Б. Для немеждународного вооруженного конфликта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Б. Для немеждународного вооруженного конфликта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


УК РФ 1996 г. впервые в отечественной истории содержит самостоятельные Раздел (XII) и Главу (34) о преступлениях против мира и безопасности человечества (ст. ст. 353–361). Это обусловлено все большей интеграцией России в международное сообщество, развитием международно-правовых основ борьбы с такого рода посягательствами, повышением значимости соответствующих объектов уголовно-правовой и международно-правовой охраны. Некоторые сходные составы преступлений имелись и в УК РСФСР 1960 г.

Преступления против человечности и международной безопасности

Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК РФ)

В теории уголовного права данное деяние нередко относят к военным преступлениям, с чем нельзя согласиться по нескольким причинам. В отличие от военных преступлений это преступление вовсе не предполагает непосредственного ведения военных действий, применения оружия массового поражения, лишь создавая возможность такого применения в будущем. Тем самым ставится под угрозу именно международная безопасность. Кроме того, в отличие от военных преступлений данное деяние опирается на иную конвенционную основу. Если для первых определяющими являются упомянутые выше Женевские конвенции 1949 г. (с протоколами), то для вторых – иные международные договоры (Конвенция от 10 апреля 1972 г. «О запрещении, разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении»; Конвенция от 13 января 1993 г. «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» и др.).

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением хотя бы одного из перечисленных в ст. 355 деяний. Разработка означает интеллектуальную деятельность, направленную на создание оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации.

К нему в настоящее время в соответствии с упомянутыми конвенциями отнесено химическое, биологическое и токсинное оружие.

К химическому оружию относятся боевые отравляющие вещества (как летального, так и нелетального действия) и специальные средства их боевого применения (ракеты, снаряды, мины, фугасы, гранаты и др.). Биологическое оружие использует болезнетворные свойства микроорганизмов (бактерий, вирусов), способных вызвать массовые заболевания людей, животных, растений. Токсинное оружие содержит ядовитые белковые или полипептидные вещества, способные вызвать заболевания человека и животных.

К оружию массового поражения относится и ядерное оружие, поражающими факторами которого являются (в разных соотношениях) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, электромагнитное излучение и радиоактивное заражение местности. Применение ядерного оружия пока не запрещено, однако заключен ряд соглашений о его нераспространении в мире и о прекращении его испытаний.

Производство оружия массового поражения – это его практическое изготовление (полностью или частично). Накопление – создание запасов, пригодных для применения, и поддержание свойств данного оружия. Приобретение – любой способ получения оружия массового поражения как внутри страны, так и за рубежом. Сбыт – отчуждение любому физическому или юридическому лицу или государству.

Отдельные составы преступлений образуют хищение либо вымогательство ядерного, химического или других видов оружия массового поражения, а равно материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ч. 2 и 3 ст. 226 УК РФ), а также контрабанду оружия массового поражения, средств его доставки либо оборудования, которое может быть использовано для их производства (ст. 226.1 УК РФ).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

При этом не образуют состава преступления разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химических, биологических, токсинных веществ в незначительных количествах с соблюдением всех мер предосторожности сугубо в научных целях (например, для разработки противоядий к отравляющим веществам, противовирусных вакцин и т.д.). Однако эта работа может производиться в строго определенных учреждениях, специалистами с необходимой квалификацией и под жестким контролем государства и даже международных организаций (например, Организации по запрещению химического оружия – ОЗХО).

Геноцид (ст. 357 УК РФ)

Конвенция 1948 г. «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» определяет геноцид как действия, совершаемые с намерением уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую посредством:

а) убийства членов такой группы;
b) причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
с) предумышленного создания для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное уничтожение;
d) мер, рассчитанных на предотвращение деторождения среди такой группы;
e) насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую.

Согласно Конвенции наказуемыми являются как сам геноцид, так и заговор с целью его совершения, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на его совершение, соучастие в геноциде.

Впервые геноцидом как преступлением против человечности было признано массовое истребление в 1915 г. армянского населения властями Османской империи. Официальное признание этого факта было подтверждено Заявлением Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации от 14 апреля 1995 г. «Об осуждении геноцида армянского народа 1915–1922 гг.».

С особой силой и широким масштабом это преступление проявилось в годы Второй мировой войны, когда геноцид в гитлеровской Германии стал государственной политикой. Тем не менее сам термин «геноцид» не использовался в Уставе Нюрнбергского трибунала и его приговоре, осудившем нацистских преступников за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.

В Международной юридической практике обвинения в геноциде официально выдвигались в Международном трибунале по Раунде (1994–1999 гг.).

Как международное преступление геноцид относится к числу деяний, находящихся в компетенции (юрисдикции) Международного уголовного суда. Статья 6 Римского статута дословно воспроизводит текст ст. II Конвенции 1948 г.

Геноцид является преступлением независимо от того, совершается ли он в мирное или в военное время. Не влияет на его юридическую оценку и последствие, к которому стремится виновный: полное или частичное уничтожение демографической или религиозной группы. Для квалификации его как оконченного преступления достаточно совершения с этой целью любого акта из образующих его объективную сторону.

В действующем УК Российской Федерации преступление, предусмотренное ст. 357 («Геноцид»), находится в Главе 34 Раздела XII «Преступления против мира и безопасности человечества», что вполне отвечает общественной опасности этого деяния и международным обязательствам России. Согласно ст. 357 его объективную сторону образуют «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы». Сравнение этого состава с определением геноцида в Конвенции 1948 г. показывает, что российский законодатель почти дословно имплементировал в Уголовный кодекс нормы ст. II данного международного документа. Вместе с тем среди признаков объективной стороны геноцида в российском УК появилось «насильственное переселение» как средство создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

II. Правоохранительная система, предусмотренная Международным уголовным судом, и его определение преступлений

Статут Международного уголовного суда был принят в Риме 17 июля 1998 года и вступил в силу 1 июля 2002 года после своей шестидесятой ратификации. МУС уполномочен судить виновных в совершении геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, если заинтересованные государства не смогли или не захотели возбудить преследование.

Международный уголовный суд служит дополнением для механизмов преследования национальных судебных органов. МУС вступает в действие только в тех ситуациях, когда государства неспособны или не желают судить преступления, находящиеся в их юрисдикции.

Международный уголовный суд ▸ универсальная юрисдикция ▸ санкции уголовно-правовые

В статьях 7 и 8 Римского статута даны определения военных преступлений и преступлений против человечности, подпадающие под юрисдикцию МУС. Эти положения, детально представленные ниже, свидетельствуют о серьезном прогрессе в кодификации международного права. Определения дополнены и уточнены в документе «Элементы преступлений», принятом Ассамблей государств-участников Римского статута. В документе сформулированы все условия, необходимые для установления совершения различных преступлений и для предъявления обвинений подозреваемому.

• В статье 7, относящейся к преступлениям против человечности, четко указано, что определение этих преступлений применяется также к деяниям, совершенным вне любой ситуации конфликта. К перечню преступных деяний добавлено насильственное исчезновение людей.

• Определение военных преступлений, предусмотренное в статье 8, не идентично определению серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола I 1977 г. Действительно, поскольку Дополнительные протоколы не были ратифицированы всеми государствами, считается, что содержащиеся в них запреты и определенные в них преступления не имеют универсального характера, указывающего на их принадлежность к обычному праву, в отличие от Женевских конвенций. Следовательно, уголовная юрисдикция Римского статута основывается на определении серьезных нарушений Женевских конвенций и на собственном определении военных преступлений, вытекающем, по мнению Суда, из норм обычного права, применяемого в ходе вооруженных конфликтов. Тем не менее, положения, содержащиеся в Протоколах 1977 г., остаются обязательными для ратифицировавших их стран.

международное гуманитарное право

• В статье 8 вводятся два новых элемента определения преступлений, применяемых к международным или внутренним вооруженным конфликтам, а именно:

— изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия, являющиеся грубым нарушением Женевских конвенций;

Читайте также:  Замена водительских прав в 2023 году

— набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в военных действиях.

• Статьями 8.2.с по 8.2.f заполняются лакуны, оставленные определением военных преступлений в ситуации немеждународного вооруженного конфликта, и дается их точное определение. В этом определении резюмированы запреты, предусмотренные общей статьей 3 четырех Женевских конвенций и другими серьезными нарушениями законов и обычаев войны, применимых к немеждународным вооруженным конфликтам.

• Однако некоторые деяния, запрещенные Дополнительным протоколом II к Женевским конвенциям, касающимся немеждународных вооруженных конфликтов, не были включены в это определение: умышленно подвергать голоду гражданское население и лишать его основных средств к существованию, использовать гражданских лиц в качестве живого щита, производить нападения, заведомо зная, что они приведут к значительным человеческим потерям, а также использовать запрещенные виды оружия. Эти деяния не были включены в перечень военных преступлений, предусмотренных Статутом для внутренних вооруженных конфликтов. Тем не менее это запрещение продолжает действовать в отношении государств, подписавших Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям.

Устав Международного уголовного суда предусматривает, что Суд будет осуществлять юрисдикцию в отношении преступления агрессии. Однако определение этого преступления, а также условия, при которых будет осуществляться юрисдикция в отношении преступления агрессии, Устав на сегодня не содержит. Соответствующие изменения в Устав, которые будут предусматривать определение преступления агрессии в соответствии со ст. 121,123 Устава, могут быть внесены, начиная с 2009 г.

Определение агрессии дано в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 p., из которой вытекает, что агрессией является применение вооруженной силы государства против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является «prima facie» доказательством акта агрессии, однако Совет Безопасности ООН, согласно Уставу ООН, не признавать соответствующие действия как акт агрессии, учитывая другие обстоятельства, включая тот факт, что такие действия или их последствия не носят достаточно серьезного характера.

Наряду с международными в научной литературе выделяют преступления международного характера. Под последними понимают такие правонарушения индивидов, которые совершаются вне связи с той или иной государственной политикой, и посягают, помимо внутригосударственного, еще и на международный правопорядок, представляя опасность, как минимум, для двух государств. Составы указанных преступлений предусматриваются отдельными многосторонними международными договорами (поэтому иногда такие преступления называют «конвенционными»). Международные конвенции, которые предусматривают составы преступлений международного характера, выступают определенным международным стандартом, которому должны соответствовать национальные нормы уголовного права, которые предусматривают такие же составы преступлений. Поэтому государства-участницы принимают на себя обязательства имплементировать положения соответствующих конвенций и привести в соответствие нормы национального права с нормами указанных конвенций.

К основным преступлений международного характера следует отнести:

— пиратство;

— рабство, работорговлю и институты и обычаи, сходные с рабством;

— эксплуатацию проституции третьими лицами;

— незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;

— незаконные операции с культурными ценностями;

— распространение порнографических изданий и торговле ими;

— подделку денежных знаков;

— незаконный захват и использование ядерного материала и тому подобное.

  1. Адельханян Р.А. Военные преступления в современном праве. М., 2003.
  2. Андриянченко Е.Г., Холопова Е.Н., Вахренева И.Н. Личность преступника как элемент криминалистической характеристики воинских должностных преступлений // Российский следователь. 2011. N 11.
  3. Гриненко А.В. Вопросы доказывания в деятельности Международного военного трибунала (1945 — 1946 гг.) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2008. N 1. С. 32 — 35.
  4. Кибальник А.Г. Современное международное уголовное право: понятие, задачи и принципы / Под науч. ред. д.ю.н. А.В. Наумова. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.
  5. Кузнецова Н.Ф. Цели и механизмы реформы Уголовного кодекса // Государство и право. 1992. N 6.
  6. Наумов А.В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера // Государство и право. 1995. N 12.
  7. Щербаков С.В. Уголовно-правовая характеристика преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений // Российский следователь. 2011. N 10.

А1. Женевские конвенции о защите жертв войны были подписаны

1) в 1860 г.
3) в 1907 г.
2) в 1899 г.
4) в 1949 г.

А2. Главная цель деятельности Международного комитета Красного Креста

1) оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов
2) посредничество в переговорах между воюющими
3) контроль применения оружия массового поражения
4) строительство медицинских учреждений в странах, участвующих в военных конфликтах

A3. Верно ли, что?

А. Международное право содержит понятие «военные преступления».
Б. Международное гуманитарное право полностью исключает войну из жизни человечества.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что?

А. Гражданское население в зоне военных конфликтов защищается нормами международного гуманитарного права.
Б. К гражданскому населению относятся военнослужащие, попавшие в плен.

Комментарий к Статье 331 УК РФ

1. Правовым основанием установления УО за преступления против военной службы является Конституция, Закон о воинской обязанности, ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 06.01.2007) , общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, другие ФЗ и иные нормативно-правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ. Так, Конституция в ст. 59 провозглашает защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Это положение запрещает гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим — нарушать установленный порядок ее прохождения. ——————————— СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. 2). Ст. 12, N 26. Ст. 2729, N 33. Ст. 3348; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2, N 31. Ст. 3173, N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2, N 19. Ст. 1794, N 21. Ст. 1919, N 26. Ст. 2521, N 48. Ст. 4740, N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4437, N 52. (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 18. Ст. 1687, N 30. Ст. 3089, N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, ст. 2, N 6. Ст. 637, N 19. Ст. 2062, ст. 2067, N 29. Ст. 3122, N 31 (ч. 1). Ст. 3452, N 43. Ст. 4415, N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 41, N 2. Ст. 360.

2. Военнослужащие несут УО за совершенное преступление на одинаковых для всех граждан основаниях, независимо от воинского звания и занимаемой должности (ст. 23, 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ). Однако с учетом особенностей правового положения они могут привлекаться к УО за совершение не только общеуголовных, но и особых, воинских, преступлений по отдельным, установленным для них нормам военно-уголовного законодательства.

Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность за военные преступления

В ст. 31 Статута МУС предусмотрено несколько обстоятельств, в силу которых лицо освобождается от уголовной ответственности за деяния, которые фактически содержат все признаки состава военного преступления:

  1. психические заболевания или расстройства;
  2. состояние недобровольной (принудительной) интоксикации, вызванной употреблением алкоголя, наркотических средств или иным образом;
  3. защита себя или другого лица или особо важного для выживания имущества от неизбежного и противоправного применения силы;
  4. крайняя необходимость – вынужденная ответная реакция на угрозу неминуемой смерти либо неминуемого причинения тяжких телесных повреждений для самого лица или другого лица.

Вопрос о создании международных судебных органов, имеющих возможность привлекать к уголовной ответственности физических лиц, совершивших особо тяжкие международные преступления, ставился в истории международных отношений неоднократно, однако получил свое решение только во второй половине ХХ в.

Осуществление международной уголовной юрисдикции связано с судебными органами, существовавшими ранее и функционирующими сегодня, а именно: с Нюрнбергским и Токийским процессами, проходившими по окончании Второй мировой войны; с деятельностью

Международных уголовных Трибуналов ad hoc по бывшей Югославии и Руанде; с созданием постоянно действующего Международного уголовного Суда, а также с учреждением в последние годы под эгидой ООН ряда международных уголовных трибуналов смешанного типа.

Нюрнбергский военный Трибунал. Уже в годы Второй мировой войны были заключены международные соглашения, предусматривавшие строгое наказание фашистских преступников. 13 января 1942 г. в Декларации о наказании за преступления, совершенные во время войны, правительства стран, боровшихся против гитлеровской Германии, заявили о своей решимости принять все меры к тому, чтобы военные преступники «были разысканы, переданы в руки правосудия и судимы и чтобы вынесенные приговоры были приведены в исполнение».

В 1943 г. в Декларации об уголовной ответственности гитлеровцев за совершенные зверства союзные державы заявили, что они наверняка найдут их даже на краю света и передадут в руки их обвинителей, с тем чтобы смогло свершиться правосудие. Летом 1945 г. встал практический вопрос о наказании нацистских военных преступников. 8 августа 1945 г. в Лондоне было подписано соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции «О судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси», на основании которого был учрежден Международный Военный Трибунал для суда над главными военными преступниками европейских стран. К Соглашению был приложен Устав, определяющий порядок организации Трибунала и принципы его работы. В составе судей и обвинителей Международного Военного Трибунала были представлены четыре великие державы: СССР, США, Великобритания и Франция.

Кроме них к Уставу присоединились еще 19 стран, среди них такие, как Индия, Греция, Дания, Югославия, Бельгия, Чехословакия, Польша, Норвегия и др.

Приговор Нюрнбергского Трибунала получил широкое международное одобрение: впервые за всю историю человечества преступники, совершившие преступления против мира, законов и обычаев войны, против человечества, были осуждены. Кроме того, выделив преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности как международные преступления, влекущие за собой индивидуальную ответственность, уставы заложили основу важного института международного уголовного права.

Читайте также:  Что делать, если потерял паспорт

19 января 1946 г. был опубликован Устав Международного Военного Трибунала в Токио для суда над главными японскими военными преступниками. Статья 5 Устава предусматривала тот же состав преступлений против человечества, что и ст. 6 Устава Нюрнбергского Трибунала.

Международные уголовные Трибуналы ad hoc. Как известно, отсутствие международного уголовного судебного органа с постоянной юрисдикцией подтолкнуло Организацию Объединенных Наций в конце ХХ в. к учреждению Трибуналов ad hoc для обеспечения судебного преследования лиц, виновных в совершении международных преступлений на территории бывшей Югославии и виновных в совершении геноцида и преступлений против человечности на территории африканского государства Руанда.

Совет Безопасности, «выражая свою серьезную тревогу по поводу непрерывно поступающих сообщений о широкомасштабных и вопиющих нарушениях положений международного гуманитарного права, которые имеют место на территории бывшей Югославии, и особенно в Республике Босния и Герцеговина, в том числе сообщений о массовых убийствах; массовом, организованном и систематическом задержании и изнасиловании женщин и продолжении практики «этнической чистки», в частности, в целях приобретения и удержания территории… будучи преисполнен решимости положить конец таким преступлениям и принять эффективные меры в целях предания суду лиц, ответственных за эти преступления… постановляет настоящим учредить международный трибунал с единственной целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии в период с 1 января 1991 года и по дату, которая будет определена Советом Безопасности после восстановления мира».

  • Čeština
  • Deutsch
  • Español
  • Français
  • Italiano
  • Nederlands
  • Polski
  • Português
  • Türkçe
  • Norsk
  • Svenska
  • Dansk
  • Suomen kieli
  • Magyar
  • Română
    • Previous article
    • Next article
    • Čeština
    • Español
    • Français
    • Italiano
    • Nederlands
    • Polski
    • Português
    • Русский
    • Türkçe
    • Norsk
    • Svenska
    • Dansk
    • Suomen kieli
    • Magyar
    • Română

    • Čeština
    • Deutsch
    • Español
    • Italiano
    • Nederlands
    • Polski
    • Português
    • Русский
    • Türkçe
    • Norsk
    • Svenska
    • Dansk
    • Suomen kieli
    • Magyar
    • Română

    В 1474 году первым судом за военное преступление был суд над Петером фон Хагенбахом , осужденный специальным трибуналом Священной Римской империи за его командирскую ответственность за действия своих солдат, потому что «он, как рыцарь, считался иметь обязанность предотвращать «преступное поведение со стороны вооруженных сил». Несмотря на то, что он утверждал, что подчинялся приказам начальника , фон Хагенбах был осужден, приговорен к смертной казни и обезглавлен.

    Особенности преступлений против военной службы

    Объективную сторону преступлений характеризует, как правило, активная форма общественно опасного поведения. Некоторые из преступлений кроме действия предполагают бездействие (например, указанные в 332, 340–344 статьях УК РФ).

    Преступления против военной службы характеризуются, в первую очередь, тем, что включают материальные составы. Для них обязательным признаком является наступление вредных последствий. Состав последствий разнообразен. Он включает вред, который может быть физическим (например, насильственные действия в отношении руководителя), имущественным (например, умышленное повреждение военного имущества), организационным (например, нарушение правил несения пограничной службы, которое приводит к тяжким последствиям).

    Есть преступления, которые содержат формальные составы, включая уклонение от службы (например, когда лицо самовольно оставляет часть или место службы, дезертирство).

    Своеобразной конструкцией состава (промежуточное положение между формальным и материальным) обладают преступления, допускающие ответственность (предусмотрены ч. 1 ст. 340 и ч.1 ст. 341 УК РФ). Для них необходимо условие, что деяние не привело, но могло привести к причинению вреда.

    В отдельных ситуациях место совершения преступления может быть указано специально. Так, в 345 статье говорится об оставлении погибающего корабля. Тем не менее, в некоторых анализируемых статьях уголовного законодательства оно хоть и не оговорено, но включено в необходимые признаки состава преступления.

    Нарушенные уставные правила караульной службы (регулируется 342 статьей УК РФ) предполагают, что можно говорить о деяниях, которые совершаются в караулах (вахте) и на караульных постах.

    Другими признаками объективной стороны рассматриваемых преступлений может являться нахождение военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы. Данный признак представляет собой критерий, который позволяет отграничить преступление в военной сфере от смежного общеуголовного (например, оскорбления, которые совершает один военнослужащий в отношении другого, отличаются от оскорблений, предусмотренных 5.61 статьей КоАП РФ).

    Субъективной стороной преступлений против военной службы является вина в форме умысла (неосторожности). При этом многие из них способны допускать одновременно умысел и неосторожность (например, при нарушении уставных правил караульной службы). Есть действия, признаваемые преступными только при наличии цели и мотива, указанных в законе (например, состав дезертирства существует только при наличии цели уклонения от прохождения службы).

    Ответственность за военные преступления и срок давности военных преступлений.

    Первые серьезные попытки преследовать военных преступников произошли после Первой мировой войны, и они в значительной степени считались провалом. Однако после Второй мировой войны в Германии был создан трибунал с целью осудить подозреваемых военных преступников. Трибунал управлялся союзными силами, и ряд видных нацистов были осуждены во время Нюрнбергского процесса, включая Германа Геринга и Рудольфа Гесса. Именно этот трибунал создал почву для будущих судебных преследований подозреваемых военных преступников и вызвал изменение международного отношения к концепции военных преступлений.

    Что касается сроков давности, за которые могут быть привлечены военные преступники, то, как правило, они вообще отсутствуют. Говоря другими словами, у военных преступлений нет срока давности. Так к примеру, еще совсем недавно происходили суды над уже изрядно постаревшими и долгое время скрывающимися нацистскими преступниками.

    Международный вооруженный конфликт

    Непосредственным субъектом регулирования права вооруженных конфликтов является международный вооруженный конфликт и некоторые аспекты немеждународного (внутреннего) вооруженного конфликта. Правовая концепция «международного вооруженного конфликта» в 1-ые была определена в Женевских конвенциях 1949 года и Дополнительном протоколе I – использование вооруженной силы 1-им субъектом международного права против другого субъекта.

    Сторонами международного вооруженного конфликта являются:

    • государства;
    • народы, борющиеся за независимость;
    • объекты групповой политики;
    • международные организации, участвующие в коллективных военных операциях.
    Определение 2

    Международный вооруженный конфликт – это военное столкновение между государствами, антиколониальный конфликт, борьба с иностранной оккупацией, национально-освободительная борьба.

    Вооруженный конфликт немеждународного характера – это вооруженные столкновения между правительственными силами и антиправительственными вооруженными силами на территории одного государства (гражданская война, вооруженное восстание).

    Признаки немеждународного вооруженного конфликта:

    • использование оружия и участие в конфликте вооруженных сил, в том числе полицейских подразделений;
    • коллективный характер выступлений. Случайные внутренние беспорядки не считаются вооруженным конфликтом;
    • организация повстанцев и наличие органов, ведущих их действия;
    • продолжительность и непрерывность конфликта. Некоторые спорадические речи плохо организованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты;
    • осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

    После 2-ой мировой войны подавляющее большинство таких конфликтов происходило в:

    • Африке (Сомали, Ангола, Руанда, Зимбабве, Эфиопия и т. д.);
    • Латинской Америке (Куба, Сальвадор, Чили, Никарагуа, Перу и др.);
    • Азии (Кампучия, Индия, Китай, Афганистан, Иран и др.).

    В 1990-х годах волна внутренних вооруженных конфликтов охватила Европу (бывшая Югославия, бывший СССР).

    Главное отличие интернациональной вооруженной конфликтной ситуации от немеждународного – в международном конфликте обе противоборствующие стороны являются субъектами интернационального права, в немеждународном – сражающейся стороной признается лишь центральное правительство.

    Остальные страны не вправе вмешиваться во внутренний вооруженный конфликт, но в современной практике применяется «гуманитарная интервенция». В первый раз данный термин был применен в процессе проведения межгосударственных вооруженных операций в Сомали и Руанде в целях окончания внутренних конфронтаций, сопровождавшихся масштабными человеческими жертвами.

    Это преступление также описывается в соответствующей Конвенции ООН. В документе отмечается, что деяние такого рода угрожает безопасности имущества и лиц, наносит существенный ущерб воздушному сообщению, подрывает веру граждан в безопасность полетов. Характеристика преступления дана в ст. 1 конвенции. В качестве деяния признаются незаконные, с применением насилия или под такой угрозой либо с использованием другой формы запугивания захват самолета либо осуществление контроля над ним, предпринятые любым субъектом на борту судна, пребывающего в полете. К данной категории преступлений относится также попытка его совершения и соучастие в нем. Самолет считается пребывающим в полете от момента закрытия внешних дверей после совершения погрузки до открытия любой из них для выгрузки. Конвенция распространяется на случаи, когда место фактической посадки либо взлета находится за пределами регистрации самолета. При этом не будет иметь значения, совершался внутренний либо международный перелет.

    Конвенция не ограничивает государства в установлении ответственности в собственном законодательстве за такого рода преступления. В РФ вопрос о наказании решается следующим образом. Ответственность не обусловливается факторами, отмеченными конвенцией и относящимися к взаимодействию стран. Она касается любых случаев захвата или угона самолета. При этом наказание распространяется на деяния, совершенные не только в полете, но во время пребывания на земле. Ограничительные положения, установленные в конвенции, не оказывают влияния на национальную юрисдикцию.

    Понятие и состав военного преступления

    Основным объектом посягательства военных преступлений является установленный в основополагающих принципах международного права и международном гуманитарном праве порядок ведения вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, дополнительным – безопасность, права и интересы лиц, принимающих участие в боевых действиях, а также безопасность прав и интересов лиц, не принимающих непосредственного участия в вооруженном конфликте.

    Статут МУС проводит различие между тремя признаками объективной стороны преступлений: деяния, его последствий, а также наличия других обстоятельств, не связанных ни с деянием, ни с его последствиями.

    Каждое международное преступление предполагает объективное наличие определенного поведения, точно описанного в определении преступления. Оно может состоять в действии (например, нападение на гражданское население и гражданские объекты) либо – если определение допускает это – в бездействии (например, необеспечение справедливого судебного разбирательства и непредоставление продовольствия или необходимой медицинской помощи лицам, находящимся во власти неприятеля).

    Отдельные определения военных преступлений по международному праву требуют наличия определенных последствий преступного поведения. Последствие может заключаться в причинении вреда, действительно нанесенного (такого, как умышленное причинение потерпевшему сильных страданий), или в создании опасности для охраняемого права (такой, как создание серьезной угрозы здоровью потерпевшего). Если состав преступления по международному праву требует наступления определенных последствий, необходимо установить наличие причинно-следственной связи между поведением субъекта и конкретным последствием, чтобы данное деяние могло быть признано преступным.

    В международно-правовой доктрине не существует общепринятой классификации военных преступлений.

    В ст. 8 Статута МУС военные преступления расположены с учетом контекста вооруженного конфликта:

    • серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года;
    • другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах;
    • серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, в случае вооруженного конфликта немеждународного характера;
    • другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера.

    Военные преступления можно квалифицировать по объективной стороне, выделяя в зависимости от дополнительного объекта преступного посягательства отношения, регулируемые Женевским правом (защита лиц и защита собственности) и отношения, регулируемые Гаагским правом (применение запрещенных средств и методов ведения военных действий). Таким образом, военные преступления условно подразделяются на следующие группы:

    • военные преступления против лиц;
    • военные преступления против имущества и иных охраняемых прав;
    • военные преступления, связанные с применением запрещенных методов ведения военных действий;
    • военные преступления, связанные с применением запрещенных средств ведения военных действий, и
    • военные преступления в отношении операций по оказанию гуманитарной помощи.

    Международное право допускает убийство или ранение лиц в военных конфликтах при условии соблюдения положений международного гуманитарного права. Так, формулировки преступлений по международному праву должны определять условия, при которых убийство и ранение влекут уголовную ответственность. Проведение различия между правомерным и преступным поведением основано, в первую очередь, на определении круга жертв преступного поведения: военными преступлениями признаются только деяния, причиняющие вред лицам, пользующимся защитой в соответствии с международным гуманитарным правом («покровительствуемые» лица).

    Покровительствуемыми лицами по смыслу Женевских конвенций являются раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, медицинский и духовный персонал, а также гражданское население и жители оккупированных территорий. Преступления против покровительствуемых лиц: убийство; пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; причинение сильных страданий, серьезных телесных повреждений, ущерба здоровью; захват заложников; причинение физических увечий или совершение медицинских или научных экспериментов составляют военные преступления в соответствии со Статутом МУС (ст. 8 (2) (a) (i), (ii), (iii), (viii), (b) (x)).

    Одной из главных целей международного гуманитарного права является защита гражданского населения в вооруженных конфликтах. Дополнительный протокол I предоставляет всем членам вооруженных сил правовой статус комбатанта. Только комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в боевых действиях. В то же время комбатанты являются законными целями нападений вооруженных сил противника. Гражданские лица, напротив, не имеют права принимать непосредственное участие в боевых действиях и при любых обстоятельствах не должны становиться объектами военных нападений. Таким образом, умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях, считаются серьезным нарушением международного гуманитарного права и классифицируются как военное преступление согласно ст. 8 (2) (b) (i) Статута МУС.

    Использование гражданских лиц для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил запрещается. Подобные действия расцениваются как военное преступление (ст. 8 (2) (b) (xxiii) Статута МУС).

    В сложившейся мировой практике военные преступления принято делить на три основных вида, это:

    • Традиционные военные преступления;
    • Преступления против мира;
    • Преступления против человечности.

    Понятие «военное преступление» обозначает преступное деяние, совершенное во время вооруженного конфликта против защищенных международным гуманитарным правом лиц или объектов. Традиционный термин «военное преступление» синонимичен более архаичному понятию «нарушение законов или обычаев войны» или более современному определению «серьезное нарушение международного гуманитарного права»[1].

    Если говорить более развернуто, то под военным преступлением понимаются действия или упущения, совершенные в контексте вооруженного конфликта как международного, так и немеждународного характера, которые (1) являются серьезным нарушением норм обычного или договорного гуманитарного права, защищающих важные ценности, (2) вызывают серьезные последствия для лиц и объектов, защищенных международным гуманитарным правом, и (3) влекут индивидуальную уголовную ответственность.

    Источниками запрещений, нарушения которых образуют военные преступления в контексте вооруженного конфликта международного характера, являются, в первую очередь четыре Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол I, Гаагская конвенция о законах и обычаях войны и другие соглашения в области МГП, и соответствующие нормы обычного права.

    Источниками запрещений, нарушения которых образуют военные преступления в контексте вооруженного конфликта немеждународного характера, являются:

    • статья 3, общая для Женевских конвенций от 12 августа 1949 г.;
    • Дополнительный Протокол II к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера;
    • Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 года);
    • другие применимые нормы договорного и обычного международного гуманитарного права[2].

    Состав военного преступления предполагает три обязательных элемента: объективный (actus reus), субъективный (mens rea) и контекстуальный.

    Под объективным элементом понимается противоправное поведение субъекта преступления и последствия этого поведения для защищенных лиц или объектов.

    Под контекстуальным элементом (или контекстуальными обстоятельствами) понимается, что деяние имело место в контексте вооруженного конфликта и было тесно связано с ним.

    Конец войны, начало войны: Токийский процесс

    На Нюрнбергском процессе судили верхушку Третьего рейха, а для японских военных преступников был организован отдельный суд, который получил название Международного военного трибунала для Дальнего Востока — или просто Токийского процесса. За основу были взяты принципы и устав, разработанные для Нюрнберга, однако были и некоторые существенные отличия. Так, вместо четырех главных обвинителей на Токийском трибунале было представлено сразу 11 государств. От каждой страны были свои прокуроры и судьи, но главный прокурор был от США. Америка вообще играла особую роль в организации процесса: во-первых, у страны были средства на проведение трибунала, тогда как остальные державы понесли значительные финансовые потери в ходе войны, во-вторых, именно США поставили символическую точку во Второй мировой, сбросив бомбы на Нагасаки и Хиросиму.

    Еще одно существенное отличие Токийского процесса заключалось в царящей на нем атмосфере: если в Нюрнберге страны-победительницы пытались выступать единым фронтом, несмотря на разногласия, то в Токио раскол был уже очевиден. За два месяца до начала процесса, 5 марта 1946 года, Черчилль выступил со своей знаменитой Фултонской речью, положившей начало холодной войне, поэтому трибунал в Токио проходил в очень напряженной обстановке невидимого противостояния США и Европы СССР.

    Весь процесс стал своеобразной битвой за раздел сферы влияния на Дальнем Востоке, от исхода которой зависело, по какому пути пойдет Япония — коммунистическому или капиталистическому. Острота противоречий росла с каждым днем: дошло до того, что советской делегации отказали в бесплатных обедах,

    которые полагались всем представителям комиссий государств — участников Токийского процесса.

    Помимо внешнеполитических факторов, были и другие аспекты, влияющие на ход трибунала. Так, США заинтересовались бактериологическим оружием, которое Япония разрабатывала в ходе войны, проводя опыты над военнопленными. В обмен на документы и материалы с результатами исследований некоторые японские военные преступники получили иммунитет от судебного преследования — в частности, руководитель программы генерал-лейтенант, микробиолог Сиро Исии и его подчиненные. Неприкосновенным был также объявлен император и его семья. Союзники пошли на эту сделку, поскольку боялись, что привлечение к суду священной фигуры императора вызовет протесты и на оккупированной территории начнутся бунты и восстания.

    Токийский процесс растянулся на полтора года, с 3 мая 1946-го по 12 ноября 1948 года. За это время специальный судебный орган, в который вошли СССР, США, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Китай, Индия и Филиппины, провел 949 заседаний, принял 4356 документальных доказательств и 1194 свидетельских показаний. В итоговом списке обвиняемых оказались 29 человек, но перед судом предстали только 25, поскольку Сюмэй Окава, философ, публицист, идеолог японского милитаризма, которого называют еще «японским Геббельсом», был признан психически невменяемым, министр иностранных дел Есукэ Мацуока и министр флота Осами Нагано умерли во время следствия, а премьер-министр Японии Фумимаро Коноэ покончил с собой накануне ареста. Семеро обвиняемых были приговорены к смертной казни через повешение за преступления против мира и человечности, а также массовые убийства — в том числе за Нанкинскую резню и Батаанский марш смерти. 15 подсудимых получили пожизненные сроки, еще двое — разные сроки заключения.

    Советская сторона была не согласна с тем, что многим преступникам удалось избежать наказания (в частности, тем, кто был ответственен за создание в рамках Квантунской армии «отряда 731» и «отряда 100», занимавшихся разработкой бактериологического оружия). Поэтому по окончании Токийского процесса в СССР начался Хабаровский процесс — трибунал, который, впрочем, был уже не международным. На нем перед судом предстали 12 человек, обвиняемых в экспериментах над людьми и разведении бактерий чумы, холеры, сибирской язвы. За эти тяжелые преступления предусматривалась смертная казнь через повешение, однако все обвиняемые получили только различные сроки лишения свободы, поскольку Хабаровский процесс был в некотором роде демонстративным ответом США со стороны Советского Союза.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *