Статья Как отразить резерв отпусков на счетах санкционирования?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья Как отразить резерв отпусков на счетах санкционирования?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Создание резерва на оплату отпусков является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Однако такое резервирование необходимо для равномерного распределения затрат на оплату отдыха сотрудников. В нашей статье обсудим правила создания и использования резерва.

На что повлиял новый стандарт

Федеральный стандарт «Выплаты персоналу» был утвержден приказом Минфина РФ от 15.11.2019 года № 184н для применения в органах власти и местного самоуправления, органах управления государственных внебюджетных фондов, получателей бюджетных средств, государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждениях. В соответствии с ним для госсектора были выделены две группы выплат: текущие и отложенные. Чем же они отличаются?

Текущие выплаты всегда имеют определенных срок исполнения, характеризуются конкретным размером и объектом их учета является отдельное денежное обязательство. А вот объектом отложенных выплат является отдельное обязательство перед физлицом, размер которого нужно рассчитать путем оценки обязательств на неопределенный период действия.

Как отразить в учете начисление и расходование резерва?

Напомним, что расходы казенного учреждения на выплату отпускных отражаются по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н). При этом следует учитывать код вида расходов:

  • в отношении работников, принятых по трудовому договору, — начисление отпускных осуществляется по коду вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений»;
  • в отношении служащих, с которыми заключен договор с нанимателем, — код вида расходов 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов»;
  • в отношении сотрудников, имеющих воинские звания, — код вида расходов 131 «Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания».

Для чего нужен резерв отпусков

ТК РФ предоставляет всем работникам права на ежегодный оплачиваемый отпуск. Каждый работодатель несет обязательные расходы на:

Компании и ИП планируют отдых всех сотрудников заранее. Для этого составляется особый документ — график отпусков. Продолжительность ежегодного отдыха для работников составляет 28 календарных дней, но для некоторых категорий предусмотрен удлиненный отпускной период (ст. 115 ТК РФ). Компенсация за не использованные работником отпускные дни выплачивается при увольнении.

Поэтому организации необходим запас денег, из которого будут выплачиваться не только отпускные или компенсации, но и взносы во внебюджетные фонды. Такой запас создается в текущем периоде, а используется в будущем. Например, создание резерва на оплату отпусков на 2021-й формировалось в 2020 году. А в текущем работодатели зарезервируют деньги на 2022 год.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали создание и восстановление резерва на оплату отпусков в налоговом учете. Используйте эти инструкции бесплатно.

Способы определения величины «отпускного» резерва

Порядок формирования резерва на оплату отпусков (методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 302.1 Инструкции № 157н).

Для расчета «отпускного» резерва можно использовать рекомендации Минфина, приведенные в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 (далее – Письмо № 02-07-07/28998). В нем предлагается оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время определять на последний день расчетного периода (месяца, квартала, года) исходя из представленных кадровой службой сведений о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату.

При этом формировать резерв следует отдельно по обязательствам:

на оплату отпусков работникам за фактически отработанное ими время;

на уплату начисленных с отпускных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование, обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В письме также приведены следующие методики определения резерва на оплату отпусков и страховых взносов.

Резерв на оплату отпусков

Можно рассмотреть несколько способов определения величины резерва на оплату отпусков.

Они будут рассмотрены ниже. Но в любом случае, сперва необходимо распределить всех работников организации по группам. Принцип следующий: в одну группу объединяются те работники организации, начисление заработной платы которым отражается на одном и том же счете учета затрат. Это значит, что работники основного производства, чья заработная плата начисляется по дебету счета 20 «Основное производство», будут объединены в одну группу, а работники, чья деятельность связана с продажей товаров, — в другую, если их заработная плата начисляется по дебету счета 44 «Расходы на продажу».

Далее можно переходить к одному из 3 предлагаемых способов определения размера резерва отпусков.

Резерв (кредитовое сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «») рассчитывается исходя из среднего дневного заработка каждого конкретного работника. Для этого на каждую отчетную дату (конец месяца, квартала или года, как определила организация) для каждой группы работников необходимо сделать следующее: Шаг 1.

Читайте также:  Отпуск ветеранам боевых действий в 2022 году: виды и порядок предоставления

Определить количество неиспользованных дней отпуска, включая дополнительный оплачиваемый отпуск, на которое имеет право каждый работник на эту отчетную дату. Шаг 2. Рассчитать каждого работника соответствующей группы.

Применяется общий порядок расчета среднего заработка для определения величины отпускных и .

Шаг 3. Рассчитать величину отпускных, причитающихся конкретному работнику на отчетную дату, с учетом взносов во внебюджетные фонды по формуле: Шаг 4. Сложить по всем работникам группы величину рассчитанных отпускных с учетом взносов во внебюджетные фонды.

Актуальные вопросы по формированию резерва предстоящих расходов

На вопросы отвечает Станислав Сергеевич Бычков, государственный советник РФ 3-го классаВопросСоздание резерва предстоящих расходов – это право или обязанность учреждения? Из положений п. 302.1 Инструкции № 157н[1] следует, что резерв предстоящих расходов создается в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения.

Данный документ не обязывает учреждения создавать такие расходы.

Он предоставляет возможность путем формирования резерва предстоящих расходов, списывать их равномерно в течение года на финансовый результат учреждения. Таким образом, с точки зрения норм Инструкции № 157н формирование резерва предстоящих расходов является правом, а не обязанностью учреждения. В то же время орган исполнительной власти, выполняющий функции учредителя, своим ведомственным нормативным актом может установить в отношении подведомственных учреждений обязанность по формированию резерва предстоящих расходов.

Например, Приказом Минздрава и ТФОМС Нижегородской области от 20.05.2014 № 1109/128-о

«О реализации пилотного проекта по внедрению принципа финансирования скорой медицинской помощи по подушевому нормативу в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи»

установлено, что учреждение, оказывающее скорую медицинскую помощь или имеющее в своем составе структурное подразделение скорой медицинской помощи, финансируемое по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи на застрахованных лиц, проживающих (имеющих постоянную регистрацию) в зоне его ответственности обязано за счет средств положительного финансового результата формировать резерв средств на предстоящие расходы на случай возникновения отрицательного финансового результата.ВопросСтатьей 324.1 НК РФ установлен порядок формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговом учете. Можно ли в учетной политике учреждения прописать, что такой же порядок действует при формировании резерва в бухгалтерском учете?

Пунктом 302.1 Инструкции № 157н установлено, что порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Таким образом, учетной политикой учреждения может быть установлен любой порядок формирования такого резерва, включая порядок, утвержденный НК РФ.ВопросМожет ли на конец финансового года иметься остаток средств на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»?

Все зависит от того, на какой период в учреждении формируется резерв.

Если резерв предстоящих расходов формируется на год (например, резерв на оплату отпусков), то по состоянию на 1-е число года, следующего за отчетным, резерва быть не должно. В случае если период предстоящих расходов формируется на период превышающий год, то на отчетную дату по счету 0 401 60 000 будет иметься показатель, который подлежит отражению в отчетных формах.

Возможность наличия показателя по этому счету в отчетных формах рекомендуем согласовать с учредителем.

Корректировка суммы резерва, путем доначисления и сторнировочных записей.

Резерв на оплату отпусков создается с целью зарезервировать средства для оплаты обязательств по предстоящим отпускам, которые не определены по времени исполнения. Например, если сотрудники не отгуливают отпуск вовремя.

Резерв на оплату отпусков создают все организации госсектора (письма Минфина России от 09.11.2016 № 02-06-10/65506, от 01.07.2016 № 02-07-05/38558, от 20.06.2016 № 02-07-10/36122). Порядок формирования резервов предстоящих расходов установите в учетной политике. В учетной политике по учреждению можно закрепить, что резерв на оплату отпусков создается в целом по учреждению.

Резерв на оплату отпусков рассчитывается как общее количество не использованных сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета умноженное на среднедневную зарплату по всем сотрудникам учреждения. Сумма резерва по страховым взносам рассчитывается аналогично резерву на оплату отпусков по учреждению.

Если по состоянию на 31 декабря 2017 года в учреждении есть сотрудники, за которыми числятся неиспользованные дни отпусков за предыдущие годы, то величина оценочного обязательства на оплату отпусков будет иметь значение. Если учетной политикой принято решение, что резерв на оплату отпусков создается по группам сотрудником, то при закрытии финансового года необходимо скорректировать суммы резерва, исходя из количества не использованных отпусков по каждой группе сотрудников. Обоснование Как рассчитать резервы предстоящих расходов в бухучете Как создать резервы предстоящих расходов Резервы предстоящих расходов формируйте на счете 401.60 «Резервы предстоящих расходов».

Прежде чем создавать резервы, решите:  какие резервы необходимы;  как оценивать созданные резервы;  когда отражать в учете создание и расходование сумм резервов;  какую применять аналитику счета 401.60 «Резервы предстоящих расходов». Порядок формирования резервов предстоящих расходов установите в учетной политике.

Также закрепите аналитические коды в счете по видам резервов. Например, для резерва на выплату отпусков – счет 401.61, для резерва на выплату по искам – счет 401.63.

Читайте также:  9. Расположение транспортных средств на проезжей части

Такой порядок – в пункте 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Проводки для операций с резервами смотрите в таблицах: для казенных, бюджетных, автономных учреждений.

О том, как отразить в учете отложенные обязательства по резервам предстоящих расходов, см.: – Как отразить в учете ПБС отложенные обязательства; – Как отразить в учете бюджетного (автономного) учреждения отложенные обязательства. Ситуация: обязано ли учреждение создавать резервы в бухучете Резерв на оплату отпусков и по претензионным требованиям создавайте.

Решение об остальных резервах принимайте самостоятельно. Но если есть прямое распоряжение учредителя на создание определенного резерва, то сформируйте и его. Резерв на оплату отпусков. Цель резерва – зарезервировать средства для оплаты обязательств по предстоящим отпускам, которые не определены по времени исполнения.

Резервы по претензионным требованиям и искам в учете

В бюджетном учете казенных учреждений формирование резервов по претензионным требованиям и искам отразите проводками:

Бухгалтерская запись

Первичные документы

Дебет

Кредит

Формирование

Резерв для оплаты обязательств по претензиям, предъявленным в адрес учреждения (в т. ч. оспариваемым в судебном порядке)

КРБ.1.401.20.290

КРБ.1.401.63.290

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Использование

Начислены расходы (расчеты по обязательствам), на которые ранее был создан резерв:

– при выплате по претензионным требованиям (искам)

КРБ.1.401.63*.290 КРБ.1.302.91.730

КРБ.1.401.63.290 КРБ.1.302.91.730

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

– по оплате других обязательств, в том числе признанных в судебном порядке, за счет резерва, созданного на эти цели

КРБ.1.401.60.2001

КРБ.1.302.ХХ.730
КРБ.1.303.ХХ.730

* Счет 401.60 приведен с аналитикой 401.63.

X – аналитический код группы синтетического счета объекта учета.

ХХ – соответствующие группа и вид кода синтетического счета.

На что повлиял новый стандарт

Федеральный стандарт «Выплаты персоналу» был утвержден приказом Минфина РФ от 15.11.2019 года № 184н для применения в органах власти и местного самоуправления, органах управления государственных внебюджетных фондов, получателей бюджетных средств, государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждениях. В соответствии с ним для госсектора были выделены две группы выплат: текущие и отложенные. Чем же они отличаются?

Текущие выплаты всегда имеют определенных срок исполнения, характеризуются конкретным размером и объектом их учета является отдельное денежное обязательство. А вот объектом отложенных выплат является отдельное обязательство перед физлицом, размер которого нужно рассчитать путем оценки обязательств на неопределенный период действия.

К ним относятся:

  • оплата основных и дополнительных отпусков сотрудникам за отработанное время;
  • компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудника или по заявлению;
  • страховые взносы, начисленные на вышеуказанные пункты.

Резерв на оплату отпусков в налоговом учете: практическое занятие

Общие положения о резерве

Организации, определяющие доходы и расходы для целей налогообложения прибыли методом начислений, вправе формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

Общие правила формирования резерва и списания за счет него расходов установлены статьей 324.1 НК РФ.

В налоговой учетной политике организации необходимо:

— закрепить норму о формировании резерва на оплату отпусков;

— определить порядок формирования резерва;

— ежегодно определять предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв путем составления специального расчета (сметы) в виде приложения к налоговой учетной политике.

Предельная сумма отчислений в резерв определяется как предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков (рассчитывается по графику отпусков), включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, в том числе от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.

Ежемесячный процент отчислений в резерв рассчитывается как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков (включая сумму страховых взносов) к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Конкретный размер отчислений в резерв определяется ежемесячно путем умножения месячной суммы фактических расходов на оплату труда на процент отчислений в резерв.

Суммы исчисленного резерва при определении налоговой базы учитываются в составе расходов по статье «Расходы на оплату труда». Фактические расходы на оплату отпусков в течение налогового периода списываются за счет созданного резерва.

По окончании календарного года производится инвентаризация резерва. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из:

— количества дней неиспользованного отпуска;

— среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных страховых взносов.

Излишне начисленная сумма резерва отражается в составе внереализационных доходов.

При недостаточности средств начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включает в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и, соответственно, сумму обязательных страховых взносов, по которым ранее не создавался резерв.

Резерв в части неиспользованных отпусков переходит на следующий налоговый период.

Составление сметы на предстоящий год

Для формирования резерва, прежде всего, необходимо определить плановый фонд оплаты труда и плановые расходы на оплату отпусков.

Плановый фонд оплаты труда на предстоящий год определим по штатному расписанию (см. таблицу 1). Он составляет 4 416 000 руб. (368 000 руб. х 12 мес.).

Предполагаемую (плановую) сумму на оплату отпусков на предстоящий год определим исходя из:

— общего количества дней отпуска по графику отпусков (см. таблицу 2);

— (и) среднедневного заработка для оплаты отпусков в целом по организации.

Для определения предельной суммы отчислений в резерв на предстоящий год к предполагаемой (плановой) сумме на оплату отпусков прибавим суммы страховых взносов по обязательному пенсионному, медицинскому и социальному страхованию.

Читайте также:  Cрок исковой давности задолженности по алиментам

В таблице 3 приведен пример расчета процента ежемесячных отчислений в резерв.

Таблица 3

Смета-расчет

отчислений в резерв на оплату отпусков на 2015 год

№ п/п Показатель Сумма, руб.
1 Годовой фонд оплаты труда (план) 4 416 000
2 Число работающих на предприятии (для которых рассчитан годовой фонд оплаты труда) 15
3 Среднедневной заработок по предприятию для расчета отпускных (стр. 1 : стр. 2 : 12 : 29,3) 837,32
4 Количество дней отпуска по графику отпусков 540
5 Плановые расходы на оплату отпусков (стр.3 х стр.4) 452 153
6 Общий тариф страховых взносов (с учетом страхования от несчастных случаев и профзаболеваний) 30,2%
7 Страховые взносы на оплату отпусков (стр.5 х стр.6) 136 550
8 Итого предельная сумма отчислений в резерв на оплату отпусков (стр.5 + стр.7) 588 703
9 Процент ежемесячных отчислений в резерв

(стр.8 : стр.1 х 100)

13,33%

Минфин об использовании счета 0 401 60 000

Как было отмечено выше, отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков, но, как правило, большая часть отпусков приходится на летний период (июнь – август), в связи с чем расходы, приходящиеся на эти месяца, резко возрастают. Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат деятельности образовательным учреждением может создаваться резерв предстоящих расходов. Виды расходов, по которым может формироваться резерв, перечислены в указанном пункте. Отметим, что в данный перечень включены расходы на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или выплату компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудников учреждения.

Разъяснения по вопросам формирования резерва на оплату отпусков Минфин дал в письмах от 07.03.2018 № 02‑07‑10/14688, от 20.06.2016 № 02‑07‑10/36122, от 14.01.2016 № 02‑07‑10/604, от 02.09.2015 № 02‑07‑05/
50540.

В письмах чиновники финансового ведомства отметили, что порядок формирования резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики.

С учетом изложенного, по мнению Минфина, формирование резервов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда (отложенные обязательства по оплате отпусков за фактически отработанное время), следует производить независимо от источника финансового обеспечения указанных выплат (см. Письмо № 02‑07‑10/604).

В Письме Минфина РФ от 05.06.2017 № 02‑06‑10/34914 говорится, что учреждения обязаны отражать на счете резерва предстоящих расходов обязательства по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время, включая платежи по обязательному социальному страхованию на данные выплаты. Свою позицию финансисты объясняют следующим.

Целесообразность резерва

Изменениями, внесенными вИнструкцию № 157н, введен новый синтетический счет бухгалтерского учета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом, на уровне нормативного акта закреплено право государственных и муниципальных учреждений создавать резервы предстоящих расходов, в том числе резервы на оплату отпусков.

В общем случае подобный резерв целесообразно формировать в случае, когда отпуска персоналу в течение календарного года предоставляются неравномерно: например, все или большая часть работников уходят в отпуск в летнее время – с мая по сентябрь. Вместе с тем при этом могут учитываться и иные факторы, в частности сезонность продаж учреждениями некоторых видов услуг (что обуславливает неравномерность поступления доходов) или специфика деятельности организации (например, в образовательных учреждениях большая часть отпусков приходится на летнее время, что связано с учебным процессом).

Создание резерва позволяет минимизировать расхождения в себестоимости оказываемых услуг (особенно в тех учреждениях, где удельный вес оплаты труда в себестоимости услуг является существенным). Поэтому второе условие, при котором создание резерва на оплату отпусков будет целесообразным, – формирование себестоимости реализуемых работ и услуг.

Нюансы налогообложения

Резерв наоплату отпусков может быть сформирован и в налоговом учете. Порядок его создания и использования регулируется нормами статьи 324.1 Налогового кодекса РФ. Причем резерв для целей налогообложения формируется независимо от того, имеется ли аналогичный резерв в бухучете. То есть резерв на оплату отпусков для целей обложения налогом на прибыль мог быть создан и в 2014 году.

Так как под налогообложение подпадают только суммы дохода по приносящей доход деятельности, создание резерва на оплату отпусков для целей налогообложения имеет смысл, по нашему мнению, только в отношении тех работников, которые получают оплату труда за счет собственных средств учреждения. Порядок налогового учета такого резерва аналогичен порядку бухучета резерва, созданного для целей бухгалтерского учета. Поэтому данные бухучета, как правило, могут быть перенесены в регистры налогового учета без дополнительных уточнений и корректировок. Особенность создания резерва для целей налогообложения – требование об обязательном составлении специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв (абз. 2 п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ). Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. В соответствии с пунктом 3 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. › /


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *