Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативы потребления при отсутствии приборов учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.
Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:
- Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
- Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
- Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.
Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.
Электросчетчика совсем нет: как платить за электричество?
Конечно, приборами учета электричества стали оборудовать жилье очень давно (массово еще в советские времена), однако и по сей день можно встретить помещения, где таких счетчиков нет. Часто такое встречается в квартирах, переделанных из бывших общежитий и пр.
При отсутствии в квартире/доме электросчетчика, плата за электричество взимается по нормативу. Методика расписана в п.42 Правил. Здесь в учет берется З показателя, а именно:
- число лиц, которые постоянно/временно проживают в конкретном помещении;
- норматив потребления электричества (устанавливается отдельно для каждого региона страны органами местной власти);
- тариф на электричество, который применяется для конкретного типа потребителей.
Перемножая эти значения, получается та сумма, которая выставляется абоненту для оплаты.
Если рассматривать насколько такой платеж будет выгоден, следует учитывать количество официально зарегистрированных в квартире/доме лиц:
- если в квартире/доме проживает фактически людей больше, чем зарегистрировано, то оплачивать электричество по нормативу может быть выгоднее;
- если в квартире/доме лиц, проживающих фактически меньше, чем зарегистрировано официально, то оплачивать электроэнергию выгоднее по показаниям электросчетчика.
Для большей конкретики целесообразно найти решение тарифного органа (в регионе проживания), которым нормы потребления утверждены.
Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.
Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.
Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.
Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.
Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.
Плюсы и минусы установки счетчика воды
Если в квартире нет счетчиков, плату за коммунальные услуги начисляют по нормативам, а к стоимости ЖКУ применяют повышающий коэффициент 1,5. То есть тариф за свет и воду увеличивается в 1,5 раза.
Компания-поставщик может увеличить норму, но не более, чем в 2 раза. Но на это они должны иметь веские основания.
Магнитогорск. Перепечатка и цитирование материалов разрешены только при условии ссылки на данный сайт.
В Москве и Московской области действуют классические нормативы – 6,7 для холодной воды и 4,7 для горячей.
Таким образом, расчет платы каждым собственником квартиры за использование электроэнергии в помещениях общего пользования, не оборудованных приборами учета, должен учитывать нераспределенное количество электричества внутри дома, с учетом отношения площадей квартиры и всего дома.
Нормативы потребления электрической энергии 2021
Нормативы потребления электроэнергии, кВт ч. в месяц на 1 человека
в жилых помещениях многоквартирных домов, оборудованных электроплитами
Количество комнат в жилом помещении | Норматив, кВт·ч в месяц на 1 человека | ||||
Количество человек, проживающих в жилом помещении | |||||
1 чел. | 2 чел. | 3 чел. | 4 чел. | 5 и более чел. | |
Без учета повышающего коэффициента | |||||
1 | 156 | 97 | 75 | 61 | 53 |
2 | 184 | 114 | 88 | 72 | 62 |
3 | 201 | 125 | 96 | 78 | 68 |
4 и более | 213 | 132 | 102 | 83 | 73 |
С учетом повышающего коэффициента (1,5) | |||||
1 | 234 | 146 | 113 | 92 | 80 |
2 | 276 | 171 | 132 | 108 | 93 |
3 | 302 | 188 | 144 | 117 | 102 |
4 и более | 320 | 198 | 153 | 125 | 110 |
Нормативы потребления водных ресурсов были введены правительством страны с целью мотивации людей устанавливать счетчики. Ведь они значительно завышены и большинство жильцов расходует гораздо меньше воды. Например, согласно нормативу за месяц один жилец потребляет 6,935 куб.м или 200 литров в сутки холодной воды. Стандартная ванна вмещает 250 л воды. Не все люди ее принимают ежедневно. Даже, если мыть посуду и руки, стирать вещи в стиральной машинке, принимать душ, не расходуется 200 литров. Норма была определена с учетом естественных нужд, приведенных ниже в таблице.
На что расходуется вода | Единица измерения | Затрачиваемый объем в литрах |
Мытье в душе | сутки | 30 |
Бритье, умывание, прочие ежедневные потребности | неделя | 200 |
Спуск воды с бачка унитаза | день | 200 |
Прием ванны | неделя | 400 |
Мытье посуды, готовка еды, влажная уборка | неделя | 500 |
Но фактически одному человеку в месяц достаточно 4,5 куб.м воды. По закону коммунальщики вправе повышать утвержденный норматив до двух раз с целью перекрытия расходов. В этом случае платить за горячую и холодную воду приходится еще больше.
Муниципалитету выгодно, чтобы граждане страны устанавливали водомеры. Поскольку в квартире или загородном доме может быть зарегистрировано одно количество человек, а по факту жить гораздо больше. В подобном случае реальное водопотребление возрастает в 3-4 раза. Нормативы позволяют полностью покрыть этот перерасход и избежать финансовых трат муниципальным органам.
Сколько составляет норматив на 1 человека в 2022 году?
Это исключительно региональная цифра, которая отличается в зависимости от нескольких факторов. Если рассматривать наиболее крупные города РФ, то на 2022 год показатели следующие:
Город | Один проживающий с газовой плитой | Один проживающий с электроплитой | Семья с газовой плитой | Семья с элеткроплитой |
Москва | 50 | 80 | 45 | 70 |
СПб | 78 | 111 | 48 | 63 |
Челябинск | 100 | 180 | 90 | 130 |
Ростов | 113 | 182 | 82 | 90 |
Владимир | 100 | 190 | 75 | 130 |
Краснодар | 97 | 147 | 60 | 95 |
Екатеринбург | 102 | 160 | 63 | 100 |
Кроме того, имеется коэффициент, который отличается в зависимости от причины расчета тарифов по нормативу. Самый большой коэффициент в случае, если счетчик умышленно сломан или электроэнергия подключена так, что минует прибор учета.
Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива
Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.
Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.
В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:
- жилой и нежилой площади квартиры;
- числа прописанных на жилплощади;
- принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
- использования электрической печи для приготовления пищи;
- способа отопления;
- нахождении жилья в городе или сельской местности.
Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.
Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):
- для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
- семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.
Показатели, которые влияют на величину норматива
На размер начисления норматива влияют показания, к которым относят:
- количество граждан, временно или постоянно проживающих на данной жилплощади;
- наличие льгот;
- установленный регионом норматив;
- применяемый тариф.
Справка! Если согласно техприсоединению у объекта нет возможности установить электросчётчик, то повышающий коэффициент не применяется. Это правило также относится к ветхому и аварийному жилью.
Установленный норматив зависит от некоторых факторов:
- Наличие или отсутствие электроплиты.
- Регион нахождения объекта.
- Сельская или городская черта.
- Наличие у потребителя социальной нормы, то есть льготы.
Нормативы потребления электроэнергии в частном доме
Жилые дома в основном отапливаются за счёт электрокотлов, потребляющих значительное количество энергии. Для того чтобы определить норматив для своего объекта, нужно посмотреть в техусловия. В них указывается мощность и часы работы отопительной системы.
Если в доме отсутствует электросчётчик, то для определения общего количества потреблённого ресурса нужно сложить количество энергии, ушедшей на бытовые нужды, и электричества, потраченного на отопление.
Важно! Если у Вас установлен электросчётчик, но контролёр не смог дважды снять с него показания, то составляется акт отказа. После этого в течение 3 месяцев оплата будет проводиться по средним показателям, а после — по нормативу.
Действующими законодательными документами четко определяются нормативы, согласно которым осуществляется расчет тарифов на потребление электричества. Средне в месяц на человека тратиться 350 киловатт в час – это государственный показатель.
А стоимость 1 кВт составляет 3 рубля. Государственные власти придерживаются мнения о том, что установленные социальные нормы оказывают стимулирующие действия к установке счётчика.
Размер данной выплаты может изменяться в большую или меньшую сторону.
Так, социальная норма потребления электроэнергии напрямую зависит от факторов, приведенных в таблице ниже.
Климатические особенности региона | — |
Месторасположение частного дома или квартиры | Город либо другие населённые пункты |
Разновидность плиты | Газовая или электрическая |
Водонагревающие приборы | Установлены или нет |
Изношенность жилого фонда | — |
Количество прописанных жильцов | На одной жилплощади |
Количество комнат | Квартиры или частного дома |
Что делать, если счетчик не работает?
Проплата за услуги электроэнергии должна осуществляться регулярно. Для этого, своевременно должны передаваться данные с учетных приборов в управляющие компании.
Если они не будут переданы вовремя, то для расчета тарифа будет применяться социальный норматив потребления электричества.
В ситуации, когда учетный прибор пришел в неисправное состояние, оплата производится по следующему алгоритму:
- Первоначально подается заявление в компанию, предоставляющую услуги энергоснабжения, либо вызывается на дом её представитель, который составляет акт неисправности;
- Признание прибора неисправным осуществляется с даты подачи документов, либо получения акта освидетельствования;
- При невозможности определить точно число поломки, расчет производится с месяца начала неисправности;
- Производится оплата, взяв за основу среднемесячное начисление тарифа электричества.
Тарифы и нормативы для физических лиц
- Тарифы
- Тарифы по отраслям
- Тарифы по странам и регионам
- Тарифы по годам
- Пошлины — Сборы — Пени
- Реестр
- Льготы — Субсидии — Компенсации
- Все блоги
- Колонка редактора
- Блоги пользователей
- Это полезно знать
- Видео
- Жалобная книга
- Добавить запись в жалобную книгу
- Тарифы — розничные цены на природный газ для населения Владимирской области, действующие в 2021-2022 году
- Тарифы на электроэнергию для населения Владимирской области, действующие с 1 января 2022 года
- Тарифы на электроэнергию для населения Владимирской области, действующие с 1 июля 2021 года
- Тарифы на электроэнергию для населения Владимирской области, действующие с 1 января 2021 года
- Тарифы — размер взноса на капитальный ремонт для населения Брянской области, действующие в 2021 году
- Тарифы — розничные цены на природный газ, реализуемый потребителям Брянской области, действующие в 2021-2022 году
В г. Екатеринбург представлены следующие тарифы ЖКХ:
- Водоотведение2021 год2020 год2019 год2018 год
- Горячая вода2021 год2020 год2019 год2018 год
- Природный газ2021 год2020 год2019 год2018 год
- Сжиженный газ2021 год2020 год2019 год2018 год
- Твердое топливо2021 год2020 год2019 год2018 год
- Тепловая энергия2021 год2020 год2019 год2018 год
- Холодная вода2021 год2020 год2019 год2018 год
- Электроэнергия2021 год2020 год2019 год2018 год
В Российской Федерации за цены на тарифы ЖКХ отвечает Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). В каждом субъекте Российской Федерации существует комитет по тарифам. В обязанности комитета по тарифам в г. Екатеринбург входит:
- утверждение норм потребления коммунальных услуг;
- регулирование цен на тарифы в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, а также цен на природный газ и твердое топливо, реализуемое населению.
Важно обратить внимание на то, что цена на один и тот же тариф ЖКХ в г. Екатеринбург может отличатся. Это зависит от Регулируемой организации.
- автодорога. ЕКАД
- автодорога. Екатеринбург — аэропорт Кольцово
- пгт. Широкая Речка
- п. Гора Хрустальная
- п. Палкинский Торфяник
- п. Перегон
- п. Светлая Речка
- п. Лиственный
- п. Медный
- п. Мичуринский
- п. Московский
- п. Северка
- тер. Урочище Шпаньковское
- п. Совхозный
- дп. Арамиль
- п. Речной
- п. Исток
- п. Ржавец
- мкр. Компрессорный
- п. Кольцово
- рзд. Глубокое
- п. Уралниисхоз
- мкр. Птицефабрика
- п. Мостовка
- ст. Арамиль мельзавод
- п. Лечебный
- п. Глубокое
- п. Семь Ключей
- п. Молебка
- п. Сулимовский Торфяник
- п. Приисковый
- п. Сысерть
- п. Шабровский
- п. Садовый
- п. Березит
- п. Козловский
- п. Ягодный
- с. Горный Щит
- с. Верхнемакарово
- п. Зеленый Бор
- п. Полеводство
- п. Широкая Речка
- п. Хутор
- п. Чусовское Озеро
- п. Шувакиш
Тарифы
- Москва
- Санкт-Петербург
- Новосибирск
- Екатеринбург
- Нижний Новгород
- Казань
- Челябинск
- Омск
- Самара
- Ростов-на-Дону
Причины введения нормы
Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.
В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.
Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.
Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.