Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цели, порядок и особенности перераспределения земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.
Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:
- Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
- Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Как оформить перераспределение земельного участка с муниципальными землями
Прирезка земельного участка осуществляется через выкуп в собственность, т.е. вы выкупаете часть соседнего участка и за счет этой части увеличиваете свой участок («Перераспределение земельного участка ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ). Размер платы за земельный участок, который вы хотите добавить к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ). Для расчета итоговой цены прирезаемого земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за прирезку, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости.
В результате перераспределения земельного участка образуется новый, увеличенный земельный участок. Предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Если у вас ПЗЗ района утверждено, применяются положения указанные в данном ПЗЗ. Думаю если в ПЗЗ есть такой пункт, то максимальный размер прирезки будет не более 100 кв.м (1 сотки).
Соглашение составляют между собственником земли (муниципалы, субъекты) и собственником участка, который увеличивается. Последний подает в районную администрацию заявление о перераспределении земельного участка. Срок рассмотрения и принятия решения 30 дней.
Верховный суд разъяснил правила раздела земельных участков в случаях, которые чаще всего встречаются (при разводе, получении наследства и т.п.). В этих ситуациях огромное значение имеют размеры земельных наделов после процесса деления. Согласно закону, собственник может получить свой участок, только если все получившиеся после раздела доли соответствуют установленным нормам для целевого использования. Например, деление садоводческого участка может быть произведено лишь в том случае, если в дальнейшем все части могут быть использованы по тому же назначению.
Разъяснения правильного раздела земли были даны при пересмотре судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ земельного спора, произошедшего на территории Волгоградской области. Суть этого дела в следующем: гражданин решил через суд добиться выделения части участка земли и дома, которые находились в общедолевой собственности у нескольких людей.
Истцу принадлежало 2/3 земли и домовладения, а другая 1/3 — женщине. После смерти владельцы ее часть перешла наследнику. Согласно паспорту БТИ, площадь участка составляла 506 кв.м., а дома – 70,1 кв.м. Данная земля была предназначена для садоводческих целей, поэтому при ее разделении необходимо было соблюсти допустимые параметры для продолжения использования долей в том же назначении. Однако наследника подобный раздел не устроил, и он подал встречный судебный иск на истца, чтобы разделить собственность по собственному варианту. Но суд принял решение в пользу истца, отдав ему 337,3 кв.м. земли, а наследнику – 167,7 кв.м. Это же решение было поддержано апелляцией.
Волгоградский местный суд при принятии такого решения опирался на доли собственности, однако Верховный суд не был согласен с этим. Свое решение он объяснил ст.1. Земельного кодекса. В ней указано, что деление участков, находящихся в собственности сразу у нескольких людей, может быть осуществлено разными методами. Новые наделы могут быть выделены из существующих или перераспределены из имеющихся участков, а также проданы или отданы. Раздел долей также является выделением участка. При этом и новая, и оставшаяся части продолжают дальше считаться участками, но с новыми границами. Владелец выделенной доли становится полноправным собственником индивидуального участка, а владельцы оставшихся частей надела остаются собственниками долей общей собственности. Однако, несмотря на способы раздела, должно быть соблюдено первоначальное целевое назначение земли и всех выделенных из нее частей. Закон также предусматривает максимальные и минимальные размеры новых участков.
В 1996 года был проведен пленум Высшего Арбитражного и Верховного судов, на котором обсуждался Гражданский кодекс. Статья 252 ГК РФ гласит, что судебная инстанция может отказаться делить общую собственность согласно долям, если при этом всеми полученными участками нельзя будет и дальше пользоваться по назначению. В этом случае считается, что общему имуществу наносится ущерб.
Верховный суд уточнил, что это же самое зафиксировано и в Законе «О государственном кадастре недвижимости». В нем написано, что кадастровый орган может отказать в постановке земельного участка на учет, если разделенные доли не соответствуют указанным в законе размерам (минимум и максимум). На основе вышеприведенных законов Судебная коллегия по гражданским делам приходит к мнению, что выделение части из земельного участка, находящего в общедолевой собственности, возможно только при соблюдении во время раздела целевого использования и разрешенных площадей.
Земельный кодекс гласит, что минимальные и максимальные размеры участков могут быть установлены лишь градостроительными регламентами. А в Градостроительном кодексе указано, что размеры и правила пользования землей устанавливаются местной властью. В рассмотренном выше случае следовало основываться на постановление Волжской городской Думы ВО, согласно которому максимальный размер участка может составлять 0,2 гектара, а минимальный – 0,02 гектара. То есть выделенная ответчику часть земли площадью 167,7 кв.м. не соответствует данному постановлению. Это стало поводом для пересмотра данного земельного спора по указу Верховного суда РФ.
Что такое Фонд перераспределения земель?
Для перераспределения земельных участков, находящихся в собственности государства, у последнего должны быть в наличии свободные территории, которые в процессе перераспределения передаются юридическим лицам или гражданам. Эти земли могут быть использованы для сельскохозяйственной деятельности и основания на них:
- Фермерского хозяйства.
- Сельского товарищества.
- Сенокосных лугов или выпасов скота.
- Сельскохозяйственного кооператива.
Фонд распределения земель формируется за счет свободных от права собственности территорий несколькими способами:
- Граждане добровольно отказались от участков, т.к. не имеют возможности или желания обрабатывать их, поддерживать в надлежащем порядке.
- Собственник скончался, не оставив завещания либо наследники по закону отказались от имущественных прав.
- Надел изъят у бывшего владельца принудительно по решению суда.
- Земельный участок выкуплен государством с выплатой компенсации собственнику.
Правила перераспределения земли и земельных участков
Допустим, ваша земля требует изменения границ — они слишком изломаны. Вы договорились с соседями по земельному участку о перераспределении, то есть об объединении наделов и закреплении новых границ собственности. Получается, что вы совместными действиями с другими собственниками создали новые земельные участки. Это и есть перераспределение (ст. 11.7 ЗК РФ).
Суть перераспределения земли, находящейся в собственности, состоит в том, чтобы прекратить существование неудобных наделов и образовать обновленные земельные участки. Перераспределить можно исключительно смежные наделы и только по согласию всех владельцев. Если собственники согласны, то инициатор собирает необходимые документы и обращается в местную администрацию.
Участниками перераспределения выступают заинтересованные стороны — выгодоприобретатель, по инициативе которого и перераспределяется земля, и владельцы смежных земельных участков.
Сторонами могут быть физические и юридические лица, муниципалитеты и даже государство. Перераспределение возможно между двумя или несколькими гражданами-владельцами частной собственности, таким же способом перераспределить земельные участки могут и собственники из числа юридических лиц.
Законодательство позволяет проводить перераспределение земель, находящихся в частной собственности, и государственных/муниципальных наделов. В некоторых случаях проводится изменение границ между государственными/муниципальными землями.
Сама процедура проходит так: собственники составляют соглашение о разграничении, регистрируют результат своих договоренностей в органах местного самоуправления, после чего ставят новые земли на учет.
Если сторонами сделки выступают граждане или юридические лица (два юридических лица, физическое лицо и организация, два гражданина), то владельцы наделов подписывают соглашение и запрашивают разрешение у соответствующих органов.
В тех случаях, когда перераспределение земельных участков проводится между муниципальными структурами и гражданами, нужно получить особое разрешение и подтвердить основание для такой процедуры.
Сделки между двумя или несколькими государственными/муниципальными структурами весьма редки — они проводятся для перерегистрации одного надела, находящегося в собственности владельца, в пользу нового административного собственника.
Все вопросы о перераспределении земель решаются на уровне локальных администраций, муниципалитетов и органов местного самоуправления (для сельских поселений).
Запустить процедуру можно только между соседними (смежными) наделами — перераспределяемые земельные участки должны соприкасаться хотя бы в одной точке. Земля, в отношении которой проводится имущественная сделка, не может быть арестованной, ограниченной или обремененной.
Для того чтобы перераспределение земельных участков было законным, инициатору надлежит получить согласие всех собственников и их супругов (при наличии).
Сам процесс и его результаты не должны затрагивать интересы третьих лиц. В отношении всех распределяемых объектов необходимо провести межевание (подтверждающие документы должны быть в наличии). После завершения процедуры образования нового надела все права и обязанности переходят к собственнику.
Перераспределение земельных участков — это не бесплатная процедура. Заявитель оплачивает государственную пошлину и обязательные услуги кадастрового инженера (он проводит перерегистрацию). Если площадь надела после окончания процедуры останется такой же, то никаких дополнительных платежей перечислять не нужно. Если же общая площадь земельного участка увеличится, то владельцу придется заплатить:
- 15% от стоимости надела по кадастру — при незначительном превышении установленных норм;
- 100% кадастровой стоимости участка — если новое земельное образование превышает государственные нормативы на 10% и более.
Порядок перераспределения земельных участков
- Соглашение о перераспределении земли. Сначала владельцы участков готовят соглашение о выполнении распределения. Важно договориться между соседями о новых границах из земельных участков.
- Сбор необходимых документов. Схема участка, кадастровый паспорт, документы подтверждающие право собственности на участки, документация на постройки — вот лишь немного, что точно пригодится в процессе перераспределения.
- Заявление о перераспределении земельных участков, подается в Росреестр. Укажите в нем данные заявителя, его адрес, кадастровые номера земельных наделов.
- Межевание. Кадастровый инженер выезжает на место и выполняет все межевые работы, включая геосъемку и оформление межевого дела.
- Постановление о проведении перераспределения.
- Кадастровый учет. Земли с новыми границами ставятся на учет в Росреестр, участки получают индивидуальные номера, оформляются паспорта, формируется протокол образования новых земельных зон.
- Регистрация права собственности. В завершении процедуры, оформляется права собственности на участки для каждого владельца.
Причины отказа в соглашении
Основания отказа в перераспределении надела с муниципальной землей, а также с находящейся в государственной и частной собственности, перечислены в ст. 39.29 ЗК РФ, в частности они, сводятся к следующему:
- Участок относится к категории земель, в отношении которых запрещено перераспределение;
- Наделы различаются по своему целевому назначению;
- Земельные наделы не являются смежными;
- Не получено письменного согласия, если участки обременены правами третьих лиц;
- На земельном наделе, который будет образован в результате проведения перераспределения, будут находиться объекты недвижимости, относящиеся к государственной, муниципальной или собственности граждан;
- В проект межевания входит земля, которая была изъята из гражданского оборота или ограничена в нем;
- Земельные владения относятся к различным муниципальным образованиям;
- Земля была ранее зарезервирована для государственных нужд или муниципальных;
- Участок является предметом аукциона, о проведении которого было надлежащем образом извещено;
- Если после проведения перераспределения новый участок будет превосходить максимально допустимую величину;
- Необходимо уточнение границ надела, принадлежащего частному землевладельцу;
- Схема надела не соответствует планировке территории, землеустроительным документам.
Имейте в виду! Полученный отказ о перераспределении земельной территории должен быть обоснованным, с указанием причины запрета проведения данной процедуры.
Таким образом, территорию можно перераспределить между соседями, для изменения кадастрового плана, если у них существуют разногласия по поводу границ смежных участков, а также законным способом увеличить владения за счет государственной или муниципальной земли. Существенным плюсом таких прирезок является их стоимость, представляющая небольшой процент от кадастровой цены земли.
В чем смысл перераспределения между собственниками
Данный вид перераспределения не очень распространен среди частных землевладений, так как необходимость в таком изменении границ возникает редко. Также влияет неосведомленность о наличии этого способа. Суть заключается в том, что смежные участки могут поменять взаимные границы с изменением исходных площадей.
Для примера рассмотрим ситуацию, когда у собственника между границей участка и построенным домом нет расстояния вообще или оно недостаточно. А хотелось бы в этом месте иметь проезд или посадить живую изгородь. Для этого собственник участка обращается к соседу с просьбой передвинуть границу в этом месте. Взамен можно выкупить эту часть по договору купли-продажи или предложить в другом месте равнозначную часть своего участка.
Некоторые частники рассматривают такой вид перераспределения, как возможность увеличить свой земельный участок. Обычно к нему прибегают, когда вокруг муниципальной «ничьей» земли нет (или администрация отказала в «прирезке»), а расшириться очень хочется. Если соседнему землепользователю предложить выгодные условия покупки части участка, то можно не выселять его полностью, скупая участок целиком, а немного подвинуть.
Если решились на подобный шаг, нужно разобраться с документами, которые понадобятся в процессе.
Существуют ситуации, которые препятствуют процессу перераспределения земельного надела:
- Если смежные участки земли находятся во владении муниципалитета или органов федеральной власти.
- Смежные земли принадлежат органам власти.
- Если после перераспределения будут нарушены законодательные нормы, например, будет закрыт доступ к проезжей части для заново образовавшихся участков.
Данные правила можно нарушать, если происходит изменение кадастрового плана всей общей площади земли, как принадлежащей государству, так и находящейся в частной собственности. Например, когда составляется план общей застройки земель населенного пункта.
ВНИМАНИЕ! Процесс перераспределения происходит только после предоставления согласия всех собственников и арендаторов участков, пользователей, а также граждан, которые отдали свои земли в залог.
Достигнутое согласие оформляется в письменном виде и должно содержать следующие сведения:
- ФИО всех владельцев, а также адрес места регистрации.
- Информацию о земельных участках, а именно, общий размер площади, кадастровый номер, вид земли, сведения о регистрации права собственности, а также правоустанавливающие документы.
- Если у одного из владельцев в перераспределении участвуют несколько участков, то необходимо указать данные о всех землях.
Оформленное по всем правилам соглашение вместе с заявлением передается кадастровому инженеру, который должен провести геодезическую съемку. Один экземпляр соглашения понадобится для регистрации прав на вновь сформированный участок, изготовления кадастровых паспортов, а также для органов местной власти.
Перераспределение земель разных форм собственности
Если собственниками выступают граждане, то любой из них вправе предложить провести работы по переносу границ, выбрать специалиста или специализированную организацию. При возникновении спора спорные моменты подлежат разрешению судом.
Если земли являются собственностью муниципалитета, то орган местного самоуправления самостоятельно решает перераспределить земли, разрабатывает проекты документов, сообщает информацию в Росреестр, подает заявление о регистрации новых территорий.
В том случае, если перераспределяются земли, находящиеся в пределах разных муниципальных образований, то такое перераспределение производится по согласованию между ними.
Соглашение должно содержать:
- информацию о правах на новые сформированные земли;
- устанавливаемые обязательства каждого участника по финансовому и организационному обеспечению формирования участков;
- распределение издержек на оплату услуг по проведению кадастровых работ.
Сохранение прав и обременений при перераспределении участков
Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.
Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.
Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.
Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.
Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.
Правила перераспределения земельных участков
Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.
Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.
Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.
Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:
- непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
- непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
- неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
- границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.
Определяется предельный размер участка несколькими законодательными нормативами, среди них – статья 11.9 (п.1) ЗК и статья 30 (ч.6) ГК. Есть и законодательные положения, по которым устанавливаются предельные размеры земельных участков.
- На федеральном уровне определяется размер земли, которая находится в собственности государства, РФ.
- Если земля – собственность субъектов Федерации, используются при определении площади законами региона.
- Законы местной власти говорят о предельных размерах участков, выделяемых из муниципальных земель.
Перераспределение земельного участка
Часто возникают ситуации, когда собственнику земельного участка недостаточно уже принадлежащего участка и он самовольно занимает смежные земли, устанавливает забор и самовольные постройки.
Следует учесть, что «ничейных» земель не бывает и если земельный участок не сформирован и никому не предоставлен, земли находятся в неразграниченной государственной собственности и строительство (либо иное использование) земель без предоставления запрещено. При этом возведенные постройки признаются самовольными и подлежат сносу, а за самовольно занятые земли можно получить штраф и плату за необоснованное обогащение.
Таким образом, крайне не рекомендуем использовать земельный участок до его предоставления на каком-либо праве.
Законодатель предусмотрел возможность, помимо образования самостоятельного земельного участка, формирования участка путем перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Данная процедура осуществляется в случаях и порядке, определенных статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Это означает, что земельный участок, находящийся в частной собственности увеличивается (либо уменьшается) за счет земель (земельных участков), находящихся в государственной собственности, причем делается это за плату.
Следует учесть, что посредством утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории можно перераспределить лишь участки, находящиеся в частной собственности граждан и предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.
В иных случаях придется готовить проект межевания территории. Это же относится и к земельным участкам, предназначенным для коллективного садоводства (на территории садоводческих товариществ).
Также необходимо учитывать, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, может увеличиться в результате этого перераспределения не более чем до установленных Правилами землепользования и застройки предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания, при которых уполномоченным органом может быть принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Среди них можно обратить внимание на следующее основание: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса.
Это означает, что если из земель, государственная собственность на которые не разграничена, участвующих в перераспределении и земель, смежных с образуемым земельным участком возможно сформировать самостоятельный земельный участок из земель, то уполномоченный орган отдаст приоритет формированию самостоятельного земельного участка, который можно выставить на аукцион, а в перераспределении будет отказано.
Обращаем внимание, что перераспределение осуществляется за плату – 15 % от кадастровой стоимости присоединяемого земельного участка.