Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как снять с баланса недвижимое имущество казенному учреждению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.
Какое имущество считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению?
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, какое же имущество в этих нормативных правовых актах считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению, хотя вообще такие определения можно встретить нечасто (как правило, они остаются без уточнений).
Например, в Новосибирской области используются следующие определения:
- излишнее имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, сверх того имущества, без которого учреждение не может осуществлять свою уставную деятельность;
- неиспользуемое имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, и не задействованное в уставной деятельности учреждения;
- используемое не по назначению имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, и используемое не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.
Право оперативного управления
С другой позиции, высказываемой в юридической литературе, право на самостоятельное распоряжение имуществом рассматривается как еще одна разновидность права оперативного управления. Для такого утверждения также имеются основания.
Учреждение осуществляет право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) в отношении закрепленного за ним имущества. Как в данном случае быть с самостоятельно приобретенным имуществом? Считать ли его закрепленным за учреждением от имени учредителя? Если вспомнить ст. 214 ГК РФ, а также п. 2 ст. 48 и 299 ГК РФ, где соответственно говорится о праве собственности учредителя на все имущество учреждения и об основаниях приобретения права оперативного управления, то, возможно, так оно и есть.
Учредитель, разрешая учреждению получать дополнительный доход, видимо, желает, чтобы полученный доход использовался на нужды и развитие учреждения. В противном случае какой смысл разрешать учреждению отвлекаться на несвойственную ему деятельность? И поскольку учреждение не может иметь извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то и приобретенное имущество, и доходы должны использоваться прежде всего на главную уставную деятельность, а не на хозяйственную, как это было бы при наличии права хозяйственного ведения. Хотя, с другой стороны, проблема в том, какой правовой режим применять при распоряжении имуществом, то есть как его использовать, а не в том, куда полученные средства направлять.
Кроме того, осуществляя деятельность, связанную с получением дохода, учреждение использует людской ресурс и материально-техническую базу, финансируемые собственником, и потому учредитель также непосредственно связан с такой деятельностью учреждения, а в установленных случаях несет ответственность по его обязательствам.
В связи с этим коснемся субсидиарной ответственности собственника учреждения.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Таким образом, имущество, в том числе и полученное за счет самостоятельных доходов учреждения, защищено от взыскания кредиторов. И если принять, что учреждение владеет таким имуществом на праве самостоятельного распоряжения (либо на праве хозяйственного ведения), а субсидиарная ответственность возлагается на учредителя, то нелогично выглядит позиция законодателя в отношении ответственности бюджетного учреждения лишь денежными средствами.
В свою очередь, денежные средства, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, при наличии кредиторской задолженности, в том числе и по вине собственника, не подпадают под категорию «самостоятельного распоряжения», а будут взысканы в счет погашения бюджетных долгов учреждения.
Все изложенное дает основание согласиться с тем, что распоряжение доходами и имуществом, полученными учреждением от приносящей доходы деятельности, находится ближе к праву оперативного управления.
И при недостаточности законодательных норм относительно применения других вещных прав таковым и является.
Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2020-2021
Перед тем как снять с кадастрового учета разрушенный, сгоревший, многоквартирный, частный или дачный дом, важно изучить обратную сторону услуги. В некоторых случаях уполномоченные органы отказывают в снятии с учета. Это возможно в таких случаях:
- С пакетом бумаг передан акт, который подписало неуполномоченное для этого лицо или инженер, не имеющий соответствующего аттестата.
- В пакете документации отсутствует главный документ — акт обследования объекта.
- Заявление оформлено с нарушением существующей формы или (и) подано субъектом, который не имеет на это права.
- Акт обследования оформлен на другой объект (не тот, что указан в заявлении).
Проводки на списание основных средств для бюджетников
Операция |
Дебет |
Кредит |
Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту |
0 104 ХХ 410 |
0 101 ХХ 410 |
Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам: |
||
При недостаче или уничтожению |
0 401 10 271 |
0 101 ХХ 410 |
При стихийных бедствиях |
0 401 10 273 |
0 101 ХХ 410 |
Прочие причины |
0 401 10 172 |
0 101 ХХ 410 |
Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ |
0 105 ХХ 340 |
0 401 10 172 |
Отражены произведенные затраты на списание объекта |
0 401 20 200 |
0 302 ХХ 730 |
Списание Недвижимости Бюджетного Учреждения 2021
- Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
- Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
- Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
- Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
- Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
- Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.
Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.
Оформленный комиссией акт должен утвердить руководитель учреждения. При списании федерального имущества – недвижимого или особо ценного движимого – руководитель утверждает акт после его согласования с органом исполнительной власти, которому подведомственно учреждение. Проводить мероприятия, предусмотренные в акте (разукомплектование, демонтаж, разбор, утилизацию и т.
- Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
- На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
- Оформляется акт о списании ОС с бухгалтерского учета. Форма акта по ОКУД 0504104 для ОС, кроме транспорта, и 0504105 — для снятия с учета транспорта.
В организации могут быть разработаны и утверждены собственные бланки актов.
Необходимое списание средств бюджетных и казенных организаций считается наиболее трудоемкой и длительной по времени процедурой. Эта операция находит свое отражение в очередном бухгалтерском учете. У бюджетных и автономно развивающихся организаций существуют свои нюансы списания имеющихся основных средств.
- Полное наименование официального приказа;
- Текущая дата составления;
- Дата списания ОС;
- Причины для списания ОС;
- Документальное подтверждение потребности списания ОС, основанием для этого может послужить официальное заключение комиссии;
- Точное формулирование действий исполнительных органов предприятия;
- Подпись главного руководителя;
- Дата официального подписания.
С введением в 2021 году новых критериев выбытия ОС произошли изменения в порядке списания. В статье мы рассказываем о том, как организовать работу ликвидационной комиссии, провести техническую экспертизу ОС и согласовать акты с вышестоящими организациями.
Порядок формирования и работы комиссии для учреждений, финансируемых из федерального бюджета, определены в ПП РФ от 14.10.2021 года № 834. Для организаций, получающих средства региональных бюджетов, порядок списания основных средств в 2021 году определяют региональные органы власти.
Списание основных средств, не соответствующих критериям актива
Так, без конкурса и аукциона имущество автономного учреждения можно сдать в аренду:
- государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам;
- другим государственным или муниципальным учреждениям;
- некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям и фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья;
- социально ориентированным некоммерческим организациям[7];
- медицинским организациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, автономное учреждение здравоохранения может без торгов сдать коммерческой медицинской организации площади в аренду для размещения специализированного медкабинета);
- адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
- для размещения объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).
Доход, полученный автономным учреждением от сдачи в аренду имущества, не является доходом бюджета и поступает АУ в самостоятельное распоряжение.
Обратим внимание, что в число исключений входит случай, когда имущество сдается на срок не более 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев. Это, в частности, позволяет учреждению без конкурса и аукциона сдавать в аренду свой актовый или концертный зал для разовых массовых мероприятий.
Отдельные исключения предусмотрены в отношении имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3.2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Сюда относятся и автономные образовательные учреждения. Их имущество сдается в аренду без конкурсов или аукционов в случае заключения договоров:
1) с медицинскими организациями – для охраны здоровья своих обучающихся и работников;
2) с предприятиями общественного питания – для создания необходимых условий для организации питания своих обучающихся и работников;
3) с физкультурно-спортивными организациями – для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Кроме того, государственные и муниципальные научные и образовательные учреждения (включая автономные) могут без конкурса и аукциона сдавать в аренду имущество своим «дочкам» – созданным ими хозяйственным обществам[8]. При этом должны одновременно выполняться два условия:
- деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;
- договором аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду имущества, предоставленного хозяйственным обществам по договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.
Если договор аренды был заключен по результатам конкурса или аукциона, по истечении срока действия договор с арендатором, надлежаще исполнившим свои обязанности, заключается на новый срок без проведения торгов, если иное не установлено договором. При этом в силу ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции одновременно должны соблюдаться такие условия:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой согласно законодательству, регулирующему оценочную деятельность (за исключением установленных федеральными законами случаев, когда имущество передается на льготных условиях[9]);
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять три года (уменьшить срок можно только на основании заявления арендатора).
Если продано недвижимое имущество АУ, полученные средства должны направляться в бюджет. Согласно букве закона такой будет и судьба дохода, полученного АУ от продажи недвижимости, ранее купленной на внебюджетные средства.
Учреждение не вправе отказать арендатору в заключении договора аренды на новый срок кроме случаев, перечисленных в ч. 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции:
1) принятие решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;
2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором.
Если учреждение по каким-либо другим основаниям откажет в заключении договора аренды на новый срок и подпишет в течение года со дня истечения срока действия прежнего договора новый договор с другим лицом, прежний арендатор, надлежаще исполнявший свои обязанности, в соответствии с гражданским законодательством может потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор (ч. 11 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).
Продажа автономным учреждением имущества проходит в основном по тем же правилам, что и сдача в аренду. Здесь действуют общие исключения, когда продажу можно осуществить без конкурса или аукциона (п. 1 – 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Порядок проведения конкурсов или аукционов тоже установлен ФАС (см. сноску 10). При продаже имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника (учредителя), требуется оценка рыночной стоимости такого имущества (см. сноску 11). Однако к ситуации продажи не применимы рассмотренные выше специфические исключения, относящиеся к сдаче в аренду имущества государственных и муниципальных автономных образовательных учреждений.
Согласно бюджетному законодательству доход от продажи автономным учреждением имущества не является доходом бюджета и поступает АУ в самостоятельное распоряжение, только если речь идет о продаже движимого имущества. Если же продана недвижимость, полученные средства должны направляться в бюджет (абз. 3 п. 3 ст. 41 БК РФ). По букве закона, такой же будет судьба дохода, полученного автономным учреждением от продажи недвижимого имущества, ранее приобретенного на внебюджетные средства (например, служебной квартиры для персонала). Ведь из неналоговых доходов бюджета от продажи государственного или муниципального имущества исключаются только доходы от продажи любого движимого имущества автономных и бюджетных учреждений. Следовательно, доходы от продажи любого недвижимого имущества этих учреждений станут доходом бюджета.
Государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) уделяют имущественным вопросам особое внимание. В прошлых номерах мы рассмотрели некоторые аспекты этой темы: возникает ли у учреждения право собственности на имущество, каковы пределы самостоятельности АУ в распоряжении последним. Кроме того, мы разобрали правила использования, сдачи в аренду, изъятия и списания имущества, отдельно остановились на нормах, касающихся особо ценного движимого имущества, и на том, как согласовывать распоряжение имуществом с собственником. В заключительной части цикла речь пойдет об использовании автономными учреждениями закрепленных за ними земельных участков и ограничениях в распоряжении отдельными видами имущества.
В силу федерального законодательства об автономных учреждениях земельный участок, необходимый для выполнения АУ своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования[13]. В свою очередь, согласно гражданскому законодательству лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (п. 1 ст. 269 ГК РФ).
По гражданскому законодательству лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе (если иное не предусмотрено законом) самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. При этом недвижимость, созданная этим лицом для себя, является его собственностью (п. 2 ст. 269 ГК РФ). Правда, в случае с автономным учреждением следует учитывать: в силу ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ собственником любого имущества учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование и любое имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Поэтому если предположить, что автономное учреждение за счет внебюджетных доходов построит на предоставленном ему земельном участке какое-то здание или сооружение (например, котельную), его собственником все равно будет учредитель АУ со всеми вытекающими последствиями, связанными с пределами самостоятельности учреждения в распоряжении имуществом (см. вторую часть статьи, опубликованную в № 6, 2017).
На основании земельного законодательства все земли в Российской Федерации делятся на категории (земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов и т. д.). Кроме того, у каждого земельного участка имеется определенный вид разрешенного использования, который должен быть указан в акте о передаче участка в пользование (ст. 7 ЗК РФ). Виды разрешенного использования определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Минэкономразвития[14].
Если предположить, что автономное учреждение за счет внебюджетных доходов построит на предоставленном ему земельном участке, допустим, котельную, ее собственником все равно будет учредитель АУ.
Например, вид разрешенного использования земельного участка автономного лечебного учреждения – «Здравоохранение» (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи), чему соответствует код 3.4. В него, в свою очередь, включены два подкода:
- 3.4.1 «Амбулаторно-поликлиническое обслуживание» – размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, станции донорства крови, клинические лаборатории);
- 3.4.2 «Стационарное медицинское обслуживание» – размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи в стационарах (больницы, родильные дома, научно-медицинские учреждения и прочие объекты, обеспечивающие оказание услуги по лечению в стационаре); а также станций скорой помощи.
Важным «пределом закона», касающимся распоряжения автономным учреждением своим земельным участком, является и то, что лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими участками (п. 3 ст. 269 ГК РФ). Иными словами, автономное учреждение не может не только продать, но и сдать в аренду часть земельного участка для размещения, например, стационарной или временной торговой точки. Исключения предусмотрены лишь для двух ситуаций.
1. Заключение соглашения об установлении сервитута, то есть пользовании земельным участком автономного учреждения иным лицом в установленных законом случаях (использование участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, временное пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ и т. д.) (п. 3 ст. 269, ст. 274 – 277 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ).
2. Передача земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела на основании земельного законодательства. Однако возможность такой передачи по договору безвозмездного пользования, в частности, предусматривается для работников только федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, на время установления с этими работниками трудовых отношений (п. 2 ст. 24 ЗК РФ). Поэтому к автономным учреждениям данное исключение практического отношения не имеет.
Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 г.
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Основанием для списания может стать то обстоятельство, что объект уже долгое время не используется бюджетным учреждением в деятельности, поскольку является непригодным для этого. Также важен факт отсутствия возможности получить учреждением экономической выгоды или же полезного потенциала от существующего объекта. Если учтены оба фактора, тогда объект или объекты могут быть списаны с баланса учреждения.
После получения распоряжения руководителя необходимо получить техническое заключение, подтверждающее аварийное состояние объекта, оформить и утвердить акт о списании (ОС-4). Далее будет следовать процесс ожидания окончания утилизации объекта, который может затянуться на длительный срок.
За это время необходимо созвать профильную комиссию, которая вынесет и официально оформит свое решение, а также понадобится акт о выводе имущества из эксплуатации. Возможен также и другой документ, который имеет ту же суть и предусмотрен существующей политикой бюджетного учреждения. После этого данный объект обязательно должен перейти в учет на отдельный забалансовый счет до момента, когда будет закончен процесс утилизации.
Такими объектами недвижимости выступают гаражи, склады или другие постройки, используемые учреждениями в своей деятельности. Вести учет данных объектов очень важно, поскольку могут возникнуть проблемы с проверяющими органами, которые следуют закону и программам, принятым в государстве.
Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете, осуществляет право оперативного управления (ст. 296, п. 1 ст. 298 ГК РФ).
В то же время учреждению законодательно предоставлена возможность осуществлять с согласия учредителя приносящую доходы деятельность. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в его самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК РФ).
Возможность для бюджетного учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность предусмотрена также в п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 42, п. 3 ст. 161, п. 1 ст. 232, п. 4 и 6 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ, а также в ряде других нормативных актов, включая утверждаемые ежегодно законы о федеральном бюджете.
В перечисленных выше статьях Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) указанная деятельность определена как предпринимательская и иная приносящая доход.
Если денежные средства учреждения, полученные от разрешенной ему деятельности, приравниваются к дополнительному бюджетному финансированию от имени собственника (см., напр., ст. 28 Закона «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.2003 N 186-ФЗ), то в расходовании данных средств учреждение формально не самостоятельно и режим пункта 2 ст. 298 ГК РФ на него не распространяется. Согласно действующему законодательству бюджетное учреждение самостоятельно лишь в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161 БК РФ).
Если же полученные денежные средства не относятся к бюджетному финансированию, учреждение в соответствии со ст. 161 БК РФ и ст. 298 ГК РФ самостоятельно в их распоряжении.
В связи с этим возникают вопросы, связанные с характером прав учреждения на самостоятельное распоряжение полученных за счет внебюджетных источников денежных средств и приобретенного на эти средства имущества:
- какой правовой режим имеют заработанные учреждением денежные средства и приобретенное на них имущество?
- в какой мере учреждению позволено самостоятельно ими распоряжаться?
- кто собственник этого имущества?
В соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ учреждения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности. Согласно ст. 128, 130 ГК РФ денежные средства являются вещью и признаются движимым имуществом, право собственности на которое также имеет учредитель.
В то же время имеются попытки закрепления за отдельными учреждениями права собственности на некоторые виды доходов и имущества (см., например, п. 7 ст. 39, п. 1 ст. 44 Закона «Об образовании»). Чаще всего при этом ссылаются на п. 3 ст. 120 ГК РФ, согласно которому особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и другими правовыми актами. Но заметим, что данные законы и правовые акты, регулируя вопросы собственности, не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ (ст. 3 ГК РФ), который, в свою очередь, не содержит положений о праве собственности учреждений, а прямо указывает на обратное (ст. 213, 214 ГК РФ и др.). Следовательно, имущество не может находиться в собственности учреждения.
Поскольку учреждение нередко финансируется собственником лишь частично (п. 1 ст. 120 ГК РФ), оно, с согласия данного собственника, порой вынуждено заниматься несвойственной ему деятельностью, а именно изыскивать дополнительные средства для осуществления непосредственных уставных функций в соответствии с заданиями собственника.
Порядок Списания Здания В Бюджетном Учреждении В 2021г
Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.
Виды имущества |
Правила распоряжения имуществом |
Недвижимое имущество |
|
Любое недвижимое имущество |
Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом |
Движимое имущество |
|
Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ |
Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом |
Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ |
|
Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход |
Распоряжается самостоятельно. Исключения:
|
Прочее движимое имущество |
Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.
Существует следующий принятый алгоритм последовательного списания ОС:
- Формирование специальной комиссии – оно создается с целью осуществления различных процедур, связанных с ОС (реализация, какие-либо иные альтернативы );
- Подведение деятельности созданной комиссии – создание специальных документальных актов, на основании которых формируется необходимое списание ОС.
Документальный акт списания должен отражать следующие моменты:
- Текущая дата ввода в эксплуатацию производственного объекта;
- Точная дата поступления технического объекта на предприятие;
- Точная стоимость технического объекта – первоначальная, прошедшая переоценку;
- Сумма для начисления на износ объекта;
- Предположительный срок эксплуатации;
- Фактический срок технического использования;
- Текущие основания для проведения списания ОС.
Если основные средства списываются по причине возникновения определенной ЧС, то к основной документации требуется прикрепление дополнительного акта, где будет отражена подробная информация о текущем происшествии, размеры этих действий. Если произошло хищение, был нанесен определенный ущерб предприятию, то нужно предоставить копию о возбужденном уголовном деле либо документацию о принятии определенных мер по защите личных интересов учреждения и возмещению нанесенного урона; а также скопированный приказ в отношении виновных лиц, копия важной справки о необходимом возмещении причиненного ущерба лицами, призванными виновными в совершении определенного хищения.
Чтобы получить согласие на списание какого-либо имущества БУ у распорядителя бюджетных средств, нужно создавать специальную комиссию, предоставить распорядителям документально подтвержденную необходимость списания имущества. Сформированная комиссия выполняет следующие функции:
- Проведение полной инвентаризации имеющегося имущества;
- Осуществление подробного осмотра имущества;
- Установление конкретных причин для выполнения списания;
- Оценивает дальнейшую экономическую целесообразность использования имущества;
- В итоге составляет официальный акт списания средств.
Для чего производится списание ОС?
Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов.
В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись.
Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике.
Как снять с баланса недвижимое имущество
Если основное средство выбывает из эксплуатации в результате принятия решения о его списании, то до момента его физической ликвидации (демонтажа, разбора) целесообразно учитывать такое имущество за балансом. Для этого учреждение может ввести дополнительный забалансовый счет (например, счет 29 «Имущество, выбывшее из эксплуатации»).
Таким образом, списание здания с баланса проведите 01.07.2014 г.
Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете.
При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества.
14 сентября 2020 14 сентября 2020 В бухгалтерском учете объекты недвижимости рассматриваются как основные средства, поэтому общие правила учета ОС применимы и к ним.
Однако здесь есть свои особенности, которые во многом они зависят от типа объекта и его назначения. О том, в чем именно заключаются эти особенности, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур.Как определить объект основного средства В случае со зданиями, строениями, сооружениями и помещениями правильно определить инвентарный объект бывает непросто.
И здесь важно ориентироваться на несколько правил: инвентарная единица — это отдельно стоящее здание или целый комплекс построек, возведенных на едином фундаменте, которые выполняют одну или несколько
Под приватизацией понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений (п. 1 Закона РФ от 04.07.1991 N«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). Согласно ст. 6 данного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:
Вид ОС | Право распоряжения |
Недвижимое | |
Любые здания, сооружения, помещения и прочее | Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы |
Движимое | |
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий | Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника |
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности | БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИИсключения, в которых требуется согласие учредителя:
|
Прочее движимое |
Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.
Как снять с баланса недвижимое имущество
Ведь ликвидировать недвижимость за 5 минут просто невозможно. В этом случае понадобятся как минимум разные строки для дат подписания первых двух разделов акта (составляемых до ликвидации) и третьего его раздела. Третий раздел называется «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания», и составить его должна бухгалтерия по результатам ликвидации.
Но можно пойти и по другому пути. К примеру, можно составить отдельный приказ руководителя, утверждающий решение о сносе здания. А акт ОС-4 бухгалтерия составит исключительно для отражения в учете результатов сноса.
Тем не менее, не нужно забывать, что выручку продавец должен отразить в бухучете только после того, как покупатель получит право собственности на недвижимость. Тогда же он и отразит расход в размере остаточной стоимости объекта.
Нельзя списать имущество с баланса до перехода права собственности к покупателю
31 декабря 2009 года организация продала административное здание. Передача состоялась в тот же день по акту приемки-передачи, основные средства списаны с баланса продавца в 2009 году.
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на имущество за 2010 год, пени и штраф, установив, что право собственности на объект зарегистрировано 14 января 2010 года, и указав, что до этого момента плательщиком налога на имущество являлся продавец.
Суды трех инстанций (дело № А65-9814/2014) признали решение инспекции законным, указав, что право собственности на недвижимые вещи, его возникновение, переход и прекращение подлежат госрегистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 ГК). Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 2 федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». ПБУ 6/01 также не содержит предписания о необходимости исключения объекта недвижимого имущества из состава основных средств у продавца до момента перехода права собственности на него к покупателю.
Таким образом, реализация имущества подлежит госрегистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. Организация-продавец не может списать с баланса учтенное в составе ОС имущество до перехода права собственности на него к покупателю. В свою очередь, для перевода организацией-покупателем этого имущества в состав основных средств необходимо наличие зарегистрированного права собственности на данный объект при одновременном выполнении условий, определенных ПБУ 6/01.
Именно такой правовой подход сформирован в постановлении президиума ВАС от 29.03.2011 № 16400/10.
Добавим, что согласно письму Минфина от 27.01.2012 г. № 07-02-18/01 «организация, передающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна списать его с бухгалтерского учета в момент фактического выбытия, независимо от факта государственной регистрации прав собственности».
Как компании продать недвижимость и отразить операцию в учете
Для снятия с учета садового домика, гаража, незавершенного строительства необходимо, чтобы они были демонтированы (снесены) или уничтожены (в результате чрезвычайных ситуаций).
Снять сарай с учета так же можно на этих основаниях.
Важно! Для сноса (демонтажа) строений, в соответствии с нормативными актами, принятыми в различных муниципальных образованиях, необходимо разрешение местного исполнительного органа власти и проект организации сноса или демонтажных работ.
Процедура снятия объекта недвижимости с учета в Едином государственном реестре недвижимости состоит из следующих этапов:
- Сбор необходимого пакета документов.
- Подача собранных документов в соответствующие органы.
- Получение выписки о снятии объекта с учета.
За снятием недвижимого объекта с учета может обратиться владелец или лицо, действующее от его имени на основании выданной нотариусом доверенности.
Снять объект с учета в кадастре недвижимости можно, подав необходимый пакет документов и заявление:
- На сайте Росреестра, но необходимо чтобы заявление было подписано электронной цифровой подписью. Она приобретается в специализированных удостоверяющих центрах (наименование организаций можно найти на сайте Росреестра).
- На личном приеме в организациях Росреестра. Записаться можно на сайте организации в специальном подразделе «Офисы и приемные».
- В расположенный рядом многофункциональный центр, но необходимо проверить, предоставляет ли ближайший данную услугу.
- По почте, но необходимо чтобы все бумаги были заверены нотариусом. Отправку корреспонденции надо осуществить заказным письмом с уведомлением и описанием вложения.
Важно! В настоящее время при помощи сайта Росреестра каждый заявитель может отслеживать на каком этапе рассмотрения находятся документы.
При выборе способа обращения стоит учесть следующие моменты:
- Если пакет документов отправляется с помощью почтовых служб, то лучше обращаться в местные региональные организации по регистрации или в главный офис: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.
- Если документы направляются по электронной почте, то можно так же воспользоваться порталом госуслуг.
- Если пакет документов подается заявителем в службы Росреестра, многофункциональные центры (МФЦ) лично, то ближайшие организации можно найти на сайте федеральной службы по госрегистрации.
Устав города окружного значения Лангепас: Решение № 59 от 4 июля 2005г. // Звезда Лангепаса. 20 июля. 2005. № 97. Учет объектов жилищного фонда в муниципальной казне осуществляется в реестровой форме с указанием: всей необходимой информации по идентификации каждого объекта жилого здания в части жилых помещений; и доли общего имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Во вновь введенных законодательных актах по бюджетному учету наблюдаются предпосылки к постановке данных объектов на балансовый учет. Антосевич Г.С. Краткий курс по жилищному праву. — М.: Омега-Л, 2008. — С. 59. Если до настоящего времени КУМИ администрации муниципальных образований не издал распоряжение об изъятии из хозяйственного ведения МУП жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, списание имущества с баланса МУП можно произвести следующим образом. В соответствии с п. 3 ст.
Передача состоялась в тот же день по акту приемки-передачи, основные средства списаны с баланса продавца в 2009 году. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на имущество за 2010 год, пени и штраф, установив, что право собственности на объект зарегистрировано 14 января 2010 года, и указав, что до этого момента плательщиком налога на имущество являлся продавец.
Как списать основные средства бюджетного учреждения
В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.
Кого включать в комиссионный состав:
- главный бухгалтер либо его заместитель;
- бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
- лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
- начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
- заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
- иные работники предприятия, на усмотрение руководства.
Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.
Комиссия должна обозначить следующее:
- Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
- Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
- Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
- Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
- Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.
Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.
Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.
Категория малоценных активов делится на две группы:
- основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
- основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.
В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».
Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.
Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 104 00 000 бухгалтерского учета.
ВАЖНО! Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.
Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.
Операция |
Дебет |
Кредит |
Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту |
0 104 ХХ 410 |
0 101 ХХ 410 |
Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам: |
||
При недостаче или уничтожению |
0 401 10 271 |
0 101 ХХ 410 |
При стихийных бедствиях |
0 401 10 273 |
0 101 ХХ 410 |
Прочие причины |
0 401 10 172 |
0 101 ХХ 410 |
Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ |
0 105 ХХ 340 |
0 401 10 172 |
Отражены произведенные затраты на списание объекта |
0 401 20 200 |
0 302 ХХ 730 |
Основанием для отражения в бюджетном учете выбытия автомобиля будет утвержденный акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), к нему необходимо приложить копию инвентарной карточки списываемого автомобиля (ф. 0504031).
После того, как утвержденный руководителем оформленный акт принят, бухгалтер делает бухгалтерские записи в разделе «Отметка бухгалтерии о списании» акта. На его основании в инвентарной карточке делается отметка о выбытии объекта.
Списанный с баланса автомобиль подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества, либо его демонтажа и (или) утилизации. В соответствии с п. 335 Инструкции № 157н в данном случае учет автомобиля принятого на забалансовый счет подлежит условной оценке «один объект — 1 руб.».
Утилизация автомобиля: читаем стандарт
- осмотреть объект основных средств, запланированный к ликвидации;
- принять решение о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объектов основных средств, о возможности и эффективности его восстановления;
- определить возможность использования отдельных узлов, деталей, материальных запасов ликвидируемого основного средства;
- установить причины ликвидации (физический и моральный износ, авария, стихийные бедствия и т. п.);
- выявить виновных лиц (если объект ликвидируется до истечения нормативного срока службы по чьей-либо вине);
- подготовить акт о списании основного средства и документы для согласования с вышестоящей организацией.
Порядок распоряжения (в т. ч. порядок согласования документов по списанию) имуществом субъектов РФ (муниципальным имуществом) устанавливают соответствующие органы субъектов РФ и местного самоуправления. В отношении федерального имущества такой порядок установлен Правительством РФ ( п. 1 постановления Правительства РФ от 14 октября 2021 г. № 834). Подробнее об этом см. Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества.
Для принятия решения о ликвидации основного средства в учреждении следует создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов. Положение о комиссии и ее состав утверждает руководитель учреждения. В состав комиссии включите сотрудников, обладающих специальными знаниями.
Существует определенный порядок списания основных средств, которого нужно придерживаться в 2021 году. Рассмотрим, какие документы при этом стоит подготовить, какие проводки использовать для отражения операции в бухучете предприятия. Все ОС когда-то изнашиваются.
Иногда аудитор предъявляет претензии о завышении стоимости основных средств в отчетности в связи с отражением в их составе постоянно не используемых объектов, а организация объясняет несписание таких объектов тем, что их можно использовать на запчасти или сдать в металлолом, что принесет определенный доход. Это ошибочная трактовка.
Как бюджетное, так и автономное учреждение вправе отчуждать или иным образом распоряжаться объектами ОЦДИ, закрепленными за ним учредителем или приобретенными за счет средств, выделенных учредителем, только с согласия учредителя. Данная норма закреплена в статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), п. 2 ст.
Согласование списания требует недвижимое и особо ценное движимое имущество (п. 10 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), критерии отнесения к которому устанавливают органы власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя. Напомним, порядок отнесения имущества бюджетного, автономного учреждений к категории особо ценного движимого имущества был установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.
Органы исполнительной власти публично-правовых образований РФ, исполняющие полномочия по распоряжению имуществом, закрепляют порядки согласования списания имущества для учреждений соответствующего уровня бюджета. Например, федеральные государственные учреждения в общей части руководствуются Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления». Кроме того, утверждены отраслевые порядки Минздрава, Минобрнауки, Минкультуры и т. д. Аналогичные порядки действуют в регионах и муниципальных образованиях.
В пакет документов на списание входят:
-
перечень объектов федерального, государственного или муниципального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;
-
копия решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;
-
копия протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества;
-
акты о списании имущества и документы согласно перечню, утверждаемому органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.
Как правило, это:
-
копия инвентарной карточки;
-
техническое заключение независимого эксперта с приложением документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ. К техническому заключению должны быть приложены фотографии объектов движимого имущества, в отношении которых принято решение о списании.
Кроме того, при списании автотранспортного средства дополнительно необходимо представить:
а) копию паспорта транспортного средства;
б) копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
в) копию документа о прохождении последнего техосмотра.
В упомянутых приказах учредителей устанавливаются сроки рассмотрения всех представленных документов и утверждения согласования списания имущества. Учреждение, в свою очередь, до получения решения собственника не отражает в бухгалтерском учете выбытие объекта ОС и не проводит никаких мероприятий, предусмотренных актом о списании (п. 52 Инструкции № 157н), так как собственник может и не согласовать списание и учреждение будет обязано продолжать быть балансодержателем транспортного средства.
Обратите внимание, что необходимость согласования с собственником имущества не распространяется на операции выбытия с балансового учета по причине несоответствия критериям признания актива. Как отметил Минфин в Письме от 21.09.2018 № 02-07-10/67934, определение способа ведения бухгалтерского учета относится к исключительной компетенции субъекта учета, не является распоряжением имуществом и не требует согласования с собственником.
Процедура списания автотранспортного средства также включает в себя снятие с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании в специально отведенном поле. С этой даты транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом. Автомобиль, находящийся в розыске, не признается объектом обложения транспортным налогом. Но факт угона необходимо подтвердить документом, выдаваемым уполномоченным органом (справкой об угоне ТС, выдаваемой органами внутренних дел РФ). Прекращение обязанностей налогоплательщика наступит с даты угона, указанной в справке.
Учреждения – плательщики налога на прибыль должны помнить, что стоимость материалов (запасных частей и металлолома), полученных при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, относится к внереализационным доходам (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов станет день их принятия к учету, что оформляется актом приемки материалов (ф. 0504220). Одновременно налоговая база может быть уменьшена на сумму внереализационных расходов, к которым относятся расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (п. 8 ч. 1 ст. 265 НК РФ), но только в том случае, если выводимое из эксплуатации имущество отвечает признакам амортизируемого имущества в целях применения гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256 НК РФ). В случае, когда имущество изначально приобреталось за счет бюджетных средств, расходы на его ликвидацию (утилизацию) не включаются в налоговую базу.
Выручка от реализации металлолома, в свою очередь, является доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ), который может быть уменьшен на рыночную стоимость этого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Таким образом, если металлолом реализован по той же цене, по которой он был оприходован, то налогооблагаемая прибыль от реализации будет равна нулю.
С 1 января 2018 года реализация лома цветных и черных металлов подлежит обложению НДС. Уплачивает налог покупатель лома, являющийся налоговым агентом.
* * *
В заключение еще раз сформулируем основные выводы.
Выбытие с балансового учета основного средства, в том числе автомобиля, инициируется всегда его балансодержателем, то есть учреждением.
Не требуют согласования с собственником выбытие с балансового учета имущества по причине его несоответствия критериям активов, а также списание имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества.
Во всех остальных случаях выбытие объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке соответствующего решения не допускаются.
Оставшиеся в распоряжении учреждения запасные части и металлолом, пригодные к дальнейшему использованию и/или реализации, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости, которая включается во внереализационные доходы по налогу на прибыль. Операция реализации таких отходов формирует уже доходы от реализации, которые могут быть уменьшены на их первоначальную стоимость при принятии к учету.
Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.
Виды имущества |
Правила распоряжения имуществом |
Недвижимое имущество |
|
Любое недвижимое имущество |
Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом |
Движимое имущество |
|
Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ |
Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом |
Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ |
|
Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход |
Распоряжается самостоятельно. Исключения:
|
Прочее движимое имущество |
Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.