1.1. Понятие трудового права. Сфера действия норм трудового права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.1. Понятие трудового права. Сфера действия норм трудового права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принудительный труд запрещен в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, Конвенцией МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенцией МОТ № 105 об упразднении принудительного труда, а также в ст. 4 ТК РФ. Принудительный труд – работа под угрозой применения какоголибо наказания (насильственного воздействия).

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА.

Отрасль трудового права – совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности работников с определенными работодателем функциональными обязанностями, реализация которых обеспечивается особыми способами, которые входят в метод данной отрасли.

Определение отрасли трудового права должно указывать на особенности предмета и метода данной отрасли законодательства. Предметом любой отрасли права являются отношения, на регулирование которых направлены правовые нормы.

Отношения, для регулирования которых предназначены нормы трудового права, имеют свои особенности:

1) возникновени е этих отношений при выполнении человеком работы в интересах другого лица. В связи с чем одним из юридически значимых обстоятельств, позволяющих включить возникающие в процессе труда отношения в предмет трудового права, является участие в них двух или более субъектов;

2) возникновение данных отношений в процессе ивсвязи с трудовой деятельностью работников с определенными функциональными обязанностями;

3) отсутствие равноправия между участниками отношений, входящих в предмет трудового права.

Предмет отрасли трудового права представляет собой те отношения, которые регулируют нормы данной отрасли. В Трудовом кодексе зафиксированы следующие отношения.

1. Отношения по организации труда и управлению трудом.

2. Отношения по трудоустройству у данного работодателя.

3. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

4. Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

5. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

6. Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.

7. Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда.

8. Отношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.

9. Трудовые отношения в узком понимании.

В ст. 1 ТК РФ дан неисчерпывающий перечень отношений, составляющих предмет трудового права. В ней не указаны непосредственно трудовые отношения, о которых говорится во второй главе первого раздела Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Также нормы трудового права могут быть применены по аналогии и к другим отношениям.

МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА.

Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.

1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.

2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.

3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.

4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.

Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные.

Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:

А) трудоустройства;

Б) трудового договора;

В) рабочего времени, времени отдыха;

Г) оплаты труда; гарантийных, компенсационных выплат;

Д) дисциплины труда;

Е) материальной ответственности сторон трудового договора;

Ж) охраны труда.

РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ И ВЕРХОВНОГО СУДА РФ. В РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о проверке конституционности нормативных правовых актов различного уровня, дает обязательные для исполнения толкования Конституции РФ.

Отдельные нормативные правовые акты или их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента вынесения соответствующего решения Конституционным Судом. Причем орган, издавший такой акт, не может придать ему юридическую силу путем повторного принятия. Таким образом, Конституционный Суд РФ, давая обязательные для исполнения толкования Конституции РФ, фактически издает новые правила поведения. Ккомпетенции Конституционного Суда РФ отнесено и признание нормативных правовых актов неконституционными, что влечет утрату этими актами юридической силы. Данные полномочия позволяют сделать вывод овыполнении Конституционным Судом РФ не только правоприменительной, но и правотворческой функции.

Акты Конституционного Суда РФ после официального опубликования становятся источниками права, так как в них появляются новые правила поведения. Поэтому данные акты относятся к числу источников трудового права.

Акты Конституционного Суда РФ рассчитаны на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц, что служит основанием для их включения в число источников трудового права.

В связи с этим при возникновении аналогичных ситуаций Конституционный Суд РФ не выносит новое постановление, а применяет к возникшим отношениям положения вынесенных им актов. Следовательно, постановления и определения Конституционного Суда РФ являются нормативным правовым, а не индивидуальным актом, влекущим лишь изменение, установление или отмену прав и обязанностей конкретных лиц.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ также не могут быть отнесены к числу индивидуальных актов, поскольку они рассчитаны на неоднократное применение, в них даны обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения.

Однако не только постановления Пленума Верховного Суда РФ отвечают критериям нормативного правового акта. В гл. 24 ГПК РФ регламентировано производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части. Вынесение решения судом общей юрисдикции о признании нормативного правового акта недействующим означает, что он утратил силу. Поэтому при возникновении аналогичных ситуаций, связанных с применением отмененного судом общей юрисдикции нормативного правового акта, будет применяться судебное решение.

В данном решении в результате толкования норм права могут появляться новые правила поведения, которые рассчитаны на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

Метод трудового права

Метод трудового права, как комплекс мер регулирования трудовых отношений, выражается через нормы права и имеет свои особенности.

Читайте также:  Ответ недели: реорганизация в форме присоединения

Теория права имеет такие основные средства регулирования права, как нормативные акты, запреты и одобрения, а также такие методы, как императивное (властное) и диспозитивное (самостоятельное) регулирование. Все эти общие теоретические основы отражены в методе трудового права. Их особенность и признак от других отраслей права определяются юридическими положениями.

Замечание 2

Поскольку трудовые отношения включают в себя элементы собственности, управления и защиты характеристики каждого из этих элементов влияют на метод трудового права.

В трудовом праве замечается комплекс централизованного и децентрализованного управления.

Другой комментарий к статье 5 ТК РФ

§ 1. Данная статья посвящена источникам российского трудового права. Источники трудового права — это различные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

В комментируемой статье определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

§ 2. Предусмотренные в данной статье источники трудового права можно классифицировать по степени важности и субординации на федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 г. Он является кодифицированным источником трудового права. Его принятие закрепило сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования сферы труда и существенно повысило роль федерального кодифицированного акта в этой системе. Трудовой кодекс РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права.

§ 3. Необходимо отметить, что в связи с принятием Трудового кодекса РФ действующие в России федеральные законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, должны быть приведены в соответствие с настоящим Кодексом. Однако до их приведения они могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат ему. К таким законам можно отнести Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148) или Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741) и др.

§ 4. Самостоятельную группу иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют указы Президента Российской Федерации. Они не должны противоречить Трудовому кодексу, а также иным федеральным законам. В случае противоречия они не могут иметь юридической силы. Указы Президента РФ дают возможность оперативно решать вопросы правового регулирования трудовых отношений. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».

§ 5. Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства РФ. Главное правило таково, что постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям Трудового кодекса РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.

Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы трудового законодательства, принимаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации.

Чаще всего они принимаются для реализации положений Трудового кодекса и иных федеральных законов. Так, в развитие ст. 340 ТК РФ принято Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911 «О гарантиях и компенсациях работникам, направленным на работу в представительства Российской Федерации за границей» (СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5220).

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. утверждены Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия и Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373).

§ 6. Регулирование трудовых отношений осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств. Они не должны противоречить прежде всего Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Особое место среди федеральных органов исполнительной власти в сфере труда занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). Оно издает постановления и разъяснения о применении действующего трудового законодательства. Эти акты Минздравсоцразвития России обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями. Основная цель постановлений — обеспечивать единообразие решения вопросов, не имеющих каких-либо региональных особенностей.

§ 7. В системе источников следует отметить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в основе которых лежат нормы трудового права. Они действуют при условии, что не противоречат федеральному законодательству. В настоящее время расширяется сфера регионального законодательства вообще, и в частности в сфере трудового права. Эти региональные акты должны устанавливать более высокий уровень социальных гарантий в области трудового права.

§ 8. К источникам трудового права относятся акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с изменениями на 8 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; 2003. N 50. Ст. 4855). Однако данный Закон не устанавливает прямых полномочий самих органов местного самоуправления по принятию нормативных актов, регулирующих трудовые и иные непосредствен��о связанные с ними отношения.

Вместе с тем указанный выше Закон относит к предметам ведения местного самоуправления такие важные вопросы, как обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.

§ 9. Трудовой кодекс РФ устанавливает положение общего характера, на основе которого органы местного самоуправления вправе применять акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.

Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий.

К числу источников трудового права следует отнести и локальные нормативные акты (см. ст. 8 и комментарий к ней).

Отношения, которые непосредственно связаны с трудовыми

Данный вид отношений характеризуется тем, что они вытекают из трудовых и не могут функционировать отдельно. Их можно назвать также производными от трудовых отношений.

Данную группу общественных отношений содержит ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации, относя к ним отношения, связанные с:

  • организацией туда и управлением трудом;
  • трудоустройством у конкретного работодателя;
  • профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации;
  • социальным партнерством, ведением переговоров в коллективе, заключением соглашений и договоров;
  • участием работников и профсоюзов в собраниях по установлению условий труда и применению законов;
  • материальной ответственностью работодателя и работника;
  • государственным контролем (надзором), контролем профсоюзов за тем, чтобы соблюдалось законодательство в сфере труда и нормативно-правовые акты, которые содержат нормы трудового права;
  • разрешением трудовых споров;
  • обязательным социальным страхованием в тех случаях, когда это предусмотрено в законе.

Данная группа общественных отношений имеет и общие черты, и существенные различия, которые делают их самостоятельными. Но, так или иначе, эти отношения имеют непосредственную связь с применением труда работников по найму.

Источники трудового права

Они различаются в зависимости от юридических форм, в которых воплощены общеобязательные предписания и прочие правила, исходящие от государства. Источники трудового права представляют собой особые акты. В качестве них выступают законы, постановления, указы и прочие положения. Они призваны регулировать трудовые и связанные с ними непосредственно либо производные от них отношения. К данной категории относят также и локальные акты самих нанимателей и работников. В данном случае речь идет непосредственно о трудовом договоре, который заключается при приеме на предприятие. К рассматриваемой категории относят и разного рода соглашения, принимаемые на разных уровнях (от генерального до тарифного). Они основываются на двустороннем сотрудничестве с организациями нанимателей и работников через их представителей, на трехстороннем – при участии органов госуправления. Указанные соглашения и коллективный договор именуют еще социально-партнерскими актами.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в забайкальском крае в 2021 году

Виды трудовых отношений

Базовую часть предмета правового регулирования трудового права представляют трудовые отношения, среди которых следует особо выделить такие разновидности, как:

  • трудовые отношения по основному месту работы;
  • трудовые отношения на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
  • трудовые отношения на временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
  • трудовые отношения на сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
  • трудовые отношения работников, работающих у работодателей — физических лиц1 (гл. 48 ТК РФ);
  • трудовые отношения при выполнении работы на дому (гл. 49 ТК РФ);
  • трудовые отношения на государственной службе;
  • трудовые отношения отдельных категорий работников (спортсменов, работников в представительстве РФ за границей и др.).

Второй составляющей предмета правового регулирования трудового права являются отношения, непосредственно связанные с трудовыми (производные от трудовых). Эти отношения базируются на трудовых и не могут существовать оторванно от них.

Ежегодник российского образовательного законодательства

Вышел 15 Том Ежегодника, в котором опубликованы статьи по развитию системы непрерывного образования, по цифровизации в образовательной сфере, по вопросам связанным с онлайн-образованием, по особенностям приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, по международно-правовому регулированию сферы образования и многим другим актуальным вопросам. Подробнее…

Внесены изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В образовательное законодательство Российской Федерации введено понятие «просветительская деятельность». Подробнее…

Проведение интернет-конференции

16 апреля 2021 г. состоялась интернет-конференция по вопросам законодательства и правоприменительной практики законодательства, регулирующего образовательные отношения. Подробнее…

5-е заседание Дискуссионно-аналитического клуба по вопросам языковой политики

16 февраля 2021 г. состоялось 5-е заседание Дискуссионно-аналитического клуба по вопросам языковой политики. С докладом на тему «Аналитический обзор языкового законодательства Российской Федерации и предложения по выбору наиболее актуальной модели языковой политики нашей страны» выступил ведущий научный сотрудник Центра Дмитрий Владимирович Бондаренко.

О переводе образовательных организаций на дистанционное обучение

Рособрнадзор разъяснил порядок перевода образовательных организаций на дистанционное обучение

Федеральный перечень учебников

Утвержден федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ

С 1 сентября 2021 года вступили в силу изменения в статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в силу которых обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований

Судебная практика

В разделе «Судебная практика» размещен аналитический обзор судебной практики по вопросам, касающимся трудовых отношений педагогических работников (на уровне общего образования)

Законодательство об образовании

В раздел, посвященный кодификации законодательства об образовании, добавлены кодексы и базовые законы об образовании Республики Беларусь, Республики Молдовы, Кыргызской Республики и Украины с учетом последних изменений и дополнений.

Актуальная тема

О соотношении «внеочередного», «первоочередного», «преимуществен­ного» прав на прием в образовательные организации, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования и начального общего образования. Подробнее…

Трудовые отношения педагогических работников

По заказу Минпросвещения России в 2021 году Центром был подготовлен анализ правоприменительной практики субъектов РФ в сфере трудовых отношений педагогических работников. Подробнее…

Актуальная тема

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие в настоящее время изменения в общественных отношениях, развитие средств коммуникации, использование новых информационных технологий требуют повышения коммуникативной компетенции школьников. Подробнее…

Круглый стол

18 октября 2021 года в Москве (отель Holiday Inn Tagansky) прошел Круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития образовательного права». Подробнее…

Актуальная тема

В кратком обзоре о проблемах правового регулирования отношений в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, борьбы с безнадзорностью и обеспечения прав несовершеннолетних на благополучное и безопасное детство сформулированы некоторые предложения по совершенствованию законодательства. Подробнее…

Актуальная тема

Договор о целевом приеме между образовательной организацией и гражданином с 1 января 2021 года не заключается. Подлежит заключению только договор о целевом обучении между заказчиком обучения и гражданином. При этом заключению договора о целевом обучении предшествует издание распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Подробнее…

Актуальная тема

Что надо знать о правах, обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, а также обеспечению прав и законных интересов детей. Подробнее…

Итоги юридического форума «Право для школьников»

Завершился юридический форум для учащихся общеобразовательных организаций Республики Дагестан «Право для школьников», который проходил с 19 по 21 декабря 2021 года на базе Дагестанского института развития образования.

Участниками трех дней форума стали около 2000 старшеклассников и студентов профессиональных образовательных организаций Республики Дагестан. Подробнее…

Актуальная тема

В настоящее время реальностью стали новые формы противоправных деяний, сущность которых заключается в оказании влияния на сознание ребенка и мотивацию его поведения посредством распространения информации по сетям телекоммуникации, которые не были своевременно оценены криминологами и по факту приняли широкий масштаб, оказавшись вне правовой оценки. Подробнее…

С 8 февраля вузы возвращаются к традиционному формату обучения

Вышел приказ, предписывающий руководителям вузов, подведомственных Минобрнауки России, организовать возвращение к обучению в традиционном формате по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора, а также особенностей распространения коронавирусной инфекции в конкретном регионе.

Принципы трудового права

Это основные идеи, которые нашли отражение и закреплены в основных законах о труде. В РФ это – ТК РФ. Существует 19 принципов трудового права. Часть из них регламентирована МОТ, а часть — Конституцией РФ.

МОТ закрепила следующие принципы:

  • свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
  • запрет на применение всех форм принудительного или обязательного труда;
  • запрет на детский труд;
  • запрет на дискриминацию в области труда и занятий.

В Конституции закреплены следующие основные принципы:

  • запрет на проявление любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19);
  • ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, в том числе работника (ст. 21);
  • сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
  • каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30);
  • гарантия на свободу труда (п. 1 ст. 37);
  • принудительный труд запрещён (п. 2 ст. 37);
  • обеспечивается труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37);
  • гарантия на оплату труда (п. 3 ст. 37);
  • право на отдых гарантируется установленной федеральным законом продолжительностью рабочего времени, выходных, праздничных дней и оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37);
  • обеспечивается право каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту (ст. 46).

В России действуют также и межотраслевые принципы трудового права:

  • принудительный труд в России, также как и дискриминация по любым признакам в сфере труда запрещены;
  • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • каждому работнику гарантирована защита его прав и свобод со стороны государства, в том числе и судебная защита;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;
  • обеспечение права на охрану здоровья.
Читайте также:  Пособие на третьего ребенка в 2022 году

Трудовое право: общая характеристика и основы правового регулирования профессиональной деятельности в РФ

Понятие «трудовое право» уже говорит нам о том, что речь пойдет о правоотношениях в трудовой сфере.

В целом право определяют как совокупность выработанных норм поведения людей в определенных общественных отношениях. Право предписывает допустимые действия, запрещенные действия и их границы.

Отталкиваясь от этого определения, трудовое право регулирует не сам труд, а поведение человека в процессе труда.

Характер труда бывает разным, трудом является работа по профессии, работа на садовом участке – тоже труд, ученик, делающий уроки трудится. Не все виды труда регулируются правом.

Учитель должен вовремя приходить на работу, выполнять должностные обязанности и указания начальства, за свой труд он получает заработную плату. Эти отношения регулируются трудовым правом.

А работа на дачном участке данным правом не регулируется, человек сам решает сколько времени ему трудиться, сколько отдыхать, за этот труд он не получает заработную плату.

Некоторые отношения, связанные с трудом, регламентируются другими отраслями права. Писатель, пишущий по заказу издательства, заключает авторский договор, такие отношения регламентируются гражданским правом. Труд заключенных, находящихся в местах лишения свободы, регламентируется уголовно-исполнительным правом, труд военнослужащего регулирует административное право.

Комментарии к статье:

§ 1. Данная статья посвящена источникам российского трудового права. Источники трудового права — это различные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
В комментируемой статье определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

§ 2. Предусмотренные в данной статье источники трудового права можно классифицировать по степени важности и субординации на федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 г. Он является кодифицированным источником трудового права. Его принятие закрепило сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования сферы труда и существенно повысило роль федерального кодифицированного акта в этой системе. Трудовой кодекс РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права.

§ 3. Необходимо отметить, что в связи с принятием Трудового кодекса РФ действующие в России федеральные законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, должны быть приведены в соответствие с настоящим Кодексом. Однако до их приведения они могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат ему. К таким законам можно отнести Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148) или Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741) и др.

§ 4. Самостоятельную группу иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют указы Президента Российской Федерации. Они не должны противоречить Трудовому кодексу, а также иным федеральным законам. В случае противоречия они не могут иметь юридической силы. Указы Президента РФ дают возможность оперативно решать вопросы правового регулирования трудовых отношений. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».

§ 5. Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства РФ. Главное правило таково, что постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям Трудового кодекса РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы трудового законодательства, принимаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации. Чаще всего они принимаются для реализации положений Трудового кодекса и иных федеральных законов. Так, в развитие ст. 340 ТК РФ принято Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911 «О гарантиях и компенсациях работникам, направленным на работу в представительства Российской Федерации за границей» (СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5220).
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. утверждены Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия и Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373).

§ 6. Регулирование трудовых отношений осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств. Они не должны противоречить прежде всего Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Особое место среди федеральных органов исполнительной власти в сфере труда занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). Оно издает постановления и разъяснения о применении действующего трудового законодательства. Эти акты Минздравсоцразвития России обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями. Основная цель постановлений — обеспечивать единообразие решения вопросов, не имеющих каких-либо региональных особенностей.

§ 7. В системе источников следует отметить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в основе которых лежат нормы трудового права. Они действуют при условии, что не противоречат федеральному законодательству. В настоящее время расширяется сфера регионального законодательства вообще, и в частности в сфере трудового права. Эти региональные акты должны устанавливать более высокий уровень социальных гарантий в области трудового права.

§ 8. К источникам трудового права относятся акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с изменениями на 8 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; 2003. N 50. Ст. 4855). Однако данный Закон не устанавливает прямых полномочий самих органов местного самоуправления по принятию нормативных актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Вместе с тем указанный выше Закон относит к предметам ведения местного самоуправления такие важные вопросы, как обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.

§ 9. Трудовой кодекс РФ устанавливает положение общего характера, на основе которого органы местного самоуправления вправе применять акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.
Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий.
К числу источников трудового права следует отнести и локальные нормативные акты (см. ст. 8 и комментарий к ней).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *