Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процессуальное положение прокурора в различных стадиях уголовного процесса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К иным участникам уголовного судопроизводства относятся лица, являющиеся источниками доказательственной информации либо привлекаемые для оказания технической или иной помощи (содействия) и удостоверения хода и результатов следственных действий.
Прокурор — наделенный властными полномочиями участник уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех его стадиях. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37).
Самим термином «прокурор» УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (и. 31 ст. 5 УПК).
Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в различных стадиях
Ст. 5 УПК дает понятия: государственный обвинитель – поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры; прокурор – Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Статья 37 УПКРФ определяет процессуальное положение прокурора на различных стадиях производства по уголовному делу:
Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции осущ-ть от имени государства уголовное преследование в ходе угол-ого судопроизводства, надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Процессуальное положение потерпевшего
При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потерпевший от преступления.
Потерпевший — физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).
Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.
Гражданский истец
Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.
Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
Материальным основанием признания лица потерпевшим является установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.
Под вредом в уголовно-процессуальной теории понимается:
- физический вред — нарушение телесной или психической целостности организма личности;
- моральный вред — причинение нравственных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации;
- имущественный вред — умаление (уменьшение) материальных благ.
По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как исключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.
Частный обвинитель — потерпевший или его законный представитель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).
В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и поддерживающее обвинение в суде.
Уголовный процесс – специально организованная правоохранительная деятельность, осуществляемая органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также другими участниками. Понятие уголовного процесса тождественно понятию уголовного судопроизводства, которое включает в себя досудебное и судебное производство по уголовному делу (п. 56 ст. 5 УПК).
Уголовный процесс представляет собой одно из направлений правоохранительной деятельности государства, иначе говоря, уголовно-процессуальную функцию в правоохранительной деятельности государства. Эта деятельность направлена на предупреждение готовящихся, раскрытие и расследование совершенных преступлений, разрешение дела по существу и обеспечение неотвратимости ответственности виновных. Поскольку она возникает и протекает в связи с применением уголовного закона, ее принято именовать уголовным процессом.
В уголовный процесс, который осуществляют государственные органы, вовлекаются иные участники уголовного процесса, имеющие процессуальный интерес по делу или способствующие достижению цели уголовного судопроизводства. К первым относятся: потерпевший, гражданский истец, их представители, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, защитник, гражданский ответчик. Ко вторым – заявитель, свидетель, эксперт, специалисты, понятые и т. д. Кроме того, уголовный процесс можно определить как отрасль права, как учебную дисциплину и как науку. Уголовный процесс как отрасль права – совокупность норм права, регулирующих деятельность, направленную на предупреждение готовящихся, раскрытие и расследование совершенных преступлений, разрешение дела по существу и обеспечение неотвратимости ответственности виновных. Уголовный процесс как учебная дисциплина – совокупность знаний об основных институтах уголовного процесса. Уголовный процесс как наука изучает закономерности возникновения, развития и прекращения уголовно-процессуальных правоотношений.
Цели уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК):
1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;
3) уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания;
4) отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Процессуальные издержки – это предусмотренные законом расходы, понесенные органами дознания, предварительного следствия суда при производстве по уголовному делу. Перечень процессуальных издержек предусмотрен ст. 131 УПК.
К процессуальным издержкам относятся:
1) суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым на покрытие их расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием;
2) суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд;
3) суммы, выплачиваемые не имеющим постоянной заработной платы потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым за отвлечение их от обычных занятий;
4) вознаграждение, выплачиваемое эксперту, переводчику, специалисту за исполнение ими своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства, за исключением случаев, когда эти обязанности исполнялись ими в порядке служебного задания;
5) суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению;
6) суммы, израсходованные на хранение и пересылку вещественных доказательств;
7) суммы, израсходованные на производство судебной экспертизы в экспертных учреждениях;
8) ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном ч. 1 ст. 114 УПК;
9) иные расходы, понесенные в ходе производства по уголовному делу и предусмотренные УПК.
По общему правилу процессуальные издержки возлагаются на осужденных. Если по делу признаны виновными несколько подсудимых, то судебные издержки взыскиваются с каждого из них с учетом вины, степени ответственности и имущественного положения этих лиц. Процессуальные издержки принимаются на счет государства в строго определенных законом случаях, а именно при прекращении уголовного дела оправданием подсудимого, при несостоятельности лица, с которого они должны были быть взысканы. Принимаются на счет государства и процессуальные издержки, связанные с выплатой сумм переводчику. При оправдании подсудимого по делу, возбужденному не иначе как по жалобе потерпевшего, суд вправе возложить издержки полностью или частично на лицо, по жалобе которого было начато производство.
Реабилитация – это право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Субъекты права на реабилитацию:
1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;
2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного или частного обвинителя от обвинения;
3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям (пп. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и пп. 1 и 4–7 ч. 1 ст. 27 УПК);
4) осужденный – в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела;
5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, – в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры;
6) любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу;
7) юридическое лицо, которому причинен вред незаконными действиями (бездействием) и решениями суда, прокурора, следователя дознавателя, органа дознания.
Процедура реабилитации включает в себя следующие действия: признание права на реабилитацию; обращение реабилитированного с требованием о возмещении имущественного вреда; решение о производстве выплат. Процессуальной формой признания права на реабилитацию является постановление (определение) суда, следователя, дознавателя. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда.
Возмещение морального вреда имеет некоторую специфику. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред. Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства. Если сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, об осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных средствах массовой информации, то по требованию реабилитированного, а в случае его смерти – его близких родственников или родственников либо по письменному указанию суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя соответствующие средства массовой информации обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.
Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
- Cтороны — участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения;
- Cторона обвинения — прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель;
- Прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре;
- Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом; Руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель;
- дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;
- частный обвинитель — потерпевший или его законный представитель и представитель по уголовным делам частного обвинения;
- Потерпевший- гражданин, которому преступлением причинён моральный, физический или имущественный вред.
- Законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства; Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.
Есть частные лица, это потерпевший, законный представитель и представитель, гражданский истец, так как они не наделены госуд власными полномочиями, а выступают в своих интересах, за исключением представителя который выступает от имени потерпевшего. И также есть лица наделенные государственно властными полномочиями , это прокурор, руководитель след органа, следователь, дознаватель, так как они выступают в интересах общества. Их объединяет обвинение и уголовное преследование. Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном УПК п. 55 ст. 5:
- Уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
- Понятие «преследование» шире, так как уголовное преследование это процессуальная деятельность , а обвинение это только утверждение.
- Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.
- Cтороны — участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения;
- Сторона защиты — обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель;
- Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:
- 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
- 2) вынесен обвинительный акт;
- 3) составлено обвинительное постановление.
- законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства;
- Защитник — лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.
- В качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации несет ответственность за вред, причиненный преступлением.
- Представителями гражданского ответчика могут быть адвокаты, а представителями гражданского ответчика, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации представлять его интересы.
- Прокурор, его процессуальное положение на различных стадиях российского уголовного процесса.
- Понятие дано в УПК, в Законе о прокуратуре.
Далее – функции, через них раскрывается процессуальное положение, ст.37. Их две: уголовное преследование и надзор на стадии досудебного производства. Вернуться к вопросу о соединении в одном лице соединять интерес обвинения и надзора за участниками процесса.
К вопросу о положении прокуратуры в Конституции. До сих пор идут споры: прокуратура – это надзирающий орган или это орган преследования и обвинения.
Ранее у прокуратуры был всеобщий надзор за законностью, сейчас он него остался лишь надзор на досудебном производстве, который также уходит из-под их полномочий. Особенно остро – в передаче ряда полномочий прокурора руководителю следственного органа.
Ранее, до 2007 года, уголовные дела возбуждались лишь с разрешения прокурора. Надзора за судами нет. Преследование же, обвинение процветает. Некоторые за то, чтобы был лишь надзирающим органом, другие – наоборот.
Далее – о конкретных полномочиях в рамках этих функций из ст.37 + описанные в особенной части (гл.30, 31 УПК), что может делать в судах (участие в прениях и др.).
Ст. 37, главы 30,31 – действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями. Понятие прокурора в УПК п. 31 ст. 5.
К вопросу о положении прокуратуры в Конституции.
О роли прокуратуры много споров, что она должна делать в правовом государстве. То, что мы назвали себя правовым государством, закрепили разделение властей, отсюда стали отнимать полномочия прокуратуры. Еще все усугубила состязательность, возник вопрос, что за надзор, раз состязательность, в том числе за судами? Раз три ветви над ними только Президент, который явл.
гарантом деятельности всех ветвей власти, поэтому прокуратура не может осуществлять надзор за судебной властью, начался спор может ли прокуратура осуществлять всеобщий надзор. Когда писали проект Конституции, что с прокуратурой сделать, одни предлагали убрать надзор за судами другие, что только поддерживает иски.
В 1995 году убрали надзор за судами, главу назвали участие прокурора в суде.
До сих пор идут споры: прокуратура – это надзирающий орган или это орган преследования и обвинения. Ранее у прокуратуры был всеобщий надзор за законностью, сейчас он него остался лишь надзор на досудебном производстве, который также уходит из-под их полномочий.
Особенно остро – в передаче ряда полномочий прокурора руководителю следственного органа.
До 2007 года все дела возбуждались прокурором, любые дела ФСБ, МВД должны были спрашивать разрешении на возбуждение. Теперь руководитель следственного органа, начальник могут возбуждать дело. Надзор только на досудебном производстве, обратить внимание как надзор за дознанием и дознавателем (больше полномочий), следователем (меньше).
- Если уберут надзор, то у прокуратуры останутся только уголовное преследование.
- Функции:
- · надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- · уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- · координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК). По существу, прокурор возглавляет всю деятельность по уголовному преследованию, поскольку на нем лежит обязанность (см. ст. 37 п. по преследованию):
участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия;
давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
он поручает органу дознания производство следственных действий, а также дает ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. п. 3, 5, 11 ч. 2 ст. 37 УПК).
Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования неотделима от его деятельности по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Он вправе:
отменить незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;
возвратить уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. п. 10, 15 ч. 2 ст. 37 УПК),
передать дело от одного следователя другому,
Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд, где поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (п. 1 ст. 222).
Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается от его положения в стадии предварительного расследования.
В них прокурор не наделен теми властно-распорядительными полномочиями, которые характерны для него на предварительном расследовании.
В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 35 Закона о прокуратуре РФ, ст. 15 УПК).
От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой об его устранении.
В тех случаях, когда государственный обвинитель не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе в пределах своей компетенции принести в соответствующую судебную инстанцию представление (ст. ст. 354, 375, 404 УПК).
В стадиях апелляционного, кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает представление, принесенное им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности обжалованных решений и обоснованности принесенных жалоб другими участниками процесса.
В ст��диях исполнения приговора прокурор принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению, вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении судьей этих вопросов.
24.Процессуальная самостоятельность следователя, его полномочия.
Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38 УПК). Предварительное следствие осуществляют следователи СК, следователи ОВД, следователи ФСБ и следователи органов ГНК. Процессуальное положение следователя одинаково независимо от его ведомственной принадлежности.
В гл. 6 УПК следователь отнесен к участникам процесса со стороны обвинения, однако это не означает, что его деятельность по выявлению обстоятельств дела носит односторонний обвинительный характер.
Он обязан осуществлять все следственные и иные процессуальные действия, направленные не только на раскрытие преступления и уголовное преследование лица, его совершившего, но и на выявление всех иных обстоятельств, имеющих значение по делу, следователь обязан обеспечить права всех участников процесса, в том числе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и др. Это следует из ст. 6 УПК, в равной мере требующей обеспечения как защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, так и защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод.
В соответствии со ст. 38 УПК следователь уполномочен возбуждать уголовные дела, принимать их к своему производству или передавать РСО для направления по подследственности, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или санкции прокурора.
Следователь вправе производить любые следственные действия, предусмотренные законом:
производить осмотр, обыск и освидетельствование, следственные эксперименты и т.д.;
- осуществлять задержание подозреваемых,
- применять меры пресечения и иные меры процессуального принуждения,
- привлекать лиц в качестве обвиняемых;
- приостанавливать и прекращать уголовное преследование или уголовные дела, а также направлять их через прокурора в суд.
Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, их процессуальное положение
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 22Следующая ⇒
- — Прокурор
- — Следователь
- — Руководитель следственного органа
- — Органы дознания
- — Начальник подразделения дознания
- — Дознаватель
- — Потерпевший
- — Частный обвинитель
- — Гражданский истец
- — Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя
- Прокурор
В соответствии с п. 31 ст. 5 УПК прокурор — Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями ФЗ о прокуратуре. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Полномочия прокурора определены в ст. 37 УПК. В этой же статье указаны основные направления его деятельности в уголовном процессе. Полномочия прокурора условно можно разделить на полномочия в досудебном производстве, основная составляющая которых — осуществление надзора, и на полномочия в судебном производстве — поддержание обвинения в суде.
В соответствии со ст. 246 УПК участие государственного обвинителя, в отличие от старого УПК РСФСР, в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения обязательно. Возможна поддержка обвинения несколькими прокурорами, а также их замена.
Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложение о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону его смягчения.
Следователь
В соответствии с п. 41 ст. 5 УПК следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное расследование.
Полномочия следователя: возбуждать уголовное дело (с согласия прокурора); принимать уголовное дело к своему производству и направлять его другому следователю или дознавателю в соответствии с правилами подследственности (или по указанию, или через прокурора); самостоятельно направлять ход расследования; принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) санкция прокурора; давать органу дознания письменные поручения о производстве отдельных следственных действий, а также получать содействие при их осуществлении.
В ст. 88 УПК закреплено четкое правило, согласно которому следователь по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе вправе признать доказательство недопустимым.
Оно не подлежит включению в обвинительное заключение (обвинительный акт).
В случае возникновения права на реабилитацию не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда.
В связи с отсутствием полномочий по возбуждению уголовного дела, расширением полномочий начальника следственного отдела и прокурора, двойным контролем (надзором) при получении разрешения на производство следственных действий необходимо сделать вывод о том, что процессуальная самостоятельность следователя значительно сузилась.
Начальник следственного отдела
Согласно п. 18 ст. 5 УПК начальник следственного отдела — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.
Начальник следственного отдела уполномочен поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям. Не совсем понятно, как это согласуется с правилом, согласно которому следственная группа создается решением прокурора по ходатайству начальника следственного отдела (ст. 163 УПК), во всяком случае этот существенный момент нуждается в законодательной правке.
Начальник следственного отдела лишен права передавать дело от одного следователя другому. (Это право прокурора.
) Он вправе отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания начальника следственного отдела обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы прокурору, причем обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить прокурору и в суд возражения на указания начальника следственного отдела..
Органы дознания
Дознание — форма предварительного расследования преступлений. От предварительного следствия отличается по органам, его осуществляющим, а также по объему и срокам их процессуа��ьной деятельности. Дознание проводится по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, которые возбуждаются в отношении конкретных лиц и по которым производство предварительного следствия необязательно.
Когда производство предварительного следствия обязательно, орган дознания проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и передает данные об обнаруженном преступлении прокурору.
Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).
К органам дознания относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Это оперативные подразделения ОВД, ФСБ, ФСО, ФПС, ГТК, СВР, МЮ РФ. Оперативные подразделения органа внешней разведки МО и органа внешней р.
тжедки ФАПСИ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов дознания.
- К органам дознания отнесены также: главный-судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.
- Полномочия органов дознания: рассмотрение и разрешение сообщений о преступлениях; производство неотложных следственных действий; производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по поручению следователя; оказание помощи следователю в проведении им отдельных следственных действий; производство дознания.
- Дознаватель или следователь, который, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия и передает его прокурору.
Деятельность государственного обвинителя на этапе подготовки уголовного дела к судебному заседанию
Государственный обвинитель при рассмотрении уголовного дела по существу обязан предпринять все предоставленные ему законом полномочия в целях обеспечения принятия законного, обоснованного и справедливого решения. Следует согласиться с мнением В.Д. Миронова, что в ходе судебного разбирательства прокурор не только осуществляет уголовное преследование, но и защищает права и законные интересы как лично, так и путем обращения внимания суда на нарушения закона
Подготовительная часть судебного заседания имеет более организационно-распорядительный характер, поскольку состоит из комплекса процессуальных действий, связанных с проверкой наличия оснований для рассмотрения уголовного дела по существу в назначенное время, на обеспечение прав и интересов участников процесса и на создание условий для полного и всестороннего исследования обстоятельств дела. Производство в подготовительной части судебного заседания регламентировано положениями главы 36 УПК РФ.
Цель подготовительной части судебного заседания состоит в том, чтобы обеспечить достижение истины по уголовному делу. Задачами данного этапа являются: 1) совершение процессуальных действий, направленных на защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства; 2) подготовка условий для представления и исследования доказательств на судебном следствии; 3) принятие мер по устранению препятствий для дальнейшего рассмотрения уголовного дела; 4) производство процессуальных действий, необходимых для формального начала судебного разбирательства по делу; 5) выяснение новых обстоятельств по делу, имеющих значение для последующего доказывания предмета судебного спора
Государственный обвинитель на рассматриваемом этапе должен реализовать те полномочия, которые обусловлены ее регламентом в целях обеспечения выполнения указанных задач.
B.C. Балакшин выделяет общие и частные задачи государственного обвинителя, реализуемые им на данном этапе судебного разбирательства. К общим задачам он относит: 1) способствование тому, чтобы не была нарушена предусмотренная УПК процедура и судом были приняты законные и обоснованные решения на этом этапе судебного разбирательства; 2) обеспечение соблюдения прав и законных интересов участников процесса, прежде всего потерпевших и подсудимых; 3) нейтрализации действий защитника, других участников, предпринимаемых с целью создать те или иные не предусмотренные законом препятствия к рассмотрению уголовного дела по существу. К частным задачам относит: 1) обеспечение выполнение требований закона о проверке явки участников дела в суд и докладе секретаря о ее результатах; 2) обеспечение выполнения судом требования закона об установлении личности подсудимого и проверка своевременного вручения ему копии обвинительного заключения (акта); 3) проверка законности состава суда и использование всеми участниками права заявлять отводы суду и другим участникам процесса; 4) обеспечение при необходимости посредством заявления ходатайств, дачи аргументированных заключений, во-первых, участие в судебном заседании подсудимого, потерпевшего и других лиц, а, во-вторых, разъяснение им их прав, обязанностей и ответственности; 5) дача аргументированных, основанных на фактических данных и требованиях закона заключения по всем возникшим вопросам и ходатайствам.
Необходимо отметить, что законодатель, регламентируя порядок проведения подготовительной части судебного заседания применительно к действиям суда, фактически не регламентировал деятельность государственного обвинителя на данном этапе судебного заседания.
Т.Г. Дудукина считает, что ключевыми процессуальными действиями, проводимыми в подготовительной части судебного заседания, которые имеют универсальное значение и могут иметь место при производстве по уголовному делу в любой уголовно-процессуальной форме, являются: 1) действия, связанные с определением состава участников предстоящего судебного процесса; 2) действия, связанные с судебным доказыванием1.
Реализация поставленных задач перед государственным обвинителем на данном этапе может быть реализована им посредством заявления ходатайств или обоснования мнения по обсуждаемым вопросам.
На данном этапе осуществляется проверка явки в суд участников процесса, которую проводит секретарь судебного заседания, для государственного обвинителя, представляющего первым доказательства, необходимо знать о явке всех участников, чтобы определить возможность рассмотрения уголовного дела в отсутствие кого-либо из участников.
Государственный обвинитель выясняет у секретаря суда явку участников процесса, одновременно устанавливая, пользовался кто-либо из них в ходе предварительного расследования услугами переводчика или нет. Если переводчик оказывал помощь хотя бы одному из представителей сторон, то его явка должна быть обязательной. Суд не может начать судебное заседание в случае, если хотя бы одна из сторон нуждается в услугах переводчика, в этом случае он должен перенести открытие судебного заседания.
Подлежит ли отводу судья, умышленно нарушающий Закон
Данная тема едва ли не самая актуальная в современной судебной практике. Для отвода судьи обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 61 УПК РФ встречаются достаточно редко. Гораздо чаще участниками судебного разбирательства заявляются отводы по ч. 2 ст. 61 УПК РФ, когда появились иные обстоятельства полагать, что судья лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела. Такое право стороны защиты основывается как на возможностях, предоставляемых УПК РФ, так и на позициях Конституционного Суда РФ. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 25 января 2005г. № 46-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Андреевского Василия Константиновича на нарушение его конституционных прав положениями статей 61, 64, 65 и 355 Уголовно-процессуального кодекса РФ»: «Часть вторая статьи 61 УПК Российской Федерации не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, могущих свидетельствовать о личной, прямой или косвенной, заинтересованности судьи в исходе дела, и тем самым не исключает возможность заявления судье отвода в связи с выявлением в ходе судебного разбирательства обстоятельств, свидетельствующих о проявившихся в тех или иных его действиях и решениях по делу предвзятости и необъективности. Ни эта статья, ни статьи 64 и 65 УПК Российской Федерации не освобождают суд от обязанности принять решение по существу заявленного судье отвода и обосновать его ссылками на конкретные обстоятельства дела». Так, в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. N 947-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Курбанова Сергея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 29, 61-65, 125, 256, 294, 295, 299, 355, 379, 409 и 413 УПК РФ: «Статья 61 УПК Российской Федерации, в которой перечислены обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу судьи (следователя, прокурора, дознавателя), не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, могущих свидетельствовать о личной, прямой или косвенной, заинтересованности судьи в исходе дела, и тем самым допускает возможность заявления судье отвода в связи с выявлением в ходе судебного разбирательства фактов, свидетельствующих о предвзятости и необъективности, проявившихся в тех или иных его действиях и решениях по делу. Ни указанные законоположения, ни положения статей 64 и 65 УПК Российской Федерации, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 января 2005 года N 46-О, не освобождают суд от обязанности принять решение по существу заявленного судье отвода и обосновать его ссылками на конкретные обстоятельства дела». Аналогичные позиции были высказаны в Определении Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. N 1233-О-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Букреева Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав рядом положений уголовно-процессуального кодекса РФ. Кроме этого на возможность заявления отводов судьям указывается и в п.п. 10, 11, 13, 14, 15 постановления Пленума ВС РФ от 31 мая 2007г. №270 «О судебной практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.05.2010 N 11):«Судье при исполнении полномочий по отправлению правосудия следует соблюдать культуру поведения в процессе. Недопустимы резкое или грубое обращение судьи с участниками процесса. Судья не должен проявлять высокомерия. Ему следует избирать вежливый и спокойный тон ведения судебного процесса, быть сдержанным, тактичным, с уважением, пониманием и терпением относиться к участникам судебного разбирательства и иным лицам, присутствующим в судебном заседании. Некорректное поведение граждан в здании суда или в судебном заседании не освобождает судью от обязанности быть тактичным, объективным и справедливым в отношении этих граждан. Судья обязан вести судебный процесс таким образом, чтобы не допускать возможность возникновения повода для его отвода, поскольку обоснованный отвод судьи в этом случае ведет к отложению рассмотрения дела, перераспределению нагрузки между судьями, нарушению сроков рассмотрения дела и в конечном итоге к умалению авторитета судебной власти. Судья должен избегать личных общений с гражданами, а также с представителями организаций по вопросам, связанным с разбирательством в суде дел этих граждан и организаций, за исключением случаев, предусмотренных процессуальным законодательством. Судья не вправе давать советы и правовые консультации указанным лицам относительно их действий в судебном процессе». п.11. Обратить внимание судей на необходимость соблюдения установленных законом гарантий равенства прав участников судебного процесса. С учетом этого судья, проявляя объективность и беспристрастность, обязан с одинаковым вниманием относиться ко всем участникам судебного процесса, быть свободным от предубеждений социального, расового, национального, полового и религиозного характера. Он не должен допускать предвзятого отношения к лицам, участвующим в судопроизводстве, по мотивам их имущественного или должностного положения, принадлежности к общественным объединениям, а также политических и иных убеждений, поведения в процессе. п.13. Сроки рассмотрения дел неразрывно связаны с правом на справедливое судебное разбирательство. В связи с этим неотъемлемой составляющей частью профессиональной этики судьи является соблюдение установленных законом процессуальных сроков рассмотрения судебных дел, жалоб и заявлений. Нарушение судьями без уважительных причин процессуальных сроков по делам свидетельствует о пренебрежении ими служебными обязанностями и судейской этикой. п.14. Судья не вправе делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в средствах массовой информации по существу дел, находящихся в производстве суда. п.15. Судья не может препятствовать освещению деятельности суда представителями средств массовой информации. Действия судьи по воспрепятствованию представителям средств массовой информации к доступу в судебное заседание, освещению ими рассмотрения дела, за исключением случаев, предусмотренных законом, являются нарушением профессиональной этики». Давайте приведем примерный перечень фактов, свидетельствующих о предвзятости и необъективности суда, которые могут явиться основанием для его отвода. — Резкое или грубое обращение судьи с представителями одной из сторон и, напротив, подчеркнуто вежливое обращение с представителями противоположной стороны. — Случаи личных не процессуальных общений с гражданами, а также с представителями организаций по вопросам, связанным с разбирательством в суде дел этих граждан и организаций, которые позволяют усомниться в беспристрастности суда.
— Дача судьей советов и правовых консультаций одной из сторон относительно их действий в судебном процессе.
— Предвзятое отношение к лицам, участвующим в судопроизводстве, по мотивам их имущественного или должностного положения, принадлежности к общественным объединениям, а также политических и иных убеждений, поведения в процессе.
— Не соблюдение установленных законом процессуальных сроков рассмотрения судебных дел, жалоб и заявлений, в том случае, когда нарушение сроков ущемляет права стороны.
— Публичные заявления, комментарий судебных решений, выступление в средствах массовой информации по существу дел, находящихся в производстве суда, в которых содержится оценка доказательств, позиции одной из сторон, суждения о виновности или не виновности.
— Действия судьи по воспрепятствованию представителям средств массовой информации к доступу в судебное заседание, освещению ими рассмотрения дела.
— Нарушение судьей конституционных прав участников судебного разбирательства.
Не соблюдение судьей установленных законом гарантий равенства прав участников судебного процесса, что может выразиться в следующих проявлениях, свидетельствующих о тенденциозности суда:
— Отказ в удовлетворении обоснованных ходатайств стороны защиты (обвинения) о допросе свидетелей.
— Отказ в назначении судебной экспертизы, если обстоятельства, которые могут быть установлены в заключении эксперта могут повлиять на выводы суда.
— Отказ в удовлетворении обоснованных ходатайств об исключении доказательств, полученных с нарушением закона.
Отвод прокурора в уголовном процессе
Отводе прокурора Правила, предусмотренные статьями 54 и 56 настоящего Кодекса, касаются прокурора. Однако когда прокурор участвовал в проведении досудебного следствия по делу, в рассмотрении дела в суде первой инстанции, в апелляционном или кассационном порядке, то эти обстоятельства не могут быть основанием для отвода. Вопрос об отводе прокурора на досудебном следствии решает вышестоящий прокурор, а в суде — суд, рассматривающий дело, в соответствии с правилами, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 57 настоящего Кодекса.
Отводу подлежат: судья, суд, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик, защитник обвиняемого, защитник подозреваемого, представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика (ст. 59—67 1 УПК), присяжные заседатели, явившиеся по вызову для участия в судебном заседании (ст.
Если возникла проблема Если приложение не запускается на вашем телефоне — воспользуйтесь этой формой.
Когда необходимо подавать заявление об отводе следователя или прокурора? Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по уголовному делу ГЛАВА 9 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧАСТИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ Статья 76. Для того чтобы заменить прокурора, необходимо наличие установленных ст. 18 ГПК РФ оснований. В принципе, они совпадают с основаниями подачи заявления об отводе судьи: Данный прокурор подлежит отводу в соответствии со ст.
18 ГПК РФ по следующим основаниям: Петренко Игорь Семенович до смены представителя прокуратуры по нашему делу, ранее – 16.11.2021 г. – принимал участие в заседании в ином качестве по ходатайству о привлечении специалиста, заявленного Ответчиком. Предыдущее участие лица в производстве по уголовному делу в качестве секретаря судебного заседания не является основанием для его отвода.- в порядке надзора в случае отмены вынесенных с его участием приговора, а также определения, постановления о прекращении уголовного дела.
Полномочия прокурора в отношении деятельности следователей
Полномочия прокурора по выявлению нарушения закона в деятельности следователя аналогичны полномочиям в отношении дознавателя. Такое полномочие, как знакомиться с материалами дела, у прокурора в отношении следователя более актуально, чем в случае с дознавателем. УПК закрепляет еще дополнительное полномочие в деятельности следователя – п.5.1 ч.2 ст.37 – истребовать и проверять законность и обоснованность решений руководителя следственного органа или следователя об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении УД и принимать по ним решения. Есть еще полномочие – рассматривать представленную руководителем СО информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора.
Полномочия по устранению и предупреждению нарушений закона (носят опосредованный характер – через требования к руководителю следственного органа):
- 1. Требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
- 2. Обращаться при несогласии следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства к руководителю вышестоящего следственного органа, а также к руководителю федерального следственного органа и директору следственного департамента, а если и они не согласны, то к генеральному прокурору, решение которого является окончательным.
- 3. Направлять материалы в органы СК для решения вопросов об уголовном преследовании в отношении следователя, в деятельности которого содержатся признаки преступления.
Полномочия по непосредственному устранению нарушений закона:
- 1. Возвращать по окончании расследования УД следователю на дополнительное следствие или пересоставление обвинительного заключения со своими письменными указаниями.
- 2. Отменять постановления следователя о возбуждении УД в течение 24 часов с момента поступления соответствующей копии, с 15.01.11 г отменять постановления следователя об отказе в ВУД в течение 5 суток, о приостановлении производства по УД в течение 14 суток, о прекращении УД в течение 14 суток. Если прошли срок – требовать устранения нарушений в обычном прокурорском порядке.
Процессуальное положение потерпевшего
При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потерпевший от преступления.
Потерпевший — физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).
Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.
Гражданский истец
Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.
Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
Материальным основанием признания лица потерпевшим является установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.
Под вредом в уголовно-процессуальной теории понимается:
- физический вред — нарушение телесной или психической целостности организма личности;
- моральный вред — причинение нравственных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации;
- имущественный вред — умаление (уменьшение) материальных благ.
По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как исключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.
Частный обвинитель — потерпевший или его законный представитель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).
В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и поддерживающее обвинение в суде.
УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.
В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:
- органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
- Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
- органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия;
- давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела;
- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
- разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
- отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК;
- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;
- передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;
- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;
- продлевать срок дознания;
- утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
- утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
- возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей