Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Слухи об отмене нештрафуемых 20 км/ч с 1 января 2022 года появились в СМИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу скажу, что пока что никаких нововведений не произошло. Просто на днях в новостях проскочила информация о том, что всемирная организация здравоохранения предлагает снизить максимально разрешенную скорость движения в городах до 50 км/ч. Целью такого изменения является уменьшение травматизма на дорогах. Во многих европейских государствах максимальная скорость движения в городах составляет 50 или даже 40 км/ч.
Штрафы ГИБДД за превышение скорости в 2022 году
Штрафы за скорость 2022 году составляют зависимо от того, насколько человек превысил ограничения. Для наглядности в таблице сравниваются показатели за 2022 и 2022 год.
Превышение | Статья | Размер штрафа/наказание (2021) в рублях | Размер штрафа/наказание (2020) в рублях |
От 1 до 20 км/час | — | — | — |
От 20 до 40 км/ч | КоАП РФ, ст. 12.9. п. 2 | 3 тыс. | 500 |
От 40 до 60 км/ч | КоАП РФ, ст. 12.9. п. 3 | 4 тыс. | 1 тыс – 1,5 тыс. |
На 60-80 км/ч (впервые) | КоАП РФ, ст. 12.9. п. 4 | 5 тыс./лишение прав до полугода (от 4 месяцев) | 2тыс.-2,5 тыс. / лишение прав до полугода (от 4 месяцев) |
От 80 км/ч (впервые) | КоАП РФ, ст. 12.9. п. 5 | 5 тыс./лишение прав на 4-6 месяцев | 5 тыс. / отнимут права на полгода |
На сколько можно превышать сегодня?
Не более, чем на 20 км/ч. То есть, если, к примеру, разрешённая скорость на данном участке дороги составляет 60 км/ч, то ехать можно не более 79 и плюс погрешность прибора средства измерения вашей максимальной скорости – это, как правило, 1-2 км/ч. То есть фактически в этом примере можно превышать на 20-21 км/час.
Тогда при разрешённых 90 км/час на трассе, например, можно ехать максимально 110-111 км/ч.
Но это не совсем допустимое превышение – в случае ДТП, как ещё один пример, такое нарушение ПДД будет фактором, который может возложить на вас частичную обоюдную вину либо стать отягчающим фактором при другом вашем нарушении как причине аварии.
Власти уже долгое время обсуждают возможность введения нового штрафа за превышение скорости от 10 км/ч, то есть предлагают снизить планку этого ненаказуемого нарушения. Однако, на сегодняшний день этого также не произошло.
Штраф за превышение средней скорости на определенном участке дороги удивил немало автомобилистов в 2020 году.
Что такое средняя скорость?
Средняя скорость — это скорость, с который автомобиль проехал определенный участок дороги между двумя синхронизированными камерами, стоящими в начале и в конце участка контроля.
Как фиксируется это нарушение?
Стандартная ситуация: водитель, завидев знак ограничения скорости и дорожную камеру, притормаживает до допустимой скорости, а проехав камеру — снова разгоняется. И так до следующей камеры фиксации. Однако если проехать отрезок пути между камерами слишком быстро, водителю придет штраф за превышение средней скорости.
Какой штраф за превышение средней скорости?
Размер наказания соразмерен с превышением мгновенной скорости — например, 500 рублей — за +20-40 км/час и т.д.
Сколько камер фиксирует среднюю скорость?
Дорожных камер, способных зафиксировать среднюю скорость, становится все больше. На данный момент наибольшая их концентрация в Татарстане, где таким способом контролируют более 950 км дорожного полотна. В Московской области летом 2020 года работало 68 участков контроля средней скорости общей протяженностью 254 км.
Штрафы за превышение скорости в Казахстане в 2023 году
Превышение скорости на 10-20 км/ч | 5 МРП (17 250 тнг на 2023 год) | ст. 592 ч. 1 |
Превышение скорости на 20-40 км/ч | 10 МРП (34 500 тнг на 2023 год) | ст. 592 ч. 2 |
Превышение скорости свыше 40 км/ч | 20 МРП (69 000 тнг на 2023 год) | ст. 592 ч. 3 |
Повторное превышение скорости в течение года после наложения административного взыскания | 30 МРП (103 500 тнг на 2023 год) | ст. 592 ч. 4 |
Штрафы за скорость при фиксации камерами
Оценка скорости с помощью камеры уже стала обыденностью для каждого современного водителя. При этом есть ряд особенностей при таком способе диагностики нарушений. Нет наказания в виде лишения свободы, прав или же работ. Можно лишь назначить штраф, и возможность уплаты со сниженной стоимостью, меньше на 50 %, сохраняется.
В том случае, когда предусмотрен ряд вариантов наказания, предпочтение отдается минимальному. В частности, диапазон штрафа может быть от 1000 до 1500, решение обычно при остановке принимает инспектор. В случае с камерой может быть только меньшая цифра для уплаты.
Важной деталью становится то, что ответственность в виде штрафа налагается именно на собственника авто. Инспектор может остановить другого водителя, но по камере автоматически несет ответственность владелец конкретной машины, его находят по номерам и назначают такое наказание.
Зачем закон хотят ужесточить?
По мнению депутатов, которые вынесли инициативу на рассмотрение, действующий ныне лимит скорости создает угрозу безопасности движения. Можно доказать справедливость этого утверждения на следующем примере. Возьмем ограничение в 40 км/ч, действующее перед пешеходными переходами, расположенными вблизи образовательных учреждений. Добавим к ним допустимые 20 км/ч и погрешность камеры на 2-4 км/ч. Отсюда мы получим ТС, движущееся на небезопасной скорости в 64 км/ч по дороге, на которой внезапно может оказаться ребенок. С другой стороны, нет никаких оснований предполагать, что скорость в 54 км/ч принесет меньший вред потенциальной жертве ДТП. Опыт Европы показывает, что для снижения числа инцидентов следовало бы ввести штраф за любое превышение скорости в черте города свыше 50 км/ч.
Говоря объективно, новый закон – это еще один легкий способ пополнить бюджет, ведь пункт о соблюдении скорости является одним из наиболее нарушаемых ПДД.
Таблица скоростного режима на дорогах России 2022 года
Тип транспортного средства | Тип дороги и разрешенная скорость в км/ч | ||
В границах населенного пункта | Автомагистраль | Другие дороги вне населенного пункта | |
Мотоцикл | 60 | 110 | 90 |
Легковой автомобиль | 60 | 110 | 90 |
Легковой автомобиль с прицепом | 60 | 90 | 70 |
Грузовой автомобиль до 3,5 т | 60 | 110 | 90 |
Грузовой автомобиль свыше 3,5 т | 60 | 90 | 70 |
Грузовой автомобиль с пассажирами в кузове | 60 | 60 | 60 |
Автобус междугороднего сообщения | 60 | 90 | 90 |
Маломестный автобус | 60 | 90 | 90 |
Другие типы автобусов | 60 | 90 | 70 |
Автобусы, осуществляющие организованную перевозку детей | 60 | 60 | 60 |
При буксировке транспортного средства | 50 | 50 | 50 |
ПДД РФ о скорости движения ТС
Начнем с прописных истин. Правила дорожного движения устанавливают нормы поведения на дорогах, за нарушение которых санкции предполагает другой кодекс – Административный (КоАП РФ). В самих ПДД вы не найдете ни размеров штрафов, ни способов фиксации нарушений. Однако именно Правила диктуют пределы скоростного режима в тех или иных условиях.
Скорости в ПДД посвящен 10-ый Раздел. В соответствии с ним:
- Допустимая скорость должна находиться не только в рамках установленных ограничений, но и соотноситься с обстановкой в конкретный момент: видимостью, состоянием дороги, транспортного средства, погодных условий и пр.
- В населенных пунктах устанавливается максимально допустимые значение скорости в 60 км/ч. Отдельно указано, что на территории, обозначенные как «жилые», «велосипедные» и «дворовые» скорость не может быть более 20 км/ч. Есть исключения, о которых скажем отдельно.
- Вне населенных пунктов существуют следующие пределы:
Тип ТС На автомагистралях, км/ч На остальных типах дорог, км/ч Мотоциклы, легковушки и грузовики до 3,5т 110 90 Автобусы типа «междугородний» и «маломестный» 90 Другие типы автобусов, легковые с прицепом, грузовики свыше 3,5т 90 70 Грузовые, оборудованные для транспортировки людей в кузове 60 Перевозка детей организованными группами При буксировке одним ТС другого 50 Исключения возможны и для этой группы ТС. Ниже рассмотрим их более подробно.
- Отдельно указано на негабаритные, опасные и прочие нестандартные ситуации, требующие исполнения отдельных норм транспортировки. В разрешении на такое перемещение указывается и максимально допустимая скорость на данный маршрут.
- Если конкретное ТС имеет скоростные ограничения, предполагаемые конструкцией, техническими особенностями, состоянием и пр., то придерживаться необходимо именно этих ограничений, в т.ч. и в случаях, если на дороге действуют более высокие скоростные пределы.
В этом же разделе отмечен запрет на экстренное торможение, если этого не требует ситуация ухода от ДТП, а также заведомо медленное перемещение, создающее препятствие движению других ТС, при возможности более адекватного скоростного режима.
Что еще влияет на размер штрафа, кроме скорости?
Еще одним фактором, определяющим сумму штрафа, является способ фиксации нарушения. Единственно возможными являются два способа:
- через мобильный радар — ручной, который используют сотрудники Госавтоинспекции;
- через стационарный радар – установленный на участках повышенной аварийности на дорожных конструкциях.
При фиксации через стационарный радар должна назначаться нижняя граница штрафа, предусмотренная санкцией ст.12.9 КоАП РФ.
То есть в этом случае нарушителю придется платить меньше, чем при непосредственной фиксации мобильным радаром (в этой ситуации может быть назначен любой размер в пределах санкции на усмотрение должностного лица). В случае, когда размер санкции определен однозначно (например, за превышение скорости на 40 км, взыскание будет 500 р), его уменьшение недопустимо.
Пример 2: Стационарный радар зафиксировал, что автомобиль Чуйкова Р. двигался по дорожной полосе в черте г. Белгород со скоростью 120 км/ч. То есть водитель превысил скорость на 60 км/ч. Беря во внимание способ фиксации, ему придется оплатить штраф в размере 1000 р.
Эти способы отличаются друг от друга не только размером возможного наказания, но и рядом других аспектов.
Мобильный радар | Стационарный радар | |
Тип документа о привлечении к ответственности |
|
Постановление |
Присутствие нарушителя при составлении документа | Требуется | Не требуется |
Способ вручения |
|
По почте заказным письмом |
Сроки вручения | В день совершения нарушения, сразу после составления документа | В течение 3 дней со дня вынесения постановления |
Антирадары и законность их использования
Многие автомобилисты эффективным средством «борьбы» с выявлением нарушений скоростного режима считают устройства, называемые в обиходе антирадарами. В большинстве случаев при этом ошибочно имеются в виду не приборы для активного подавления электромагнитного излучения, а радар-детекторы — устройства пассивного типа для индикации электромагнитного излучения в частотных диапазонах, используемых в дорожной полиции.
Проще говоря радар-детекторы только сигнализируют о наличии работающих полицейских радаров, но никак на их работу не влияют. Использование радар-детекторов не только совершенно законно, но еще и многими полицейскими приветствуется: заранее предупреждённый о контроле скоростного движения водитель как правило предпочитает этот режим соблюдать.
Совершенно другое дело — активный антирадар, генерирующий излучение, которое подавляет работу полицейских устройств. Такие приборы запрещены в нашей стране.
Использование антирадаров, вмешивающихся в работу радаров ГИБДД, подпадает под статью 13.3 КоАП РФ: самовольная (без разрешительной лицензии) эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. Нарушение по этой статье наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей с конфискацией самих устройств.
Современные комплексы могут определять скорость автомобиля и без использования радара: по фиксации времени прохождения расстояния определённой длины. Предупреждает о контроле скорости на таком участке дороги информационный знак с изображением камеры.
Надежда на то, что инспектор не узнает, что это нарушение уже второе по счету, всплывает в головах водителей с каждой новой остановкой. Не хочется разочаровывать гонщиков, но вся информация о ваших проказах на дорожной части хранится в едином реестре ГИБДД.
Поэтому перед тем, как составить протокол, сотрудник ДПС через дежурную часть выясняет, не происходило ли подобных нарушений ранее. Если такие ситуации уже случались в указанном периоде (то есть за последний год), инспектор протокол всё равно пишет, но не выдерживает из него постановление о наложении штрафа. Документы относятся в дежурную часть для дальнейшего решения по сути дела. Иногда подготовленный протокол отправляется не в дежурную часть, а сразу на судебное рассмотрение.
Бывает, что на месте инспектор ДПС не может проследить историю ваших правонарушений. Тогда все обстоятельства выяснятся после подачи протокола в дежурную часть. А нарушитель узнает об этом, когда получит заказное письмо, или же информация о штрафе появится в одном из приложений (например, Яндекс.Деньги) либо на официальном сайте Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Изменится ли что-то в законодательной базе?
Каждый любитель погонять надеется на то, что штрафы за превышение скорости будут уменьшены. И эти надежды имеют шансы оправдаться. Ещё пару лет назад комиссия по безопасности дорожного движения разработала законопроект с поправками в ПДД и направила его на изучение в Правительство России. Но пока по этому поводу всплывает очень много спорных моментов.
В частности, депутаты против смягчения наказаний, так как считают, что в таком случае аварий станет в разы больше. И мы не можем с ними не согласиться. Ведь даже при таких штрафах и наказаниях любителей превысить скорость и пострадавших от этого меньше не становится. Поэтому вопрос о принятии этих поправок остается открытым и, скорее всего, в ближайшее время его статус не изменится.
Важно! Уважаемые водители, любое превышение скорости, особенно в аварийной ситуации, сыграет с вами злую шутку. Если вы станете участником ДТП даже при разрешенном превышении скоростного режима, то автоматически вы переведетесь в статус виновников происшествия.
К тому же, этот момент становится веской причиной для отказа страховых компаний от выплат компенсаций и страховок.
Помните, что транспортное средство – это источник повышенной опасности и его управляющий несёт полную ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих.