Организация незаконной миграции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация незаконной миграции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все наслышаны о миграционном кризисе в Европе. Огромный поток беженцев из стран Африки и Ближнего Востока заполонил европейский континент. Беженцы также являются нелегальными мигрантами, однако мировые законодательные принципы выделяют беженцев как отдельную категорию граждан. Но классическое беженство от войн и разрушительных стихийных бедствий предполагает, что человек убегает из своей страны в любую ближайшую страну, готовую его принять. Он не занимается выбором страны и не передвигается по странам в поисках лучшей жизни. Он согласен на кров и мир. Журналистские расследования утверждают, что массовая миграция в Европу – это хорошо спланированное мероприятие, которое спонсируется заинтересованными лицами. Мигранты-нелегалы, бегущие в Европу, в преобладающем большинстве необразованные и абсолютно неграмотные люди, которые не умеют и не собираются работать. Если говорить о трудовой миграции и трудовых нелегалах, то самые массовые переселения наблюдаются в США и Китай.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Комментарии к статье 322.1 УК РФ

Миграция — это совокупность территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства.

Мигрант — лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, — иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, — эмигрант.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, является режим Государственной границы РФ, установленный порядок въезда на территорию Российской Федерации и выезда из нее, а также порядок пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Особенности деятельности контрольных органов

Ключевые функции по выработке и реализации госполитики и нормативного регулирования в миграционной сфере возлагаются сегодня на ФМС РФ. В систему контролирующих органов также включены:

  1. ФСБ.
  2. МВД.
  3. МИД.
  4. ФСИН.

Необходимо сказать, что задачи указанных институтов власти существенно отличаются друг от друга по масштабам, полномочиям, методам, формам, уровню специализации.

Результативность предупредительной работы во многом зависит от согласованности уполномоченных органов. В связи с этим, большое значение приобретает координация действий правоохранительных структур по предупреждению и пресечению преступности мигрантов. Ее осуществляет прокуратура.

В процессе реализации координационных задач:

  • анализируются динамика, структура, тенденции преступности мигрантов;
  • изучается практика пресечения и предотвращения противоправных действий;
  • разрабатываются предложения по недопущению нарушений законодательства;
  • подготавливаются информационные материалы и направляются в местные структуры власти;
  • проводятся межведомственные совещания и другие мероприятия.

Перспективные направления

По результатам анализа практики предотвращения незаконной миграции можно выделить несколько ключевых задач, решение которых позволит усовершенствовать деятельность контролирующих структур:

  1. Организацию комплексного мониторинга соблюдения миграционного законодательства.
  2. Выявление пробелов в нормах и проблем правоприменительной практики.
  3. Выработку предложений по совершенствованию нормативного регулирования.
  4. Организацию информационно-аналитической деятельности.
  5. Совершенствование методов оценки состояния, динамики нелегальной миграции.
  6. Выявление мест скопления иностранцев.
  7. Привлечение к ответственности лиц, нарушивших предписания закона.
  8. Разработку механизмов реагирования в экстренных ситуациях. В частности, речь о действиях при массовой миграции вследствие вооруженных конфликтов, техногенных и иных катастроф.
  9. Развитие межведомственного взаимодействия для ужесточения мер по борьбе с нелегальной миграцией.

Немаловажное значение имеет оптимизация количества лиц, прибывающих в страну, создание для них надлежащих условий. Важным направлением в сфере профилактики незаконной миграции является и обеспечение социальных гарантий для иностранцев. В первую очередь, это касается оплаты труда. Для повышения прозрачности движения средств необходимо обязать нанимателя, использующего труд мигрантов, оформить каждому иностранцу банковскую карту или счет для перечисления денег.

Нелегальную эмиграцию можно условно разделить на два типа – нелегальное пересечение границы и неразрешенное пребывание на территории страны. Чаще всего присутствуют оба вида.

Что относится к первому типу:

  • Пересечение рубежей государства в местах, не предназначенных для этого, т. е. где отсутствуют КПП и таможенные пункты;
  • При пересечении границы используются поддельные, просроченные документы или те, что не принадлежат данному лицу либо для пересечения границы документы не используются в принципе;
  • Пересечение границы с надлежащими документами и в соответствующих местах, но с иной целью, чем та, что была указана при заполнении анкеты или при ответе на вопрос работника КПП.

Влияние нелегальной миграции на социально-экономическое развитие страны

На сегодня потоки миграции населения планеты складываются по разным причинам – религиозным, социальным, политическим, экономическим, военным, национальным. В зависимости от причины, по которой переселяется большинство лиц на территорию РФ, складывается определённое влияние на экономику и социальные взаимоотношения в стране.

Но также стоит учесть, что миграционные потоки не только в РФ, но и во многие другие страны мира формируются из-за резких изменений в количестве жителей планеты. Население прирастает неравномерно – в одних странах оно растёт быстрее, в других местные обитатели идут на убыль. Чаще всего в первую категорию попадают земли третьего мира, где власти не в силах взять под контроль демографическую обстановку.

Соответственно, большинство мигрантов – это жители данных государств с неразвитой/неэффективной экономикой, нестабильной ситуацией в регионе. Влияние на развитие страны, принимающей эмигрантов, складывается от того факта насколько хорошо у властей края получается создать условия для ассимиляции мигрантов и реализации их человеческого потенциала.

С одной стороны, прирост мигрантов оказывает положительный эффект на принимающие государства – увеличивается количество рабочих рук, что приводит к росту конкуренции на рынке труда, способствует удешевлению и отчасти росту качества выпускаемых товаров. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда местные и приезжие пытаются разными способами повышать уровень своей квалификации, что тоже хорошо сказывается на эффективности экономики страны и позволяет поднимать уровень жизни населения.

С другой стороны, есть и тёмная грань миграции жителей – если государство будет бесконтрольно впускать переселенцев из других краёв, не предъявляя им никаких требований/квот, а также не будет заботиться об их адаптации в принимающем обществе и приспособлении самого общества под потоки мигрантов, то страну может ждать экономический коллапс.

Большое количество выходцев из других стран, которые не отличаются высоким профессионализмом, смогут вытеснить часть местного населения с низкоквалифицированных должностей (трудятся они так же, как и местные, а зарплаты у них ниже), что повлечёт рост безработицы и уменьшение оплаты труда.

Из этого будут вытекать различные этнические конфликты и общее понижение уровня жизни в регионе.

Анализ практики применения норм

Как показывают результаты исследований, существует немало сложностей в системе регулирования ответственности за нарушения миграционного законодательства. Закрепление в статье 322.1 УК таких объективных признаков, как организация нелегального въезда в страну, пребывания и транзитного проезда иностранцев и субъектов, не имеющих гражданства, предполагает, что граждане, причастные к преступлениям, совершают действия организационного характера. Между тем, как показывает статистика, большинство субъектов, привлеченных к ответственности, только оказывает содействие нелегалам в решении вопросов по легализации их нахождения на территории РФ. Обычно ими являются лица, передающие в уполномоченные госорганы недостоверную информацию о месте временного жительства мигрантов.

В этой связи ряд экспертов предлагает внести в нормы дополнения, предусматривающие ответственность и за содействие в незаконном въезде иностранцев и субъектов без гражданства в Россию, их пребывании в стране и транзитном проезде.

Незаконная миграция является серьезным преступлением не только в России, но и во все мире. Больше сложностей с нелегалами возникает в благополучных странах, к примеру, в Европе. Россия не стала исключением из правила и также борется с наплывом лиц, не желающих въезжать в страну на законных основаниях.

Именно поэтому миграционная служба РФ (ГУВМ МВД), Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба и другие государственные структуры используют особые меры противодействия организации нелегальной миграции. К ним можно отнести:

  • внедрение современных информационных технологий;
  • улучшение материально-технической базы отделений ГУВМ МВД на местах;
  • увеличение штата сотрудников миграционной службы;
  • совершенствование взаимодействия со всеми государственными органами для пресечения незаконной миграции;
  • проведение информационной работы с населением (в частности, с работодателями);
  • усиление мер ответственности за незаконную миграцию, включая прием нелегалов на работу.

Количество нелегалов, ежегодно пересекающий границы РФ, действительно является серьезной государственной проблемой.

Уголовно-правовые нормы противодействия нелегальной миграции опосредованного характера

Таким образом, нами проведен юридический анализ норм, предусмотренных ст. 292.1 УК РФ, ст.ст. 324 – 325 УК и 327 УК РФ, которые оказывают опосредованное уголовно-правовое противодействие нелегальной миграции. Как мы уже отмечали, противодействие нелегальной миграции оказывают не только данные нормы и нормы, непосредственно связанные с нелегальной миграцией (ст.ст. 322 – 322.3 УК РФ), но и множество других норм, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса России. Так, например, нормы, предусматривающие уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, также способствуют противодействию нелегальной миграции, подрывая деятельность иностранных преступных групп, действующих на территории России и включающих лиц, находящихся на территории России незаконно. Подводя итог исследованному материалу в рамках данного параграфа, отметим:

Во-первых, в преступность, связанную с нелегальной миграцией, кроме преступлений в сфере нелегальной миграции входят также преступления, сопутствующие и содействующие их совершению (ст. 292.1 УК РФ, ст.ст. 324 – 325 УК РФ и 327 УК РФ). Кроме них в преступность, связанную с нелегальной миграцией, входят преступления, совершенные нелегальными мигрантами и совершенные в отношении них. В целом данные нормы позволяют осуществлять всестороннее уголовно-правовое противодействие преступлениям в сфере нелегальной миграции.

Во-вторых, применение норм, предусмотренных ст.ст. 292.1, 324, 325 и 327 УК РФ, способствует усложнению процесса незаконного пересечения Государственной границы России и процесса легализации нахождения на ней иностранных граждан и лиц без гражданства. Поскольку напрямую данные нормы не противодействуют нелегальной миграции, их следует рассматривать как имеющие опосредованный характер противодействия нелегальной миграции.

В-третьих, родовым объектом преступления, предусмотренного ст. 292.1 УК РФ, являются общественные отношения, связанные с нормальным осуществлением государственной власти, видовым объектом – общественные отношения, обеспечивающие порядок осуществления государственной власти и государственной службы. Основным непосредственным объектом данного состава преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов власти, органов местного самоуправления, в полномочия которых входит деятельность, связанная с выполнением задач по вопросам оформления гражданства посредством выдачи паспортов гражданина РФ.

Дополнительным непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Предметом преступления являются незаконно выданный паспорт гражданина России и выданные документы, дающие возможность незаконного приобретения гражданства Российской Федерации. Объективная сторона преступления характеризуется действием в виде незаконной выдачи паспорта гражданина РФ и внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства РФ. Субъект преступления – специальный. Им может быть должностное лицо либо государственный служащий, либо муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. В-четвертых, в формулировках ст. 292.1 УК РФ «Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации» необходимо использовать вместо словосочетания «выдача паспорта» словосочетание «оформление и выдача паспорта», что более точно отражает сущность преступного деяния.

В-пятых, в целях оптимизации нормы для облегчения толкования нормы и правоприменительной практики необходимо разделить преступные действия, связанные с незаконной выдачей паспорта и внесением заведомо ложных сведений в документы, на разные части ст. 291.1 УК РФ.

В-шестых, преступления, предусмотренные ст.ст. 324 – 325 УК РФ и 327 УК РФ, характеризуются определенным единством и образуют группу преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере установленного порядка обращения официальных документов. Различие в непосредственных объектах объясняются в разнице природы тех официальных документов, на которые посягают деяния. Для преступления, предусмотренного ст. 324 УК РФ «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград», предметом является официальный документ либо государственная награда Российской Федерации, РСФСР или СССР. Для преступления, предусмотренного ст. 325 УК РФ «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия», предметами являются документы, штампы, печати либо акцизные марки, специальные марки и знаки соответствия. Для ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» предметом являются поддельные документы, государственные награды, штампы, печати, бланки. Объективные стороны рассматриваемых преступлений также имеют некоторые различия.

Понятие и правовое регулирование

Под незаконной иммиграцией понимаю пересечение границы страны с нарушением закона или без права на это.

Конкретных определений данного понятия существует множество, но все их объединяют характерные признаки. К ним относятся:

  • Пересечение границы в запрещённых местах, а не через официальные пограничные переходы.
  • Въезд иностранцев в страну без разрешения на это.
  • Получение документов, разрешающих пребывание в стране незаконным путём.
  • Пребывание в стране по документам, срок действия которых истёк.
  • Оформление фиктивного брака, ради того, чтобы остаться в стране.
  • Иные признаки нарушения миграционных законов.
Читайте также:  Таможенные правила Турции в 2023 году

Помимо самой нелегальной иммиграции, есть понятие организации незаконной миграции. За эти действия предусмотрено наказание по УК РФ.

Уголовное дело было заведено на москвича, зарегистрировавшего в своей квартире 176 граждан государств Средней Азии.

Заведомо зная, что проживать они там не будут, мужчина оформлял желающим регистрацию по адресу своей квартиры. От каждого фиктивного «квартиранта» хозяин получал вознаграждение за свою услугу. Таким образом, в одной московской квартире на Ботанической улице формально проживало 176 иностранных граждан.

Денис Ермаков, адвокат Коллегии адвокатов «Эгида», г.Самара:

Комментируя факт, связанный с возбуждением уголовного дела в отношении жителя города Москвы, зарегистрировавшего у себя в квартире более 100 человек из Средней Азии, необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Привлечение к уголовной ответственности за описанное деяние стало возможно в связи с принятием ФЗ № 308 от 30.12.2012 г., внесшего изменения и дополнения в УК РФ, а именно в ст.322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции».

Принятие указанного закона произошло по инициативе действующего Президента РФ в связи с значительным ухудшением обстановки в вопросах, связанных с трудовой миграцией на территорию РФ, прежде всего в столичные регионы и крупные российские города.

К сожалению, деятельность правоохранительных органов в этой области уголовного законодательства зачастую носит характер «кампанейщины» с целью непременно отчитаться о выявлении фактов незаконной миграции и установления так называемых резиновых квартир. При этом отсутствует юридически верный подход к квалификации выявленных правонарушений (преступлений).

Как следует из информации по конкретному случаю, подлежащему комментированию, житель города Москва, незаконно зарегистрировавший на своей жилплощади мигрантов из Средней Азии, получал от каждого из них денежное вознаграждение за регистрацию, таким образом, для того, чтобы квалифицировать действия хозяина квартиры именно по ст.322.1 УК РФ необходимо достоверно установить, что все или часть зарегистрированных в его квартире мигрантов:

а) въехали на территорию РФ незаконно, то есть без оформления соответствующих разрешительных документов; б) действительно не проживают, то есть именно фактически не проживают, в квартире москвича.

В случае, если указанные обстоятельства не найдут своего подтверждения в ходе расследования возбужденного уголовного дела, хозяину квартиры может грозить привлечение к уголовной ответственности либо по ст.

171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», но только в том случае, если деяние причинило крупный либо особо крупный ущерб гражданам (суммы, превышающие 1,5 млн. руб. и 6 млн. руб. соответственно), либо по ст.

198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и ( или) сборов с физического лица», также совершенное в крупном или особо крупном размере;

В случае, если вина жителя Москвы будет доказана именно по ст.322.1 УК РФ, то возможное наказание по санкции статьи колеблется от штрафа в размере от 300 000 рублей до лишения свободы сроком до пяти лет с ограничением свободы до двух лет либо без такового.

Как влияет нелегальная миграция на социально-экономическое развитие стран

Миграция населения является огромным ресурсом, который требует рационального использования. Незаконная миграция приводит к возникновению социальных и экономических кризисов.

Сегодня мы можем наблюдать, к каким негативным последствиям привёл европейский миграционный кризис. Это в очередной раз подтверждает опасность отсутствия контроля над миграционными процессами, что может привести к нарушению стабильности и согласия в обществе, а также к межнациональным распрям.

Эксперты Организации Объединённых Наций считают, что на сегодняшний день около 3% населения планеты являются нелегальными мигрантами.

Негативных последствий нелегальной миграции населения немало. Перечислим основные:

  • работодатели, нанимающие нелегальных трудовых мигрантов, создают предельно низкие стандарты трудовых взаимоотношений;
  • нелегальные мигранты нарушают жилищный кодекс, что проявляется в перенаселении жилья, поскольку и они, и их работодатели всегда экономят на аренде жилья;
  • у нелегальных трудовых мигрантов часто рушатся семьи, поскольку они очень долго находятся вне родины и не общаются с ними;
  • налогоплательщики принимающей страны несут серьёзное бремя, ведь нелегальные мигранты пользуются медицинской помощью в государственный медучреждениях, их дети часто учатся в государственных школах и т. д.;
  • нелегальная миграция способствует распространению опасных заболеваний;
  • нелегальные мигранты значительно повышают криминогенную обстановку, в связи с чем правоохранительные органы принявших стран вынуждены тратить гораздо большие средства и силы на охрану общественного порядка. В этих странах значительно возрастает уровень уличной преступности и количество имущественных преступлений, совершаемых нелегальными мигрантами.

Нелегальная миграция вызывает не только кризис экономический и социальный в принявших странах, но и часто кризис политический. Например, Ангеле Меркель с трудом удалось выиграть последние выборы в Германии, поскольку германский электорат посчитал, что политика канцлера в отношении нелегальных мигрантов очень либеральна. А действующий американский президент Дональд Трамп выиграл выборы на волне борьбы с нелегальной миграцией. Эти факты доказывают, насколько острой проблемы в современном мире она является.

Объективная сторона организации незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ)

В юридической литературе содержится большое количество толкований ст. 3221 УК. Большинство авторов считают, что объективную сторону

рассматриваемого преступления альтернативно (либо в любом сочетании) составляют: организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; организация их незаконного пребывания в Российской Федерации; организация их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Однако в судебно-прокурорской практике существует мнение, что законодатель намеренно отделил организацию транзитного проезда союзом «или», а организацию незаконного въезда, пребывания перечисляет как единое деяние. В этом случае организация незаконного пребывания не составляет оконченного преступления без организации незаконного въезда.

На наш взгляд, данная точка зрения является казуистической и не поддерживается юридической теорией.

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 3221 УК состоит в организации:

а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства;

б) незаконного пребывания их в Российской Федерации;

в) незаконного транзитного проезда их через территорию РФ.

Анализируя объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 3221 УК, необходимо начать с термина «организация». Организация в Словаре иностранных слов обозначает «строение, устройство чего-либо; совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры…». В Словаре русского языка под организацией понимается «организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина».

На сегодняшний день в теории нет четкого определения понятий «организация незаконного въезда в Российскую Федерацию» и других указанных в ст. 3221 УК действий.

На наш взгляд, применительно к рассматриваемой норме нельзя рассматривать понятие организации незаконной миграции без составляющих ее — незаконного въезда, пребывания и транзитного проезда. По нашему мнению, в термин «организация» вкладывается совершение различных, заранее обдуманных действий, направленных в большинстве своем на извлечение собственной выгоды путем создания условий для незаконного пересечения границы именно третьими лицами.

Читайте также:  Биометрический паспорт от А до Я: зачем нужен, как получить, преимущества

В науке не определено пока точное понятие «въезд». По мнению А. Бессонова, въезд — это пересечение Государственной границы РФ «по суше путем международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ». Однако, российская граница пролегает не только по суше. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе» Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории, определяющая границы государственной территории (суши, недр и воздушного пространства РФ), это пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Следует подчеркнуть, что не только воздушным, наземным и водным транспортными средствами могут быть пересечены сухопутная, воздушная, водная границы. Как полагают О. и С. Якимовы, она может быть пересечена и вплавь, и пешеходным образом, и нетрадиционным видом транспорта. По их мнению, как было указано ранее, криминализация «организации незаконной миграции» излишняя, ст. 3221 УК созвучна со ст. 322 УК «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации».

Будучи отчасти согласны с мнением Якимовых, стоит заметить, что ст. 3221 УК предусматривает ответственность не только за организацию незаконного въезда, но и за совершение таких действий, как организация незаконного пребывания в Российской Федерации, а также незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, которые ранее не предусматривались статьями УК РФ.

Давая общее широкое значение понятию «въезд», законодатель определил его как пересечение Государственной границы Российской Федерации любым способом и средством.

Мы солидарны с мнением Н.Г. Кириенко, позиция которого заключается в том, что организация незаконного въезда — это любые действия, направленные на оказание содействия к перемещению иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу РФ на территорию нашей страны в нарушение действующего законодательства Российской Федерации или явившиеся результатом действительного перемещения мигрантов на территорию Российской Федерации.

В понятие «организация незаконного пребывания в РФ» А. Бессонов включает «совершение действий, направленных на трудоустройство, предоставление жилья, материальных средств на территории России и пр.». Таким образом, организация незаконного пребывания в РФ — это совершение действий виновным, направленных на обеспечение местонахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ в нарушение миграционного законодательства.

По конструкции объективной стороны рассматриваемый состав преступления формальный, преступление, предусмотренное ст. 3221 УК, будет окончено с момента совершения одного из действий, перечисленных в диспозиции.

Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер. Иными словами, для правильной квалификации содеянного по ст. 3221 УК диспозиция отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, например, к Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ (в ред. от 9.03.2010. № 24-ФЗ), Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ (в ред. от 19.05.2010. № 86-ФЗ), Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002г. № 794 (с изм. от 23 января 2007 г., 28 марта 2008 г.), Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство, утвержденного Приказом МВД России от 14 апреля 2003г. № 250.

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются также Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми на основании данных федеральных законов постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным выше федеральным законом, действуют правила международного договора.

Исследование, проведенное ВНИИ МВД России, показало, что основные трудности возникают с установлением признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 3221 УК РФ, а также при разграничении указанного преступления от смежных составов административных правонарушений: ст. 18.9 КоАП РФ («Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации») и ст. 18.15 КоАП РФ («Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства»).

Методика расследования организации незаконной миграции

Как следователи узнают об организации незаконного въезда на территорию Российской Федерации?

Специалисты проводят проверку предприятий, устанавливают, работают ли там мигранты и на каких основаниях; ищут подозрительные рекламные объявления, где предлагаются услуги по временной регистрации, трудоустройству за границей и т. д.

Выявив сомнительную работу какого-то предприятия (фирмы, организации), следователи проводят расследование, проходящее в несколько этапов. Специалисты анализируют документы, места, в которых могла организовываться незаконная миграция.

Они допрашивают подозреваемых в организации незаконной деятельности, свидетелей; проводят обыск помещений, различные экспертизы:

  • Осмотр транспортных средств, гаражей и других помещений, которые могут использоваться для проживания людей, незаконно пересекших территорию РФ.
  • Допрос – следователи собирают информацию от тех лиц, которые навели их на след преступника. Затем они допрашивают подозреваемого в присутствии свидетелей. Специалист получает ответы на такие вопросы: «По какой причине тот или иной человек решил пересечь границу с РФ, не имея на то законных оснований?», «Кто был организатором незаконного въезда людей?», «Сколько дней (месяцев) человек находится на территории РФ?» и т. д.
  • Обыск жилых домов на основании судебного разрешения или постановления следователя. Просто провести обыск какого-то подозрительного помещения специалист не может. Он должен быть уверен в том, что в конкретном месте находятся документы или предметы, которые могут помочь ему расследовать уголовное дело. Во время обыска дома, при наличии судебного постановления, следователь имеет право вскрывать дверные замки.
  • При обнаружении в помещении нужных документов, следователь делает их выемку. Но для этого ему предварительно нужно взять судебное разрешение. Если оно есть на руках, тогда следователь изымает различные проездные документы, служащие доказательством того, что человек незаконно пересек границу РФ; организационные документы предприятия, на котором незаконно работают мигранты; документы на аренду помещения, финансовые документы, заявления о приеме на работу и т. д.
  • Проведение технико-криминалистической экспертизы документов. Нередко при проверке документов следователь отдает подозрительные документы эксперту для проведения экспертизы, на основании которой определяется фиктивность того или иного документа, каким способом был изготовлен документ, как наносилась печать и т. д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *