Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательные работы как вид административной ответственности.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На самом деле — никому, если речь о санкции за мирные митинги. Конституционный суд РФ запретил назначать обязательные работы по статьям 20.2 и 20.2.2 КоАП, за исключением случаев, когда противоправными действиями был причинен вред здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц.
Комментарий к ст. 3.13 КоАП РФ
Комментируемая ст. 3.13 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде обязательных работ.
Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей (ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы не применяются к:
а) беременным женщинам;
б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет;
в) инвалидам I и II групп;
г) военнослужащим;
д) гражданам;
е) призванным на военные сборы;
ж) а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Согласно ст. 109.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.
Согласно ст. 32.13 КоАП РФ виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.
Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4 часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до 8 часов в день в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ (ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ).
При этом срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых должник, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает такие работы.
Время обязательных работ не может превышать:
а) 4 часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе;
б) 2 часов в рабочие дни после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — 4 часов.
Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов (письмо ФССП России от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП).
Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.
Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.
На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.
Особенности исполнения
Нюансы исполнения обязательных работ закреплены в статье 32.13 КоАП РФ. Речь идет о следующих правилах:
- Состав работ утверждается муниципальным актом.
- Осужденный должен работать ежедневно. При наличии основной работы, он приступает к исполнению наказания по ее завершении.
- Если гражданин официально трудоустроен, то норма отработки в рабочие дни составляет до двух часов, а в выходные – до четырех часов.
- Учет отработанного времени и контроль качества выполнения работ ведется сотрудниками ФССП.
Гражданин может быть приговорен к ведению трудовой деятельности в соответствии с квалификацией. Осужденный вправе отказаться от выполнения работ, требующих специальных знаний. Подобные действия не будут считаться уклонением. Получив отказ, приставы обязаны подобрать для гражданина другую работу.
Осужденные отбывают наказание по такому алгоритму:
- получив судебное распоряжение, сотрудник ФССП должен возбудить исполнительное производство (в документе указывается место проведения работ, и сроки их начала);
- постановление о возбуждении исполнительного производства направляют в ту организацию, в которой будет работать осужденный;
- гражданин ежедневно посещает место работы;
- по факту отработки срока организация направляет уведомление сотрудникам ФССП.
Кому назначается подобное наказание?
Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:
- отклонение от ареста, выплаты штрафов;
- нанесение вреда окружающей среде;
- несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
- нарушения при скоплении людей;
- блокировка движения личного и общественного транспорта.
Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:
- инвалиды;
- безработные;
- беременные женщины;
- матери детей младше трех лет.
Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.
Не отработал обязательные работы что будет
УК РФ Статья 49. Обязательные работы
1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Норма о привлечении правонарушителя к обязательным работам появилась в КоАП РФ с 2012 года. Данная мера воздействия назначается в качестве основной санкции и характеризуется следующими особенностями:
- дела, связанные с назначением работ, может рассматривать только суд – иные уполномоченные ведомства не имеют полномочий по установлению такой санкции;
- обязательный характер работ подразумевает их выполнение под контролем сотрудников ФССП, которые ведут учет правонарушителей и условия исполнения наказания;
- состав работ, которые будет выполнять нарушитель, утверждается муниципальными властями по согласованию со службой ФССП;
- работы обязательного характера выполняются за пределами рабочего дня по месту официального трудоустройства нарушителя;
- вне зависимости от характера выполняемых работ, гражданин не получит денежного вознаграждения – это правило прямо указано в ст. 32.13 КоАП РФ.
Практика применения указанного вида санкций сложилась только в последние годы. В частности, были сформированы требования к выполнению работ, требующим специальных навыков и познаний, установлены ограничения по максимальной продолжительности отработки в пределах рабочего дня и недели.
Как назначается наказание
По факту выявленного правонарушения составляется процессуальный протокол. На этой стадии должностное лицо или уполномоченный орган не вправе определять меру наказания для нарушителя, поэтому административный материал направляется для рассмотрения в суд. Процедура рассмотрения дела проходит по следующим правилам:
- вынесение судебного акта допускается даже при отсутствии правонарушителя, если он был уведомлен о месте и времени заседания;
- при установлении личных данных нарушителя суд обязан выяснить, можно ли применять к гражданину меру ответственности в виде обязательных работ;
- конкретная продолжительность наказания определяется исходя из общественной опасности проступка, смягчающих и отягчающих факторов, иных обстоятельств дела.
Постановление вступает в силу после истечения сроков на обжалование, либо сразу после рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Судебный акт, вступивший в силу, направляется для принудительного исполнения в службу ФССП – контроль надлежащего выполнения обязательных работ будут осуществлять приставы.
Порядок и условия исполнения
Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.
Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.
Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.
В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.
Некоторые отличия от схожих наказаний
Исправительные работы |
Обязательные работы |
Принудительные работы |
Отбываются по месту официального трудоустройства или в местах, определяемых УИИ по согласованию с ОМСУ по месту жительства. | Исполняют УИИ по месту жительства в местах и на объектах, определяемых ОМСУ по месту жительства. | Отбывается в специальных учреждениях – исправительных центрах. Место работы определяет орган уголовно-исполнительной системы. Оно может быть за пределами населенного пункта, где живет осужденный, если в нем отсутствует специализированное учреждение. |
Отбывается в период осуществления трудовой деятельности. | Отбывается во время, свободное от работы/учебы. | Своеобразная альтернатива лишению свободы. Осужденный в течение всего срока находится в исправительном центре. |
2-24 месяца | 60-480 часов | 2 месяца – 5 лет |
Выплачивается обычная зарплата, из которой удерживается 5-20% в доход государства. | Осуществляется бесплатно. | Труд оплачивается, с заработка в пользу государства удерживается 5-20%. |
Оценка факторов, характеризующих имущественное положение нарушителя
При оценке имущественного положения правонарушителя — физического, юридического лица должно быть выявлено наличие или отсутствие причинной связи между имущественным статусом лица и совершенным проступком. В частности, нарушение юридическим лицом норм и правил, обусловленное отсутствием надлежащих имущественных и финансовых предпосылок легитимной деятельности, не может быть вменено в ответственность юридическому лицу (ср. ч. 2 ст. 2.1 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП).
Лицо, привлеченное к ответственности, обязано исполнить предписание нормативного правового акта, за нарушение которого было назначено административное наказание (ч. 4 ст. 4.1 КоАП). Как правило, административная ответственность наступает вследствие неисполнения лицом обязанностей, установленных федеральным законом, однако в некоторых случаях квалификация проступка обусловлена ненадлежащим осуществлением прав лица (ст. 19.1 КоАП).
Сколько длятся общественные работы?
Основной вопрос, который приходит первым на ум осужденного, а сколько длятся общественные работы?
Срок исполнения наказания – общественные работы – составляет от 60 до 480 часов, примерно по 4 часа в выходной день, не более того. В рабочие дни обязательные работы составляют всего 2 часа – статья 49 часть 2 Уголовного Кодекса РФ.
Другими словами, если примерно посчитать время общественных работ в неделю, то оно составит примерно 12-18 часов. Минимальный порог – 12 часов в неделю. Меньше данного срока назначать нельзя.
Однако если у осужденного имеются уважительные причины (семейные проблемы или тяжелые заболевания), то по решению уголовно-исполнительной инспекции количество еженедельных часов может быть уменьшено. Но общая сумма часов, которые необходимо отработать, уменьшить нельзя.
Отдельной категорией выделяются несовершеннолетние преступники. В силу возраста и необходимости обучения их срок наказания в виде общественных работ ниже, чем у взрослых граждан. Он составляет от 40 до 160 часов.
Обязательные работы для подростка назначаются только в виде посильных для него видов деятельности, в свободной от учебы время, а их срок не должен превышать 160 часов.
Кроме того, рабочие часы в день так же ограничены возрастом осужденного:
- Лица от 14 до 15 лет трудятся не более 2 часов в день;
- Лица от 15 до 16 лет – не более 3 часов в день.
При злостном уклонения от исполнения обязательных работ осужденные могут быть лишены свободы и отбывать наказание в специально оборудованных местах – тюрьмах. Срок обязательных работ может назначен или изменен только судом.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Исправительные работы как вид уголовного наказания, особенности их применения и изменения
В данном контексте исправительная работа не ограничивает личную свободу и общение, не изолирует правонарушителя от социума и привычной для него среды.
Влияние всех факторов в комплексе на псих тип человека, оказываемое сильным психологическим воздействием, позволяет исправляться, пересматривать собственные, даже весьма устоявшиеся взгляды на социальное окружение, сообщество и собственно на самое себя. В подавляющем большинстве случаев отбывание срока ИР назначается непосредственно по месту основной работы, где провинившегося все знают.
Условия применения ужесточенных мер воздействия при нарушении отбывания наказания или злостном уклонении от его исполнения одинаковы для всех без исключения категорий правонарушителей. Уклоняющимся от наказания, по законодательству квалифицируется гражданин, совершивший следующие проступки: Главные признаки исправительных работ как вида уголовных наказаний следующие.
- Максимально суд назначает до двух лет исправительных работ. Для не достигших совершеннолетия он уменьшен на половину, то есть составляет не более чем 365 календарных дней, то есть один год.
- Минимальные рамки не различаются у взрослых и подростков. Срок отбывания исправительной работы для всех – не менее 61 календарного дня.
Виды административных наказаний
Административные наказания представляют собой целостную систему карательных санкций, которая характеризуется общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью взаимозаменяемости. Исчерпывающий перечень административных наказаний закреплен в ст. 3.2 КоАП РФ. К их числу относится предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Иные меры административного принуждения в качестве наказаний рассматриваться не могут.
Административные наказания выражаются обычно в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые из них сочетают в себе одновременно как моральное, так и материальное воздействие, а также временное ограничение прав нарушителя(например, дисквалификация, лишение специального права).
В законе предусмотрены как основные, так и дополнительные административные наказания. За одно правонарушение может быть назначено либо основное наказание, либо основное и дополнительное. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, кроме права управления транспортным средством, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут применяться только в качестве основных административных наказаний. Другие наказания могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. Лишение права управления транспортным средством применяется в качестве дополнительного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 11.7.1, ч. 1и 2 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.
Предупреждение – мера морального характера, выраженная в официальном порицании правонарушителя, применяется за малозначительные проступки. Предупреждение применяется в случае совершения правонарушения впервые и при отсутствии причиненного вреда жизненно важным интересам граждан, окружающей природе, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также имущественного ущерба.
В отдельных случаях предупреждение может быть назначено вместо штрафа физическим и юридическим лицам, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
В качестве меры наказания предупреждение выступает лишь в случае, если оно вынесено в письменной форме.
Штраф как мера административного наказания представляет собой денежное взыскание, налагаемое на лицо, совершившее административное правонарушение. Его особенностью является воздействие на материальные интересы нарушителя посредством взыскания с него в доход государства определенной суммы денежных средств.
Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания
Уголовно-исполнительные инспекции исполняют все решения судебной верхушки власти, среди которых есть и работы различных видов (исправительные, принудительные, обязательные).
Каждый из данных видов наказания имеет свою специфику. ОР ни каким образом не влияют на исполнение основной трудовой деятельности. Они выполняются в свободное время и не оплачиваются. Установлены как минимальные, так и максимальные сроки исполнения работ. Измерение происходит в часах.
Обязательные работы выполняются в свободное время и не оплачиваются
Выбор того или иного места, в котором будет осуществляться общественно-полезная деятельность, отдана в компетенцию органа местного самоуправления. Обязательные работы регулируются и УИК, где указано, что в день можно осуществлять трудовую деятельность не более четырех часов.
Существенно отличаются от ОР исправительная и принудительная трудовая деятельность. Работы, носящие исправительный характер имеют свою специфику в части порядка исчисления и исполнения. Так, они исчисляются уже не в часах, а в месяцах и годах.
Принудительные работы наиболее строгий из всех вышеописанных видов принуждения и заключается в применении так называемых альтернативных мер вместо лишения свободы.
Отличие видов уголовного наказания:
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТЛИЧИЙ | ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ | ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ | ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ |
Порядок исчисления | Месяца и года | Часы | Месяца и года |
Место отбывания | По месту работы или по выбору УИИ | По выбору ОМС | По выбору УИК |
Порядок оплаты и изъятий | Оплачиваемые. Изымается процент из заработной платы | Не оплачиваются | Оплачиваемые. Изымается процент из заработной платы |
Сроки назначения | От двух месяцев до двух лет | От 60 до 480 часов | От двух месяцев до пяти лет |
В рамках КоАП применяются только обязательные работы. Особенности назначения этого вида наказания будут рассмотрены ниже.
Статья 3.4 КоАП РФ. Предупреждение
- Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
- Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Статья 3.8 КоАП РФ. Лишение специального права
- Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение специального права назначается судьей.
- Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
- Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.
- Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.