Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение порядка проведения СОУТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.
Комментарий к ст. 5.27.1 КоАП РФ
Комментируемая ст. 5.27.1 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за:
а) нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 — 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ);
б) нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ);
в) допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ);
г) необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ);
д) совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 — 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
Объектом правонарушений по ст. 5.27.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере охраны труда.
Объективная сторона правонарушений по ст. 5.27.1 КоАП РФ выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Субъектом ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ выступает работодатель (организация или индивидуальный предприниматель) и его должностные лица.
Владелец предприятия обязан обеспечить проведение СОУТ в соответствии с установленным законодательством порядке.
Если на рабочем месте сотрудника будут определены опасные условия труда, согласно ст. 214.1 работодатель должен приостановить выполнение рабочего процесса на этом месте в том случае, если условия на данном месте по результатам выполненной специальной оценки условий труда были признаны опасными. Работы приостанавливаются до момента устранения оснований, послуживших причиной установления для рабочего места опасного класса.
Работникам, осуществляющим рабочую деятельность на таких местах на время прекращения работ предоставляются гарантии, в соответствии с ч.3 ст.216.1 Кодекса.
Ликвидация причин, послуживших основанием для присуждения опасного класса условиям труда, осуществляется согласно предварительно разработанному плану мероприятий. Его разработкой занимается работодатель, принимая во внимание мнение выборного комитета первичной профсоюзной организации либо иного органа, представляющего интересы работника.
Копия разработанного работодателем плана мероприятий отправляется в территориальный орган власти, обладающий полномочиями на выполнение государственного контроля над исполнением трудового законодательства и прочих действующих нормативных актов, включающих в себя нормы трудового права, по месту фактического нахождения работодателя.
Возобновление рабочего процесса на тех рабочих местах, условия на которых были признаны опасными для сотрудника, допускается лишь после получения результатов проведенной внеплановой СОУТ, подтверждающей уменьшение класса опасности условий труда.
Введенный данной статьей запрет не действует в отношении работ, направленных на предотвращение или ликвидацию последствий ЧС, и на некоторые виды работ, внесенных в список, утвержденный Правительством РФ с учетом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии урегулирования социальных и трудовых отношений.
Если руководством организации будут обеспечены безопасные условия на рабочих местах, подтвержденные результатами проведенной специальной оценкой условий труда или решением государственной экспертизы условий труда, утвержденные действующим Кодексом, компенсационные выплаты, и гарантии сотрудникам за работу на местах с опасными или вредными условиями труда не устанавливаются.
Каждый из специалистов компании имеет право на ознакомление с достоверной и актуальной информацией, касающейся условий и охраны труда на его рабочем месте, возникающих производственных рисках, и их степени, о предпринимаемых мерах, направленных на защиту от воздействия на организм опасных, вредных производственных факторов, возникающих на рабочем месте. Также сотрудник должен иметь возможность своевременно знакомиться с положенными ему компенсациями, гарантиями, получать средства индивидуальной защиты, своевременно получать информацию об использовании устройств, аппаратов, оборудования или комплекса приборов, устройств и оборудования, выполняющих дистанционное аудио или видеонаблюдение за производственным процессом, с целью обеспечения требований безопасности на рабочем месте.
Предоставить всю интересующую рабочего информацию обязан владелец организации, а также соответствующие государственные учреждения, общественные организации, в случае, если они обладают подобной информацией.
Руководство предприятия обязано немедленно оповестить сотрудника о результатах специальной оценки условий труда и присуждении его рабочему месту опасного класса.
Сроки проведения спецоценки.
Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?
Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.
Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.
Однако из правила есть исключения.
1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).
Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
К сведению
До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.
2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, предусмотренный Законом № 426-ФЗ.
Обратите внимание
Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.
Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.
Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест | ||
---|---|---|
Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости |
В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда |
На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда |
Нарушение порядка проведения спецоценки.
Итак, за непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Должностные лица |
Юридические лица |
---|---|
Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. |
Штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб. |
За что возможно наложение штрафа или санкций по отношению к Работодателю?
-
Непроведение специальной оценки условий труда плановой или внеплановой
-
Нарушение сроков проведения плановой или внеплановой спецоценки (для внеплановой СОУТ сроки определены 17 статьей 426-ФЗ)
-
Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)
-
Некорректное создание комиссии по СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)
-
Отсутствие утвержденного графика проведения СОУТ (часть 1 статьи 9 426-ФЗ)
-
Отсутствие или некорректное составление утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)
-
Намеренное необеспечение штатных режимов функционирования предприятия при проведении экспертной организацией исследований (испытаний) и измерений (п. 15 Методики)
-
Нарушение сроков ознакомления работников с результатами проведенной на их рабочих местах спецоценки (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)
-
Нарушение сроков уведомления экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 51 статьи 15 426-ФЗ)
-
Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)
-
Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)
-
Невыполнение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, по результатам проведенной спецоценки
И т.д.
Как организовать спецоценку условий труда на рабочих местах: инструкция
Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца
- Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
- Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
- Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
- Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.
Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?
На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.
Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):
- рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).
Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).
По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.
На сегодня СОУТ является единственным механизмом для определения вредности на рабочих местах и назначения компенсаций работникам. При этом оцениваются две составляющие – уровень вредного фактора, идентифицированного на рабочем месте, и время его воздействия на работника. На практике больше внимания уделяют измерениям, а определение точного времени влияния вредных факторов многие организации, к сожалению, недооценивают.
Измеренный уровень того или иного фактора – показатель объективный, определяемый инструментально независимой аккредитованной лабораторией оценивающей организации, которая проводит СОУТ, и не доверять этим данным у нас нет оснований. Чего нельзя сказать о процедуре определения времени воздействия вредных факторов, где в основу иногда ложатся субъективные, а нередко просто желаемые, предпочитаемые работодателем значения.
Требования к проведению СОУТ
Ст. 212 Трудового кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ установлена обязанность работодателя провести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах. Специальная оценка условий труда проводится организациями, которые соответствуют установленным требованиям Федерального закона № 426-ФЗ.
В установленный срок организациями, проводящими специальную оценку условий труда, в информационную систему учета передаются результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах хозяйствующих субъектов. Данный порядок установлен Приказом Минтруда России от 03.11.2015 г. № 843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда», а также ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.
При выявлении в организациях и на предприятиях фактов непроведения специальной оценки условий труда государственными инспекторами труда в обязательном порядке выдается предписание на устранение выявленного нарушения.
Работодатель по окончании проведения специальной оценки условий труда в установленный срок обязан разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, а также ознакомить работников с результатами специальной оценки условий труда.
В необходимых случаях в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ и Приказом Минтруда России от 07.02.2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» работодателем в установленный срок оформляется и передается в Государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.07.2014 г. № 436н «Об утверждении порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда» в Гострудинспекцию в УР в 2018 г. от организаций, проводящих специальную оценку условий труда, поступили сведения о проведении специальной оценки условий труда на 86 798 рабочих местах, на которых заняты 122 064 работников.
— к классу 1, 2 отнесено 67 720 рабочих мест, на которых заняты 85 569 работников;
— к классу 3.1 отнесено 9972 рабочих места, на которых заняты 17 466 работников;
— к классу 3.2 отнесено 7062 рабочих места, на которых заняты 14 362 работника;
— к классу 3.3 отнесено 1770 рабочих мест, на которых заняты 3553 работников;
— к классу 3.4 отнесено 76 рабочих мест, на которых заняты 442 работника;
— к классу 4 отнесено 198 рабочих места, на котором занято 672 работника.
По поручению Федеральной службы по труду и занятости № 0247-03-3 от 09.08.2017 г. о приведении реестров деклараций в соответствие с Приказом Минтруда России от 07.02.2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда», ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ прекращено действие 15 деклараций, так как декларации поданы в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.