Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Ответственность за нарушение ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» «Обязательный аудит»
Нарушение | Последствия нарушения | Ссылки |
Не проведение обязательного аудита отдельными организациями Отсутствие обязательного аудиторского заключения | административная ответственность должностных лиц: штраф дисквалификация | ст. 15.11 КоАП РФ |
проведение проверок направление предписаний применение иных мер Банком России (в случае не проведения обязательного аудита кредитной организацией) | ст. ст. 73, 74 ФЗ «О ЦБ РФ» | |
Непредставление или представление недостоверных сведений о результатах обязательного аудита в ЕФРСФДЮЛ | административная ответственность должностных лиц: штраф дисквалификация | ч. 7, 8 ст. 14.25 КоАП РФ |
проведение проверок направление предписаний применение иных мер Банком России (в случае непредставления сведений кредитной организацией) | ст. ст. 73, 74 ФЗ «О ЦБ РФ» | |
Заключение договора о проведении обязательного аудита без проведения открытого конкурса в предусмотренном 44-ФЗ порядке и/или реже чем каждые 5 лет | признание сделки недействительной, применение последствий недействительной сделки возврат неосновательного обогащения с уплатой процентов (при не равноценности взаимных предоставлений сторон по недействительной сделке) | ст. 168 ГК РФ ст. 167 ГК РФ п. 55 ПП ВС РФ от 24.03.2016 N 7 ст. 1102 ГК РФ ст. 395 ГК РФ |
обжалование неправомерных действий | ч. 15.1 ст. 99, ч. 1 ст. 105 44-ФЗ (для заказчиков по 44-ФЗ) ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» (для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ) п. 4 Письма Минфина N 24-04-06/3691, ФАС N РП/4072/18 от 24.01.2018 | |
проведение внеплановой проверки | ч. 15 ст. 99 44-ФЗ (для заказчиков по 44-ФЗ) п. 11 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» (для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ) | |
выдача предписания об устранении нарушений | п. 2 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ (для заказчиков по 44-ФЗ) пп. «а» п. 3.1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» (для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ) | |
приостановка заключения контракта (для заказчиков по 44-ФЗ) | ч. 7 ст. 10644-ФЗ | |
приостановка процедуры закупки: для заказчиков по 223-ФЗ лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ и 44-ФЗ | ч. 11 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» | |
проведение прокурорской проверки |
|
Аудит и обязательный аудит
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.
Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.
С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.
Аудит и обязательный аудит
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.
Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.
С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.
Как написать письмо в Росстат об отсутствии выводов аудитора?
Если вы на протяжении отчетного периода не осуществляли хозяйственную деятельность и не получали доходы, нужно отправить письмо в Росстат об отсутствии аудиторского заключения. Письмо можно отправить на электронный адрес ведомства или Почтой России.
К форме письма не установлены строгие требования — достаточно написать его на бланке с реквизитами юридического лица. В шапке заявления указывают наименование получателя (им будет статведомство), наименование отправителя, адрес, ОКВЭД. В основной части уведомляют Росстат о том, что у организации отсутствуют условия, установленные ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности».
В органы статистики помимо бухгалтерской отчетности необходимо подавать аудиторское заключение. Несоблюдение этого требования чревато штрафными санкциями.
С 28 ноября 2020 г. вступили в силу поправки в ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ). Ведена часть 7.1 ст. 13, согласно которой бухгалтерская отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа с электронной подписью.
При этом, организация может формировать свою бухгалтерскую отчетность только в электронном виде, без составления бумажного экземпляра уже за 2020 год.
Как выбрать аудиторскую фирму
При выборе аудиторской фирмы у собственников ООО есть два пути: обратиться к организации и физическому лицу. И те и другие должны входить в саморегулируемую организацию аудиторов и иметь право на такой вид деятельности. Индивидуальный аудитор-физлицо должен дополнительно иметь квалификационный аудиторский аттестат.
Другой критерий – стоимость услуг. Чтобы оценить адекватность формирования цены и сравнить с другими предложениями, заказчику важно понимать, как сформирована стоимость договора. Оценить прайс-лист компании и подготовиться к аудиторской проверке помогут специалисты
При подборе кандидата необходимо также обращать внимание на срок работы на рынке, наличие солидной клиентуры, отзывов и разнообразие оказываемых услуг в целом. Значимый фактор – страхование ответственности исполнителя в случае, если аудируемому субъекту причинен вред или по результатам проверки получен ущерб.
Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита — обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2020 году, расскажем в нашей консультации.
Когда аудит становится обязательным
Обязательному аудиту подлежат отдельные типы организаций вне зависимости от организационно-правовой формы. К числу таких организаций, в частности, относятся:
— акционерные общества (в том числе ЗАО);
— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
— жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
— застройщики (ст.18 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ);
— организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
— негосударственным пенсионным или иным фондом;
Полный перечень организаций, которые обязаны проводить аудиторскую проверку, опубликован на сайте Минфина РФ.
Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности
Обязательный вариант проверки требуется для установленного перечня организаций и образований. По статье 5 ФЗ № 307-ФЗ к таким организациям относятся:
- акционерное общество;
- госкомпания, корпорация или ФГУП;
- компания публично-правового типа;
- организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;
- микрофинансовые объединения;
- фонды негосударственного типа, которые занимаются пенсионным обеспечением и иными услугами;
- участник с деятельностью на рынке ценных бумаг, аналогичных активов, а также юрлица, которые предоставляют торговые площадки;
- компания, занимающаяся управлением акционерными инвестиционными фондами.
В ряде случаев проверка необходима для политических партий и объединений.
Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита
Следующим шагом будет проверка первичной документации, устава предприятия, регистров бухучета и порядок осуществления учета организации. Все полученные сведения обрабатываются и соотносятся с нормами действующего законодательства. При обнаружении недочетов формируются рекомендации по их ликвидации.
Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):
Статья 5 № 307-ФЗ содержит перечень критериев организаций, подлежащих обязательному аудиту. Расширяет его информация Минфина, которая публикуется ежегодно, но не является нормативно-правовым актом.
По итогам 2018 года таких критериев набралось 73, в том числе:
- По публично-правовой форме:
- акционерные общества;
- общества с государственной долей, превышающей четверть;
- государственные унитарные предприятия;
- фонды (кроме внебюджетных);
- государственные корпорации и компании;
- публично-правовые компании.
- По финансовым показателям:
- объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
- стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
- По видам деятельности:
- банковские и кредитные;
- страховые;
- клиринговые;
- микрофинансовые;
- СРО;
- участники рынка ценных бумаг;
- организаторы торгов;
- депозитарии;
- инвестиционные фонды;
- политические партии;
- застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
- региональные операторы в сфере ЖКХ;
- туроператоры.
На компанию, которая обязана публиковать консолидированную финансовую отчетность, но не сделала этого, тоже могут возложить ответственность за отсутствие аудиторского заключения.
Также Минфин приводит список конкретных организаций, которые должны проходить независимые аудиторские проверки и получать официальные заключения. На сегодняшний день в нем 18 наименований.
Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица:
- налоговых органов (пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП);
- органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп.11 п.2 ст.28.3 КоАП);
- Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп.3 п.5 ст.28.3 КоАП).
За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):
- от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
- от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).
При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).
Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.
Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.
Предусмотренные наказания:
первичное | повторное | |
для компании/фирмы | 3-5 тыс. руб. | 5-10 тыс. руб. и до 20 тыс. руб. |
для главного бухгалтера (или иного ответственного лица) | 300-500 руб. | лишение права занимать аналогичные должности в течение 1-2 лет |
Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.
Важный момент: наложение санкций не избавляет от требования выполнить проверку уже после выявления нарушения сроков и представить в ИФНС аудиторское заключение.
Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2021 году
Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России). За нарушение этого требования наступает ответственность:
- по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения – штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
- по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита – штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
- по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества – штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).
Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.
По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.
Возврат к списку
Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.
Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).
Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 г. №А55-24924/2015).
Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).
Важно!
С 10 апреля 2016 г. вступили в силу поправки в ст.15.11 КоАП, в которой предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).
Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица:
-
налоговых органов (пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП);
-
органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп.11 п.2 ст.28.3 КоАП);
-
Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп.3 п.5 ст.28.3 КоАП).
За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):
- от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
- от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).
При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).
Данный вид аудита необходим для таких юридических лиц:
- объем денежных средств в компании превышает 400 миллионов рублей или баланс выручки превышает 60 миллионов;
- акционерных обществ;
- ООО;
- организационно-правовых компаний;
- для иных юридических лиц, которые занимаются определенным видом аудиторской деятельности (критерии установлены в законодательстве).
Проведенные исследования доказали, что для эффективного проведения обязательного аудита лучше всего использовать несколько этапов. Для этого имеется ряд оснований.
Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в 2020 году
Для осуществления аудита необходимо провести небольшую подготовительную работу. Заключается она в разработке стратегии и определении графика будущей проверки. Фирма, осуществляющая аудит, должна вместе с клиентом составить план и сформировать группу, которая и будет проводить проверку.
Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней. Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.
Ранний вызов проверяющих в компанию создаст рабочему процессу дополнительную нагрузку, которая и так велика, ведь финансисты в этот период времени должны кропотливо оформлять отчет за целый год работы организации. Стоит также отметить, что если проводить аудит в один этап, то эффективность проверки будет снижена в несколько раз. Да и времени для устранения недочетов, которые могут выявить органы контроля, вовсе не останется, ведь полностью подготовленный отчет необходимо сдать для проверки не позже последнего дня марта.
Чтобы исправить все недочеты, найденные при аудите, проводимом за целый год, нужно потратить немало сил и иметь много терпения. При выявлении ошибок при поэтапном аудите они будут четко указаны, финансовый сотрудник с легкостью исправит готовый документ. Очень важно подать отчет в налоговый орган надзора, который не предусматривает каких-либо недочетов или ошибок.
С 01.01.2021 года организации, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны подавать в территориальные органы Росстата дубликаты аудиторских заключений. Данное обязательство закреплено в ФЗ-402 «О бухучете».
В случае повторного нарушения организации норм, установленных ст. 5 ФЗ-307, ответственные должностные лица компании могут быть дисквалифицированы сроком от года до 2-х лет. Под дисквалификацией подразумевается отстранение от определенных должностей и запрет на их занятие в пределах установленного срока.
Росстат: штраф за обязательный аудит в 2021 году Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. В том числе – и за нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту: Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Пример подобного решения — Постановление ФАС Уральского округа от N Ф09-11483/06-С7 по делу N А76-16843/06.То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Как складывается судебная практика Арбитражные суды, рассматривая иски, касающиеся штрафов за непроведение обязательного аудита, как правило, приходят к выводу, что с организации, не представившей в налоговую инспекцию аудиторское заключение, взыскивается штраф в размере 50 руб., предусмотренный в п. К такому же штрафу привлекается организация, если она представила аудиторское заключение, но сделала это позже срока, установленного для сдачи годовой бухгалтерской отчетности.Например, в 2021 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Тот факт, что аудиторская проверка была назначена на более позднее время (например, на апрель или май года, следующего за отчетным), обычно судами не принимается.Для подтверждения достоверности составляемой бухгалтерской отчетности компании проводят аудит.Некоторым предприятиям такая форма проверки вменяется в обязанность, тогда как другие используют ее по своему усмотрению.Кому придется проводить обязательный аудит в 2021 году, как он должен происходить и что будет, если проигнорировать требования законодательства?Обязательным аудит – комплекс мероприятий, проводимых для установления факта достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности организации.
Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита
Текущая ситуация такова, что законодательство весьма лояльно относится к нарушителям, не представившим аудиторское заключение в нужные сроки: штраф для юридического лица составляет всего 3 000-5 000 руб. и 300-500 руб. — для должностного лица. Сдать же аудиторское заключение нужно в течение 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчётным года. Здесь работает требование, установленное ст. 18 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», а мера ответственности прописана в статье 19.7 КоАП РФ.
Обратите внимание, что не сдать заключение и не сделать его — совершенно разные вещи. Для тех, кто решил проигнорировать требования законодательства и в течение 5 лет потерял или не получил аудиторское заключение предусмотрена более жесткая классификация — «грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчётности». Тем не менее, сумма штрафа для бизнеса все также не представляет особых проблем: административный штраф в этом случае составляет 5 000 — 10 000 руб. для должностных лиц, а при повторном совершении данного правонарушения — 10 000-20 000 руб. или же предусмотрена дисквалификация на срок 1-2 года.
Надо помнить, что даже если вы заплатили штраф, то аудиторское заключение придется все равно сделать. Эти требования можно подробно изучить в последнем абзаце Примечания 1 к ст. 15.11 КоАП, а меры ответственности — соответственно в п. 1 и п. 2 ст. 15.11 КоАП.
В отношении акционерных обществ предусмотрено больше ответственности: компаниям назначают выплатить штраф 700 000-1 000 000 руб., должностным лицам — 30 000-50 000 рублей или дисквалифицируют на срок 1-2 года. Ответственность наступает в случае неопубликования аудиторского заключения в установленный срок. По общему правилу в 2021 году раскрыть, т.е. опубликовать отчетность вместе с аудиторским заключением будет необходимо не позднее 05.04.2021. Подробнее прописано в п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 No 454-П и зарегистрированного в Минюсте России 12.02.2015 No 35989. Ответственность предусмотрена в ч. 2 ст. 15.19 КоАП..
История 1. Общество не избрало и не привлекло аудитора и поэтому не предоставило аудиторское заключение в установленный срок. Организации был назначен штраф в размере 700 000 руб. Данный штраф был оспорен обществом, но суды оставили штраф без изменений (постановление от 9.04.2019 № 06АП-615/2019 Шестого арбитражного апелляционного суда).
История 2. Общество предоставило аудиторское заключение в июне, то есть позже установленного срока. Причиной нарушения срока предоставления было несвоевременное заключение договора на аудит. В суде общество объяснило это отсутствием денежных средств. Данное обстоятельство повлияло на установление обществу штрафа в сумме 350 000 руб., то есть ниже низшего предела, но не повлияло на решение суда, который оставил назначенный штраф без изменений (Постановление от 22.04.2019 № Ф03-1384/2019 Арбитражного суда дальневосточного округа, Постановление от 16.01.2019 № 06АП-7142/2018 Шестого арбитражного апелляционного суда).
История 3. Аудиторское заключение было опубликовано в июне, и общество сослалось на отсутствие денежных средств. Данное обстоятельство было учтено при назначении обществу штрафа в уменьшенном размере 350 000 руб., который был оставлен судом без изменений (Постановление от 26.12.2018 № 06АП-7003/2018 Шестого арбитражного апелляционного суда).
История 4. Общество ссылалось в суде на тяжелое финансовое положение, оспаривая назначенный в уменьшенном размере штраф в сумме 350 000 руб., суд оставил данный штраф без изменений (Постановление от 14.02.2019 № А65-34078/2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда).
История 5. При отсутствии в деле обстоятельств недостаточности денежных средств и опубликования аудиторского заключения с опозданием в 3 дня после установленного крайнего срока обществу был назначен штраф в размере 700 000 руб. Общество обратилось в суд с просьбой отмены данного штрафа, сославшись на малозначительность правонарушения, но суд оставил штраф без изменений (Постановление от 16.03.2018 № 09АП-4542/2018 Девятого арбитражного апелляционного суда).
История 6. Суд признал правонарушением отсутствие аудиторского заключения у общества, которое было признано банкротом и в отношении которого было открыто конкурсное производство, и согласился с назначением штрафа конкурсному управляющему (Постановление от 15.01.2018 Верховного суда республики Башкортостан).
Как правило, судебная практика выступает на стороне государства. Суммы, которые приходится заплатить бизнесу в качестве штрафов, часто выше стоимости аудита.
В будущем государство намерено усиливать контроль над проведением финансового аудита. В настоящее время рассматривается проект изменений в КоАП, предусматривающий увеличение штрафов за непредставление аудиторского заключения в налоговую инспекцию до 700 тыс. руб. для всех юридических лиц. Кроме того, для любой организации важны независимая проверка и «взгляд со стороны», которые и предоставляет аудитор.
Вывод напрашивается сам собой: легче сделать аудит, чем встречаться с системой в суде и платить штрафы.
Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной в��асти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
История 2. Общество предоставило аудиторское заключение в июне, то есть позже установленного срока. Причиной нарушения срока предоставления было несвоевременное заключение договора на аудит. В суде общество объяснило это отсутствием денежных средств. Данное обстоятельство повлияло на установление обществу штрафа в сумме 350 000 руб., то есть ниже низшего предела, но не повлияло на решение суда, который оставил назначенный штраф без изменений (Постановление от 22.04.2021 № Ф03-1384/2021 Арбитражного суда дальневосточного округа, Постановление от 16.01.2021 № 06АП-7142/2021 Шестого арбитражного апелляционного суда).
В отношении акционерных обществ предусмотрено больше ответственности: компаниям назначают выплатить штраф 700 000-1 000 000 руб., должностным лицам — 30 000-50 000 рублей или дисквалифицируют на срок 1-2 года. Ответственность наступает в случае неопубликования аудиторского заключения в установленный срок. В 2021 году последней датой публикации отчетности за 2021 год является 03.04.2021. Подробнее прописано в п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2021 № 454-П и зарегистрированного в Минюсте России 12.02.2021 № 35989. Ответственность предусмотрена в ч. 2 ст. 15.19 КоАП.
– Строго говоря, штрафов именно за «непроведение обязательного аудита» нет и на сегодняшний день, не планируются они и в будущем. Однако в настоящее время на общественное обсуждение вынесен законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней» (ID проекта 02/04/06-18/00081866). В КоАП появится новая статья 15.11.1, которой предполагается ввести штрафы за непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случаях, когда организация подпадает под обязательный аудит, — и аудиторского заключения о ней. Таким образом, непроведение обязательного аудита по факту подпадет под штрафные санкции.
Аудиторское заключение: если не сдать в налоговую, будет штраф?
Если вы на протяжении отчетного периода не осуществляли хозяйственную деятельность и не получали доходы, нужно отправить письмо в Росстат об отсутствии аудиторского заключения. Письмо можно отправить на электронный адрес ведомства или Почтой России.
К форме письма не установлены строгие требования — достаточно написать его на бланке с реквизитами юридического лица. В шапке заявления указывают наименование получателя (им будет статведомство), наименование отправителя, адрес, ОКВЭД. В основной части уведомляют Росстат о том, что у организации отсутствуют условия, установленные ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности».
В органы статистики помимо бухгалтерской отчетности необходимо подавать аудиторское заключение. Несоблюдение этого требования чревато штрафными санкциями.
С 28 ноября 2020 г. вступили в силу поправки в ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ). Ведена часть 7.1 ст. 13, согласно которой бухгалтерская отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа с электронной подписью.
При этом, организация может формировать свою бухгалтерскую отчетность только в электронном виде, без составления бумажного экземпляра уже за 2020 год.
Чтобы собственники бизнеса и владельцы предприятий могли понять, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность их организации или нет, необходимо зайти на сайт Минфина России и посмотреть полный перечень организаций, который периодически у них публикуется в виде собранной воедино из разных законодательных актов «Информации». Этот перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, Министерство очень логично и понятно сгруппировало:
- по организационно-правовой форме;
по роду деятельности;
конкретным организациям;
предприятиям с определенными финансовыми показателями;
организациям, составляющим консолидированную отчетность.
С 1 января 2020 года, т.е. с даты формирования бухгалтерской отчетности за 2020 год, будет действовать новая редакция ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете» (Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ).
Согласно этим поправкам, годовую бухгалтерскую отчетность 2019 организации будут сдавать не в органы статистики, как в настоящее время, а только в ИФНС по месту нахождения организации и обязательно в виде электронного документа.
Новая норма устанавливает, что государственный информационный ресурс будет формировать и вести Федеральная налоговая служба на основе:
- бухгалтерской отчетности организаций, обязанных ее составлять;
аудиторских заключений об отчетности, подлежащей обязательному аудиту.
Форматы и порядок представления отчетности и аудиторских заключений (АЗ) в электронном виде будут утверждаться ФНС. Ведомство также будет обеспечивать доступ заинтересованных лиц к этому ресурсу.
Сроки представления годовой отчетности в ИФНС прежние: не позже 3 месяцев после окончания отчетного периода (календарного года), обычно последний день сдачи отчетности приходится на 1 апреля.
Аудиторское заключение об отчетности, требующей проведения обязательного аудита, за 2020 год также необходимо будет представить в ФНС в электронном виде одновременно с самой отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой заключения, но не позже 31 декабря следующего за отчетным года (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).
Таким образом, Росстат с 1 января 2020 г. прекращает полномочия по сбору комплектов бухгалтерской отчетности организаций, в том числе пересмотренной, и аудиторских заключений о ней за 2020 год и более ранние периоды (подп. 2 п. 5 ст. 2 Закона № 444-ФЗ). Поэтому при наличии такой пересмотренной отчетности организации должны будут сдавать ее в ИФНС.
Иногда руководители подменяют понятия бухгалтерской и налоговой отчетности с аудиторскими документами. Аудиторский отчет при обязательной проверке должен быть, но он не всегда совпадает с подачей деклараций. Документы в налоговую подаются отдельно от аудиторских отчетов. Периодичность подачи бухгалтерской отчетности такая:
- Ежеквартально, не позднее 30 дней с окончания отчетного периода
- Годовая отчетность, не позднее 90 дней по завершению года.
Законом определена периодичность обязательного аудита. ФЗ № 307 в ст. 5 ч. 2 указывает на то, что ОА проводиться ежегодно.
В тоже время нет никаких утверждений о конкретных сроках проведения. При этом ФЗ № 129, касающийся бухгалтерского учета говорит о том, что аудиторское заключение необходимо подавать одновременно с годовой финансовой отчетностью.
На основании отчета аудиторов устанавливается достоверность бухгалтерской документации, подаваемой в налоговой орган, поэтому 25 июля 2007 года появилось Постановление ФАС о 90-дневном сроке подачи заключения ОА. Следует полагать, что согласно этим законам и постановлениям аудиторское заключение подается в ИФНС одновременно с бухгалтерской отчетностью.
Отсутствие обязательного аудита ответственность
Дата публикации 21.01.2020
В соответствии с п. 5 Закона № 307-ФЗ об аудите организация обязана его проводить. Какая ответственность ждет организацию, если она не будет проводить обязательный аудит?
Случаи проведения обязательного аудита установлены в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
В настоящее время российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Вместе с тем напомним, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организация указывает информацию о том, подлежит ли она обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения налоговый орган будет налагать штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ. Сумма штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.