Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие постановления от распоряжения правительства Москвы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.
Что такое постановление?
Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.
Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума.
В-третьих, и постановления, и распоряжения вступают в законную силу в установленный законом срок и подлежат публикации в течение 15 дней после их ратификации. Наконец, акты можно обжаловать в суде, если они явно противоречат законодательству, ущемляют чужие права и интересы.Тем не менее, разница между распоряжениями и постановлениями правительства тоже усматривается. Так, постановления правительства носят нормативный характер и затрагивают существенные правоотношения.
Это может быть порядок начисления льгот, пенсий, выплата заработных плат и многое другое. В отличие от них, распоряжения не имеют нормативного характера и призваны решить текущие проблемы. К их числу относится борьба со стихийными бедствиями, разовое выделение материальной помощи, организация массового мероприятия.
Распорядительная часть текста приказа
Распорядительная часть делится на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Чтобы поручение было выполнено, оно должно содержать как минимум 3 основные элемента:
- что надо сделать,
- за какое время и
- кто из сотрудников за это отвечает.
Неопытные руководители не придерживаются данных прописных истин, в их приказах часто отсутствует то срок исполнения, то исполнитель. В одной туристической фирме на обозрение сотрудников и клиентов был выставлен приказ с такой формулировкой: «Для улучшения обслуживания клиентов приказываем выполнять все этапы качественно» 🙂 Руководитель другой фирмы решил ввести правила одежды на работе в соответствии с западными стандартами, приказ за его подписью звучал так: «Для повышения культуры труда обязываю всех сотрудников придерживаться корпоративного стиля одежды». Но это требование руководителя осталось без ответа. Во-первых, сотрудникам никто не объяснил, что руководитель считает «корпоративным стилем одежды». Во-вторых, в приказе не оговариваются сроки перехода на данный стиль и ответственное лицо, следящее за исполнением.
В качестве исполнителей могут выступать:
- как отдельные должностные лица (Пример 9),
- так и подразделения (Пример 8), организации (Пример 7).
Если исполнителем назначено подразделение / организация, то, переводя на язык персоналий, за выполнение поручения отвечает его руководитель.
Приказ, указание, распоряжение, как документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решения
Приказ, указание, распоряжение — организационно-распорядительные документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений.
Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием. Приказ содержит обязательные для исполнения предписания.
Назовем основные виды приказов:
- приказы по общим вопросам, которые в свою очередь делятся на приказы по организационным вопросам (при создании, реорганизации или ликвидации структурных подразделений) и приказы по основной деятельности (при утверждении положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, при введении новых стандартов, при изменении графика работы предприятия и др.);
- приказы по кадрам и личному составу (эти приказы готовятся отделом кадров при назначении, освобождении, перемещении работников на должность, при уходе сотрудников в очередной отпуск и др. ).
Здесь представлены образцы оформления приказов.
В соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 6.30-2003 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» приказы выполняются на бланках организации.
Обязательными реквизитами приказа являются: наименование организации, название вида документа (ПРИКАЗ), дата (датой приказа является дата его подписания), регистрационный номер документа, место составления или издания, заголовок к тексту, текст, подпись, визы согласования документа.
Текст приказа состоит из двух взаимосвязанных частей:
- Констатирующая часть – в ней излагаются цели и причины издания приказа (могут быть перечислены факты, события, дана им оценка). Если приказ подготовлен на основании документов других организаций или ранее изданных документов, то указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации-автора, дату и регистрационный номер документа, заголовок к тексту в кавычках. В последнем предложении констатирующей части точка не ставится.
- Распорядительная часть – начинается со слова «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами с отдельной строки от левого поля документа. Распорядительная часть излагается в повелительном наклонении, может состоять из пунктов. Каждый пункт нумеруется арабской цифрой, оформляется с «красной» строки.
Последним пунктом приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением данного приказа. Не рекомендуется в качестве контролера указывать руководителя учреждения, подписавшего приказ.
Приказ подписывает руководитель учреждения или другое должностное лицо, которому руководитель делегировал свои полномочия. После подписания приказа не допускается введение каких-либо изменений в его текст.
Приказы по кадрам и личному составу хранятся в отделе кадров, остальные приказы хранятся в канцелярии.
Что такое распоряжение?
Под этим термином понимают подзаконный акт органа власти или управления, который обладает обязательной силой для физических и юридических лиц. Согласно Конституции РФ, распоряжения издает президент, правительство страны или субъектов государства.
В иерархии правовых актов распоряжение президента находится ниже, чем указ. При этом распоряжение правительства имеет меньшую юридическую силу, нежели постановление.
В отличие от других нормативно-правовых актов, распоряжение издают по оперативным текущим вопросам. Этот документ не характеризуется нормативным характером. Помимо представителей власти, распоряжения могут издавать руководители разных организаций для решения оперативных вопросов.
Эта бумага считается обязательной для сотрудников организации, для которых она предназначается.
Определение постановления и распоряжения
Постановление — это нормативный правовой акт, который принимается коллегиальным органом власти или управления по наиболее важным вопросам, затрагивающим деятельность организации или территории. Постановления регулируют устойчивые, постоянные правоотношения.
Распоряжение — это правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации, органа власти или его заместителем. Распоряжения касаются текущих, оперативных вопросов деятельности. Они регулируют разовые правоотношения, которые носят временный характер.
Критерий | Постановление | Распоряжение |
Кем издается | Коллегиальным органом | Единолично руководителем |
Характер решаемых вопросов | Важные, принципиальные | Текущие, оперативные |
Сфера регулирования | Постоянные правоотношения | Разовые правоотношения |
Как видно из сравнительной таблицы, постановления и распоряжения имеют принципиальные отличия по основным критериям. Это позволяет правильно выбирать нужный вид документа в зависимости от решаемого вопроса.
Определение и основное отличие
Постановление и распоряжение являются двумя видами нормативных актов, принимаемых официальными органами власти. Они используются для регулирования деятельности органов государственной власти и управления различными процессами в обществе.
Постановление – это официальный акт, который принимается коллегиальным органом государственной власти, таким как правительство, министерство или комиссия. В постановлении фиксируются принципы, политика или конкретные указания по решению определенных вопросов. Постановления могут быть обязательными для всех граждан и организаций либо иметь рекомендательный характер.
Распоряжение – это административный акт, который выдается органом государственной власти или должностным лицом в пределах своей компетенции. Распоряжение является конкретным и временным решением по вопросу, которое должно быть выполнено определенными лицами или организациями. Оно не имеет обязательного характера и может быть обжаловано в суде.
Основное отличие между постановлением и распоряжением заключается в том, что постановление принимается коллегиальным органом и может иметь обязательный характер для всех, а распоряжение выдается отдельным органом или должностным лицом, и имеет конкретное и временное значение.
Юридическая сила и обязательность
Постановление правительства РФ обладает более высокой юридической силой, так как принимается на основе полномочий, предоставленных Конституцией РФ и федеральными законами. Постановление является нормативно-правовым актом и имеет общеобязательный характер. Оно регулирует вопросы, относящиеся к компетенции правительства РФ.
Распоряжение правительства РФ менее формальный вид акта и представляет собой решение правительства РФ относительно конкретных вопросов или задач, которые не требуют принятия нормативно-правового акта. Распоряжение указывает на выполнение определенных поручений и указаний со стороны правительства РФ вопросам национальной политики, организации деятельности исполнительных органов власти.
Как постановление, так и распоряжение правительства РФ являются обязательными для исполнения на территории РФ. Невыполнение указаний, предусмотренных данными актами, может влечь за собой административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Распоряжение и постановление: общие понятия
Распоряжение является односторонним административным актом, который принимается должностными лицами органов исполнительной власти. Оно содержит распоряжение о совершении определенного действия, обязательного для исполнения указанным в нем лицам.
Постановление, в отличие от распоряжения, принимается коллегиальным органом исполнительной власти и является итоговым документом, содержащим установление определенного правового положения, регулирование конкретной ситуации или задачи. Постановление является более формальным актом и обладает большей юридической значимостью.
Как правило, регламентирование конкретных действий или порядка осуществления определенных функций выполняется посредством распоряжений, в то время как общие итоги работы или принципы организации деятельности фиксируются в постановлениях.
Оба акта должны быть формализованы, иметь определенный порядок оформления и должны соответствовать действующей законодательной базе.
Процедура принятия распоряжения
Процесс принятия распоряжения обычно начинается с выработки необходимых решений и приказов руководства. Затем составляется проект распоряжения, который должен быть согласован с соответствующими структурными подразделениями, в случае необходимости.
После получения всех необходимых согласований, проект распоряжения передается на рассмотрение и подпись руководителя организации. Важно отметить, что подписание распоряжения является неотъемлемой частью процедуры его принятия.
Затем распоряжение регистрируется в учетной системе организации, получает регистрационный номер и вводится в действие. После этого оно становится обязательным для исполнения всеми сотрудниками, подчиненными руководителю организации.
Если возникают изменения или дополнения к распоряжению, то процедура их принятия также включает в себя рассмотрение и согласование с соответствующими структурными подразделениями, подписание руководителем и регистрацию в учетной системе.
Таким образом, процедура принятия распоряжения является комплексным процессом, гарантирующим правовую значимость данного документа и его обязательность для исполнения всеми сотрудниками организации.
Процедура принятия постановления
Процесс начинается с подготовки проекта постановления, который разрабатывается соответствующим органом или комитетом. В процессе разработки проекта участвуют различные специалисты и эксперты, они анализируют текущую ситуацию и предлагают свои рекомендации и меры.
После завершения разработки проекта он передается на рассмотрение и утверждение вышестоящему органу или властям. В ходе этого этапа может потребоваться проведение публичных слушаний, общественных дебатов или консультаций с заинтересованными сторонами.
После рассмотрения проекта постановления вышестоящим органом может быть проведено голосование или иная форма принятия решения. Если постановление получает необходимое большинство голосов или поддержку, оно считается принятым.
Однако процесс принятия постановления может быть сложным и требовать множество этапов и формальностей, в зависимости от законодательства и органов, участвующих в данном процессе. Также может быть предусмотрена возможность обжалования постановления в судебном порядке, если оно нарушает права граждан или не соответствует законодательству.
Итак, процедура принятия постановления является сложным и формальным процессом, который включает разработку проекта, рассмотрение и утверждение вышестоящими органами и возможность обжалования в случае нарушения прав или законодательства.
Различия в правовой силе
Постановление Правительства РФ имеет высшую правовую силу и является нормативно-правовым актом, который действует во всей территории Российской Федерации. Оно является обязательным для исполнения всеми гражданами, органами государственной власти и организациями.
Распоряжение Правительства РФ имеет нижестоящую правовую силу. Оно не является нормативно-правовым актом, а является актом ведомственного управления. Такое распоряжение обязательно только для государственных органов и организаций, указанных в самом распоряжении или в соответствующем подзаконном акте.
Таким образом, постановление Правительства РФ обладает более высокой юридической силой, чем распоряжение, и имеет общую обязательность для всех. Распоряжение же применяется в более узких сферах и ограничено своей правовой силой только к определенным сторонам и ситуациям.
Различия в процедуре разработки и принятия
При разработке и принятии постановления и распоряжения Правительства РФ имеются несколько отличий в процедуре, которая включает в себя следующие этапы:
Постановление | Распоряжение |
---|---|
1. Инициация Постановление может быть разработано по инициативе Правительства РФ или по поручению Президента РФ, Федерального Собрания, федеральных органов исполнительной власти или других организаций и лиц. |
1. Инициация Распоряжение может быть разработано по инициативе Правительства РФ, Председателя Правительства РФ или по поручению Президента РФ, Федерального Собрания, федеральных органов исполнительной власти или других организаций и лиц. |
2. Рассмотрение Постановление рассматривается на заседании Правительства РФ и принимается большинством голосов его членов. |
2. Рассмотрение Распоряжение рассматривается на заседании Правительства РФ и принимается большинством голосов его членов. |
3. Подписание Постановление подписывается Председателем Правительства РФ и официально публикуется. Подписанным постановлением руководствуются все органы исполнительной власти, органы и должностные лица. |
3. Подписание Распоряжение подписывается Председателем Правительства РФ и официально публикуется. Подписанным распоряжением руководствуются все органы исполнительной власти, органы и должностные лица. |
Таким образом, процедура разработки и принятия постановления и распоряжения Правительства РФ имеет некоторые различия, которые влияют на инициацию и принятие документов, а также на их юридическую силу и обязательность для исполнения.
Чем отличаются Приказ и Распоряжение в организации
Приказ и распоряжение — это локальные нормативные акты, которые предназначены для урегулирования внутренних вопросов в организации. За пределами компании они не имеют юридической силы. Особенность таких документов в том, что законодательство не противопоставляет их, а считает синонимами. Однако на практике принято разделять приказы и распоряжения. Следует оговориться, что так как чётких указаний, в какой ситуации издавать приказ, а в какой — распоряжение, в законах нет, то никаких штрафных санкций за «неправильный» выбор не может быть. Проще говоря, никто не оштрафует фирму за выбор той или иной формы документа.
В чем разница этих двух нормативных актов? Есть несколько критериев:
- Продолжительность действия. Приказ предполагает продолжительное действие, распоряжение — короткое, необходимое для воплощения поставленной задачи. Например, приказ о назначении главного бухгалтера и распоряжение о выходе главного бухгалтера на работу в выходной день.
- Условие утраты силы. Приказ действует либо до обозначенного срока, либо до отмены следующим приказом. Распоряжение, как правило, сохраняет силу до исполнения в нём обозначенного условия и не требует специальной отмены.
- Кто издаёт. Приказы подписывают генеральные директора, в редких случаях — их заместители. Начальники структурных подразделений и руководители отделов ограничиваются распоряжениями.
- Возможность внести изменения. Менять распоряжения не принято — проще издать новый документ. Изменения приказов очень распространены на практике и встречаются почти повсеместно.
- Тематика. Приказ решает глобальные задачи в долгосрочной перспективе. Например, назначает на должность или утверждает регламент работы. Распоряжение помогает решить оперативные проблемы и дела.
Таким образом, какое-либо одно отличие приказа от распоряжения на практике отсутствует — есть комплекс различий. Важно учитывать, что нормы использования таких форм нормативных актов в разных компаниях могут отличаться. Например, в одной компании может быть принято издавать приказ о выходе на работу в выходной день, а в другой аналогичный вопрос решают иначе.
Чем отличается распоряжение от приказа
Распоряжения и приказы в некоторой части схожи между собой: они имеет примерно одинаковую структуру, назначение и т.п. Однако есть между ними и различия:
- Область влияния. Основное отличие приказа от распоряжения в том, что приказ регулирует правовые отношения и основную деятельность компании, а распоряжение – оперативные вопросы.
- Срок действия. В большинстве случаев распоряжение касается каких-то локальных моментов, небольшого количества работников и действует строго ограниченный и достаточно короткий период: до его выполнения. Приказы имеют более длительный срок действия, в них чаще всего вносятся конкретные изменения, тогда как распоряжения обычно просто переиздаются.
Кто и по каким правилам издает распорядительные документы
Оба вида указаний оформляют руководители исключительно в письменном виде. Специальных правил нет, поскольку невозможно предусмотреть все возможные варианты для каждой ситуации. Тем не менее, имеется общий шаблон и несколько рекомендаций, которые помогут подготовить юридически корректный документ.
При оформлении обратите внимание на следующие моменты:
- рекомендуется готовить распорядительные документы на бланке организации;
- каждое поручение следует нумеровать (обязательна регистрация либо в специальном журнале на бумаге, либо во внутренней электронной системе), датировать и указывать место его составления;
- в тексте обязательно описывают задачи и назначают лиц, ответственных за выполнение, указывают сроки на реализацию. При необходимости добавляют сведения о работниках, которые контролируют исполнение поставленных задач;
- последний этап — подписание руководителем.