Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы (компенсации) при сокращении работающего пенсионера в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионер Стусенко О.А., продолжавший работать интервьюером в отделе персонала компании ООО “Василиск” по трудовому договору после оформления пенсионного пособия, был уволен по сокращению штата 14 июля 2022 года. Оклад Олега составлял 32 550 рублей. Помимо этого, ежемесячно ему начислялась премия в размере 3000 рублей и надбавка в сумме 1300 рублей в месяц. За последние 12 месяцев, предшествовавших увольнению, Стусенко заработал в общей сложности 442 200 рублей. На дату увольнения за Стусенко числилось 18 дней неиспользованного ежегодного отпуска.
Пример начисления выплат при сокращении работающего пенсионера в 2022 году
В день фактического ухода с работы пенсионеру Стусенко была выплачена заработная плата за фактически отработанное время (то есть с 1 июля по 14 июля 2022 года):
(32 550 р. + 3 000 р. + 1 300 р.) : 22 раб.дн. х 10 раб.дн. = 16 750 рублей.
С последней зарплаты, как и со всех ранее выплаченных сумм оплаты труда, будет удержан налог на доходы физических лиц по ставке 13% в размере:
16 750 р. х 0,13 = 2 177,50 рублей.
За вычетом НДФЛ последняя зарплата Стусенко будет выплачена в размере:
16 750 р. – 2 177,50 р. = 14 572,50 рубля.
Помимо зарплаты, Стусенко должен получить компенсацию неиспользованного отпуска за все 18 дней, что он мог отдохнуть. За расчетный период будет принят промежуток времени с 14 июля 2018 года по 13 июля 2022 года. За этот период сотрудник заработал 442 200 рублей. Среднедневной заработок составит:
442 200 р. : 12 мес. : 29.3 = 1257,67 рублей
Размер компенсации до удержания НДФЛ будет рассчитан следующим образом:
1257,67 р. х 18 дн. = 22 638,06 р.
С этой суммы будет удержан налог на доходы физических лиц, и размер чистой компенсации неиспользованного отпуска составит:
22 638,06 р. – 22 638,06 р. х 0,13 = 19 695,12 рублей.
Кроме того, Стусенко получит выходное пособие. Определим количество рабочих дней в отчетном периоде, следующем за днем увольнения – с 15 июля 2022 года по 14 августа 2022 года – это 22 рабочих дня. Сумма компенсации составит:
1257,67 р. х 22 р.дн. = 27 668,74 рублей.
Компенсации для того, кто работает
Мы выяснили, что лицо, которое является получателем пенсии по старости, но продолжает работать, сокращается на тех же основаниях и в том же порядке, что и иные сотрудники. Из этого следует, что он получает и все установленные законом выплаты. Что же полагается пенсионеру при лишении работы? Это:
- Заработная плата за расчётный период;
- Компенсация за неиспользованный отпуск;
- Выходное пособие (его размер равняется средней зарплате)
Все деньги лицо получает в день расторжения трудового договора. Если в последующий после сокращения месяц лицо не устроилось на работу, ему положена дополнительная помощь в виде оплаты суммы, равняющейся средней зарплате. Её можно получить в случае:
- предъявления трудовой книжки;
- истечения второго месяца после окончания действия трудового договора.
Как изменится пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 января 2023 года
— Даже если ребенок родится в 2023 году, работающие мамы смогут получать и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет из средств страховых взносов, и единое пособие, если она пройдет по его критериям нуждаемости.
Ольга Баталина:
Первая типовая жизненная ситуация — мама во время беременности работала официально, оформила отпуск по беременности и родам (декретный, как говорят, отпуск). И, собственно, эта мама относится к категории застрахованных — за нее работодатель все это время платил страховые взносы. Поэтому после рождения ребенка такая мама, которая у нас оформила декретный отпуск с работы, будет получать пособие по уходу за детьми до полутора лет из средств страховых взносов — из средств Фонда, который сегодня называется социального страхования, а завтра будет называться Социальный фонд. И это пособие будет в размере 40% заработка, который у нее был, но не выше максимальной величины. Она сейчас будет составлять порядка 30 000 рублей. Это одна жизненная ситуация.
[…]
Если мама работающая (напоминаю, она у нас получает пособие из средств страховых взносов), и она, оформив это пособие (оно оформляется работодателем, собственно, и фондом), подаст заявление на единое пособие, если она пройдет по критериям единого пособия, то такая работающая мама будет получать одновременно, естественно, оба пособия — они разные. И пособие до полутора лет за счет средств страховых взносов и, собственно, единое пособие, если она будет соответствовать его условиям.
— Неработающие родители смогут получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет только в том случае, если ребенок родился до 1 января 2023 года. Исключение — если мама обучается по очной форме (в этом случае правила не меняются, и можно будет оформить или пособие по уходу за ребенком, или единое пособие).
Ольга Баталина:
Вторая жизненная ситуация — на момент беременности, рождения ребенка, мама в силу разных причин не работала. У нее не было никакого работодателя, кто платил бы за нее страховые взносы, и поэтому у нее пособие до полутора лет из средств, собственно, страховых взносов не положено. Ей такое пособие будет выплачиваться из средств бюджета.
И вот здесь уже у такого пособия, во-первых, фиксированный размер. Сейчас оно составляет в месяц 7677 рублей. С 1 февраля следующего года оно будет увеличено на размер фактической инфляции за 2022 год. Мы его пока, понятно, знать не можем, но предположительно, по прогнозам Министерства экономического развития, это 12,4%. Соответственно, мы можем предполагать, что с 1 февраля размер этого пособия составит порядка 8600 рублей.
Для вот таких не застрахованных, неработающих мам, оно [пособие до полутора лет] тоже с 1 января объединяется в единое пособие, но сейчас такое пособие есть. Поэтому:
- Если ребенок родился в 2022-м году (до 31 декабря текущего года включительно), то мама имеет право оформить пособие до полутора лет, если ей это удобно и выгодно. Там нет никаких требований сегодня с точки зрения уровня дохода или имущественной обеспеченности. Но и размер, как вы видите, фиксированный. Подать такое заявление она сможет в следующем году, вплоть даже до достижения этим ребенком возраста двух лет. То есть там такой достаточно длительный дан период для подачи заявления на это пособие.
-
Если же ребенок родится после 1 января следующего года, то пособие сохраняется, но условия этого пособия меняются:
- Если мама, о которой идет речь, обучается по очной форме (в научной организации, в системе высшего образования, среднего профессионального образования), то условия пособия до полутора лет для нее не изменятся. Они будут такими же, как и в этом году. То есть без каких-то особенных критериев и требований. Она сможет такое пособие оформить.
- Если же мама не относится к категории обучающихся по очной форме обучения, то тогда условия получения этого пособия — они будут, по сути, аналогичными условиям единого пособия. То есть точно так же среднедушевой доход не выше одного прожиточного минимума, имущественная нуждаемость (обеспеченность) и, собственно, правило нулевого дохода. Соответственно, такой маме, как мне представляется, целесообразно попробовать и подать все-таки заявление на единое пособие, потому что размер единого пособия, очевидно, выше (он в максимальном размере — это 100% прожиточного минимума на детей).
Одновременно получать и пособие по уходу за ребенком (опять мы говорим только о неработающих мамах), и единое пособие не получится, пособие будет какое-то одно. То есть если сначала будет оформлено, например, пособие по уходу, а потом мама подаст заявление на единое пособие, то с момента назначения единого пособия другое пособие, пособие до полутора лет, оно прекратится. Поэтому здесь, собственно, семья и мама принимает решение сама.
— Почему взят такой большой расчетный период для оценки доходов — 12 месяцев? Если мое материальное состояние ухудшилось сейчас, а год назад финансовое состояние было неплохим — это значит, что я сейчас не нуждаюсь в пособии? То есть почему нуждаемость смотрят по прошлом году, если проблемы с доходами возникли сейчас?
Ольга Баталина:
Раньше все документы для назначения детских пособий нужно было самому собирать по разным ведомствам, инстанциям, и приносить в орган социальной защиты. Конечно, было огромное количество ошибок (не там поставили печать, печать не поставили вовсе, не тот документ заверили, а нужно принести еще какой-то документ). Понятно, что родители тратили огромное количество времени, отпрашиваясь с работы, собирая эти документы, справки, пытаясь уложиться там в приемные часы, бухгалтерии не всегда работают, здесь, приходя в органы соцзащиты не в то время, когда они работают. В общем, все это было достаточно хлопотно и неудобно. И много раз […] семьи говорили: слушайте, нас так отпугивает необходимость этого сбора документов, что проще вообще уже ни за какой поддержкой к государству не обращаться.
Вот сейчас действуют все новые на принципах социального казначейства, и не нужно приносить никаких документов, справок о доходах. Вообще сейчас почти 95% заявлений не требуют вообще предъявления никаких бумажных документов. Только в исключительных случаях оставшиеся 5% приносят некоторые справки, как например справка из военкомата, которой нет в электронном виде, поэтому ее нужно будет принести. А откуда же берутся тогда эти сведения о доходах? Что же их, не проверяют? Проверяют, но только они теперь получаются из Федеральной налоговой службы. Поэтому [берется такой] период оценки доходов для того, чтобы семьям не приходилось на бумаге приносить каких-либо документов.
[…] [Еще] дело в том, что у нас людей, которые ритмично, ежемесячно получают одну и ту же заработную плату, не так много. Вообще очень у многих есть еще дополнительные выплаты в течение года — у кого-то это премии, какие-то дополнительные бонусы, какие-то стимулирующие выплаты. Потом у нас много людей занято в сельском хозяйстве — у них сезонная занятость, они не получают ритмичный доход в течение всего года. Есть люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью — тем более у них нет доходов каждый месяц, но зато в течение года у них может быть несколько периодов по результатам сделок или удачно проведенной работы с получением этого дохода. И если мы у семьи будем брать более короткий период — например, 3 месяца, как, положим, говорят об этом наши семьи, то не факт, что эти 3 месяца будут ровно того периода, когда этих доходов практически не было. Это могут быть как раз периоды высокого дохода. И понятно, что семья, зарабатывая эти деньги за эти 3 месяца, не живет на них только 3 месяца — она их равномерно распределяет в течение всего года.
И поэтому период 12 месяцев как раз наиболее выгоден для семьи, потому что он позволяет посмотреть, а каким доходом в среднем обладает семья, и не отказывать семье из-за вот этих вот месяцев каких-то крупных доходов — премий, выплат, каких-то поступлений, доходов от бизнеса и много многого другого. Поэтому поверьте, хоть и кажется, что вроде бы какое-то старое финансовое состояние семьи измеряется. Нет, только равномерное распределение расчетных доходов по году позволяет большему количеству семей претендовать на меры поддержки.
— Если у семьи отличается место регистрации и место фактического проживания (например, если семья проживает с детьми и временно зарегистрирована в Южно-Сахалинске, а постоянная прописка в Краснодарском крае), то по прожиточному минимуму какого региона должно будет начисляться универсальное пособие?
Ольга Баталина:
Если у семьи одновременно есть постоянная прописка и временная прописка, то семья сама принимает решение, какую из этих прописок указать в заявлении. Когда семья подает заявление на портале Госуслуг, она указывает в данном случае один регион — Краснодар или Южно-Сахалинск.
Конечно, я всем рекомендую указывать ту прописку того региона, где семья реально фактически живет. Почему?
- Вы не можете заранее знать, точно ли вы не в тех 5%, которым нужно будет принести какой-то бумажный документ. Если вы, проживая в Южно-Сахалинске, укажете прописку Краснодара, то приглашать вас будут в клиентскую службу Социального фонда Краснодара, что будет, наверно, вам не очень удобно. Это раз.
- Во-вторых, в Краснодаре и Южно-Сахалинске совсем разные величины прожиточного минимума. Поэтому оптимально подавать заявление опять в том же регионе, где вы реально проживаете (по временной или постоянной прописке) с тем, чтобы прожиточный минимум, который вам будет назначен, отражал особенности региона, где вы живете.
А так главное, чтобы какая-то из прописок в дальнейшем была подтверждена органами МВД, что вы подали реальные, достоверные сведения.
Если пенсионера уволили, но за ним остается несколько дней отпуска, начальник в обязательном порядке выплачивает компенсацию за каждый незадействованный для отдыха день.
Подобная выплата предоставляется как за неиспользованный ежегодный отпуск, так и за дни дополнительного отпуска, обеспечиваемого пенсионеру, исходя из заданных законом правил.
Вычисление денежных выплат за остатки отпуска происходит, исходя из сведений, представленных в пятом абзаце статьи 139 Трудового Кодекса.
СДЗ = СГЗ : 12 месяцев : 29,3,
где СДЗ – количество денег, полученных за каждый день оставшегося отпуска (средний заработок за день);
СГЗ – прибыль сотрудника за прошлые 12 месяцев (средний заработок за год);
29,3 – зафиксированный показатель среднемесячного числа календарных дней.
Право на выходное пособие при сокращении пенсионера
При увольнении в связи с сокращением штата или численности сотрудников пенсионер на общих основаниях получает выходное пособие при выходе на пенсию – в размере среднего месячного заработка.
Отдельные категории пенсионеров защищены от первоочередного сокращения. Например, если имеет место сокращение численности и на однотипных должностях работают как пенсионеры, так и сотрудники других категорий, при прочих равных условиях преимущественное право остаться на работе имеют:
- инвалиды и ветераны ВОВ;
- инвалиды боевых действий по защите страны;
- получившие травмы и болезни при выполнении служебных обязанностей, но тем не менее продолжающие трудиться (у того же работодателя);
- пенсионеры, которые обеспечивают иждивенцев;
- пенсионеры, проходящие повышение квалификации по направлению работодателя.
Если длительность периода нового трудоустройства сокращенного пенсионера превышает 1 месяц, то за второй он тоже имеет право на средний месячный заработок с прежней работы. Причем пособие рассчитывают пропорционально времени, в течение которого пенсионер не трудоустроился на новое место.
Как сократить пенсионера по закону
Ранее в правовой практике действовали нормы, которые позволяли сокращать пенсионеров по причине приобретенных ими пенсионных прав. Но с 1992 года наступление определенного возраста у работника не может служить причиной для увольнения пенсионера по сокращению (за исключением отдельных профессиональных категорий). Некоторые работодатели во время сокращения штата сотрудников руководствуются тем, что пенсионеры являются относительно защищенной категорией граждан по отношению к прочим работникам, так как они имеют другой вид дохода. Но это противоречит нормам закона и может быть истолковано, как несоответствие принципу равенства прав и возможностей работников (ч.1 ст. 2 ТК РФ) и дискриминация определенной категории сотрудников (ст. 3 ТК РФ).
Увольнение пенсионера по сокращению штатов, как и прочих категорий работников, допускается лишь в том случае, если нет возможности его дальнейшего трудоустройства, то есть в организации нет свободных вакансий, которые могут быть предложены пенсионеру в соответствии с занимаемой им должности и заработку, а также состоянию здоровья. Или в том случае, если пенсионер отказался от предложенной им замещающей должности. Перед принятием решения о сокращении пенсионера, ему должны быть предложены все имеющиеся альтернативные вакансии.
Согласно ч.1 ст.179 ТК РФ, у пенсионеров могут быть преимущества при сокращении, так как зачастую они имеют большую квалификацию по отношению к другим категориям работников.
После сокращения пенсионера какие выплаты он может получить?
Плата за выполнение трудовых обязанностей
По факту сокращения сотрудника начальство должно погасить долг перед гражданином пенсионного возраста по оплате выполнения трудовых обязанностей. В итоговую сумму входят зарплата, премия, прибавки, бонусы и тому подобные поощрения. Если пенсионера уволили в середине месяца отчета, ему выдают деньги за тот период, который он по факту отработал. Если работнику заработок подсчитывается, исходя из выработки, то денежная сумма вычисляется на основе фактических показателей (к примеру, число созданных деталей до момента сокращения).
При предоставлении зарплаты увольняемому пенсионеру начальство должно зачислить и выплатить НДФЛ и страховые взносы по правилам, установленным законом.
Обратите внимание! Давайте рассмотрим пример. 14 ноября 17-го года гражданин пенсионного возраста был уволен с должности кладовщика ООО «Старт» по причине сокращения должности. Оклад этого гражданина составляет 18 тысяч 712 рублей. Каждый месяц он получает прибавку к жалованью в размере 1 тысяча 60 рублей.
На дату увольнения гражданину была начислена заработная плата за время, проработанное по факту – с 1 до 14 ноября 17-го года. Подсчитаем сумму:
(18 тысяч 712 рублей + 1 тысяча 60 рублей) / 22 рабочих дня * 10 рабочих дней = 8 тысяч 987 рублей, 27 копеек.
При учете удержанного НДФЛ гражданину обеспечивают выплаты на основе таких вычислений:
8 тысяч 987 рублей, 27 копеек – 8 тысяч 987 рублей, 27 копеек * 13% = 7 тысяч 818 рублей 93 копейки.
Так как пенсионер считается стандартным работником, то процесс его сокращения выполняется стандартным образом. Руководство компании должно учитывать важные требования процедуры, чтобы не допустить ошибок, позволяющих уволенным сотрудникам в судебном порядке восстановиться на месте работы.
Поэтому выполняются последовательные действия:
- проводится совещание руководства компании, где принимается решение о необходимости сокращения количества работников в организации;
- издается официальный приказ, где приводятся выбранные специалисты для увольнения, причем указывается не только их ФИО, но и должности, а также дата, когда должно быть исполнено распоряжение руководства;
- каждый сотрудник за 2 месяца до сокращения уведомляется письменно о принятом решении;
- если в организации остаются свободные вакансии, которые соответствуют квалификации и навыкам пенсионера, то ему предлагается возможность сменить должность;
- передается уведомление о сокращении в профсоюзную организацию и центр занятости;
- если пенсионер не соглашается переходить на другую должность, то он подписывает акт отказа;
- через 2 месяца издается приказ, на основании которого увольняются все оповещенные работники, а в формулировке приводится основная причина, представленная сокращением.
Сокращенный пенсионер получает трудовую книжку, а также ему выплачивается выходное пособие и зарплата за отработанный период. Процедура увольнения фиксируется в кадровом журнале и ведомости.
Какие компенсации полагаются работающим пенсионерам в случае сокращения
Выше мы разъяснили: работающий пенсионер может быть сокращен с работы в том же порядке, что и остальные работники. Это значит, что все полагающиеся по закону выплаты такое лицо получит в установленном объеме.
Итак, какие выплаты полагаются пенсионеру при увольнении по сокращению конкретно в денек расторжения ТД:
- зарплата за текущий расчетный период (ст. 140 ТК РФ, см. также ст. «Какие есть виды зарплаты и формы оплаты труда?»);
- компенсация за неотгулянный отпуск;
- выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ).
Компенсация работающим пенсионерам при сокращении штата предугадывает также выплату в размере среднемесячного заработка за 2-ой месяц после расторжения ТД, но при условии, что уволенный работник не устроился на работу в течение второго месяца после сокращения (т. е. сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства). За 2-ой выплатой уволенный работник обращается по окончании второго месяца после даты расторжения ТД, предъявляя трудовую книгу как подтверждение факта нетрудоустроенности.
Можно ли оспорить увольнение
Во время составления списка сотрудников, которые будут уволены из компании, учитывается не их возраст, а ценность для предприятия, а также профессиональная пригодность. Поэтому он обычно состоит из работников разных возрастов.
Пенсионер имеет право оспорить свое увольнение в судебном порядке, для чего используются следующие виды оснований:
- наличие доказательств принадлежности к льготникам, например, если пенсионер заботится о несовершеннолетнем иждивенце или обладает званием ветерана боевых действий;
- работодатель не предложил гражданину во время сокращения вакантное место, соответствующее навыкам и опыту специалиста;
- нарушены сроки уведомления работников о планируемом сокращении;
- нежелание работодателя выплачивать выходное пособие.
Даже при незначительной ошибке, совершенной директором компании, суд удовлетворит требования истца, поэтому пенсионер будет восстановлена на рабочем месте. Наиболее часто граждане обращаются в суд по причине того, что руководители не предлагают им возможности перевестись в другое подразделение или занять вакантное место. Люди пенсионного возраста обладают уникальными навыками и опытом работы, поэтому нередко могут занимать разные должности в одной компании.
Процедура сокращения признается незаконной, если после ее реализации не изменяется штатное расписание, так как руководители компаний часто пользуются такой уловкой, чтобы уволить работников, с которыми складываются плохие отношения.
Преждевременный выход на пенсию
Наиболее существенной льготой является право предпенсионеров на досрочное назначение пенсии. Однако для её получения должны быть соблюдены несколько условий:
- Человек должен быть официально признан безработным, состоять на бирже труда и получать пособие.
- Центр занятости выдал документы о невозможности трудоустройства.
- До выхода на пенсию по старости осталось менее 2 лет.
- Подтверждённый трудовой стаж более 25 лет для мужчин и более 20 для женщин.
- 30 баллов в накопительной пенсионной системе.
Стоит отметить, что новые нормы, касаемые отношений лиц предпенсионного возраста с их работодателями, напрямую не запрещают последним увольнять таких сотрудников, а лишь вводят ответственность за дискриминацию по возрастному признаку.
О выплате работнику (пенсионеру) среднего заработка на период трудоустройства за третий месяц со дня увольнения при сокращении численности работников
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства совместно с Департаментом занятости населения и трудовой миграции Минтруда России рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Министерства письмом от 20 сентября 2022 г., и по компетенции сообщает.
Трудовым законодательством предусмотрены минимальные гарантии работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации.
В соответствии с частью 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
В случае если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата работников организации, превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (часть 2 статьи 178 ТК РФ).
Согласно части 3 статьи 178 ТК РФ в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
Части 1 и 2 статьи 178 ТК РФ являются общей нормой, определяющей двухмесячный срок для сохранения среднего месячного заработка уволенному работнику, а часть 3 статьи 178 ТК РФ является исключением из общего правила, то есть специальной нормой, применяемой в случае, если гражданин в двухнедельный срок после увольнения обратился в органы службы занятости, был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного, осуществлял поиск работы при посредничестве органов службы занятости и не был трудоустроен по истечении третьего месяца со дня увольнения. Следовательно, тот факт, что уволенному работнику не удалось трудоустроиться в течение трех месяцев со дня увольнения, и является исключительным случаем.
Согласно пункту 14 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 г., утвержденного Решением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2013 г., в Определении от 29 ноября 2012 г. № 2214-О Конституционный Суд выявил смысл положения части второй статьи 178 ТК РФ, предусматривающего сохранение в исключительных случаях за уволенным работником, имеющим право на получение среднего месячного заработка в период трудоустройства в установленных законом случаях, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости, при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Таким образом, вывод об исключительности случая проистекает из деятельности органа службы занятости по оказанию содействия уволенному работнику в поиске подходящей работы в рамках предоставления государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, что не является предметом регулирования трудового законодательства, в частности ТК РФ, поскольку регулируется законодательством о занятости населения, в том числе Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения).
При этом в качестве иных имеющих значение для решения этого вопроса обстоятельств органами службы занятости рассматриваются в том числе наличие отказов гражданина от вариантов подходящей работы, несвоевременное посещение им работодателей, нарушение без уважительных причин установленных сроков и условий перерегистрации его в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного.
Обращаем внимание, что согласно пункту 3 статьи 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны в том числе граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 данного Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Работающих пенсионеров решили оставить без индексации пенсий
Проект федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024—2025 годов не предусматривает возвращение индексаций пенсий работающим пенсионерам. Об этом говорится в заявлении общероссийских объединений профсоюзов, которое направлено в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
Авторы документа отмечают, что профсоюзы неоднократно со ссылкой на Конституцию указывали на незаконность разделения пенсионеров на работающих и неработающих. Поэтому отказ предусмотреть в бюджете финансирование индексации для этой категории граждан нарушает права пожилых людей.
В свою очередь в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) отмечают проблему ограничения для работающих пенсионеров по индивидуальному пенсионному коэффициенту (ИПК). При наличии официальной работы и уплате страховых взносов в полном размере ИПК не может превышать трех баллов из десяти возможных.
Ранее депутаты фракции ЛДПР при поддержке некоторых сенаторов внесли в Госдуму законопроект о праве работающих пенсионеров получать пенсионный социальный налоговый возврат. Замглавы фракции Ярослав Нилов объяснил, что считает неправильным отказ от индексации их пенсий, а такую меру поддержки назвал частичной компенсацией.
Министерство труда и социальной защиты разработало новую схему индексации страховых пенсий неработающих пенсионеров на ближайшие три года, предполагающую повышение ее темпов по сравнению с утвержденными в законе о бюджете Пенсионного фонда России. Информагентство ссылается на имеющийся в его распоряжении проект бюджета ПФР на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, подлинность которого подтвердил источник, знакомый с текстом документа.