Законодательно определено понятие недвижимых вещей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательно определено понятие недвижимых вещей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Непосредственно ст. 132 ГК РФ в судебных постановлениях и определениях высших судов упоминается довольно редко, и в основном в связи с необходимостью подчеркнуть, что сделки, в которых предприятия являются предметами, подлежат государственной регистрации. Особенный состав содержало дело № ГКПИ08-548, которое рассматривалось 31 марта 2008 года по заявлению гражданина Головушкина М. Ю. о признании недействующим пункта 3 Инструкции о порядке госрегистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 6.08.2001 года № 233.

О праве собственности на объекты недвижимости

Федеральным законом № 430-ФЗ в ГК РФ введена также новая гл. 17.1 ГК РФ, посвященная определению права собственности и других вещных прав на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места.

При этом с точки зрения налогообложения обращают на себя внимание положения новой ст. 287.2 ГК РФ, согласно которым при государственной регистрации прав на образованные в здании или сооружении помещения и (или) машино-места право собственности на здание, сооружение в целом прекращается.

Помещения, машино-места могут быть образованы и при разделе здания, сооружения, принадлежащих нескольким лицам на праве общей долевой собственности (ст. 252 ГК РФ), в счет долей всех сособственников таких здания, сооружения в праве собственности на такие здание, сооружение.

Собственник здания или сооружения вправе передать другому лицу во временное владение и пользование или во временное пользование помещение (часть помещения) либо иные части здания или сооружения. В этом случае договором между собственником и другим лицом определяется часть здания или сооружения, подлежащая передаче во временное владение и пользование или во временное пользование.

Важно, что право собственности на созданные здание, сооружение, объект незавершенного строительства, помещение, машино-место возникает у собственника земельного участка, на котором расположены указанные объекты, если ГК РФ, другим законом или договором не предусмотрено иное (новая ст. 287.1 ГК РФ).

Право собственности на созданные здание, сооружение, объект незавершенного строительства, помещение, машино-место возникает у лица, которому находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен для создания соответствующей недвижимой вещи, если ГК РФ, другим законом или договором не предусмотрено иное.

В новой гл. 17.1 ГК РФ также уделено внимание таким сложным моментам, как пользование собственником здания или сооружения чужим земельным участком или прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое помещение (новые ст. 287.3 и 287.7 ГК РФ соответственно, при этом утратит силу ст. 293 ГК РФ).

Определены также особенности права собственности на помещение, машино-место, общее имущество собственников помещений, машино-мест в здании или сооружении, права таких собственников на земельный участок под зданием или сооружением (новые ст. 287.4, 287.5 и 287.6 ГК РФ соответственно).

В частности, определено, что собственнику помещения, машино-места принадлежит доля в праве собственности на общее имущество в таких здании или сооружении.

Если иное не предусмотрено законом, собственникам помещений, машино-мест в здании или сооружении принадлежит на праве общей долевой собственности предназначенное для обслуживания более одного помещения, машино-места имущество в этих здании или сооружении (общее имущество).

К общему имуществу относятся, в частности, вспомогательные помещения (например, технические этажи, чердаки, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, обслуживающие более одного помещения, машино-места в этих здании или сооружении), крыши, ограждающие конструкции этих здания или сооружения, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений, машино-мест и обслуживающее более одного помещения, машино-места. Особенности отнесения имущества к общему имуществу устанавливаются законом.

Судебная практика по ст. 132 ГК РФ

Гражданин Головушкина М. Ю. оспаривал его лишь в части, устанавливающей госрегистрацию договора продажи доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение. По мнению заявителя, оспариваемая им норма противоречит требованиям статей 131, 223, 246, 251 ГК РФ.

Рассматриваемая статья упоминалась в общем списке, нужном для того, чтобы подтвердить, что госрегистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 164 ГК РФ. Вполне предсказуемо, что в ВС РФ в удовлетворении заявления Головушкина М. Ю. было решено отказать. Это был довольно случай, когда ст. 132 ГК РФ упоминалась в решениях высших судов. Связано это не с тем, что она «мёртвая», а с тем, что сама сущность данного нормативного акта сводится к установлению общего принципиального определения того, чем является предприятие в гражданском законодательстве.

Смешанной или, иначе говоря, совместной форме собственности соответствуют комбинированные права, это во многом определяет её формы владения.

Чтобы поддержать определенную деятельность предприятия разного характера, государство выделяет им ресурсы. В таких условиях сотрудничества государство и предприятие получают свою долю прибыли.

Можно вспомнить и о жилищном вопросе. Формы собственности жилищного фонда обозначает гражданское право и если ориентироваться по данному праву, законодательством РФ признаются следующие разновидности фондов: частный, государственный, муниципальный.

В Российской Федерации проводится реализация следующих видов правовладения землей: государственного федерального, государственного регионального, муниципального, частного.

Смешанная форма собственности образуется на основе комбинаций различных прав на объекты имущества. Распространенным примером такого вида выделяют участие государственных учреждений в обороте частного капитала.

К примеру, для поддержания определенной деятельности государство может выделять муниципальным или частным предприятиям определенные ресурсы. В зависимости от условий использования и государство, и предприятие могут получать прибыль от такого сотрудничества. Наиболее распространенным видом смешанной формы выделяют владение землей.

В Российской Федерации выделяют следующие виды земельного владения:

  • государственное федеральное;
  • государственное региональное;
  • муниципальное;
  • частное.

В зависимости от имеющихся прав на земельный участок собственники могут:

  • реализовывать землю, продавать, обменивать, закладывать, дарить и вступать в иные сделки в соответствии с законодательством;
  • передавать по наследству при невозможности проводить иные сделки;
  • бессрочно пользоваться выделенной землей без права передачи по наследству;
  • арендовать и сдавать участок в аренду.

Владение землей подразумевает обязательность уплаты соответствующего налога. Размер взноса рассчитывается на основе фиксированной ставки.

Другой комментарий к статье 214 ГК РФ

1. Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность) либо ее субъект — республика в составе Российской Федерации, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург (государственная собственность субъекта Российской Федерации). В этой множественности субъектов права Российскую Федерацию следует квалифицировать как государство, а ее субъекты — как государственные образования.

Неотъемлемым признаком государства как политико-правового образования служит его суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеэкономической сфере.

Будучи государственными образованиями, субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом государства. Однако им присущи отдельные признаки суверенного образования. Так, согласно пп. «г» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции принятие земельного законодательства, а также вопросы разграничения собственности между Российской Федерацией и ее субъектами отнесены к их совместному ведению. За пределами ведения Российской Федерации и их совместного ведения с Российской Федерацией субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории (ст. 73 Конституции).

2. Согласно ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом действует презумпция принадлежности земли и других природных ресурсов к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 2 комментируемой статьи).

На практике земля действительно служит объектом не только государственной или муниципальной, но и частной собственности, причем в последнем случае по основаниям, предусмотренным земельным законодательством.

Напротив, действующее законодательство не предусматривает возможности иметь на праве частной собственности участки недр или лесов. В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах недра, включая подземное пространство и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются объектом исключительной государственной собственности. Соответственно участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждения в иной форме.

Ограниченный оборот участков недр в Российской Федерации допускается путем предоставления их в пользование. Пользователями недр могут выступать субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами (геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых и т.п.) и получили специальную лицензию на пользование недрами (ст. 9 — 11 Закона о недрах).

В отличие от самих участков недр добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут на условиях, оговоренных в лицензии, переходить как в государственную (муниципальную), так и в частную собственность граждан и юридических лиц.

Например, согласно ст. 2, 8 — 10 Закона о соглашениях о разделе продукции одним из условий соглашения о разделе продукции и выдаваемой на его основе лицензии может служить переход части продукции, полученной в результате использования недр, в собственность инвестора — юридического лица. См. об этом также Федеральный закон от 21.07.97 N 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3584).

Читайте также:  Очередность наследования по закону

Во многом аналогичным путем строятся отношения собственности на лесной фонд Российской Федерации, а также на участки лесов, не входящие в лесной фонд. Согласно ст. 19 Лесного кодекса лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом часть лесного фонда Российской Федерации может быть передана в собственность ее субъекта.

При этом ограниченный оборот участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, достигается путем предоставления их гражданам и юридическим лицам на праве пользования (ст. 22 Лесного кодекса). Кроме того, граждане вправе свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, на праве публичного сервитута (ст. 21 Лесного кодекса).

В соответствии со ст. 34 Водного кодекса в Российской Федерации устанавливается государственная (Российской Федерации в целом и ее субъектов) собственность на водные объекты. Муниципальная (ст. 39) и частная (ст. 40) собственность может распространяться только на обособленные водные объекты.

3. Круг объектов федеральной собственности не ограничен. В ней может находиться любое имущество. Круг объектов собственности субъектов Российской Федерации несколько уже. В ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. В настоящее время в законе не содержится исчерпывающего перечня объектов, относящихся к исключительной собственности Российской Федерации. Вместе с тем в ст. 71 Конституции, в приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 названы основные виды такого имущества. Кроме того, перечень объектов, относящихся к исключительной федеральной собственности, содержится в отдельных Федеральных законах: от 23.02.95 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», от 14.03.95 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (СЗ РФ, 1995, N 9, ст. 713; N 12, ст. 1024), п. 4 ст. 27 Зе��ельного кодекса.

4. Вопрос о принадлежности на праве собственности Российской Федерации или ее субъекту земельных участков должен решаться с учетом требований Земельного кодекса. Согласно ст. 17 Земельного кодекса объектами федеральной собственности являются следующие земельные участки:

а) признанные таковыми федеральными законами;

б) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении ранее единой государственной собственности на землю. Порядок такого разграничения установлен Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (СЗ РФ, 2001, N 30, ст. 3060) и Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 N 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности» с изм. на 03.10.2002 (СЗ РФ, 2002, N 10, ст. 1001; N 41, ст. 3983);

в) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут быть также не предоставленные в частную собственность участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственности субъектов Российской Федерации находятся следующие участки: а) признанные таковыми федеральными законами; б) право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю»; в) приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В п. 2 ст. 18 Земельного кодекса перечисляются также те участки, которые дополнительно могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации.

5. Что же касается остального имущества, то порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации должен быть установлен специальным законом (п. 5 комментируемой статьи). Впредь до его принятия на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» (Ведомости РФ, 1992, N 13, ст. 697).

Распределение предприятий и организаций по формам собственности в 2021

Когда НДС возрастет, поднимется цена на разные товары, а также на ту продукцию, которая находиться под акцизом. Из-за этого россияне не смогут жить по-прежнему.

Медведев сообщил, что на протяжении 5 лет полностью ликвидировать группы консолидированных плательщиков налогов. Что представляют собой такие группы? Это группа юрлиц, которые объединяются на время, чтобы совместно уплачивать налоги.

Обычно они объединяются на год времени. Таким образом, правительство хочет сделать уплату налогов индивидуальной.

Изначально налог будет внедрен в конкретных нескольких регионах. Речь идет о Калуге, Татарстане, Москве. В случае работы с частными лицами самозанятые будут уплачивать 3% налога.

Если вы являетесь предпринимателем и работаете с юрлицами, тогда вас ожидает ставка в 6%. При этом за год самозанятые люди не должны зарабатывать больше 10 млн.руб.

Если данная сумма превышается, тогда для начисления их налога будет использоваться обычная фискальная схема.

Юрлица обязаны сдавать расчет авансового платежа по налогу на имущество. Форма есть в программе БухСофт. Всегда на актуальном бланке с учетом всех изменений закона. Программа заполнит форму автоматически. Вам лишь останется ее скачать. Перед отправкой в налоговую инспекцию отчет тестируется всеми проверочными программами ФНС. Попробуйте бесплатно:

Банки не проверяют КБК в платежках, поэтому вся ответственность по перечислению платежей возлагается на бухгалтера. Если он укажет неправильный КБК, то платеж не попадет в нужный бюджет и может быть зачислен в бюджет другого уровня, муниципального региона, во внебюджетный фонд или в состав невыясненных платежей. В этом случае придется проводить сверку с налоговиками и уточнять платеж.

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

Если хотя бы одно условие нарушается, организация или ИП в принудительном порядке переводятся на основную (стандартную) систему налогообложения в том же отчетном периоде, в котором было произведено нарушение.

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Полная и актуальная информация о действующих кодах ОКФС предоставляется на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, а также в периодических бухгалтерских изданиях. Впервые классификатор был опубликован в информационном указателе «Государственные стандарты» №12 с дополнениями от 1999 года.

Код ОКФС служит для объективного решения статистических, экономических и фискальных общегосударственных задач, для разработки практических рекомендаций регулирования экономики, его применение в различных областях сбора, обработки и анализа информации значительно облегчает проведение автоматизированного прогнозирования большинства социальных процессов.

С помощью ОКФС сегодня формируются важнейшие информационные ресурсы о субъектах гражданского права, о технико-экономических направляющих хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности.

Понятие об организационно-правовой форме предприятия

Определение 1

Организационно-правовая форма (ОПФ) – это способ организации и ведения предпринимательской деятельности, имеющий закрепление в виде юридического документа.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть:

  • физические лица (ИП – индивидуальные предприниматели, без образования юридического лица);
  • юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

Каждая организационно-правовая форма организаций предполагает конкретный перечень обязательств, устанавливает право сделок от лица организации, задает управленческую структуру и прочие элементы функционирования предприятий.

Перечень и описание применяемых в Российской Федерации организационно-правовых форм закреплен в нормах Гражданского Кодекса РФ и соответствующих нормативных актах. В законодательно закрепленную систему организационно-правовых форм входят:

  • две формы предпринимательской деятельности (без образования юридического лица);
  • 7 разновидностей организаций коммерческого характера;
  • 7 видов организаций некоммерческого характера.

Чтобы начать детальное рассмотрение существующих организационно-правовых форм, необходимо ввести понятие юридического лица и коммерческой организации.

Определение 2

Юридическим лицом называется предприятие, прошедшее государственную регистрацию и обладающее следующими признаками:

  • владеет на правах собственности имуществом, осуществляет его оперативное управление;
  • несет ответственность по взятым обязательствам за счет своего имущества;
  • участвует в хозяйственном обороте от своего имени, обладает правом на заключение всех видов сделок и договоров как с физическими, так и с юридическими лицами;
  • имеет финансовый баланс, подотчетный государственным органам;
  • указывает в наименовании свою организационно-правовую форму.
Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью

Объекты для функционирования госструктур и управления государственными задачами

К объектам, которые нужны для работы госорганов и управления общегосударственными задачами, относятся следующие:

  • Государственная казна страны.
  • Имущество, принадлежащее вооруженным силам, ОВД и иным учреждениям, финансирование которых осуществляется из федеральной казны.
  • Вузы, НИИ, предприятия и иные объекты РАН, министерств, государственных научных центров.
  • Предприятия и другие геологические, геодезические, гидрометеорологические и иные службы.
  • Предприятия и учреждения санэпид- и ветеринарной службы.
  • Предприятия патентной службы, метрологические и машиноиспытательные станции.
  • Госзапасы и резервы, предприятия, которые их сохраняют.
  • Исправительные учреждения, лечебно-профилактические предприятия.

Под собственностью
понимается категория общественных
отношений в виде материальных и
нематериальных объектов на правах
коллективного или индивидуального
владения, пользования и распоряжения
этими объектами.

Право собственности
в РФ основано на совокупности юридических
норм, закрепляющих и охраняющих права
субъектов на пользование и распоряжение
объектами собственности в рамках
действующего законодательства.

Отношения
собственности представляют собой
взаимоотношения между субъектами
общества, возникающие в процессе
производства, распределения, обмена и
потребления материальных и нематериальных
благ при их коллективном или индивидуальном
присвоении и отчуждении.

Формы собственности,
существующие в РФ, подразделяются на
следующие виды:

  • государственную федеральную – природные богатства, включенные в хозяйственный оборот, средства производства, информация – все то, что находится в ведении и распоряжении государства и под его ответственностью;
  • государственную региональную – все то же самое, переданное субъектам Федерации;
  • муниципальную собственность, находящуюся в ведении местных органов самоуправления;
  • частную;
  • общественных организаций.

По численному
признаку собственность делится на
следующие виды:

  • индивидуальную (личная или частная);
  • групповую;
  • общественную.

Индивидуальная
собственность – собственность, в
пределах которой субъект собственности
определен как физическое лицо, индивид,
обладающий правом (в рамках законодательства)
распоряжения принадлежащим ему объектом
собственности или долей объекта.

Частная собственность
– это объекты индивидуальной собственности,
предоставляемые в пользование и
потребление за определенную плату
другим лицам, т. е. выступающие как товар
или капитал.

Личная собственность
не может выступать как товар, предоставляемый
за отдельную плату, и не служит источником
доходов.

Закон о частной собственности в России: что говорят Конституция РФ и ГК РФ

Организационно-правовые формы собственности для организаций и граждан в Российском государстве предполагают нерушимость частного владения имуществом. Владелец вправе распоряжаться им по собственному усмотрению:

  • продавать;
  • сдавать в аренду;
  • конвертировать;
  • выполнять другие действия, не выходящие за рамки закона.

Понятие частной собственности распространяется на:

  • участки земли;
  • произведения искусства;
  • результаты научной работы;
  • актерскую игру;
  • обработанную и авторизованную информацию;
  • водоемы;
  • недвижимость;
  • технологическое оснащение;
  • животный и растительный мир;
  • денежную сферу, включая ценные бумаги.

Ст. 35 Конституции РФ закрепляет следующие положения:

  • охрану законодательством права человека владеть частной собственностью;
  • право единоличного распоряжения собственным имуществом;
  • возможность нарушения права владения имуществом только по результатам судебного решения;
  • гарантированное наследование.

Отдельно Конституция упоминает об отношении к земле, запрещая в ст. 36:

  • наносить ущерб окружающей среде;
  • нарушать права и интересы других людей.

Виды хозяйственных товариществ

К видам хозяйственным товариществам относят: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное) товарищество.

Полное товарищество — товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором от имени товарищества занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по обязательствам организации принадлежащим им имуществом.

Обратите внимание, что участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.

Для создания полного товарищества требуется минимум два участника, каждый из которых может быть членом только одного товарищества. Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между полными товарищами пропорционально их долям в складочном капитале.

Можно смело сказать, что участие в полном товариществе подразумевает слишком высокую ответственность для его участников. Любое неправильное решение грозит серьезными последствиями, даже если вы уже покинули состав его участников.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Формы Собственности Предприятий В Рф На 2021

Что касается обществ с ограниченной ответственностью, они отличаются от ИП в первую очередь тем, что представляют собой юридическое лицо. Это накладывает на их деятельность ряд дополнительных требований. Например, форма предполагает обязательное наличие учредительных документов, в которых необходимо описать и регламентировать деятельность компании. ООО может иметь от 1 до 50 учредителей с разными долями участия в уставном капитале. Наличие уставного капитала является обязательным, его минимальная сумма зафиксирована законодательством и при этом может быть внесена не деньгами, а иным имуществом или правами.

Равно как ООО, ЗАО имеет устав, договор о создании и уставный капитал, выраженный, однако, не долями, а акциями. Наличие акций обязывает к их обязательной регистрации, за что государством взимается дополнительная пошлина. Таким образом, деятельность ЗАО регулируется дополнительно законодательством о рынке ценных бумаг и защите прав инвесторов, а значит, более регламентирована по сравнению с деятельностью ООО. Стоимость регистрации в налоговом органе вполне сопоставима с регистрацией ООО. На ЗАО также распространяется ограничение в 50 участников, оно может быть создано одним лицом.

Основным отличием ЗАО от ООО является то, что продажа акций (в отличие от долей) не требует регистрации в каком-либо органе (лишь в реестре акционеров, который может вестись самим ЗАО) и осуществляется в простой письменной форме по договору. Кроме того, ЗАО может иметь обезличенный устав, в котором не будут прописаны учредители, а в реестре ЕГРЮЛ не будут содержаться данные об акционерах, что говорит о высокой конфиденциальности владения бизнесом. Преимуществами создания ЗАО являются низкий уровень ответственности учредителей по долгам и возможность быстрой смены собственника организации без внесения изменений в учредительные документы. Помимо того для ЗАО отсутствуют ограничения в лицензировании и разрешениях. Одним из недостатков этой формы ведения бизнеса является угроза принятия решений узкой группой акционеров вопреки интересам других акционеров.

Генеральный директор паба «Гринвич» Тимур Алимарданов:

Пожалуй, самой популярной формой ведения бизнеса в России является ООО, самой простой — ИП, а самой защищенной и имиджевой — ЗАО. Форма ООО так широко распространена благодаря небольшому стартовому уставному капиталу, сравнительно простой системе управления и низкой юридической ответственности владельцев. ИП — это мера для тех, кто не готов вкладывать в бизнес много денег и, возможно, не уверен в успехе своего предприятия (этот бизнес достаточно легко ликвидировать). Такая форма не имеет статуса юридического лица, однако предприниматель вправе заниматься почти любыми законными видами деятельности, быть заказчиком и подрядчиком, а также нанимать людей. Регистрация ИП отлично подходит для небольших коммерческих предприятий.

Но ни в коем случае нельзя забывать, что индивидуальный предприниматель при неблагоприятном исходе несет ответственность всем своим имуществом (квартира, машина и т д.). Многие начинают свое дело и попадают в неприятные ситуации, связанные с этим моментом. Однако у индивидуального предпринимателя есть много преимуществ: ему не обязательно иметь счет в банке, не нужен юридический адрес и нет необходимости держать в штате бухгалтера. Тем не менее для серьезного бизнеса с хорошими перспективами ИП уже не подходит. В формах ООО и ЗАО заложен потенциал для роста компании, и расходы, требуемые для создания и ведения такого бизнеса, при грамотном подходе окупают себя с лихвой.

Организационно правовые формы предприятий организаций 2021

Помимо характера основной деятельности предприятия, на выбор организационно-правовой формы влияет и ряд других факторов. Среди наиболее значимых можно выделить:

  • организационно-технические;
  • социальные и экономические.

В первом случае выбор формы осуществляется исходя из количества учредителей и их характеристик, сферы коммерческой деятельности, характера и новизны производимого продукта, во втором – объемов стартового капитала и личностных характеристик как самого предпринимателя, так и его команды.

Кроме того, выбор формы предприятия ограничен и действующим законодательством. Так, например, коммерческие организации, которые обладают статусом юридического лица, имеют возможность быть созданными лишь в форме товарищества любого типа, общества (с ограниченной ответственностью, открытого, закрытого типа).

В данной курсовой работе мы рассмотрим тему организационно правовые формы предприятий их характеристика.

Цель данной работы состоит в изучении теоретических основ организационно-правовых форм предприятий и получения практических навыков по этой теме.

В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:

— определение и выявление основных принципов организационно правовых форм функционирования предприятий;

— оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий.

Предприятия могут быть созданы в разных организационно-правовых формах, что регламентировано ГК РФ.

Организационно-правовая форма – это юридически закрепляемая форма собственности, способ формирования капитала предприятия, распределения результатов и ответственности за его деятельность.

  1. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.
  2. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.
  3. Гуреев, В. А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах» / В.А. Гуреев. — М.: Wolters Kluwer, 2017. — 208 c.
  4. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.
  5. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.
Читайте также:  Оформление дачи в свою собственность в 2023 году — инструкции от юриста

Наименование на русском языке: Общероссийский классификатор организационно-правовых форм
Наименование на английском языке: Russian Classification of Organisational and Legal Forms
Аббревиатура: ОКОПФ
Обозначение: ОК 028-2012

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.

Основанием для разработки новой версии Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) является постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. № 595 «О федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах».

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) разработан на основе российского законодательства и предназначен для классификации, систематизации, структурирования и идентификации организационно-правовых форм.

ОКОПФ используется при решении задач, связанных с:

  • формированием и сопряжением государственных информационных систем и ресурсов;
  • разработкой официальной статистической информации в рамках организационно-правовых форм;
  • государственным управлением и регулированием в системе налогообложения и других сферах экономики;
  • обеспечением межведомственного информационного обмена;
  • анализом и прогнозированием социально-экономических процессов и явлений.
Наименование:
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм
Аббревиатура:
ОКОПФ
Обозначение:
ОК 028-2012
По-английски:
Russian classification of organisational and legal forms
Ответственный:
Росстат
Основание:
Приказ Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст
Дата введения:
01.01.2013
Дата окончания:
не установлена (нет приказа об отмене классификатора или его замене новым)
Последнее изменение:
№ 4, действует с 1 января 2019 г
Основание изменения:
Приказ Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст

Принят взамен ОКОПФ (ОК 028-99).

Список документов о введении в действие, отмене классификатора, внесении важных правок. Обратите внимание, что показаны не все официальные документы по классификатору, а только наиболее значимые.

  1. Приказ Росстандарта от 16 октября 2012 года №505-ст
    Принять ОКОПФ (ОК 028-2012) с датой введения в действие 1 января 2013 года взамен ОКОПФ (ОК 028-99).

Приказы, касающиеся изменений в классификаторе (добавления, удаления и корректировки данных), перечислены во вкладке списка изменений.

По классификатору ОКОПФ пока нет комментариев пользователей.

Оставьте комментарий, если
1) у вас есть дополнительная информация по классификатору,
2) заметили ошибки и неточности на сайте,
3) хотите задать вопрос, ответ на который могут дать другие пользователи сайта.

Все поля формы обязательны для заполнения. При отправке комментария Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Организационно-правовая форма – это способ организации и ведения предпринимательской деятельности, имеющий закрепление в виде юридического документа.

Организационно-правовая форма определяет ответственность компании по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятий.

Организационно-правовые формы юридического лица – это формы деятельности, которые закреплены непосредственно законодательством страны и определяют права, обязанности и порядок распоряжения активами юридического лица.

Применяемая в России система организационно-правовых форм отражена в Гражданском кодексе РФ, а также в вытекающих из него нормативных актах. Каждая организационно-правовая форма организаций предполагает конкретный перечень обязательств, устанавливает право сделок от лица организации, задает управленческую структуру и прочие элементы функционирования предприятий.

От того, какой вид организационно-правовой формы присутствует у компании, и происходит ее классифицирование. Абсолютно все виды ОПФ прописаны в законодательной базе РФ. Они регламентированы ГК РФ. Именно здесь можно найти определение форм организаций.

Согласно ГК РФ в данный момент различают коммерческие и некоммерческие компании.

Перечень и описание применяемых в Российской Федерации организационно-правовых форм закреплен в нормах Гражданского Кодекса РФ и соответствующих нормативных актах.

В Российской Федерации действует общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ). К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

В общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) (ОК 028-99 (в ред изменения № 1/99)) каждой организационно-правовой форме соответствует двухразрядный цифровой код, наименование организационно-правовой формы, алгоритм сбора.

С 01.01.2013 года принята и введена в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. № 505-ст новая версия Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012 взамен Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99.

В зависимости от того, какой деятельностью занимается компания, его ОПФ должны обязательно содержать в себе:

  1. Тип компании.

  2. Обязательно определение организации. Что это за организация, с образованием или без образования юридического лица.

  3. Какой собственностью является это предприятие – государственной или частной.

  4. Какой вид у данной компании. Унитарный или государственный вид.

Одним из главных критериев предприятий является классификация по целям деятельности. Отметим, что субъектами деятельности могут быть:

  • физические лица (ИП – индивидуальные предприниматели, без образования юридического лица);

  • юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

Гражданский кодекс РФ включает две основные формы ведения предпринимательской деятельности: коммерческие компании и некоммерческие организации. Поскольку юридические лица могут разделяться на коммерческие компании и некоммерческие организации, то цели могут здесь различаться. То есть целями может являться:

  • Получение прибыли — для коммерческих фирм;

  • Общественные интересы, образование, просвещение и пр. — для некоммерческих организаций.

Таким образом, две основные формы ведения предпринимательской деятельности- это:

1. Коммерческие компании.

Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли с ее последующим распределением между участниками.

Основными видами коммерческих организаций являются:

  • хозяйственные товарищества,

  • хозяйственные общества,

  • производственные кооперативы,

  • унитарные предприятия.

2. Некоммерческие организации.

Некоммерческие организации создаются ради других целей и не преследуют получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. А если прибыль и возникает, то она не распределяется между учредителями, а тратится на уставные цели. К таким целям, как правило, относят: социальные, культурные, образовательные, духовные, благотворительные и другие виды целей.

Некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.

Соединяя свои ресурсы, умения и компетенции, предприниматели действуют совместно в целях увеличения прибыли, обеспечения стабильности созданного бизнеса, распределения и минимизации рисков и убытков. К несомненным плюсам коллективных форм предпринимательской деятельности можно отнести возможность организации средних и крупных бизнес-структур, доступность разнообразных видов хозяйственной активности и сравнительная легкость привлечения инвестиций.

Законодательство Российской Федерации определяет четыре основных формы ценностей, которые определяются по принадлежности ценностей к определенным субъектам.

Виды собственности:

  • государственная,
  • муниципальная,
  • общественная,
  • частная.

Определяющим видом имущества в экономике является частная — это связано с ее территориальным распространением.

Гражданский кодекс и Конституция РФ устанавливают понятие «,неприкосновенность частной собственности»,, которое защищает собственников подобного имущества от незаконного завладения их ценностями другими людьми.

В зависимости о�� формы управления принято выделять два вида частного имущества:

  • индивидуальный,
  • общественный.

При этом у каждого вида есть подкатегории, которые так же имеют свои юридические особенности и законное обоснование. Их подробно описывает Гражданский кодекс РФ.

Индивидуальная форма частной собственности делится на:

  • форма единства — всеми благами владеет единственный гражданин, который может привлечь работников по найму,
  • партнерства — объединение физических лиц для ведения предпринимательской деятельности,
  • кооператива — лица формируют капитал за счет продажи свободных акций.

Общественная делится на:

  • коллективную форму, при которой права управления разделяются среди работников,
  • государственную — имущество принадлежит городу или поселку,
  • общенародную — ценности, которые принадлежат всем резидентам государства (музеи, памятные места и т. д.),
  • комбинированную — образуется в случае, когда объединяются разные формы имущества.

Важную роль в жизни обычного гражданина играют совместная и долевая собственность, ведь каждое лицо, так или иначе, причастно к подобной форме управления имуществом.

Совместная собственность — имущество, одновременно принадлежащее двум и более гражданам. При этом ценности не разделены между лицами, то есть партнеры владеют ими на равных правах. Подобное возникает между супругами после заключения брака. Например, купленная в замужестве квартира не будет делиться на доли, а считается общей.

Подобный момент не распространяется на ценности, приобретенные до заключения законного союза. То есть недвижимость, купленная до брака, не станет общей после подписания документов.

Законные признаки, характерные для совместного имущества, описаны в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Долевая собственность — имущество, принадлежащее двум или более лицам, которое разбито на доли в зависимости от произведенных вложений или выкупленной территории. При такой форме владения раздел ценностей может происходить независимо от того, являются ли граждане родственниками.

Для того чтобы владение оказалось законным, доли должны быть официально зарегистрированы. После проведения этой процедуры участник обретает право на недвижимость.

Государственная собственность — имущество, которое на правах владения принадлежит РФ. При этом всеми результатами труда, полученными в рамках федеральной собственности, может пользоваться исключительно государство.

Роль госсобственности в экономике страны:

  • подобная форма необходима в тех отраслях, где нет места частному бизнесу: энергоснабжение или ж/д транспорт,
  • производство общественных благ: обороноспособность государства, деятельность дорожной сети и прочее,
  • проведение национализации предприятий в целях перестройки экономики,
  • организация единого экономического пространства.

Отличительная черта государственной собственности заключается в том, что она проигрывает частной по показателям экономической эффективности из-за менее заинтересованного контроля.

Госсобственность может быть создана несколькими путями:

  • строительство объектов за счет федеральных бюджетов,
  • покупка государством контрольных пакетов акций предприятия,
  • национализация убыточных, но социально полезных компаний.

Имущество также может перейти в государственную собственность в случае изъятия имущества федеральными правоохранительными органами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *