Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедуры несостоятельности( Институт банкротства)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ближайшее время нормативно-правовое регулирование банкротства может существенно измениться. С 2020 года рассматривается новый законопроект о несостоятельности. Большинство нововведений коснутся банкротства юридических лиц. Но и в отношении должников-граждан появятся новые нормы. Например, увеличится размер вознаграждения управляющему, порядок его выбора из состава СРО.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.
Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.
Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Институт банкротства физических лиц
Если заемщик не может выполнить свои долговые обязательства, с точки зрения права он становится несостоятельным. Как и для организации, для гражданина в таком случае может наступить состояние банкротства. Разумеется, если обстоятельства дела будут соответствовать нужным положениям законодательства.
Третий пункт 1 статьи Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» разрешает применять для банкротства ФЛ положения, касающиеся аналогичного процесса для организаций.
В том числе применяются пункты о порядке конкурсного распределения имущества, возможности частичного удовлетворения кредиторских требований и другие правила.
Поэтому физическое лицо признается банкротом исключительно по судебному решению. Рассмотрение дела может начинаться по заявлению должника. При этом физ. лицо уплачивает госпошлину в размере 300 рублей. Сразу оговоримся, что этим расходы потенциального банкрота на процедуру не ограничатся.
В результате арбитражного судопроизводства неспособность полного исполнения гражданином его обязательств перед кредиторами или по выплате в бюджет квалифицируется как его банкротство.
Вышеуказанный законодательный акт объединяет в гражданском банкротстве три вида: для ИП, КФХ и собственно физического лица. Последний вид действует с 1998 года. В 2018 г. вступили в силу изменения по последствиям признания несостоятельности ФЛ, которых коснемся ниже.
После признания несостоятельности физического лица есть три варианта процедуры банкротства:
- вышеупомянутая конкурсная реализация подлежащего ей имущества;
- заключение мирового соглашения;
- реструктуризация выплаты долга, если это не влечет за собой банкротство.
Последний вариант обусловлен соответствием должника следующим критериям:
- наличие источника получения дохода;
- отсутствие наказания за правонарушения в экономической сфере;
- отсутствие решения суда о несостоятельности в течение 5 предыдущих лет;
- отсутствие решения суда о реструктуризации долга на протяжении 8 лет.
Кроме того, закон предусматривает такую процедуру как «наблюдение». При такой форме имущество банкрота подлежит аресту, за исключением того, которое подпадает под действие 446 статьи Гражданско-процессуального Кодекса и 1 пункта 205 статьи ФЗ №127.
Впрочем, согласно пунктам 2 и 3 статьи 205 последнего нормативного акта, суд может не подвергать взысканию и другое имущество по своему усмотрению.
Институт несостоятельности банкротства в системе гражданского права
Банкротство в гражданском праве регламентируется федеральным законом о банкротстве, который призван положительно повлиять на сферу кредитования россиян. Процедура несостоятельности подразумевает возможность провести реструктуризацию задолженности. Это позволит восстановить платежеспособность физического лица. Разрабатывается и утверждается специальный план, согласно которому должник будет погашать задолженность. Стоит обратить внимание, что в течение процесса реструктуризации начисление пени и процентов будет приостановлено. Законодательство предполагает право гражданина на обращение в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности. Физическое лицо вправе это сделать при наступлении конкретных обстоятельств.
Кто может подавать на банкротство
Необходимо понимать, что не каждый житель РФ вправе объявить себя несостоятельным в официальном порядке. В соответствии с действующим законодательством сделать это возможно в следующих случаях:
- Размер денежного долга перед кредитором составляет более чем полмиллиона руб.
- Если человек способен доказать отсутствие возможности выплатить задолженность по кредитным или иным обязательствам.
- Если физлицо сможет доказать, что предпринимались попытки удовлетворить требования заимодателей и заключить договор о реструктуризации задолженности.
Банкротство в Российской Федерации не может быть официально признано в случае, если сумма платежей за каждый месяц превышает реальные доходы физического лица. В такой ситуации суд максимум признает должника неплатежеспособным, но задолженность аннулирована не будет.
Преимущества и недостатки статуса банкрота
Среди недостатков банкротства необходимо отметить некие последствия в виде лишения прав на:
- Осуществление сделок по купле или продаже имущества. Когда физическое лицо признается банкротом, в дальнейшем нельзя распоряжаться имуществом, что составляет конкурсную массу.
- Выезд за границу (такое ограничение может быть введено в отдельных случаях только решением, которое принимает суд).
- Распоряжение денежными средствами, размещенными на счету в банках
- Пользование банковскими картами.
Несостоятельность (банкротство) как правовой институт
Термин «несостоятельность (банкротство)» является многогранным и его можно рассматривать в нескольких значениях:
как совокупность юридических норм, т.е. как правовой институт;
как совокупность процессов (процедур), направленных на восстановление платежеспособности должника либо на справедливое удовлетворение требований кредиторов;
как совокупность экономических показателей, характеризующих финансовое состояние должника, т.е. как экономический термин.
Наибольший интерес с точки зрения юриспруденции, представляет рассмотрение несостоятельности (банкротства) как правового института, и как совокупность процедур. Несмотря на то, что данный институт хорошо известен с древних времен, в настоящее время продолжается спор о том, к какой отрасли права относится институт несостоятельности (банкротства): к гражданскому праву или к предпринимательскому праву.
Участники процедуры банкротства предприятий
В процедуре банкротства принимают непосредственное участие следующие субъекты системы банкротства:
-
арбитражный суд;
-
собственник предприятия;
-
арбитражные управляющие;
-
наемные работники;
-
инвесторы;
-
должник;
-
кредиторы;
-
органы государственной власти.
Правовое регулирование института несостоятельности (банкротства)
Наличие в правовой системе государства института несостоятельности (банкротства) имеет важное значение как для права, так и для экономики в целом.
Оптимальное существование института несостоятельности (банкротства) как обязательного атрибута рыночной экономики, несущего в себе оздоравливающее начало, позволяющего осуществлять структурные преобразования и создающего условия для перераспределения капитала от нерентабельных производств в иные сферы экономики, служит определенным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.
Ранее, в советский период, в условиях всеобъемлющего государственного регулирования проблема прекращения функционирования предприятий, кооперативов и колхозов из-за их несостоятельности не решалась, нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования, периодического списания долгов и перераспределения финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.
Институт банкротства может существовать
Институт банкротства может существовать
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Институт банкротства — совокупа критерий, правил, устройств и норм, которые определяют производственно-финансовое положение предприятия , направленных на санирование его экономики.
В текущее время основная задачка института банкротства в развитых рыночных странах связана с сохранением предприятия , а означает, и принадлежности его обладателя методом конфигурации системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА
. Правительство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия -должника, а в восстановлении его платежеспособности средством особых процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Центральное место в системе правового регулирования несо-
стоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от
26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротст-
ве)»1. Несостоятельность (банкротство) ― это признанная арбит-
ражным судом неспособность должника в полном объеме удовле-
творить требования кредиторов по денежным обязательствам и
(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Важно понимать, что само по себе банкротствоэто не только основание принудительной ликвидации компании
или прекращения деятельности индивидуального предпринима-
теля в гражданско-правовом смысле. Банкротство — это доволь-
но длительный судебный процесс, который направлен, в первую
очередь, на спасение предприятия, оказавшегося в тяжелой фи-
нансовой ситуации, а не на распродажу его имущества.
Внешние признаки банкротства: неисполнение требований в уплате по обязательным платежам (налоги, сборы, иные взносы в бюджетные и небюджетные фонды) в течении 3-х месяцев с момента наступления даты платежа. Банкротство наступает после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального признания этого самим должником в случае добровольной ликвидации предприятия. Основанием для возбуждения дела о несостоятельности является заявление самого должника, кредитора, или прокурора. От имени должника заявление в арбитражный суд подается его руководителем. От имени кредиторов арбитражный суд принимает к производству заявление по месту нахождения данного предприятия, указанному в учредительных документах, при условии, что сумма предъявленных к нему требований со стороны кредиторов не менее 500 МРОТ.
В отношении должника применяются определенные процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Наблюдение – процедура банкротства, имеющая целью подготовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия, либо на его ликвидацию. В процессе наблюдения проводится анализ финансового со-
стояния должника, определяется стоимость его имущества, осу-
ществляется инвентаризация, выявляются кредиторы. Основная
цель этой процедуры — установить, действительно ли должник
не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
Наблюдение проводит временный управляющий, по итогам
этой процедуры он должен представить собранию кредиторов и
арбитражному суду наиболее полные сведения о должнике: нали-
чие или отсутствие признаков банкротства, возможность распла-
титься с кредиторами до заседания арбитражного суда и т.д. Кроме того, именно анализ финансового состояния должника
дает временному управляющему возможность установить нали-
чие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Помимо анализа финансового состояния должника, времен-
ный управляющий должен созвать и провести первое собрание
кредиторов не менее чем за 10 дней до окончания процедуры
наблюдения. На первом собрании кредиторов должно быть реше-
но, какова будет следующая процедура банкротства, кто будет
вести реестр требований кредиторовкто будет назначен следующим арбитражным
управляющим. Вместе с тем кредиторы могут принять на этом
собрании решение о заключении мирового соглашения. Решение первого собрания кредиторов направляется на ут-
верждение арбитражному суду, который может с ним не согла-
ситься и вынести иное определение. Данное определение выно-
сится не позднее 7 месяцев с момента подачи в суд заявления
о признании должника банкротом. Наблюдение прекращается: с момента введения финансового
оздоровления или внешнего управления; признания арбитражным
судом должника банкротом и открытия конкурсного производст-
ва; утверждения мирового соглашения
Финансовое оздоровление. Практика рассмотрения дел о
банкротстве показала крайнюю неэффективность внешнего
управления в процессе банкротства. Поэтому по аналогии с зако-
нодательством некоторых зарубежных стран в Закон о банкрот-
стве были включены нормы о совершенно новой процедуре, по-
зволяющей не отстранять руководство должника от занимаемых
должностей. Финансовое оздоровление вводится по ходатайству учредите-
лей должника при наличии плана финансового оздоровления и
графика погашения задолженности.
Основная цель финансового оздоровления — восстановить
платежеспособность должника и следовать графику погашения
задолженности, (не позднее 3-х месяцев после введения финн оздоровления) который контролирует административный управ-
ляющий. Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет. По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровле-
ния, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один
из судебных актов: определение о прекращении производства по
делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутст-
вует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; опреде-
ление о введении внешнего управления в случае наличия воз-
можности восстановить платежеспособность должника; решение
о признании должника банкротом и об открытии конкурсного
производства в случае отсутствия оснований для введения внеш-
него управления и при наличии признаков банкротства.
Внешнее управление – процедура банкротсва, осуществляемая с целью восстановления платежеспособности предприятия путем проведения организационных и экономических мер, направленных на оздоровление финансового состояния, в том числе продажи части ег�� имущества с целью продолжения его дальнейшей деятельности. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. Непозднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления. Данная процедура вводится на срок до 18 месяцев с возможным продлением еще на 6 месяцев. Окончание процедуры внешнего управления — это либо пе-
реход к расчетам с кредиторами (после накопления достаточных
денежных средств или получения их от учредителей либо третьих
лиц), либо признание должника банкротом и открытие конкурс-
ного производства.
Конкурсное производство. Конкурсное производство являет-
ся конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). Эта процедура открывается после при-
нятия арбитражным судом решения о признании должника бан-
кротом. Она вводится на год с возможным продлением еще на
6 месяцев. С момента открытия конкурсного производства наступает
срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных
платежей, т.е. кредиторы по денежным обязательствам, а также
по отсроченным обязательным платежам (даже если срок их ис-
полнения еще не наступил) вправе предъявить к должнику свои
требования в срок не менее 2 месяцев с даты опубликования све-
дений о признании должника банкротом.
Для выполнения целей конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего.
Конкурсный управляющий приглашает оценщика и проводит
инвентаризацию имущества должника, чтобы сформировать кон-
курсную массу, т.е. денежные средства, полученные от реализа-
ции имущества (за исключением вещей, изъятых из оборота, и
прав, связанных с личностью должника). После проведения инвентаризации и оценки имущества должника крнкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника.
Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные платежи, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, финн оздоровления или внешнего управления и конкурсного производства, далее требования кредиторов удовлетворяются в порядке очереди.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостатке ден. средств должника они распределяются между кредиторами соответствующих очередей пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 61.13, если должник, собственник имущества, учредитель, иное лицо нарушит положения ФЗ № 127, то они обязаны возместить причиненные данным деянием убытки.
П. 2 ст. 61.13 описывает ответственность при фиктивном или умышленном банкротстве. Если субъектом подано заявление на несостоятельность, когда не приняты все необходимые меры, для того, чтобы удовлетворить требования кредиторов и предотвратить банкротство, то он берет на себя не только выплату всех имеющихся денежных обязательств, но и убытки, которые несут участники возбужденного дела.
П. 3 указывает, что в случае, если должник не стал оспаривать несостоятельные требования займодателей, к нему применяются те же санкции, что и в описанных случаях предыдущего пункта.