Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет налоговой нагрузки по налогу на прибыль – 2020». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговая нагрузка завязана на выручку: чем больше выручка, тем больше налогов нужно платить. Если выручка из года в год растет, а налогов платится столько же или меньше, инспекторы начинают подозревать плательщика в применении схем.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Поквартальная уплата авансов
Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:
- по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
- по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.
По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.
Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:
- аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
- база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
- авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
- налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.
Помесячная уплата авансов
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Каков допустимый уровень налоговой нагрузки
Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.
Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:
- Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.
- Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
- Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
- Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.
При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:
- неверно определенный код вида деятельности;
- временные проблемы с реализацией;
- увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
- осуществление инвестиций;
- создание запаса товара;
- наличие экспортных операций.
Производители и продавцы ювелирных изделий не смогут применять УСН и патент с 1 января 2023 года. Такие изменения вносит Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-ФЗ.
Как сказано в пояснительной записке, переход на общую систему налогообложения (ОСНО) позволит:
- Выровнять условия для всех участников рынка и исключить возможность дробления крупных компаний на более мелкие для ухода от уплаты налогов;
- Не допустить производства ювелирных изделий из инвестиционных слитков, приобрётенных физлицами без уплаты НДС;
- Повысить уровень налоговых поступлений в бюджет на 20−30 млрд рублей.
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Расчет налоговой нагрузки в 2020 — 2021 годах (формула)
Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.
ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.
Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.
На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.
Определим сумму страховых взносов.
Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:
- 12 — количество месяцев;
- 12 392 — МРОТ на 2021 год;
- 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
- 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.
«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.
Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.
Новая налоговая нагрузка от ФНС: таблица
Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,
где:
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.
Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.
Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:
- для торговых предприятий – менее 1%;
- для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.
Ее вычисляют по такой формуле:
ННп = Нп / (Др + Двн),
где:
ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп – налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.
ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.
- Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):
НН по НДС = ННДС / Нбрф
- Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):
НН по НДС = ННДС / Нбобщ.
ООО «Трио» — строительная фирма на ОСНО. Выручка без НДС за 2019 год по данным строки 2110 ОФР (Отчета о финрезультатах) составила 12 млн. руб. Согласно налоговой отчетности за 2019 год предприятие исчислило к уплате такие налоги:
- НДС – 400000 руб. (в расчет принимается сумма налога к уплате, т.е. разница между начисленным и возмещенным НДС);
- ННП (налог на прибыль) – 750000 руб.;
- НДФЛ – 290000 руб.;
- налог на имущество – 65000 руб.;
- транспортный налог – 32000 руб.
Средняя налоговая нагрузка по строительной отрасли — 11,9%. Рассчитаем НН и сравним со средним значением:
НН = (400000 + 750000 + 290000 + 65000 + 32000) / 12000000 х 100 = 12,81%
12,81>11,9%, т.е. налоговая нагрузка компании за прошлый год выше среднего отраслевого предела, следовательно, риск назначения выездной проверки можно исключить.
С 1 января 2021 года IT-компании, а также компании, занимающиеся проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, вправе применить пониженную ставку по налогу на прибыль, размер которой составит 3% в федеральный бюджет и 0% в бюджет субъекта РФ, при выполнении следующих условий:
- осуществление льготируемой деятельности;
- наличие государственной аккредитации (для ИТ-компаний) и включение в реестр для компаний-проектировщиков электронной (радиоэлектронной) продукции в установленном порядке;
- доходы от льготируемого вида деятельности по итогам отчетного (налогового) периода составляют не менее 90% в сумме всех доходов организации;
- среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее 7 человек.
В связи с распространением новой короновирусной инфекции у налогоплательщиков появились новые расходы, а законодатель оперативно отреагировал и внес поправки в Налоговый кодекс, которые допускают вычет таких расходов и продолжат действовать в 2021 году.
Так, в составе расходов, учитываемым для целей налогообложения, можно учесть расходы на дезинфекцию помещений, приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований в связи с распространением коронавируса.
Налоговые вычеты также можно заявить в отношении расходов на приобретение медицинских изделий согласно перечню (включая пульсоксиметры, аппараты ИВЛ, компьютерные томографы и так далее) для диагностики и лечения коронавируса, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования. Одновременно нужно иметь в виду, что медицинские изделия, расходы на приобретение которых были ранее учтены компанией в качестве расходов (как указано выше) не подлежат амортизации. Иначе говоря, указанные налоговые вычеты можно заявить только один раз.
Для целей расчета налога на прибыль субсидии, полученные из федерального бюджета налогоплательщиками, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса и ведут деятельность в пострадавших отраслях, являются нейтральными: как доходы в виде субсидий, так и осуществленные за их счет расходы не учитываются для целей налога на прибыль.
Соответственно, чтобы правильно рассчитать налоговую базу по налогу на прибыль налогоплательщикам нужно организовать раздельный учет полученных субсидий и расходов, которые они осуществляют за счет таких субсидий. В противном случае возможны ошибки, влекущие за собой занижение налоговой базы, а, как следствие — дополнительные расходы в форме штрафов и пеней в случае неполной уплате налога.
Российским компаниям-налогоплательщикам предоставлены дополнительные возможности получить освобождение от налога на прибыль в части безвозмездно полученного имущества (имущественных прав) начиная с 1 января 2020 года.
В частности, воспользоваться таким освобождением может российская компания-налогоплательщик, получающая имущество (имущественные права) от лиц, которые являются прямыми или косвенными акционерами (участниками) и доля их участия в компании-налогоплательщике составляет не менее 50% (при этом акционером/участником может быть физическое лицо), а также от лиц, в которых компания-налогоплательщик прямо или косвенно владеет не менее 50% акций (долей). При этом передающей имущество (имущественные права) стороной может быть иностранная организация (структура), при условии, что государство ее постоянного местонахождения не включено в «черный список» Минфина РФ.
Для получения освобождения полученное имущество (кроме денежных средств) и имущественные права в течение одного года со дня их получения не должны передаваться третьим лицам.
Правила недостаточной капитализации — это специальные правила, направленные на предотвращение злоупотребления налогоплательщиками правом на вычет процентов по задолженности перед взаимозависимыми лицами.
Принимая во внимание существенное ослабление рубля, в отношении контролируемой задолженности, возникшей до 1 января 2020 года, законодательством предусмотрены специальные корректировки, призванные исключить влияние переоценки следующим образом:
- контролируемая задолженность, номинированная в иностранной валюте, определяется по курсу Центробанка РФ на последнюю отчетную дату периода, но не превышающему курс на 28 февраля 2020 года;
- собственный капитал на последнее число отчетного периода определяется без учета курсовых разниц, возникших с 28 февраля 2020 года.
Распределение налогового бремени
Для регулирования фискальной нагрузки, накладываемой на граждан и организации, государство нередко использует переложение налогового бремени на лиц, которые, с его точки зрения, более платежеспособны. Или же увеличивает фискальные сборы, которые легче взимать и администрировать.
Ярким примером стали изменения в НК РФ, вступающие в силу с 01.01.2019. После длительных обсуждений было отменено увеличение ставки страховых взносов при одновременном росте ставки НДС с 18 до 20 %. Данный маневр должен обеспечить:
- с одной стороны — сохранение уровня заработной платы (так как нагрузка на работодателя не изменилась), отсутствие предпосылок к развитию серых схем выплаты зарплаты;
- с другой стороны — обеспечение поступления в бюджет дополнительных средств. При этом на сегодняшний день именно по НДС налажена очень эффективная система администрирования, позволяющая быстро выявлять случаи незаконного ухода от уплаты налогов.
Какую именно нагрузку будем считать?
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.
Пропорциональное налогообложение против прогрессивного: что лучше?
Пропорциональная, а не прогрессивная ставка налогов противоречит принципам, установленным еще Смитом. Налоги должны устанавливаться соразмерно заработкам. Рост доходов сопровождается нивелированием необходимости тратить, что вызывает накопление средств, не обремененных расходами.
Несложно догадаться, что гражданин с низким заработком не имеет реальной возможности накапливать средства. Пропорциональное налогообложение окончательно лишает человека тратить лишние деньги. Весь доход уходит на текущее потребление. В этой связи градацию налоговой нагрузки стоит назвать одной из приоритетных задач государства.
Прогрессивный налог имеет цель не «стрясти» с обеспеченных граждан больше средств, а снизить нагрузку с малообеспеченных. Это ремарка для всех противников данной меры. Прогрессивная налоговая нагрузка позволила бы снизить социальное расслоение. А прогрессивная шкала и дальше будет создавать пропасть между богатыми и бедными гражданами, обеспечивающую перманентную социальную напряженность. За ней не за горами и социальные волнения, вплоть до революционных потрясений.
Прогрессивная градация уже давно действует во всех развитых странах. Больше получают – больше платят налогов. Все граждане этих стран прекрасно это понимают и не имеют ничего против.
Налоговая нагрузка по НДФЛ и формула для расчета
Порядок расчета налоговой нагрузки для предпринимателей, которые платят налог на доходы физлиц, указан в письме налоговой службы под номером ЕД-4−15/14 490@. Он определяется как частное от деления начисленного и уплаченного налога на общую сумму выручки. ФНС указывает, что при низкой нагрузке возможен вызов в инспекцию. Но само значение коэффициента, ниже которого показатель опускать не рекомендуется, нет.
Кроме того, в этом же документе указан дополнительный критерий риска — процент профессиональных вычетов при расчете налога на доходы физлиц. Если он составляет более 95%, возможен вызов в налоговую.
Для юридических лиц размер НДФЛ не регламентируется. Здесь во внимание принимается периодичность поступления денежных средств в бюджет. Анализ производится по отчетности формы 6-НДФЛ. Риск возникает в случае:
- Если поступления платежей уменьшились более чем на 10% в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
- Если размер поступающего НДФЛ на сотрудника слишком низкий, то есть компания платит своим работникам меньшую зарплату, чем в среднем по региону.
Аналогичные исследования ИФНС может проводить и по страховым взносам.