Подготовка и повышение квалификации кадров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подготовка и повышение квалификации кадров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для того чтобы с большей эффективностью провести подготовку, переподготовку или повысить квалификацию сотрудников, необходимо правильно подобрать обучающую организацию. Существует несколько основных параметров, на которые следует ориентироваться.

Документы, которые подтверждают прохождение обучения

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

  • сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;

  • сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;

  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

Методы внутрифирменного повышения квалификации

К методам обучения на рабочем месте относятся:

  • Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.

  • Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.

  • Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.

  • Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.

  • Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.

  • Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.

  • Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.

  • Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

Понятие и принципы повышения квалификации

Под повышением квалификации понимается формальное и неформальное обучение, необходимое для того, чтобы штат учреждения или коллектив, задействованный в некоторой программе, был способен выполнять полный спектр своих служебных обязанностей. Такая подготовка является центральным компонентом развития организации и может включать формальное обучение, получение второго образования, перенимание опыта коллег и другие виды деятельности, ведущие к изменениям в навыках и умениях, которые затем будут использованы на практике. Повышение квалификации трудового коллектива предполагает его обучение выполнению новых задач и полноценному применению современных технологий, а также выработку профессиональной надежности и развитие имеющихся умений. В ходе повышения квалификации необходимо научиться не просто выполнять работу принятым в настоящее время образом (профессиональный тренинг, направленный на выполнение конкретных задач), а постоянно изменять и совершенствовать методы работы, улучшая ее качество.

В зависимости от критериев оценки и от того, как проходят курсы повышения квалификации, существуют разные формы обучения.

По месту проведения выделяют:

  • внешнее повышение квалификации, которое проводят сторонние организации на основе договоров об оказании образовательных услуг;
  • внутреннее повышение квалификации, которое проходит на рабочем месте.

По типу занятости различают обучение:

  • без отрыва от места работы;
  • с частичным отрывом от выполнения рабочих обязанностей;
  • с полным отрывом от работы;
  • в виде стажировки.

По форме организации процесса обучение может быть:

  • очным;
  • заочным;
  • очно-заочным;
  • дистанционным.

По времени проведения занятия бывают:

  • дневными;
  • вечерними;
  • по выходным дням;
  • по согласованию.

В зависимости от целевой группы курсы могут быть предназначены для:

  • руководителей разных уровней;
  • рядовых квалифицированных сотрудников;
  • обслуживающего персонала;
  • молодых специалистов;
  • всех работников компании.

Целевые группы в различных организациях отличаются по специфике деятельности.

Наличие хорошо организованной системы подготовки (профессионального образования и обучения), переподготовки и повышения квалификации (дополнительного профессионального образования) работников, отвечающей современным требованиям научно-технического прогресса, является необходимым условием достижения высоких результатов во всех отраслях экономики, стабильности трудовых отношений, удовлетворения потребностей личности в самореализации и развитии творческих способностей, обеспечения конституционного права человека на образование.

Российская Федерация должна выполнять обязательства, возложенные на нее Конвенцией МОТ № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975). В соответствии с ней Россия разрабатывает и совершенствует системы профессионального образования и профессиональной ориентации. Одной из важнейших национальных задач в данной области является обеспечение непрерывности профессиональной подготовки (обучения) на всех уровнях квалификации.

Формы повышения квалификации

Повышение квалификации персонала организации происходит путем использования различных форм. Эти формы отличаются друг от друга, по различным критериям: по уровню связи с практической деятельностью, организации процесса, по целевым группам.

Далее рассмотрим формы в соответствии с критериями, которые были указаны:

  • В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании). У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее;
  • С отрывом от рабочего места и без него. Специалисты рекомендуют сочетать 2 этих формы;
  • По степени организованности: самостоятельное повышение квалификации и организованное;
  • В зависимости от целевых групп: повышение квалификации управленческого персонала, общее повышение, а также открытое (которым могут воспользоваться даже члены семей сотрудников).

Документы, подтверждающие прохождение обучения

Выданные образовательным учреждением документы подтверждают:

  • То, что сотрудник прошел обучение и по его результатам получил определенную квалификацию;
  • То, что сотруднику присвоен определенный разряд, класс или категория.

Основываясь на требованиях законодательства, образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов;
  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре, или прошел краткосрочное обучение;
  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов.

Документы, подтверждающие прохождение обучения

Документы, выданные учебным заведением, подтверждают тот факт, что:

  • сотрудник прошел обучение, и по результатам обучения сотрудник компании получил определенный рейтинг;
  • работнику организации присваивается определенный разряд.

В соответствии с требованиями законодательства, образовательные учреждения могут выдавать своим обучающимся следующие документы:

  • Диплом, если сотрудник прошел обучение, продолжительность которого составила более тысячи часов.
  • Сертификат о повышении квалификации, если обучение длилось более ста часов и менее одной тысячи часов.
  • Сертификат, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение продолжительностью менее тысячи часов.

Повышение квалификации работников предприятия – что это такое

  • Кукина Светлана Дмитриевна , кандидат наук, доцент
  • Поволжский государственный университет сервиса
  • Сизяков Евгений Сергеевич , студент
  • Смолина Ирина Витальевна , студент
  • Поволжский Государственный Университет Сервиса
  • ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
  • РАБОТНИКИ
  • ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
  • ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
  • ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ

Один из наиболее важных вопросов, с которым сталкивается любое предприятие, это значение и роль повышения квалификации персонала. Чтобы сохранять высокий уровень конкурентоспособности, предприятию необходимы квалифицированные работники.

Сегодня в век всеобщей компьютеризации общества и стремительного развития технологий, науки и техники предпринимателям, имеющим в подчинении персонал, необходимо постоянно и непрерывно проводить активную работу с кадрами, одной из важнейших целей которой является обучение, личностное и профессиональное развитие, а также повышение квалификации персонала. Поиск новых неопытных сотрудников – более трудоемкий и затратный процесс, чем повышение квалификации уже имеющегося лояльного персонала с необходимыми навыками работы. Руководители крупных фирм осознали, что для достижения высоких показателей деятельности компании, необходимо принимать решительные меры в области подготовки кадров. Поэтому основная цель, которая должна ставиться в отделах кадров организаций – это обеспечение её квалифицированными работниками. Данное направление является приоритетным в сфере работы с кадрами, так как от этого зависит успешность хозяйственной деятельности любого экономического субъекта.

Повышение квалификации, прежде всего, преследует следующие цели:

  1. Адаптировать работника к новым направлениям в профессиональном развитии и прикладных навыках. Для достижения данной цели следует проводить обучающие мероприятия непосредственно в процессе труда работника на предприятии, без отрыва его от трудовой деятельности.
  2. Добиться перемещения сотрудника к более высокой ступени карьерной лестницы. В данном случае повышение квалификации персонала основывается на участии сотрудников в учебных курсах, тренингах, семинарах, которые могут проводиться как на самом предприятии, так и в других организациях, учебных центрах или бизнес-школах.

Одним из главных критериев роста компании, повышения лояльности потребителей и престижа фирмы и производимого продукта (услуги), а также закрепления и усиления конкурентных позиций организации являются качественные интеллектуальные ресурсы или корпоративные знания, которые должны дополняться и совершенствоваться на регулярной основе. Обучение работников осуществляется для того, чтобы повысить их профессиональный уровень, так как знания и навыки персонала должны соответствовать требуемому уровню работы в организации.

Виды обучения персонала можно условно подразделить на такие группы, как профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка кадров и послевузовское профессиональное обучение.

Профессиональная подготовка подразделяется на три уровня: начальный, средний, высший. Выбор того или иного уровня зависит от уже имеющихся знаний у сотрудника. Длительность профессиональной подготовки может варьироваться от 1 года до 6 лет.

Высшее образование, получаемое в высших учебных заведениях, – это «плацдарм» для профессионалов высокого класса, здесь будущие работники получают качественное фундаментальное и углубленное образование и формируют профессиональные компетенции. Результатом обучения является официальный документ, свидетельствующий о присвоении соответствующей квалификации, – диплом.

Повышение квалификации заключается в посещении работниками профессиональных курсов, которые могут организовываться в специализированных организациях, на специальных факультетах, при институтах и университетах, в бизнес-школах и коучинг-центрах. Обычно время такого обучения может занимать от 1 дня до 6 месяцев.

Переподготовка кадров предполагает получение новой профессии или второй специальности.

Переподготовка кадров проводится, когда основная профессия работника считается частично или полностью устаревшей и более невостребованной.

В таком случае работнику необходимо приобрести новые знания, умения и навыки посредством переподготовки. Продолжительность обучения в данном случае от 6 месяцев до 2 лет.

Потребность в получение сотрудником второй рабочей профессии возникает тогда, когда в организации существует переизбыток или нехватка сотрудников определенной профессии. Как правило, такой вид обучения осуществляется при поддержке центров занятости, особенно после масштабных сокращений на крупных городских предприятиях.

Читайте также:  Для выплаты российских пенсий в Эстонии предлагают сложную финансовую схему

Послевузовское профессиональное обучение – это получение высшей ученой степени или профессиональной квалификации, например, аспиранта, кандидата или доктора наук. Срок обучения обычно составляет от 2 до 4 лет.

Учитывая тот факт, что техника, научная и экономическая жизнь не стоят на месте, а наоборот подвержены прогрессу и развитию, причем в последнее десятилетие особо быстрыми темпами, то закономерным является устаревании полученных ранее знаний и навыков с течением времени, следовательно, обучение персонала чрезвычайно актуально в современных условиях.

Все перечисленные выше виды обучения по-своему уникальны, выбор того или иного вида обучения зависит от целей и задач, поставленных перед сотрудником, организацией и её руководителем, но особое место среди вышеназванных способов обучения персонала занимает повышение квалификации ввиду следующих причин:

  • данный способ обучения является довольно быстрым и малозатраным, по сравнению с профессиональной подготовкой.
  • такое обучение имеет конкретную целенаправленность, поэтому работник получает только необходимую информацию, не затрачивая времени на изучение широкого круга общих вопросов.

Нет необходимости включать все перечисленные виды обучения в план повышения уровня знаний работников, достаточно одного или двух видов обучения.

Существуют определенные этапы обучения работников предприятия, которых необходимо придерживаться:

  • Вводный курс, проводящийся для новых сотрудников. С помощью вводного курса работник изучает структуру предприятия, нормативные документы, узнает миссию предприятия, его цели и задачи. После пройденного курса работник сдает зачет, который и является итогом испытательного срока. Продолжительность данного мероприятия может варьироваться от восьми до шестнадцати часов.
  • Обучающий курс для специалистов, которые назначены на новую должность или на пост руководителя. От 24 до 32 часов специалист не работает, а проходит качественное введение в новую должность.
  • Различные тренинги и семинары, которые устанавливает руководство предприятия, должен регулярно проходить каждый руководитель структурного подразделения. Продолжительность тренингов и семинаров зависит от программы обучения.
  • Ежегодные курсы повышения квалификации для сотрудников массовых профессий.
  • Инструктаж для сотрудников при утверждении нового норматива, инструкции, посредством которых работники изучают свои новые должностные обязанности.

На современном рынке услуг существует большое количество предложений разнообразных программ обучения и повышения квалификации персонала. Организациям необходимо следить за современными тенденциями в сфере образования и подготовки кадров, так как происходит постоянное совершенствование систем обучения.

После прохождения обучения сотрудники предприятия могут реализовывать себя на более высоком уровне, получая от работы удовольствие, их усилия вознаграждаются, также снижается текучесть кадров. К тому же, как уже отмечалось выше, предприятию гораздо проще обучить своих работников, чем нанять новых.

Вы знаете, в чём разница между профподготовкой и повышением квалификации?

Или для вас разницы никакой, как и для моих коллег?

Иду я как-то раз у себя на работе по коридору и слышу, как мои коллеги, Аня и Даша, разговаривают о предстоящем обучении:

— Даш, а ты тоже попала в списки на переподготовку с 1 июня? — спрашивает Анна.

— Да, мы с тобой в одной группе — отвечает Даша.

Я же видела приказ и знаю точно, что они направляются на повышение квалификации.

Поравнявшись с ними, я говорю им об этом. А они мне отвечают, что разницы в этом нет никакой.

На самом деле девушки ошибаются, разница — значительная.

  • Давайте разбираться!
  • Ниже в таблице я привела основные характеристики этих 2 видов обучения.
  • Профпереподготовка и повышение квалификации персонала — основные особенности:

Мы видим, что и переподготовка, и повышение квалификации направлены на обучение и развитие персонала. Однако в первом случае обучение позволяет получить дополнительную профессию, во втором же только актуализировать навыки и знания по «старой» специальности.

Современные методы повышения квалификации персонала

Используемые сегодня на практике методы повышения квалификации персонала включают как традиционные лекционные и семинарские занятия, так и современные деловые игры, тренинги, интерактивные презентации, case-study, участие в проектных группах и моделировании организационных проблем. Важно понимать, в каких случаях стоит применять каждый из них.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Чем отличается повышение квалификации с точки зрения работодателя и работника;
  • Как оценить необходимость повышения квалификации;
  • Что является предметом повышения квалификации;
  • Какие формы и методы повышения квалификации существуют в настоящее время.

В современных условиях обучение персонала выполняет две основные функции: оптимизацию использования сотрудников и увеличение их мотивации и уровня лояльности.

Непрерывное образование персонала — основа развития предприятия

\r

\r Наиболее оптимальным вариантом организации работы в сфере развития персонала является создание системы непрерывного образования сотрудников на основе грамотного сочетания разных форм подготовки новых сотрудников и переподготовки уже работающего персонала. При этом переподготовка должна включать в себя как получение второй профессии, так и повышение квалификации работников с учетом изменений в технологии и организации производства.\r

\r

\r Суть непрерывного образования заключается в постоянной адаптации к современным условиям труда и периодическом повышении квалификации работников на протяжении всей трудовой деятельности. Принцип непрерывности должен обеспечиваться поэтапностью прохождения отдельных ступеней образования на основе постепенного усвоения знаний, навыков и умений. Иначе говоря, работник на протяжении всей своей трудовой деятельности находится в процессе обучения, повышая свою квалификацию и двигаясь по карьерной лестнице.\r

Читайте также:  Что делать, если нечем платить за ипотеку?

\r

Сущность и понятие переподготовки, повышения квалификации кадров

Вхождение России в мировую экономическую систему и устранение искусственно созданных торгово-экономических барьеров не только открыло новые горизонты и возможности для российских предприятий. Оборотной стороной медали стала жесточайшая конкуренция, практически незнакомая промышленности, более семидесяти лет функционировавшей в условиях плановой экономики, управляемой административно-командными методами. Сегодня очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, стратегии и организационная структура многих компаний технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство компаний перед необходимостью подготовки персонала к работе в новых условиях.

Теперь работодатели значительно больше заинтересованы в том, чтобы иметь высококвалифицированный и компетентный персонал, способный создавать товары и услуги, которые могли бы успешно конкурировать с товарами и услугами, хлынувшими в нашу страну с Запада и с Востока. Магура М.И., М.Б. Курбатова, Организация обучения персонала компании М.: Аудит, Юнити, 2005. — 275 с

Обучение в целом призвано подготовить персонал к правильному решению более широкого круга задач и обеспечить высокий уровень эффективности в работе.

Но цель переподготовки/повышения квалификации — не только повышать уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и формировать у них такую систему ценностей и установок, которые соответствуют сегодняшним реалиям и поддерживают рыночную организационную стратегию.

Объект управления повышением квалификации — персонал, который в этой квалификации нуждается, именно его руководитель посылает учиться, с него и спрашивается результат.

Субъектом является руководитель или целая служба УП, которая руководит процессом повышения квалификации/переподготовки на производстве. переподготовка квалификация предприятие

Непосредственно на производстве или предприятии редко проходит обучение первоначальным навыкам работы, такие вещи обычно указаны в требованиях для кандидата на данную должность, поэтому в данной курсовой работе аспект обучения и подготовки кадров затронут будет только поверхностно.

Переподготовка персонала — это обучение новым профессиям или специальностям работников, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом. При переподготовке используются те же формы и виды обучения, что и при подготовке кадров, однако особенностью при переподготовке является то, что продолжительность обучения варьируется с учетом требований производства и фактических профессиональных знаний учащихся. Здесь рабочий имеет уже определенную квалификацию, знаком с общими правилами производственной деятельности, обладает соответствующими навыками и опытом. Г.В. Щёкин — Теория и практика управления персоналом , 2003

Минимальная длительность курсов закреплена законодательно и исчисляется количеством отслушанных академических часов. Их должно быть не меньше 250. Но на практике занятий обычно требуется больше, а их конкретное количество зависит от вида программы. Условно их все делят на 2 большие группы.

  1. Получение полноценной новой профессии. Когда работник меняет узкую нишу на широком профессиональном поле – осваивает новое для себя направление. Например, переходит из веб-дизайнеров в программисты. Длится такое обучение в среднем до 500 академических часов (это примерно 6–12 месяцев). Заканчивается сдачей полноценного экзамена (аттестация).
  2. Расширение компетенций – освоение специализации, смежной с основной (бухгалтер переучивается на экономиста, например, или программист по Jawa – на программиста по Python). В этом случае студент получает знания в той же области, что и его основная профессия, одновременно осваивая вторую специальность. Аттестация проводится как перезачет.

Перечень главных отличий между курсами

Итак, чем отличается повышение квалификации от профессиональной переподготовки?

  • Реализацией поставленных целей. Программы повышения квалификации благоприятствуют обретению более высокого разряда или категории на «старой» работе. Принципиальное же отличие переподготовки состоит в том, что она помогает получить дополнительную специальность.
  • Статусом выпускных документов. Курсы переподготовки оканчиваются получением диплома, тогда как в результате успешного повышения квалификации выдается подтверждающее удостоверение.
  • Продолжительностью обучения, величиной оплаты за него. Профессиональная переподготовка – более длительный и дорогостоящий процесс по сравнению с программами повышения квалификации.

Каковы преимущества повышения квалификации сотрудников?

Преимущества повышения квалификации сотрудников начинаются с самих сотрудников.

Представьте себе разницу между работником, который беспроблемно и спокойно работает в течение дня, не отвлекаясь от множества задач, управляемых цифровыми технологиями, и тем, кто вынужден постоянно останавливаться, чтобы задавать вопросы или не уверен, какие шаги предпринять для решения проблемы. Первые будут более счастливыми, продуктивными и удовлетворенными на работе, в отличии от вторых.

Повышение квалификации обеспечивает уверенность сотрудников, помогает поднять их моральный дух и снижает текучесть кадров. Это экономит деньги вашего бизнеса с точки зрения новых сотрудников и предоставляет опытным сотрудникам, которые работают у вас много лет, ожидаемые возможности роста.

Когда вы повышаете квалификацию своих сотрудников, вы также сокращаете дефицит в цифровых навыках, который испытывают почти 54% компаний. Это не только увеличивает ваши конкурентные преимущества, но и меняет вашу корпоративную культуру и формирует установку на рост, что означает:

  • Улучшение навыков сотрудников в работе с технологиями
  • Более гибкая рабочая сила
  • Более адаптируемая бизнес-модель в будущем


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *