Как проводить расчеты с подотчетными лицами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводить расчеты с подотчетными лицами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Результаты инвентаризации расчетов с персоналом оформляются инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) (далее — инвентаризационная опись (ф. 0504089)) и актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Обе формы утверждены Приказом Минфина России N 173н .

Проверка расчетов с персоналом

В ходе инвентаризации расчетов с персоналом необходимо убедиться в правильности и обоснованности сумм, числящихся на следующих счетах бухгалтерского учета:

  • 0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате»;

  • 0 302 12 000 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»;

  • 0 302 13 000 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда»;

  • 0 302 14 000 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме»;

  • 0 302 66 000 «Расчеты по социальным пособиям и компенсации персоналу в денежной форме»;

  • 0 302 67 000 «Расчеты по социальным компенсациям персоналу в натуральной форме»;

  • 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами»;

  • 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

Какие счета необходимо подвергнуть проверке?

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности государственное (муниципальное) учреждение вступает во взаимоотношения со своими работниками при заключении трудовых договоров. В связи с этим у него возникают обязательства по расчетам по заработной плате, пособиям, компенсационным выплатам, для учета которых используются следующие счета (п. 256 Инструкции N 157н ):

  • 302 11 «Расчеты по заработной плате»;
  • 302 12 «Расчеты по прочим выплатам»;
  • 302 13 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Кроме того, могут быть задействованы:

  • по выданным под отчет денежным авансам — счет 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • по выявленным суммам недостач и хищений — счет 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу».

В соответствии с п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания), инвентаризация расчетов с персоналом должна подтвердить обоснованность сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Таким образом, при проведении контрольного мероприятия инвентаризационная комиссия должна только подтвердить фактические суммы кредиторской или дебиторской задолженности по перечисленным счетам, числящиеся в регистрах бухгалтерского учета.

Для этого необходимо проверить документы, на основании которых задолженность возникла и, возможно, была частично погашена.

Документальное оформление

Результаты инвентаризации должны быть оформлены документально. Сведения о реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи. В частности, при инвентаризации расчетов с персоналом и бюджетом применяется инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Заполнить эту форму несложно. В ней указываются:

  • наименование юридического лица;

  • единицы измерения (рубли);

  • номер и дата приказа о проведении инвентаризации;

  • даты начала и окончания инвентаризации;

  • место проведения инвентаризации (указывается наименование отдела, в котором проводится инвентаризация, в частности бухгалтерия, дополнительно может быть приведен номер кабинета);

  • наименование вида расчетов. В данном поле фиксируется конкретный вид расчетов (например, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с подотчетными лицами, расчеты с бюджетом);

  • заключение комиссии. В этом поле отражаются результаты инвентаризации (размер имеющейся задолженности, ее характер (текущая, просроченная) и пр.).

В табличной части инвентаризационной описи указываются:

  • в поле «Наименование дебитора» – Ф. И. О. сотрудников (в том числе подотчетных лиц) или вид платежа (если сверяются расчеты с бюджетом). Поле «Наименование кредитора» заполняется аналогичным образом;

  • в поле «Номер счета» – номер проверяемого счета;

  • в полях «Сумма задолженности по балансу» – общая сумма задолженности, а также сумма, подтвержденная (не подтвержденная) дебиторами и кредиторами, в том числе сумма задолженности с истекшим сроком годности.

Инвентаризация расчетов с работниками по оплате труда

Инвентаризация расчетов с работниками по оплате труда заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. То есть инвентаризационная комиссия сопоставляет суммы выплат с начисленными работникам суммами:

  • заработной платы;

  • отпускных;

  • пособий (в том числе пособий по временной нетрудоспособности);

  • среднего заработка, выплачиваемого в установленных законодательством случаях, и пр.

Информацию о начислении заработной платы, пособий, отпускных и других выплат работникам инвентаризационная комиссия получает из расчетных ведомостей, трудовых договоров и дополнений к ним, приказов о выплате премий, доплат, компенсаций, листков нетрудоспособности, табелей и иных документов.

В частности, по задолженности работникам выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

Помимо этого, проверяются суммы удержаний из заработной платы (по исполнительным листам, займы и пр.).

Оценка правильности начисления зарплаты в задачи инвентаризационной комиссии не входит.

В то же время при проведении инвентаризации особое внимание рекомендуется уделить правильности начисления пособий по временной нетрудоспособности, поскольку ошибки при их начислении могут привести к отказу в возмещении сумм пособий органами ФСС. В частности, нужно помнить, что:

  • законодательством установлена предельная сумма заработка при исчислении пособий;

  • пособия за первые три дня нетрудоспособности (в случае болезни работника) выплачиваются за счет средств работодателя, за последующие дни – за счет средств ФСС. В случае если больничный оформлен для ухода за больным ребенком, пособие выплачивается за счет средств ФСС с первого дня нетрудоспособности;

  • размер пособия зависит от стажа работника (60, 80, 100% среднего заработка – в случае болезни работника), а также от продолжительности нетрудоспособности (в частности, при осуществлении ухода за больным ребенком начиная с 11-го дня нетрудоспособности пособие выплачивается в размере 50% среднего заработка);

  • необходимо соблюдать максимальное количество оплачиваемых дней больничного по уходу за ребенком.

Читайте также:  Как продать долю в праве общей собственности

В ходе проведения инвентаризации расчетов с работниками по оплате труда в первую очередь проверяются следующие счета:

  • 302 11 «Расчеты по заработной плате»;

  • 302 12 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»;

  • 302 13 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда»;

  • 304 02 «Расчеты с депонентами»;

  • 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

Акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности (образец)

Эти официальные формы часто применяются компаниями на практике, вместе с тем они не являются обязательными. По своему усмотрению можно разработать и ввести в работу организации собственные формы, не забывая при этом о требованиях к первичным документам, установленных законом о бухучете.

Инфо

формы ИНВ-24 Официальная форма ИНВ-24 – это акт контрольной проверки правильности проведенной инвентаризации. Проведение такой проверки не является обязательным, вместе с тем ее проведение может быть целесообразно в случае, когда проверяется большое количество ТМЦ.

Цель контрольной проверки заключается в том, чтобы выявить возможные ошибки комиссии по инвентаризации, допущенные при подсчете ценностей, и принять меры к их устранению.

Варианты возврата недостающих денежных средств, выданных под отчет

Если по итогам работы инвентаризационной комиссии было установлено виновное лицо в необоснованном невозвращении денежных средств, выданных под отчет, то недостающую сумму можно будет удерживать из зарплаты виновного сотрудника. Работодатель имеет на это право. Но есть определенные условия для ее удержания. Во-первых, удержания из заработной платы можно будет осуществлять не позже одного месяца с момента завершения срока выдачи аванса. Во-вторых, сотрудник со своей стороны согласен с обвинением и размером удержаний.

Если месячный срок работодателем пропущен, то можно дать возможность сотруднику вернуть недостающие средства на добровольной основе, либо передать документы в судебные органы. Есть еще один вариант, который применим к суммам задолженности, он заключается в том, что по истечении срока исковой давности данную сумму признают безнадежной задолженностью. При увольнении работника его задолженность перед организацией может быть также признана безнадежной.

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами должна осуществляться как минимум один раз в год. Дата назначается ориентировочно перед сдачей годового баланса (п. 27 Приказа Минфина № 34н). Подробнее о порядке инвентаризации подотчетных лиц в этой статье.

Порядок осуществления инвентаризации, оценка авансовых документов и расчет подотчетных сумм основываются на п. 3.47 Приказа МинФина № 49. В этом случае осуществляется проверка:

  • Отчетов по авансированию лиц, которые получили денежные средства под отчет.
  • Денег, выданных под отчет лицу, и проверка целевого назначения и четкой даты выдачи аванса.

Прежде чем начинается инвентаризация расчетов, руководитель предприятия обязан составить приказ по форме ИНВ-22. Пример заполнения приказа – «форма № ИНВ-22», образец можно скачать и использовать для составления соответствующего документа.

Порядок проведения процедуры инвентаризации расчетов с подопечными лицами диктует определенные правила. В обязательном порядке необходимо создать комиссию, которая будет:

  • Сопоставлять информацию по бухучету с данными по первичной документации.
  • Искать денежные средства, которые являются подотчетными и были потеряны либо не был предоставлен от бухгалтера авансовый отчет.
  • Проверять факты авансирования и применения денежных средств в соответствии с указанной целью (назначением).

Кроме того, в самом начале процедуры инвентаризации ответственными членами проверяются документы по авансированному отчету и приказам собственника, которые должны быть на предприятии и являться подтверждением законности процесса. Осуществляется опись локальных актов организации, которые необходимо оформлять в бухгалтерии и в обязательном порядке утверждать подписью собственника предприятия.

  • Список лиц, которые имеют право на выделение им авансовых денежных средств.
  • Перечисление сотрудников, в полномочия которых входят поручения подотчетным лицам предприятия, а также бухгалтеру либо кассиру, соответствующие приказы по выдаче авансов (подотчетных сумм).

Как организовать расчеты с подотчетными лицами

Средства выдаются на определенные цели, например, на хозяйственные нужды компании, командировочные расходы или представительские расходы. Чтобы получить деньги, сотрудник готовит заявление, в котором указывается расчет требуемой суммы, назначение, планируемый срок использования денег. С 19.08.2022 на основании изменений, внесенных в Указания ЦБР № 3210-У, заявление предоставлять не обязательно. Для получения средств достаточно одного распоряжения руководителя. Но большинство бухгалтеров продолжают требовать с сотрудников заявление или пояснительную записку с расчетом, чтобы спланировать подотчетную сумму.

  • дебет 20, 25, 26, 44 (счета затрат), кредит 71 — расходы учтены на соответствующих счетах бухучета;
  • дебет 19 «НДС», кредит 71 — выделенный налог на добавленную стоимость отнесен на правильный счет учета;
  • дебет 50 «Касса», кредит 71 — возврат неизрасходованного остатка в кассу учреждения.

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами и отражение ее результатов в бухгалтерском учете и отчетности учреждения

Дебиторская задолженность подотчетных лиц, нереальная к взысканию, списывается по дебету счета 0 40110 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами».

  • 1. Нарушения порядка выдачи подотчетных сумм.
  • 1.1. Выдача денежных средств без заявления и лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги на хозяйственные расходы.
  • 1.2. Отсутствие в учреждении системы подачи письменных заявлений на выдачу наличных денег из кассы с обоснованием необходимости приобретения определенных материальных ценностей или оплаты работ, услуг.
  • 1.3. Выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия.
  • 1.4. Выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся в срок по ранее полученным авансам.
  • 1.5. Несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы.
  • 2. Нарушения при оформлении командировочных расходов.
  • 2.1. Отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку.
  • 2.2. Отсутствие командировочных удостоверений с отметками в месте пребывания в командировке.
  • 2.3. Несоблюдение установленных норм командировочных расходов.
  • 2.4. Отсутствие приказов (распоряжений) о размере оплаты суточных.
  • 3. Нарушения порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов.
  • 3.1. Нарушение порядка удержания НДФЛ с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм.
  • 3.2. Некорректное выделение налога на добавленную стоимость в суммах командировочных расходов.
  • 4. Нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами.
  • 4.1. Выделение сумм налога на добавленную стоимость расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети.
  • 4.2. Списание на затраты сумм налога на добавленную стоимость от стоимости материальных ценностей, приобретенных через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле.
  • 5. Нарушения порядка учета представительских расходов.
  • 5.1. Несоответствие фактического размера представительских расходов утвержденной смете.
  • 5.2. Отсутствие аналитического учета представительских расходов в пределах норм и сверх норм.
  • 6. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами.
  • 6.1. Некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами.
  • 6.2. Неправильное выведение остатков на конец отчетного периода.
  • 6.3. Несоответствие записей в авансовых отчетах и в регистрах.
Читайте также:  Новшества в применении КВР и КОСГУ – 2023

Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях

При получении подотчетных сумм работник должен написать в командировочном удостоверении расписку в получении денег, которая пишется получателем только собственноручно, чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: руб. — прописью, коп. — цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

В заключение хотелось бы отметить, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещение командировочных расходов.

Собственная или независимая инвентаризация: что лучше

Плюсы и минусы есть у обоих вариантов. Если говорить об организации процедуры собственными силами фирмы, необходимо учесть, что важные специалисты, которые займут место в комиссии, вынуждены будут тратить свое рабочее время именно на это мероприятие, оставив прочие обязанности. Если предполагается, что процесс будет длительным, гораздо проще позаботиться о привлечении группы проверяющих со стороны.

Заинтересованные лица гарантированно проведут объективную оценку, не утаив каких-либо проблем, фактов хищения и так далее. Однако мнение некоторых компаний гласит, что посторонние лица не смогут разобраться в тонкостях оцениваемого имущества, например, на строительном производстве.

Оптимально было бы совместить оба варианта, пригласив как своих сотрудников, вызывающих полное доверие, так и аудиторов из других фирм. Упростить их работу поможет автоматизация описи с использованием современных технических средств.

Порядок проведения инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам учреждения

24.10.2020

В материале рассмотрим, как в государственном (муниципальном) учреждении провести инвентаризацию расчетов по доходам и обязательствам учреждения, в том числе расчетов с персоналом, подотчетными лицами, бюджетом и иными контрагентами.

Как правило, при проведении инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам учреждения осуществляются:

– документальная проверкапервичных учетных документов, на основании которых производились записи в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по доходам и обязательствам учреждения, и соответствия данных, указанных в первичных документах и отраженных в регистрах; – анализ дебиторской (кредиторской) задолженности в разрезе контрагентов по доходам и обязательствам учреждения на конец отчетного (проверяемого) периода по срокам ее погашения. В отношении просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности проверяется, приняты ли учреждением меры для ее снижения; – анализ сумм дебиторской (кредиторской) задолженности, не подтвержденных дебиторами (не согласованных кредиторами), в том числе с истекшим сроком исковой давности. В отношении сомнительной дебиторской задолженности и безнадежной кредиторской задолженности (не востребованной кредиторами) проверяется наличие (отсутствие) оснований для списания; – проверка наличия (отсутствия) случаев необоснованного списания дебиторской (кредиторской) задолженности.

Состояние расчетов проверяется по каждому дебитору (кредитору).

В целях инвентаризации расчетов с контрагентами (покупателями и поставщиками) учреждение может проводить сверку взаиморасчетов между сторонами путем оформления актов сверки. Необходимо отметить, что форма названного акта законодательством не утверждена и не является обязательным документом при проведении инвентаризации. При этом в инвентаризационных описях, применяемых учреждениями бюджетной сферы при инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, предусмотрено отражение сумм задолженности, не подтвержденной дебиторами (не согласованной кредиторами). Для целей подтверждения (согласования) соответствующей задолженности с контрагентом целесообразно использовать акт сверки расчетов.

Порядок проведения инвентаризации устанавливается учреждением самостоятельно в составе учетной политике (п. 9 СГС «Учетная политика»

). Учреждение вправе включить в данный порядок отдельные положения
Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
, не противоречащие законодательству РФ (
Письмо Минфина РФ от 10.02.2020 № 02-07-10/8553
), а также правила проведения сверки расчетов с покупателями и поставщиками.

Далее рассмотрим порядок проведения инвентаризации отдельных видов расчетов по доходам и обязательствам учреждения с учетом названных методических указаний.

Инвентаризационные описи

Для оформления инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам применяются следующие регистры бухгалтерского учета:

1) инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091)

. В ней отражаются результаты инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) учреждения (по
счету 0 205 00 000
). Данная опись составляется в разрезе дебиторов. Если в результате инвентаризации выявлена неподтвержденная либо просроченная (с истекшим сроком исковой давности) дебиторская задолженность по доходам, соответствующая информация отражается в графах 5, 6 указанной описи;

2) инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083)

. В ней отражаются результаты инвентаризации сумм задолженности по кредитам, зай­мам (ссудам), находящимся на учете в учреждении (по
счету 0 207 00 000
). Опись заполняется по видам задолженности в разрезе заемщиков и кредитных соглашений по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета. В ней отражаются сумма задолженности в рублях и в иностранной валюте по основному долгу, по начисленным и неуплаченным процентам, по штрафным санкциям за нецелевое использование средств, по штрафам (пеням) за несвоевременный возврат и неуплату процентов, а также сумма задолженности, подтвержденная дебиторами; сумма задолженности, не подтвержденная дебиторами; сумма просроченной задолженности (в том числе с истекшим сроком исковой давности);

3) инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089)

. В ней отражаются результаты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, иными дебиторами и кредиторами (по
счетам 0 206 00 000
,
0 208 00 000
,
0 209 00 000
,
0 210 05 000
,
0 301 00 000
,
0 302 00 000
,
0 303 00 000
,
0 304 00 000
). Данная опись составляется в разрезе дебиторов и кредиторов в соответствующих разделах. Если выявлена задолженность, не подтвержденная дебиторами (не согласованная кредиторами) либо просроченная (в том числе с истекшим сроком исковой давности), информация отражается:

– по дебиторской задолженности – в графах 5, 6 разд. 1 инвентаризационной описи (ф. 0504089); – по кредиторской задолженности – в графах 5, 6 разд. 2 инвентаризационной описи (ф. 0504089).

Указанные инвентаризационные описи составляются на дату проведения инвентаризации.

Проверка расчетов по доходам

Инвентаризация расчетов по доходам учреждения заключается в проведении следующих мероприятий:

Объект инвентаризации (счет бухгалтерского учета) Мероприятия, проводимые в ходе инвентаризации расчетов по доходам
Расчеты по доходам (счет 0 205 00 000

)

1. Проверка правильности и обоснованности сумм дебиторской задолженности по доходам, числящихся на счетах бухгалтерского учета в соответствии с заключенными учреждением договорами и документами, подтверждающими реализацию товаров, работ, услуг и поступившую оплату (по каждому дебитору).

2. Сверка расчетов с контрагентами (покупателями товаров, работ, услуг) (при необходимости)

Расчеты по выданным авансам(счет 0 206 00 000

)

1. Проверка наличия ограничений по выплате авансовых платежей при оплате договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг).

2. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по расчетам по принятым обязательствам (с поставщиками, подрядчиками).

3. Анализ дебиторской задолженности по срокам погашения выданных авансов, связанных с операциями по приобретению товаров, работ, услуг, сопоставление сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг), которые предусмотрены договорами (государственными контрактами)

Расчеты по кредитам, зай­мам (ссудам)

(счет 0 207 00 000

)

Проверка правильности и обоснованности сумм по кредитам, займам в соответствии с заключенными договорами (кредитными соглашениями)
Расчеты по ущербу имуществу (счет 0 209 00 000

)

Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности по ущербу имуществу учреждения, недостачам и хищениям
Расчеты с прочими дебиторами (счет 0 210 05 000

)

Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности:

– по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков; – по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций, а также по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета

Читайте также:  Как оформить инвалидность: о прохождении медико-социальной экспертизы

Порядок учета инвентаризации материально-производственных запасов

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения проверок, в том числе определение конкретных наименований, видов, групп, запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки и т.п., устанавливается руководителем организации, а также руководителями подразделений организации по поручению руководителя организации.

Материально-производственные запасы (материалы, готовая продукция, товары) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация материально-производственных запасов (МПЗ) должна, как правило, проводиться в порядке расположения материалов в данном помещении.

При хранении материально-производственных запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки материалов вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материально-производственных запасов путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках материалов со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Материально-производственные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти материально-производственные запасы заносятся в отдельную опись под наименованием «Материально-производственные запасы, поступившие во время инвентаризации». В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дать и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка: «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти материалы.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации материально-производственные запасы могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти материалы заносятся в отдельную опись под наименованием «Материально-производственные запасы, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие материально-производственные запасы во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

Инвентаризация материально-производственных запасов, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами:

— по МПЗ, находящимся в пути, — расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами;

— по отгруженным МПЗ — копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т. д.);

— по просроченным оплатой документам — обязательным подтверждением учреждением банка;

— по МПЗ, находящимся на складах сторонних организаций, — сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.

На материально-производственные запасы составляются отдельные описи. Перечень форм описи представлен в таблице 1.1.

Данные заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих материалов на ответственное хранение.

Таблица 1.1 — Перечень форм описи

Номер формы

Наименование формы

Приводимые в форме данные

ИНВ-3

Инвентаризационная опись материально-производственных запасов

Отражение данных фактического наличия материально-производственных запасов

ИНВ-4

Акт инвентаризации материально-производственных запасов отгруженных

Данные приводятся по каждой отдельной отгрузке: наименование покупателя, наименование МПЗ, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа

ИНВ-5

Инвентаризационная опись материально-производственных запасов, принятых на ответственное хранение

Указываются данные на МПЗ, хранящиеся на складах других организаций: наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов

ИНВ-6

Акт инвентаризации материально-производственных запасов, находящихся в пути

По каждой отдельной отправке приводятся данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, перечень и номера документов, на основании которых эти материалы учтены на счетах бухгалтерского учета

В описях на материально-производственные запасы, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование материалов, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи материалов в переработку, номера и даты документов.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.

Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи инвентарь и хозяйственные принадлежности заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *