить, что эмеритальные кассы являлись прототипами современных накопительных планов. Расходы кассы зависели как от объема текущих собранных и накопленных средств (фондов), так и от ряда институциональных обстоятельств: количества участников с достаточной для получения пенсии выслугой лет, распределения пенсионеров по должностям, чинам или окладам и т.п.
Эмеритальные кассы обеспечивали выплаты пособий и пенсий своим участникам, как правило, четырех видов:
— пенсии по выслуге лет;
— пенсии по инвалидности;
— вдовьи и сиротские пенсии;
-пособия по увольнению и/или сокращению штатов до выслуги установленного числа лет.
Срок выслуги лет устанавливался не менее 15 и выплаты пенсии назначались лишь при оставлении службы. В случае потери трудоспособности, назначались пенсии по инвалидности, если участник состоял в кассе не менее 5 лет.
Во многих кассах практиковались выдачи процентных и беспроцентных ссуд своим участникам и различные вспомоществования, как то: рождение ребенка, свадьба дочери, смерть членов семьи.
Страховые кассы, в отличие от эмеритальных, основывались только на страховых принципах. К уставам таких касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни с учетом условий назначения пенсий, таблиц смертности и инвалидности, норм роста капитала.
Советская система институтов социального обеспечения строилась, исходя из принципа, выдвинутого коммунистами в начале XX века – страхование без взносов. Необходимые финансовые средства черпались или исключительно из выплат, осуществляющихся предприятиями, или/и из государственного бюджета. В такой системе социальное страхование утратило основное качество – связь между личной ответственностью (в виде обязательной уплаты страховых взносов) и правом на получение пособий и пенсий.
В условиях отказа от экономико-правовых отношений, предусматривающих зарабатывание прав на социальное страхование с помощью уплаты фиксированных индивидуальных страховых взносов, населению отводилась роль получателя пособий по социальному обеспечению.
В постсоветской России создание негосударственных пенсионных фондов инициировал Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указом были установлены основные (рамочные) принципы создания и деятельности НПФ и определено, что частные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения, а выплаты осуществляют наряду с государственными пенсиями. В Указе было определено, что НПФ и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов фондов согласно Указу осуществляют специализированные компании по управлению активами НПФ, взаимоотношения которых с фондами строятся на основании договора об управлении активами НПФ. Указом предусматривалось создание Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, на которую возлагались регистрация и лицензирование деятельности НПФ. Реализация данного Указа и деятельность первых НПФ явились фактически началом реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
Дальнейшему развитию и упорядочению деятельности НПФ способствовало принятие 07 мая 1998 года Федерального закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В законе был четко определен статус НПФ, как «особой организационно-правовой формы некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда».
Законом определялись порядок создания и реорганизации НПФ, основные функции НПФ.
К аккумуляции пенсионных взносов и выплате дополнительных пенсий, определенных в Указе, закон предписывал НПФ функции учета и инвестирования пенсионных резервов. Важной чертой закона явилось усиление законодателем гарантий выполнения фондами своих обязательств перед вкладчиками и участниками. Целый ряд положений закона определял и факторы повышения надежности и устойчивости пенсионных фондов.
К 2000 году сформировалась инфраструктура организаций, специализирующихся на работе с НПФ: управляющие компании, аудиторские фирмы, специализированные депозитарии, независимые актуарии, банки, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения.
За восемь лет существования реально сложился институт негосударственного пенсионного обеспечения, насчитывающий 256 НПФ, в которых на постоянной основе работало свыше трех тысяч специалистов.
По принципу организации работы с вкладчиками выделялись три группы фондов:
1. Фонды, в которых пенсионные взносы осуществляются преимущественно предприятиями и организациями-работодателями (закрытые или корпоративные (отраслевые));
2. Фонды, ориентированные на работу как с юридическими, так и с физическими лицами (смешанные НПФ);
3. Фонды, ориентированные на работу с жителями отдельной территории. Взносы в такие фонды осуществляются физическими лицами (открытые фонды).
Характерные представители НПФ первой группы: «ГАЗФОНД», «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», «Сургутнефтегаз», «Электроэнергетики»; второй: — «Профессиональный независимый», «Сберегательного банка»; третьей: — «Муниципальный пенсионный фонд» (г. Москва), «Ханты-Мансийский» (ХМАО).
21 июня 2000 года в соответствии с решением конференции представителей НПФ была создана Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), представителями которой выступили крупнейшие НПФ России. Предметом деятельности НАПФ являлось объединение негосударственных пенсионных фондов для обеспечения благоприятных условий их деятельности, защита прав и законных интересов вкладчиков и участников, установление правил и стандартов деятельности.
Высокие результаты, достигнутые негосударственными пенсионными фондами, способствовали законодательному определению роли и места НПФ в реформировании пенсионной системы страны 2002 года. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» негосударственные пенсионные фонды получили право формировать пенсионные накопления на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также осуществлять выплату указанной части трудовой пенсии застрахованным лицам, при условии, что эти лица выберут соответствующие НПФ в качестве страховщика.
Негосударственный пенсионный фонд — некоммерческая организация, которая аккумулирует денежные средства и использует их для выплат пенсий и пособий своим участникам. Каждый пенсионный фонд работает согласно регламентированных Законодательством собственным правилам и является самостоятельной юридической и финансовой организацией, которая, как правило, в прямую не связана с государственной системой пенсионного обеспечения населения.
Целью создания фонда является осуществление им негосударственного социального обеспечения. Фонд в соответствии с целью создания может выполнять следующие виды деятельности:
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Перечисленные виды деятельности относятся к исключительной деятельности, которая может осуществляться только специальным субъектом, созданным в качестве негосударственного пенсионного фонда в порядке, определенном гл. 2 комментируемого Закона. Фонд создается специально и исключительно для осуществления деятельности по пенсионному обеспечению и страхованию и не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью.
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется на добровольных началах. Вкладчики имеют право по своему усмотрению заключать пенсионные договоры в пользу участников с любым негосударственным пенсионным фондом. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии. Предметом пенсионного договора является осуществление фондом негосударственного пенсионного обеспечения участника, включающее в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
Пенсионный договор заключается в письменной форме, существенными условиями которого, согласно ст. 12 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», являются:
- наименование сторон;
- сведения о предмете договора;
- положения о правах и об обязанностях сторон;
- положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;
- вид пенсионной схемы;
- пенсионные основания;
- положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
- положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;
- сроки действия и прекращения договора;
- положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;
- положения о порядке урегулирования споров;
- реквизиты сторон.
Пенсионный договор заключается на бессрочный срок и может быть расторгнут по решению суда, по желанию вкладчика, а также в случае ликвидации организации-вкладчика, либо по вине фонда (прекращение действия лицензии фонда, ликвидация фонда), либо в связи со смертью участника до наступления пенсионных оснований. Прекращение уплаты пенсионных взносов вкладчиком не может являться причиной расторжения пенсионного договора. При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику выкупную сумму или перевести ее в другой фонд.
Основанием для осуществления фондом деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию является заключенный застрахованным лицом и фондом договор обязательного пенсионного страхования. Договор заключается в письменной форме в порядке, определенном гл. X.1 комментируемого Закона. Существенными условиями договора об обязательном пенсионном страховании являются предмет договора и информация о застрахованном лице.
Предметом договора об обязательном пенсионном страховании является осуществление фондом деятельности страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающей аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии при наступлении пенсионных оснований, а в установленных случаях осуществление выплаты правопреемникам застрахованного лица.
Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам. Профессиональная пенсионная система создается путем заключения договора работодателя с фондом. После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей.
Профессиональная пенсионная система должна обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения.
Примером профессиональной пенсионной системы является система негосударственного пенсионного обеспечения работников образования РФ, осуществляемая в целях повышения уровня пенсионного обеспечения и заинтересованности в результатах труда. Профессиональное пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Положением о профессиональной системе на основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемого работодателями системы образования РФ и самими работниками с негосударственным пенсионным фондом. Предусмотрено осуществление негосударственного пенсионного обеспечения работников образования в трех видах:
- обязательное негосударственное пенсионное обеспечение, которое регулируется действующим законодательством в области дополнительного пенсионного обеспечения;
- обязательное пенсионное страхование (накопительная часть трудовой пенсии), которое регулируется действующим законодательством;
- добровольное негосударственное пенсионное обеспечение, которое регулируется настоящим Положением, Отраслевым тарифным соглашением и действующим законодательством в области дополнительного пенсионного обеспечения.
Финансирование негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрено осуществлять на основе накопительного принципа за счет пенсионных взносов работодателей системы образования, работников, а также дохода, полученного от размещения пенсионных резервов.
Фонд после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию имеет право осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами. Негосударственное пенсионное обеспечение является необязательным, дополнительным по отношению к государственному и осуществляется в форме дополнительных пенсионных систем отдельных организаций и в форме личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах.
Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения. Этот договор представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.
Как работают организации
Деятельность НПФ представляет собой ответственность за накопления участника, что отражается на его индивидуальном счёте. Оборот полученных и приумноженных фондом средств регулируется системой ОПС (обязательное пенсионное страхование).
При достижении гражданином возраста 56,5 (Ж) / 61,5 (М) лет (на 2021 год) негосударственная компания назначает, а вместе с тем выплачивает ему пенсию. Размер последней зависит от доходности фонда.
Посредством НПФ также можно формировать дополнительную пенсию. Если участника устраивает результат деятельности фонда, то он может заключить ещё один договор для накопления средств. Подобные отношения относятся к НПО – негосударственному пенсионному обеспечению. В этом случае гражданин самостоятельно выделяет средства под управление фонду.
Для формирования дополнительной пенсии совсем не обязательно заключать договор с НПФ в котором находятся основные накопления. Гражданин может выбрать любой фонд, где в полной мере реализована система НПО.
У ОПС и НПО есть свои плюсы и минусы, которые следует учитывать при заключении договора с тем или иным фондом. В первую очередь – это доходность.
В случае с ОПС организация имеет право инвестировать средства только в проверенные и надёжные финансовые инструменты. Тогда как при НПО допускаются риски, что чревато как более высокими доходами, так и уходом в минус. Такие вложения не застрахованы государством.
Топ-10 компаний в России
Один из показателей надёжности НПФ – это его рейтинг. Он рассчитывается специальными агентствами, где ключевыми показателями выступают:
- доходность пенсионных накоплений;
- резервы;
- объём накоплений;
- активы;
- количество застрахованных лиц в НПО и ОПС.
Также существует рейтинговая классификация. К примеру, к обозначению организаций с умеренным уровнем надёжности добавляется литера В (ВВ, ВВВ-, ВВВ+). Более надёжные фонды относятся к классу А, где наивысшей оценкой считается префикс ААА.
Данные рейтингового агентства «Эксперт»:
Место | Объект | Рейтинг | Дата подтверждения |
1 | АО «НПФ ВТБ Пенсионный фонд» | ААА | 18.03.2021 |
2 | АО «НПФ Сбербанка» | ААА | 22.12.2020 |
3 | АО «НПФ Газфонд» | ААА | 09.02.2021 |
4 | АО «НПФ Эволюция» | ААА | 18.06.2020 |
5 | АО «Национальный НПФ» | АА+ | 08.12.2020 |
6 | АО МНПФ «Большой» | АА | 01.02.2021 |
7 | АО НПФ «Ренессанс Пенсии» | АА | 14.12.2020 |
8 | АО НПФ «Альянс» | АА | 18.06.2020 |
9 | АО «НПФ Сургутнефтегаз» | АА | 16.07.2020 |
10 | АО «НПФ Социум» | АА- | 23.09.2020 |
Сегодня на рынке наблюдается тенденция поглощения игроков. Небольшие НПФ объединяются с другими организациями, образуя более крупные фонды, либо банкротятся, а клиенты переходят к другим компаниям.
Поэтому предпочтение лучше отдавать не мелким отраслевым фондам, а маститым игрокам. Иначе нужно быть готовым к частой смене не только адресов и названий НПФ, но и условий по части финансовых вложений и прочего.
Специфика деятельности
Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.
Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.
Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.
Важно! Деятельность фондов застрахована, в связи с чем гражданину гарантируется, что скопленные им деньги не пропадут.
Надежность негосударственных пенсионных фондов выражается в количестве резервов и длительности работы организации. Опираясь на эти два параметра, можно с точностью сказать, стоит ли доверять деньги организации. Кроме того, в таблицу мы добавили доходность за 2019 год, что позволит узнать, будут ли средства преумножаться в выбранном НПФ.
НПФ |
Доходность |
Год создания |
Резервы, млн. руб. |
Газфонд |
7,27% |
1994 |
434024,40 |
Благосостояние |
11,68% |
1996 |
409476,74 |
Транснефть |
10,85% |
2000 |
95867,88 |
Эволюция |
10,91% |
2000 |
83857,01 |
Открытие |
12,78% |
1994 |
67012,31 |
Сбербанк |
9,89% |
1995 |
44215,36 |
Алмазная осень |
10,02% |
1995 |
27240,59 |
Сургутнефтегаз |
13,1% |
1995 |
18998,35 |
Ханты-Мансийский |
11,89% |
1995 |
16492,79 |
Национальный НПФ |
10,83% |
1997 |
15526,80 |
Принципы работы негосударственного пенсионного фонда
Обращаясь к заглавию нашей статьи необходимо отметить, что принципы работы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации представлены тремя главными составляющими:
- НПФ представляет собой некоммерческую организацию. Говоря доступным языком, это дает потребителю гарантию, что учредители фонда никогда и ни при каких обстоятельствах не могут получить денежную прибыль от деятельности пенсионного фонда.
- Инвестирование пенсионных накоплений безопасное. Под этим подразумевается, что все финансовые средства, инвестированием которых занимается НПФ, не только возвратятся назад, но и принесут дополнительный доход. Согласно действующему законодательству НПФ не вправе выдавать кредиты другим предприятиям. Но инвестировать активы в облигации и акции на фондовых рынках им можно.
- Защита пенсионных сбережений. Под данным принципом подразумевается то, что никакие третьи лица, и государство в том числе, ни при каких обстоятельствах не имеют права стать обладателями пенсионных накоплений фонда. НПФ наделены правом собственности на пенсионные накопления застрахованных лиц. Их первоочередная и прямая обязанность –обеспечение выплаты пенсионного обеспечения своим потребителям.
Итак, никакие третьи лица, даже прибегая к помощи судебных органов власти, не вправе претендовать на денежные накопления, которые аккумулируются в НПФ.
На тот случай, если ваш негосударственный пенсионный фонд не входит в систему гарантирования безопасности ваших сбережений, то он вероятно не был внесен в специальный реестр, где учитываются все участники данного программы (имеются ввиду пенсионные фонды). Если фонд не введен в эту систему, то Центральный банк просто не разрешат проводить какие-либо операции данному негосударственному пенсионному фонду.
Получается, что с момента, когда был введен данный запрет, ваши обязательства перед НПФ (и его перед вами) прекращаются, и теперь все средства передаются из данного НПФ в Пенсионный Фонд Российской Федерации в течении срока в 30 дней.
Если те сбережения, которые были накоплены и должны быть переданы в Пенсионный Фонд РФ меньше, чем те, которые гарантируются НПФ, то в ПФР будет возмещено это Центральном Банком Российской Федерации.
При подаче заявления о смене страховщика, на случай если у прошлого была отозвана лицензия нужно учитывать некоторые аспекты. Так, если вы приняли подобное решение после того, как у негосударственного пенсионного фонда отозвали лицензию, то в заявлении о смене страховщика указывается уже не ваш старый Негосударственный Пенсионный Фонд, а Пенсионный Фонд России. Это объясняется тем, что статус ваших сбережений уже изменился, сначала они были на счету Негосударственного пенсионного фонда, а теперь они состоят на счету Пенсионного Фонда Российской Федерации и произошло это автоматически.
Если же подавать заявление о смене страховщика, указывая Негосударственный Пенсионный фонд в случае, если это заявление были подано до того, как отозвали лицензию, то все будет рассмотрено в стандартном порядке.
В саму структуру страхования данных сбережений, или как правильно сказать страхования было включено почти 40 НПФ. Причем если фонд не включается в данную систему, то он и не может осуществлять свою деятельность. Вся эта ситуация похожа на деятельность банков, когда если банку не выдается лицензия (либо отзывается), вся его деятельность прекращается, а гражданам выплачиваются денежные средства по страхованию вкладов.
Конечно же, тут есть и некоторые отличия, там это были вклады, а здесь накопления, там есть определенный максимальный порог (1 миллион 400 тысяч рублей), здесь порога нет, а есть гарантированная сумма. В связи с этим вопрос о возмещение денежных средств через суд вообще практически отпадает, так как деньги все равно возвращают, причем чуть ли не автоматически.
Блокировка платежных систем и карт
И самый главный подводный камень – это конечно же блокировка платежных систем и карт. Если вы активный P2P-трейдер, рано или поздно, вашу платежную систему или карту, по которой вы торгуете заблокируют с вероятностью 99.9%. Некоторые платежки и банки относятся к блокировкам более снисходительно, но на таких по опыту меньше спрэд, поскольку больше конкуренция. Другие напротив – очень агрессивно, но здесь более сладкий спрэд как вы понимаете. В P2P сообществах поговаривают, что меньше всех блокировок приходится на Tinkoff, лично не знаю. Но YooMoney меня заблокировали спустя 10 дней активной торговли. За 10 дней я смог сделать оборот по счету ЮMoney в размере полутора миллиона рублей, имея на балансе 50 тысяч рублей. Печально. Однако тех. поддержка ЮMoney отвечала очень быстро, объяснила причину блокировки, ссылаясь на пункт 4.21.8 своего оффера, цитирую:
Соглашение об осуществлении переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием сервиса ЮMoney
4.21.8 “Клиент не вправе использовать кошелек для осуществления противоправных действий, в том числе:
для систематического аккумулирования и дальнейшего распределения денежных средств среди нескольких получателей/систематического перевода на собственные реквизиты/получения наличных денежных средств/иных операций, имеющих признаки транзита”
В ответном письме я объяснил от куда такой оборот. Разрешили написать заявление на перевод остатка на счет в банке. Расторгли договор и перевели деньги в течении 2-3 дней.
А учитывая то, что пару дней назад ЦБ разослал методичку с рекомендациями по блокировке физических лиц, то без сомнений можно сказать, что зарабатывать через P2P-обмен будет еще сложнее.
Пострадал от недобросовестных НПФ и «Внешэкономбанк» (ВЭБ), который управляет половиной всех пенсионных накоплений граждан РФ. На его счетах хранятся пенсионные отчисления россиян, которые не выбрали частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд.
Граждане продолжают переводить деньги в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
«За 2020 г. 255 млрд руб. оттекло из нашего фонда. В 2020 г. благодаря решению ПФР о приостановлении деятельности удостоверявших центров у нас ожидается меньший отток. Мы сейчас точную цифру не можем сказать, наверное, она в этом году будет чуть ниже», — заявил первый зампред «Внешэкономбанка» Николай Цехомский.
Рекордный отток пенсионных накоплений из ВЭБа в НПФ был в 2015 г. 401,5 млрд руб., в 2020 г. — 266,4 млрд руб.
Цехомский считает, что отток был бы меньший, если бы россияне знали о потери до 20% дохода при досрочном переводе пенсионных накоплений чаще чем в один раз в 5 лет.
«В 2020 г. мы можем увидеть достаточно большой отток, и нас это настораживает. Принципиально важно на законодательном уровне принять закон об информирований наших пенсионеров, что они будут терять большую часть дохода при переходе в НПФ, в некоторых случаях — до 20%», — пояснил Цехомский.
Предлагаем ознакомиться: Как узаконить в гибдд знак инвалид
Органы, регулирующие деятельность
Среди государственных организаций, занимающихся надзором, можно отметить следующие:
- Центральный Банк России выступает уполномоченным контролирующим органом, осуществляет государственное регулирование, утверждает различные документы (типовые стразовые правила, форма договора, форма заявлений и другое). Кроме того, Банк России утверждает требования к пенсионным схемам, а также осуществляет лицензирование деятельности.
- Министерство труда и социальной защиты РФ также является органом исполнительной власти. В компетенцию министерства входит выработка государственной политики, а также нормативно-правовое регулирование в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и страхования.
- Пенсионный Фонд РФ осуществляет проверку правильности заключения договоров, а также проверку полноты данных застрахованных лиц.
Общественным контролем занимается попечительский совет, куда включены вкладчики, разные участники, застрахованные граждане и их представители. Попечительский совет следит за тем, чтобы права и интересы вкладчиков и участников не были нарушены.
Также существует вневедомственный контроль, куда входят:
- Независимый аудитор. В его функции входит ежегодная проверка на правильность ведения финансово-хозяйственной деятельности негосударственного фонда. Все заключения, составленные независимым аудитором, публикуются, а сведения предоставляются в Банк России.
- Независимый актуарий. В компетенцию актуария входит независимое оценивание на возможность выполнения НПФ своих обязательств. Именно актуарий проводит оценку и дает прогноз стоимости активов учреждения. По итогам своей работы актуарий составляет заключение и направляет его в Банк России.
- Специализированный депозитарий контролирует состав и структуру пенсионных резервов, а также пенсионных накоплений.
НПФ – крупные институциональные инвесторы
Значение негосударственных пенсионных фондов, как инвестора, для экономики трудно переоценить. Суммарные активы НПФ превысили 4,6 трлн рублей*, а фонды в силу «длины» обязательств и размера способны в отличие от спекулятивного капитала обеспечивать не только дополнительную ликвидность на рынке, но и формировать долгосрочный устойчивый спрос как в инструментах фиксированной доходности и денежного рынка, так и на рынке акций, а также инвестировать в важные для развития экономики достаточно сложные и длинные продукты, включая ипотечные бумаги, инфраструктурные проекты и концессии.
*Здесь и далее все показатели приведены на конец 2020 года.
Портфели крупных фондов, таких как НПФ «Открытие» с активами более 610 млрд рублей, по своим относительным размерам и влиянию на российский фондовый рынок близки к так называемым макрофондам. Объемы позиций в отдельных бумагах настолько велики, что резкие действия фонда могут привести к обрушению или наоборот взлету цен. Поэтому приходится прибегать к достаточно широкой диверсификации, участвовать в первичных размещениях и в целом достаточно активно работать с рынком, искать инвестиционные возможности и новые продукты. И именно в этом процессе возникает содержательная необходимость в сотрудничестве с управляющими компаниями.