Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности оформления образцов для сертификации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно текущей позиции ФТС России, образец не может быть ввезен физическим лицом в багаже, не может быть получен им по почте, заказан в интернет-магазине, потому что сертификационные органы обязаны требовать у заявителя не только сам образец, но и документальное подтверждение легальности его ввоза на территорию РФ (чаще всего, это Декларация на товары).
Процедура импорта образцов
Совершение таможенных операций (оформление) образцов представляет собой стандартную процедуру, за исключением некоторых нюансов: например, на поставку проб и образцов, распространяются определенные преференции (льготы), в частности, можно не предоставлять разрешительные документы (сертификат/декларация) и допускается отсутствие маркировки образцов средствами идентификации.
Согласно Рекомендациям ФТС России, Росаккредитации от 27 февраля 2019 г. «О порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции» предусмотрены 3 способа декларирования образцов:
- с подачей отдельной Декларации на товары (ДТ);
- с подачей Заявления в письменной форме об использовании транспортных, коммерческих или иных документов в качестве декларации на товары (например, при сопровождении багажа);
- с подачей декларации на товары по реестру экспресс-грузов (ДТЭГ) (актуально для экспресс-грузов).
Декларирование образцов, ввозимых в страну с целью проведения испытаний и оформления сертификатов и деклараций соответствия, может осуществляться различными способами:
- для таможенного оформления используется классический вариант декларации на товары. В соответствующих графах ДТ делается отметка о назначении изделия, указывается код особенностей перемещения товара «061» в 37 графе, а также реквизиты договора с сертификационным центром на проведение исследований с указанием конкретного количества изделий;
- в случае, если стоимость образцов не превышает 200 евро, а их перевозка осуществляется в рамках одного договора и одним транспортным средством, для растаможки может использоваться заявление, составленное в письменном виде (решение комиссии Таможенного союза ЕАЭС от 20.05.2010 № 263). Также необходимо предоставление контракта от органа сертификации. Аналогичным способом возможно оформить на таможне пробные изделия, ввозимые в страну в виде сопровождаемого или несопровождаемого багажа, с условием их размещения до выпуска в зоне временного хранения под таможенным контролем;
- если образцы товара отправляются в РФ по почте, их можно оформить с использованием реестра экспресс-грузов, в котором также указываются данные по договору с испытательным центром. Форма документа закреплена в решении ЕЭК от 28.08.2018 № 142
Объемы выпускаемых Вашей компанией товаров требуют наращивания поставок сырья для производства из-за границы? Беспокоит возможность ошибиться, осуществляя таможенное декларирование в условиях начала действия норм Таможенного кодекса ЕАЭС? Намереваетесь оптимизировать расчет таможенных платежей
при экспорте сырья, изучить возможность получения преференций при определении размера таможенной пошлины?
Предлагаемые ООО «СлавТранс» услуги таможенного оформления
позволят устранить все преграды для беспрепятственного перемещения через границу сырья для производства, создадут предпосылки для оптимизации затрат на оплату таможенной пошлины.
Определение необходимости предоставления разрешительных документов
Для большинства товаров, импортируемых или экспортируемых, могут требоваться различные разрешительные документы (нетарифное регулирование). К разрешительным документам относятся лицензии, нотификации, сертификаты/декларации о соответствии техническому регламенту, свидетельства о государственной регистрации и пр. Необходимость предоставления таких документов для таможенного оформления определяется после изучения описания товаров и после определения кода ТНВЭД.
На импорт проб и образцов, распространяются определенные преференции, в частности это касается предоставления разрешительных документов и маркировки.
Какими нормативными актами это регламентировано?
В положении о порядке ввоза на таможенную ТС продукции, утверждённым Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 294 есть подпункт А пункта 4, в котором указано, что документы, удостоверяющие соответствие продукции, не предоставляются таможенным органам при выпуске для внутреннего потребления на товары, ввезенные в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний ( при условии представления в таможенный орган копии договора с аккредитованным органом по сертификации (или лабораторией) или письма такого аккредитованного органа по сертификации (или лаборатории).
Процедура импорта образцов
Согласно текущей позиции ФТС России образец не может быть ввезен физическим лицом в багаже, не может быть получен им по почте или заказан в интернет-магазине в связи с тем, что сертификационные органы требуют у заявителя не только сам образец, но и документальное подтверждение легальности его ввоза на территорию РФ (чаще всего это таможенная декларация на товары).
Таможенное оформление образцов представляет собой стандартную процедуру. Тем не менее, есть некоторые нюансы. Например, на поставку проб и образцов распространяются определенные преференции (льготы), в частности, можно не предоставлять разрешительные документы (сертификат/декларация), и допускается отсутствие маркировки образцов средствами идентификации.
Согласно Рекомендациям ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции от 27 февраля 2019 г., предусмотрены три способа декларирования образцов:
- С подачей отдельной декларации на товары (ДТ);
- С подачей письменного заявления об использовании транспортных, коммерческих или иных документов в качестве декларации на товары (например, при сопровождении багажа);
- С подачей декларации на товары по реестру экспресс-грузов (ДТЭГ) (актуально для экспресс-грузов).
Разъяснение фтс о сертификации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
от 29 декабря 2017 года
Разъяснения ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции
Разъяснения ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов (далее — подконтрольные товары) для целей проведения исследований и испытаний продукции (далее — Разъяснения), разработаны в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), законодательством Российской Федерации и направлены на информирование участников внешнеэкономической деятельности, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий и заинтересованных лиц (далее -хозяйствующие субъекты) в целях соблюдения хозяйствующими субъектами установленных порядка и правил ввоза в Российскую Федерацию подконтрольных товаров, а также сокращения времени и минимизации издержек при совершении таможенных операций в отношении продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия.
В целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни и здоровью человека, имуществу, окружающей среде, животного и растительного мира, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, ФТС России совместно с Росаккредитацией проведен анализ правоприменительной практики совершения таможенных операций в отношении подконтрольных товаров и результатов мероприятий государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Анализ показал, что хозяйствующими субъектами надлежащим образом не обеспечивается процедура ввоза в Российскую Федерацию подконтрольных товаров для проведения исследований и испытаний продукции либо ввоз таких товаров не осуществляется в принципе.
Это приводит к тому, что в оформляемых сертификатах соответствия и декларациях о соответствии (далее — разрешительные документы) указываются недостоверные сведения о документах (протоколы испытаний), на основании которых выдаются (принимаются) разрешительные документы.
Подконтрольные товары, ввозимые в Российскую Федерацию, предназначены для проведения исследований и испытаний продукции, которая в последующем будет выпускаться в обращение на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности и сопровождаться разрешительными документами, полученными на основе протоколов испытаний ввезенных подконтрольных товаров.
Такие товары подлежат обязательному таможенному декларированию (статья 104 Таможенного кодекса ЕАЭС).
Пунктом 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее — Положение о порядке ввоза), установлено, что при помещении подконтрольной продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления представление таможенным органам разрешительных документов не требуется.
Вместе с тем в таможенный орган представляются копия договора с органом по сертификации и письмо испытательной лаборатории (центра), в которых указывается количество (вес и объем) подконтрольного товара, необходимое для проведения исследований и испытаний.
Также информируем, что декларация на подконтрольные товары заполняется со следующими особенностями:
в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» указывается «пробы и образцы для проведения работ по оценке соответствия (исследований и испытаний)»;
в графе 37 «Процедура» указывается код особенностей перемещения «061» — товары, перемещаемые в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров (приложение N 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378);
в графе 44 под кодом вида документа «01999» указываются реквизиты документов, поименованных выше (пункт 4 Положения о порядке ввоза).
При ввозе в Российскую Федерацию партии продукции отбор проб и образцов для проведения исследований и испытаний в случае, если такие подконтрольные товары не ввозились ранее, осуществляется заинтересованными лицами с разрешения таможенного органа (статья 17 Таможенного кодекса ЕАЭС).
Одновременно информируем, что орган по сертификации при формировании дела сертификата соответствия на серийную продукцию обеспечивает хранение и учет следующих документов (копий документов):
направленных в адрес таможенного органа копии договора с органом по сертификации и письма испытательной лаборатории (центра), подтверждающих необходимость ввоза проб и образцов продукции;
копии декларации на товар или иного документа, принимаемого таможенными органами в качестве таможенной декларации в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС;
При формировании дела сертификата соответствия на партию продукции орган по сертификации обеспечивает хранение и учет следующих документов (копий документов):
копии декларации на товар или иного документа, принимаемого таможенными органами в качестве таможенной декларации в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (в случае, если ввоз в Российскую Федерацию подконтрольных товаров осуществлялся отдельно от партии продукции);
направленных в адрес таможенного органа копии договора с органом по сертификации и письма испытательной лаборатории (центра), подтверждающих необходимость ввоза проб и образцов продукции;
внешнеторгового контракта (договора);
акта отбора проб и образцов (в случае, если отбор подконтрольных товаров осуществляется от ввозимой партии продукции);
разрешения таможенного органа на отбор проб и образцов (в случае, если осуществлен отбор подконтрольных товаров).
В случае проведения исследований и испытаний проб и образцов продукции в целях принятия (регистрации) декларации о соответствии испытательные лаборатории обеспечивают хранение и учет следующих документов (копий документов):
копии декларации на товар или иного документа, принимаемого таможенными органами в качестве таможенной декларации в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (в случае, если ввоз в Российскую Федерацию подконтрольных товаров осуществлялся отдельно от партии продукции);
направленных в адрес таможенного органа копии договора с органом по сертификации и письма испытательной лаборатории (центра), подтверждающие необходимость ввоза проб и образцов продукции;
внешнеторгового контракта (договора);
акта отбора проб и образцов (в случае, если отбор подконтрольных товаров осуществляется от ввозимой партии продукции);
разрешения таможенного органа на отбор проб и образцов (в случае, если осуществлен отбор подконтрольных товаров).
Наличие указанных документов в делах органа по сертификации и испытательной лаборатории в соответствии с абзацем шестнадцатым статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» свидетельствует о соблюдении процедуры оценки соответствия продукции обязательным требованиям и может подлежать проверке при осуществлении федерального государственного контроля, включая систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами.
При отсутствии в органе по сертификации и испытательной лаборатории таких документов соответствующая информация будет передаваться в ФТС России для рассмотрения вопроса о принятии мер по фактам несоблюдения порядка ввоза товаров в Российскую Федерацию.
В настоящее время ФТС России и Росаккредитацией проводится совместная работа, направленная на автоматизацию процессов сверки информации в части, касающейся установления фактов ввоза в Российскую Федерацию участниками внешнеэкономической деятельности проб и образцов продукции для целей проведения процедур оценки ее соответствия обязательным требованиям.
Законодательство для перевозки проб и образцов для сертификации
Главная сложность с ввозом отобранных проб и материалов для проверки заключается в том, что сам продукция еще не сертифицирована. Использовать стандартный вариант перемещения грузов через границу невозможно, поскольку у импортера отсутствуют обязательные разрешительные документы (сертификаты, декларации, СГР). Для подтверждения легальности поставки образцов через границу нужно учитывать следующие акты:
- технические регламенты ЕАЭС на сертифицируемую продукцию;
- рекомендации ФТС РФ и Росаккредитации от 27.02.2019 года;
- разъяснение ФТС РФ и Росаккредитации от 29.12.2017 № 36074/01;
- решение Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 294.
Также заявителю и специалистам аккредитованного органа нужно соблюдать требования ГОСТ 31814-2012. В этом документе зафиксированы правила отбора материалов для проверки.
Согласно статье 17 ТК ЕАЭС Отбор проб и (или) образцов товаров заинтересованными лицами и государственными органами государств-членов.
1. Заинтересованные лица и государственные органы государств-членов вправе отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа.
2. Разрешение на отбор проб и (или) образцов товаров выдается таможенным органом, если такой отбор:
- не затрудняет проведение таможенного контроля;
- не изменяет характеристик товаров;
- не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
3. Разрешение на отбор проб и (или) образцов товаров либо отказ в таком разрешении выдается не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем обращения лиц и органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
4. Отдельная таможенная декларация на пробы и (или) образцы товаров не подается при условии, что они будут указаны в декларации на товары при помещении товаров под таможенные процедуры, а при перемещении товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые предусмотрены главами 37 и 40 настоящего Кодекса, — в пассажирской таможенной декларации.
Для того, чтобы успешно реализовывать любой товар, импортируемый на территорию ЕАЭС, сначала необходимо провести импорт и таможенное оформление образцов данного товара.
Рекомендации и помощь юристов
При условном выпуске товаров под обязательство предоставления разрешительных документов декларанту стоит учесть следующее:
- Сроки получения сертификатов и деклараций на товар должны находится под чётким контролем. При возникновении рисков пропуска 45-дневного срока предоставления разрешительных документов на товар в таможню декларант должен учитывать, что продление срока предоставления документов на практике невозможно;
- Товар должен быть помещён на таможенный склад или СВХ;
- Необходимо подготовить все документы, подтверждающие проведенную работу по получению разрешительной документации (договоры с органом сертификации и проч.);
- Необходимо подготовить и направить в таможню мотивированные пояснения с обоснованием причин пропуска предоставления разрешительных документов;
- В рамках административного расследования помимо мотивированных пояснений в таможенный орган должно быть заявлено ходатайство, позволяющее впоследствии минимизировать штраф или в определенных обстоятельствах заменить меру административного наказания.
При необходимости наши юристы готовы оказать помощь как при составлении мотивированных пояснений и ходатайств в таможню, так и взять на себя полное ведение административного дела в таможне.
Предварительный анализ перспектив ситуации и первичная консультация проводятся бесплатно.
- Что тогда будет с товаром под условным выпуском?
- Какие последствия грозят участнику ВЭД за непредоставление разрешительных документов?
- Можно ли избежать штрафов?
- Можно ли продлить условный выпуск без сертификата соответствия?
Разбираемся с порядком действий и возможные вариантами разрешения ситуации.
ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА 2021
Порядок проведения таможенной экспертизы установлен главой 53 ТК ЕАЭС,
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №258 “О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля”.
Приказ ФТС России от 16.01.2019 № 34 “Об утверждении Порядка проведения таможенной экспертизы‚ формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы”
Порядок отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы и Порядок приостановления срока проведения таможенной экспертизы установлены Приказом Федеральной таможенной службы от 20 ноября 2014 г. №2264,
Письмом ФТС России от 18 октября 2013 г. N 01-11/46963 разъяснены сроки направления материалов (документов, проб и образцов товаров) для проведения таможенной экспертизы”
Порядок согласования с таможенным органом, проводящим таможенную экспертизу, назначения таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию, проводящую таможенную экспертизу, утвержден приказом ФТС России от 28 июля 2011 г. №1541
Приказом ФТС России от 15.10.2013 №1940 “Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» установлены требования к назначению экспертизы в целях подтверждения классификационного кода.
Проведение таможенного контроля
Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?
Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.
«Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
Статья 393. Отбор проб и (или) образцов товаров, изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации для проведения таможенной экспертизы
1. Для проведения таможенной экспертизы пробы и (или) образцы товаров отбираются должностными лицами таможенных органов.
2. При необходимости использования специальных знаний и применения технических средств отбор проб и (или) образцов товаров может проводиться с участием таможенного эксперта.
3. Пробы и (или) образцы товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования, в порядке, установленном законодательством государств-членов.
4. По результатам проведения отбора проб и (или) образцов товаров составляется акт отбора проб и (или) образцов товаров, форма которого определяется Комиссией.
Акт отбора проб и (или) образцов товаров составляется в 3 экземплярах, один из которых подлежит вручению (направлению) декларанту, при его отсутствии — иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, а при отборе проб и (или) образцов товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, — назначенному оператору почтовой связи.
5. Должностные лица таможенных органов отбирают пробы и (или) образцы товаров в присутствии декларанта, при его отсутствии — в присутствии иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, а при отборе проб и (или) образцов товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, — в присутствии представителя назначенного оператора почтовой связи.
По требованию таможенного органа указанные лица обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и (или) образцов товаров, в том числе совершать за свой счет необходимые грузовые и иные операции.
6. Пробы и (или) образцы товаров могут отбираться должностными лицами таможенных органов в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 6 статьи 328 настоящего Кодекса, в присутствии 2 понятых, а в случае, указанном в подпункте 3 пункта 6 статьи 328 настоящего Кодекса, — в присутствии представителя назначенного оператора почтовой связи, а при его отсутствии — в присутствии 2 понятых.
7. Таможенный орган не возмещает расходы, возникшие у декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в результате отбора проб и (или) образцов товаров.
8. По окончании таможенной экспертизы не израсходованные в ходе ее проведения пробы и (или) образцы товаров возвращаются таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, а при отборе проб и (или) образцов товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, — назначенному оператору почтовой связи, за исключением случаев, когда такие пробы и (или) образцы товаров подлежат захоронению, уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств-членов.
Таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, не позднее 3 рабочих дней со дня получения проб и (или) образцов товаров от уполномоченного таможенного органа, проводившего таможенную экспертизу, информирует декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о возврате таких проб и (или) образцов товаров.
9. Пробы и (или) образцы товаров, не полученные декларантом или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, в течение 15 рабочих дней со дня получения ими указанной информации, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.
10. Для проведения таможенной экспертизы в отношении таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации такие документы и средства идентификации изымаются таможенными органами в порядке, установленном законодательством государств-членов. Об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации составляется акт об изъятии документов, средств идентификации, форма которого определяется законодательством государств-членов.
Таможенное декларирование
Согласно ТК ЕАЭС декларантами товаров может выступать лицо государства-члена Союза, а также иностранное лицо. В Кодексе четко прописаны права и обязанности декларанта, документы и сведения необходимые перевозчику (в зависимости от вида используемого транспорта) для представления таможенным органам.
Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме, однако, декларирование допускается и в письменной форме в следующих случаях:
- Если товары помещают под таможенную процедуру таможенного транзита;
- Если это товары для личного пользования;
- Если это товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
- Если это транспортные средства международной перевозки;
- Если в качестве таможенной декларации используются транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, в том числе предусмотренные международными договорами государств-членов Союза с третьей стороной.
Виды таможенной декларации:
- Декларация на товары (применяется при помещении товаров под таможенные процедуры);
- Транзитная декларация (применяется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита);
- Пассажирская таможенная декларация (применяется для товаров личного пользования);
- Декларация на транспортное средство (применяется для транспортных средств международной перевозки, а также для таможенного декларирования припасов).
Сведения, необходимые для внесения в декларацию на товары:
- О заявляемой таможенной процедуре;
- О декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров;
- О транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми будут перевозиться по таможенной территории Союза;
- О товаре (наименование, описание, классификация, происхождение, страна отправления и страна назначения, производитель, товарный знак, описание упаковки, цена, количество, таможенная стоимость товара, статистическая стоимость);
- О расчете таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- Об условиях сделки с товарами;
- О соблюдении запретов и ограничений;
- О соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру;
- О документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары;
- О документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов Союза;
- О лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления.
Согласно ТК ЕАЭС выпуск товаров таможенным органом должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.
Цели таможенного контроля
Цели современного таможенного контроля заключаются в охране государства и общества, соблюдении игроками ВЭД законодательных норм, выявлении и предотвращении противоправных действий, защите общественного порядка, законных интересов, прав граждан и бизнеса, содействии в борьбе с международными террористическими организациями. Достижение необходимого результата напрямую зависит от выбранной формы, это может быть:
- устный опрос;
- проверка данных и документации;
- досмотр и личный досмотр;
- наблюдение;
- получение объяснений;
- исследование маркировки продукции;
- осмотр территорий и помещений;
- проверка системы учета и отчетности;
- товарный учет.
ТК после выпуска товаров
Проведение таможенного контроля над товарами может длиться до трёх лет. Проверяют сведения об объектах, которые бы подтверждали их выпуск или нелегальное нахождение на территориях Союза (например, данные объекты нарушают соглашения или законодательство).
Объектами таможенного контроля после выпуска товаров могут стать те объекты, которые были ввезены на территорию таможни, нарушая следующие критерии:
- не предъявлены документы, которые бы подтверждали соблюдение условий законодательства;
- указанные в ДТ товары не предоставлены или их место нахождения не доказано.
О вопросах расчёта таможенной стоимости в отношении товаров на ТС.
Ранее в Таможенном кодексе таможенного союза существовала норма, по которой иностранные товары, находящиеся на ТС и помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40), считались, как ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза. И таможенная стоимость таких товаров определялась с учётом курса валют на день подачи соответствующей таможенной декларации в таможенной процедуре ИМ 40.
Сейчас такой нормы нет, однако таможенная стоимость иностранных товаров по-прежнему определяется, исходя из курсов валют, действующих на день подачи таможенной декларации в таможенной процедуре ИМ 40.
Дело в том, что согласно п. 2 ст. 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с Главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в п.3 ст.38 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 38 Таможенного Кодекса ЕАЭС вне зависимости от положений пункта 2 той же статьи таможенная стоимость товаров не определяется при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру уничтожения, таможенную процедуру отказа в пользу государства или специальную таможенную процедуру. То есть при перечисленных таможенных процедурах декларант в принципе не указывает таможенную стоимость и для целей её определения иностранные товары считаются ещё не ввезёнными на таможенную территорию ЕАЭС.
Таким образом, после завершения таможенной процедуры ТС путём помещения иностранных товаров, например, под таможенную процедуру ИМ 40, таможенная стоимость определяется, как на товары только что ввезённые на таможенную территорию ЕАЭС.