Порядок получения разрешения в Москве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок получения разрешения в Москве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Комментируемая ст. 9.5.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, или с нарушением требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, к лицам, имеющим право на выполнение таких работ по соответствующему договору, заключенному с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Комментарий к ст. 9.5 КоАП

Разрешение на строительство является обязательным элементом установленного от имени и по поручению государства порядка осуществления строительства, оно выдается на основании Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 18.12.2006) (Российская газета. 2004. 30 декабря).

Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Так, к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся:

— выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

— выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

— выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.

Непосредственно основы и порядок выдачи разрешений на строительство урегулированы статьей 51 ГрК РФ N 190-ФЗ.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

С 1 января 2010 года на основании ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ не будет допускаться выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты.

Для получения разрешения на строительство застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей.

К заявлению может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Относительно объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Не допускается требование иных документов для получения разрешения на строительство.

В течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводится проверка наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводится проверка соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям и т.д.;

3) выдается разрешение на строительство или отказывается в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

2. На основании статьи 52 ГрК РФ N 190-ФЗ застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции — в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

5) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Комментарии к статье 9.5 КоАП РФ, судебная практика применения

В п.п. 6, 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ могут нести застройщик, заказчик, подрядчик, субподрядчик

Читайте также:  Дизайн мансарды +90 фото примеров обустройства мансардного этажа

Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ несет лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию данного объекта

Согласно части 5 статьи 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства.

В том случае, если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым.


В п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» содержатся следующие разъяснения:

Передача в аренду объекта до ввода его в эксплуатацию не противоречит закону, однако ответственность за эксплуатацию такого объекта предусмотрена ч. 5 статьи 9.5 КоАП РФ

Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды. При наличии соответствующих оснований лица (арендатор и/или арендодатель), виновные в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ. Деятельность указанных лиц может быть приостановлена по основаниям и в порядке, предусмотренном названным Кодексом.

Кроме того, судам следует принять во внимание, что передача объекта аренды арендатору до ввода его в эксплуатацию для осуществления ремонтных и отделочных работ не противоречит положениям Градостроительного кодекса РФ.

Однако судам необходимо учитывать, что договор аренды будущей недвижимой вещи, заключенный в отношении самовольной постройки (в том числе и под условием последующего признания права собственности арендодателя на самовольную постройку), является ничтожным в соответствии со статьей 168 ГК РФ, так как принятие участниками гражданского оборота на себя обязательств по поводу самовольных построек согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ не допускается.

Комментарии к ст. 9.5 КОАП РФ


1. Цель данной статьи — обеспечение качества строительства, эксплуатационной надежности зданий, строений и сооружений.

2. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. Опасность самовольного (без соответствующего разрешения) строительства состоит в том, что в результате таких действий затрудняется осуществление планов архитектурной планировки и застройки городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы других граждан, создается угроза общественной, в частности экологической, пожарной безопасности.

3. Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется Градостроительным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ (см. комментарий к ст. 9.4 Кодекса).

4. Строительство зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного строительного надзора.

5. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков. (См. по данному вопросу также ст. 6.1 Градостроительного кодекса РФ.)

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проверяет наличие необходимых документов, а также соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, после чего выдает разрешение на строительство объекта или отказывает в его выдаче с указанием причин. Отказ в выдаче разрешения может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет. Этот срок может быть продлен органом, выдавшим разрешение на строительство.

6. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без соответствующего разрешения.

7. Правовое регулирование процессов приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, в том числе жилищно-гражданских объектов, осуществляется нормативными документами: СНиП N 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (Госстрой России. М.: ГУП ЦПП, 1998. Изд. официальное; Бюллетень строительной техники. 1988. N 2), Градостроительным кодексом РФ, ст. 55 которого предусматривает, что ввод объекта в эксплуатацию осуществляется после получения в установленном порядке соответствующего разрешения. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется органом, выдавшим разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

8. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию.

9. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп.) определяет обязанности лица, намеревающегося осуществить строительство архитектурного объекта, основания для выдачи архитектурно-планировочного задания, порядок его выдачи, основания отказа в выдаче этого задания, порядок обжалования отказа.

Архитектурный проект является документом, обязательным для всех участников его реализации со дня получения разрешения на строительство. Контроль за реализацией архитектурного проекта осуществляется застройщиком, автором архитектурного проекта в порядке авторского надзора за строительством архитектурного объекта, органам государственного строительного надзора, а также соответствующими органами архитектуры и градостроительства.

10. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, состоит в несоблюдении должностными лицами органов местного самоуправления установленного порядка выдачи разрешений на строительство, а органами архитектуры и градостроительства — архитектурно-планировочных заданий.

11. Субъектом правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица.

12. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, характеризуются умышленной виной.

13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный строительный надзор (ст. 23.56).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Можно ли производить строительство дома без соответствующего разрешения

  • невозможно будет зарегистрировать дом в БТИ;
  • не получится оформить св-во о собственности, поэтому для этого придется обращаться в суд, но не всегда такие дела могут быть выигрышными;
  • придется нести дополнительные затраты на оформление, а также нередко процесс может затянуться на длительное время;
  • самовольное возведение строения приводит к необходимости уплачивать значительные штрафы;
  • неправильное строительства дома может привести к тому, что оно будет опасным для проживания, поэтому может привести к гибели людей или к нанесению им или их имуществу значительного вреда;
  • если незаконное строение является опасным для жизни, то по решению суда может назначаться принудительный снос, а расходы придется нести нарушителю.

Всегда ли необходима регистрация?

Нужно ли регистрировать, например, баню? ИЖС можно использовать не только для строительства одного основного объекта, предназначенного для жилья, но и вспомогательных сооружений, таких как гараж, баня, сарай, иных хозяйственных построек.

Согласно ч. 17, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство необходимо только для объектов, имеющих статус капитальных зданий. К ним относится жилой дом, но не относятся:

  • гараж;
  • вспомогательные, хозяйственные постройки, включая баню;
  • объекты, расположенные на участке, предназначенном для садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Читайте также:  Как взыскать алименты с детей на содержание родителей ?!

Соответственно, регистрация данных объектов не нужна.

«Закон о самострое»: с 2021 года у россиян не будут отнимать земельные участки

В нашей стране достаточно популярное явление – застройка домов, зданий, офисов без разрешений и согласований с местной администрацией.

Вначале 2021 года все дачники были напуганы слухами, что у них отнимут земельные участки, а незаконно построенные здания и сооружения на них будут снесены!

Но Россияне поторопились с выводами, никто не собирается их лишать собственности.

Мнение эксперта

Макаров Игорь Тарасович

Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.

На самом деле вопрос об изменении в законодательстве градостроительства встал из-за повальной застройки на частных земельных участках многоэтажек, гостиниц и т.п. Для этого правительство разработало единые требования для всех индивидуальных застройщиков (ИЖС).

Доработка законопроекта была необходима по многим показаниям, одно из них: статья № 222 разрешала местной власти самостоятельно принимать решение о признании здания самовольной постройкой, даже в тех случаях когда строение являлось единственным жильем для граждан, эти здания были снесены.

С одной стороны есть положительные моменты – теперь на садовых участках не будут вырастать многоэтажки, магазины, гостиницы без разрешения администрации. Но с другой… теперь чтобы построить частный дом на собственном земельном участке потребуется немало времени сил и финансов для сбора всех разрешений и документов.

Какие документы нужны для начала строительства

Понять людей, решивших расширить жилое пространство за счет пристройки или строительства времянки, можно, но даже факт приватизации земельного участка не дает право строиться незаконно. Чтобы не попасть в немилость государства и не потерять деньги, к тому же, перед началом любого строительства необходимо выполнить несколько несложных действий:

  • оформить право собственности на участок (если вы этого не сделали ранее).
  • создать проект будущего гаража или жилого флигеля и пройти согласование в соответствующих инстанциях.
  • получить разрешающие документы, включая ордер на выполнение земельных работ и собственно разрешение на строительство.

Получив все необходимые документы, можно начинать строительство, при этом стоит помнить, что несоответствие проекту строительства также может быть расценено, как нарушение градостроительных норм. Следует также понимать, что на участке, предназначенном под ИЖС, нельзя строить многоквартирные дома, запрещено строиться на землях сельхозназначения, существуют и другие нарушения, о которых расскажут профессиональные юристы, получить консультацию которых крайне необходимо.

Существуют ли исключения из правил?

К сожалению, российские законы нельзя назвать совершенными, поэтому часто случается так, что «самострои» узаконивают «задним числом», но даже этот факт по новым правилам не освобождает собственника такого объекта от ответственности. Суды, конечно, принимают иногда положительные решения, но это касается только случаев, когда здание возведено с соблюдением санитарных норм и не угрожает жизни и здоровью жильцов и окружающих.

Узаконить по облегченной процедуре самострой, соответствующий нормам градостроительства, каждый россиянин может до 01.03.2020г.

В некоторых случаях незаконные строители ссылаются на срок давности, а претензии с многих объектов недвижимости снимаются уже через три года после начала строительства. Такое положение есть, но оно не касается объектов, возведенных на участках без наличия права собственности. Также не действует срок давности в случае, если строение угрожает самим жильцам или прохожим. В этом случае, суд рассмотрит иск комиссии по пресечению строительства «самостроев» и приговорить, скорее всего, дом к сносу.

Существуют ли исключения из правил?

К сожалению, российские законы нельзя назвать совершенными, поэтому часто случается так, что «самострои» узаконивают «задним числом», но даже этот факт по новым правилам не освобождает собственника такого объекта от ответственности. Суды, конечно, принимают иногда положительные решения, но это касается только случаев, когда здание возведено с соблюдением санитарных норм и не угрожает жизни и здоровью жильцов и окружающих.

Узаконить по облегченной процедуре самострой, соответствующий нормам градостроительства, каждый россиянин может до 01.03.2020г.

В некоторых случаях незаконные строители ссылаются на срок давности, а претензии с многих объектов недвижимости снимаются уже через три года после начала строительства. Такое положение есть, но оно не касается объектов, возведенных на участках без наличия права собственности. Также не действует срок давности в случае, если строение угрожает самим жильцам или прохожим. В этом случае, суд рассмотрит иск комиссии по пресечению строительства «самостроев» и приговорить, скорее всего, дом к сносу.

За какие постройки на дачном участке грозит штраф

Дачный отдых – дело совсем не простое, и настоящие профессионалы меня в этом поддержат.

Ежедневный труд и заботы, за что в награду рачительный хозяин получает свой урожай и самое главное – личное пространство.

При этом, конечно же, хочется, чтобы оно было максимально комфортным, а залог этого – уютный домик и все необходимые хозяйственные постройки.

Но, затевая строительство, не следует забывать о том, что есть обязательные требования законов к обустройству дачных участков, независимо от того, частная это собственность или нет.

Нарушения нормативов влекут для хозяина меры ответственности: от штрафа и до полного сноса возведенного строения. Причем, как показывает практика, в большинстве случаев владельцы участков даже не догадываются о том, что уже стали правонарушителями.

По степени штрафоопасности с большим отрывом лидируют две постройки, которые наверняка есть на каждом дачном участке – остановимся на них подробнее.

Это вполне безобидное с виду сооружение, на самом деле, является одним из самых опасных строений на участке. Оно угрожает:

— интересам соседей (источник неприятного запаха),

— безопасности плодородного слоя почвы (повышается концентрация вредных веществ в земле),

— качеству и безопасности питьевой воды (может произойти загрязнение подземных вод).

Для предотвращения вредоносных последствий от размещения туалета на даче приняты обязательные строительные нормативы:

— туалет должен располагаться на расстоянии не менее, чем 1 метр до соседского забора, 12 метров – до соседского дома и 8 метров – до колодцев и скважин,

— выгребная яма под туалетом должна исключать непосредственный контакт с почвой (заливаться бетоном), причем в глубину она не должна превышать 3 метров,

— септик не может располагаться ближе, чем за 2 метра до соседского забора, за 10 метров – до дома или дороги, за 30 — 50 метров – до колодца и скважины.

Ответственность за несоблюдение установленных нормативов:

— нарушение правил защиты подземных вод (штраф от 1 500 до 2 000 рублей для граждан),

— порча земель (штраф от 3 000 до 5 000 рублей для граждан),

— нарушение правил санитарной безопасности (от 500 до 1 000 рублей для граждан)

— принудительный снос строения, которое возведено с нарушением строительных норм и законных интересов соседей.

Это не только рай для дачника, но и большая ответственность. Баня несет угрозу:

— возникновения пожара (используется печное устройство),

— загрязнения окружающей территории (слив использованной воды),

— интересам соседей (из-за всех вышеперечисленных угроз, а также затенения и задымления своего участка).

При строительстве бани обязательно должны соблюдаться не только строительные нормативы, но и противопожарные, а также требования санитарной безопасности:

— деревянная баня должна располагаться на расстоянии не менее, чем за 15 метров до других деревянных строений, за 10 метров – до каменных строений,

— минимальное расстояние от бани до соседского забора – 1 метр, а до соседского дома – 8 метров,

— должен быть выведен слив из бани, как минимум в метре от соседского забора,

— печь в бане должна быть обязательно оборудована дымоходом и изолирована от малейшего контакта с легко воспламеняющимися материалами.

Ответственность за несоблюдение правил строительства и эксплуатации бани:

— нарушение правил пожарной безопасности (штраф от 2 000 до 3 000 рублей для граждан),

— порча земель (от 3 000 до 5 000 рублей для граждан),

— нарушение правил санитарной безопасности (от 500 до 1 000 рублей для граждан),

— принудительный снос бани, угрожающей правам и законным интересам соседей.

Будьте внимательны и не становитесь правонарушителями!

Читайте также:  Коллективный договор – оспариваем правильно

Какие постройки нужно регистрировать?

Различают капитальные и некапитальные строения. Первые подлежат обязательной регистрации, а вторые нет. Капитальные постройки представлены объектами, которые имеют фундамент. Их нельзя переместить без ущерба конструкции.

До 4 августа 2018 года можно было построить гараж, садовый домик, пристройку и прочие некапитальные объекты без разрешения на строительство. Новые правила обязали регистрировать частные дома на участках под ИЖС – теперь вместо разрешения действует уведомительный порядок – в силу ст. 51.1 ГрК РФ.

Застройщик оформляет проект, технические документы и заявление. Их рассматривают в архитектурном отделе при администрации и дают «добро» на строительство дома.

Это касается многоэтажных домов, капитальных гаражей, объектов для предпринимательской деятельности и прочих сооружений.

Если строение не имеет фундамента, а представлено легкой и разборной конструкцией – разрешений и уведомлений не требуется.

Подробнее в статье «Можно ли сделать пристрой к дому без разрешения на строительство?»

Налоговые службы проводят регулярные рейды по садовым участкам. Цель таких рейдов – выявить незаконные постройки и привлечь нарушителей к ответственности. Сейчас активно внедряют аэрофотосъемку территорий СНТ. Квадрокоптеры летают по воздуху и обнаруживают объекты даже за самым высоким забором.

Пример:

Иванов и Петров – соседи по садовому участку. Оба оформили землю под ИЖС, оба живут в построенных жилых домах. Иванов имеет автомобиль и ему нужен гараж. Он нанимает бригаду строителей, оформляет проект и готовится к стройке. Учитывая, что гараж будет капитальным – Иванову нужно уведомить администрацию о строительстве.

Затем нужно поставить гараж на кадастровый учет и зарегистрировать на него право собственности + уплачивать налог на недвижимость. В противном случае – штраф или снос постройки. Петрову гараж не нужен – ему нужен уличный туалет и небольшой сарайчик под инвентарь. Оба строения без фундамента. Право собственности на них оформлять не нужно. Строительство также не требует уведомления властей.

За отсутствие регистрации туалета и сарая Петрову не грозят никакие санкции.

Рекомендуем почитать «Как узаконить самовольную реконструкцию жилого дома?»

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения. Как указал Пленум ВС РФ в п. 14 Постановления N 5 , истечение установленных сроков давности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Основываясь на перечисленных положениях, ФАС УО в Постановлении от 24.11.2008 N Ф09-8689/08-С1 освободил от ответственности строительную организацию несмотря на то, что у нее отсутствовало разрешение на строительство. Суд указал, что вменяемое обществу правонарушение является длящимся, следовательно, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок необходимо исчислять с даты обнаружения указанного правонарушения.

Поскольку правонарушение обнаружено контролирующим органом 16.05.2008 и зафиксировано актом проверки, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции (17.07.2008) срок давности привлечения общества к административной ответственности истек. Довод административного органа о том, что днем обнаружения правонарушений является день, когда общество к назначенному сроку не представило запрошенный документ, суд отклонил как основанный на неверном толковании закона.

Как выясняется, что строительство ведется без разрешения?

Сложение двух факторов — необходимость соблюдения сроков открытия комплекса и затягивание сроков оформления документов, и стало причиной проблем нашего заказчика. Ситуация осложнялась тем, что на неопределенный срок растягивался процесс оформления договора аренды, то есть, согласно изложенному выше порядку, самый первый этап, от сроков реализации которого, зависели все последующие.

Между действием и бездействием наши заказчики решительно выбрали действие и начали строительство не дожидаясь подписания договора аренды. Когда постройки будущего спортивного комплекса стали возвышаться почти на полтора метра в высоту, стройплощадкой заинтересовались контролирующие органы. В результате строителям (как единственным представителям Заказчика на территории строительной площадки) было вручено уведомление об обнаружении административных нарушений в области строительства и необходимости участия в разбирательстве дела об административном нарушении, назначенном на вполне конкретную дату.

Как избежать административной ответственности за строительство без разрешения?

Наш опыт подсказывал несколько возможных вариантов решения первоочередной проблемы Заказчика, связанной с уменьшением последствий, привлечения его к административной ответственности.

Вариант 1 – оспаривание возможностей такого привлечения к ответственности в целом, в связи с тем, что права Заказчика на земельный участок не оформлены, соответственно, довольно затруднительно документально подтвердить, кто именно осуществляет строительные действия на земельном участке.

Вариант 2 – оспорить возможность привлечения к административной ответственности в связи с тем, что организация, рассматривающая данное дело, не имеет функций в области контроля и надзора за такого рода строительством.

Вариант 3 — оспорить возможность привлечения к административной ответственности в связи с тем, что строящийся объект не подлежит государственному строительному надзору в силу его специфических характеристик.

Исходя из специфики конкретной ситуации, мы посчитали необходимым действовать по Варианту 3.

Что считается незаконным строительством?

Согласно 222 ст. ГК РФ под самовольным строительством подразумевается

строительство любого сооружения (здания) на территории, не предназначенной для этого, без получения на то законных прав, с нарушением общепринятых правил градостроения.

Признать постройку незаконной могут если есть хотя бы одно из нарушений

  • отсутствует разрешение на строительство;
  • постройка не соответствует основному назначению земельного участка;
  • при возведении сооружения были нарушены строительные нормы;
  • строительство ведется на участке без предварительного получения права на владение им.

Если будет доказано, что возведенное здание или сооружение действительно является незаконной постройкой, то на него нельзя будет получить право собственности. Это означает, что якобы собственник этого сооружения, который потратил на него собственные средства, не сможет распоряжаться им в полной мере, а тем более – осуществлять с ним любые сделки (сдать в аренду, продать и т.д.).

Ответственность за строительство без разрешения

Нарушение законодательства ведет к негативным последствиям для строительной компании, которая приступила к работе, не получив на руки разрешительную документацию. Результаты таких действий серьезные. В первую очередь, объект может быть отнесен к самовольной постройке.

В ГК РФ (статье 222, части 1) прописано, что к самовольной постройке относится жилое здание или другой объект (сооружение), которое взведено на земельном наделе, не предназначенном для выполнения таких задач. Назначение участка, как правило, устанавливается решением местных органов власти с учетом действующих законов, а также нормативных или правовых актов. В упомянутой статье также прописано, что к самовольным постройкам относятся те, которые созданы без оформления разрешений или с нарушением градостроительных норм (правил).

Субъект, который нарушил законодательство, и осуществил самовольную постройку, не получает на нее право владения. Как результат, он не сможет распоряжаться построенным имуществом, как с полноценным и зарегистрированным объектом. Нарушителю недоступна продажа, дарение, сдача в аренду или выполнение других действий.

Наиболее серьезное последствие — необходимость снести дом за незаконное строительство по решению судебного органа. По законодательству такая работа выполняется за счет нарушителя. Это прописано в ГК РФ, статье 222, части 2, пункт 2. Чтобы избежать последствий, владельцу дается возможность провести процедуру узаконивания задним числом.

Для чего нужно разрешение на строительство и где его получить

Кроме того такую постройку нельзя оформить в собственность, а значит, нельзя будет ей распорядиться: продать, поменять, подарить. Однако 3-я часть указанной статьи всё же предусматривает возможность узаконить новострой через судебное решение, если совпадут сразу все условия:

Рекомендуем прочесть: Что Делать Если Электросчетчик Разломали И Украли

Одним из результатов работы городских дум и районных законодательных собраний является разработка и утверждение генплана территории. Это означает, что в таком документе, как «Генеральный план застройки» все территории поделены. В плане указано, где запланировано строительство жилых домов, какая этажность при этом допустима.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *