Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое декларация на товары?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу о товарах, об избранной таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для выпуска товаров. К таможенным процедурам относятся, в частности, выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, таможенный склад, временный ввоз (допуск), временный вывоз, беспошлинная торговля и другие.
Товары подлежащие таможенному декларированию
Товары подлежащие таможенному декларированию – согласно ТК ЕАЭС любые перемещаемые через таможенную границу товары подлежат письменному или электронному декларированию. При этом могут уплачиваться или не уплачиваться ввозные или вывозные таможенные платежи и пошлины. Их размер зависит от участника ВЭД осуществляющего перемещение товара, от вида товара и его стоимости. Задача таможенных органов следить за тем, чтобы из России не были вывезены ценные товары, вывоз которых запрещён законодательством, а также за тем, чтобы в Россию не ввезли запрещённые товары, представляющие собой угрозу для страны и её жителей, а также собирать таможенные платежи. Юридические лица и ИП при соблюдении мер тарифного и нетарифного регулирования могут перевозить через таможенную границу любые товары в любом количестве, кроме запрещённых. Участники ВЭД, ввозящие и вывозящие товары обязаны их задекларировать, при этом предоставив в таможню пакет документов и необходимую информацию. Документы подаются вместе с таможенной декларацией в установленном порядке.
Физические лица, согласно ст. 260 ТК ЕАЭС, должны задекларировать товары:
- доставляемые в несопровождаемом багаже или перевозчиком;
- попадающие под запреты и ограничения;
- в сопровождаемом багаже, за перемещение которых через таможенную границу нужно оплатить пошлины и налоги;
- в сопровождаемом багаже, ввоз которых не требует оплаты пошлин и налогов;
- пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
- ТС для личного пользования;
- автозапчасти;
- временно ввезённые ТС;
- денежные средства, если их сумма превышает 10000 долларов США;
Таможенный орган декларирования
Он отвечает за принятие документов на провозимые через границу товары.
Основные функции:
-
защита интересов государства;
-
контроль за ввозом и вывозом грузов;
-
предотвращение ввоза на территорию России товаров, которые представляют угрозу для населения и окружающей среды;
-
недопущение вывоза продукции, которая запрещена законом.
Декларировать нужно все товары, которые ввозятся либо вывозятся через таможенную границу ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз).
Дополнительные функции таможенного органа:
-
сбор платежей;
-
контроль за выполнением требований тарифного регулирования;
-
борьба с контрабандой и контрафактной продукцией.
Органы таможни – единый централизованный механизм. В него входят по иерархии:
-
ФТС России (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела);
-
региональные таможенные управления;
-
таможни;
-
таможенные посты.
Для наилучшего исполнения обязанностей создается собственная инфраструктура – офисные и складские помещения, площадки для осмотра грузов, электроника и компьютерные технологии.
Располагаются органы таможни, как правило, там, где грузы пересекают границу:
-
аэропорт;
-
морской порт;
-
вокзал;
-
грузовые терминалы для автотранспорта;
-
склады временного хранения.
Особенности таможенного декларирования
-
Чтобы пресекать нарушения при декларировании грузов, осуществляется таможенный контроль таможенными органами.
-
Таможенный контроль позволяет выявлять факты подачи недостоверной информации и пресекать попытки провоза нелегальных товаров.
-
Существует список запрещенных и санкционных продуктов.
-
Товары, попадающие под акцизы, оформляются в специальном акцизном органе.
-
Груз, представляющий историческую или культурную ценность, оформляется на надлежащих пунктах таможни.
-
В случае выявлений нарушений норм декларирования к виновному могут быть применены административная или уголовная ответственность.
Виды таможенной декларации
Всего различают 4 вида таможенной декларации:
- Таможенная декларация на товары. Является самой распространенной декларацией и оформляется на любые товары, ввозимые на территорию России вне зависимости от того, индивидуальный предприниматель вы или юридическое лицо.
- Пассажирская таможенная декларация. Оформляется на товары, ввозимые на территорию России физическим лицом, например автомобили, которые временно въезжают в страну или личные вещи.
- Транзитная таможенная декларация. Оформляется на продукцию, которая через территорию РФ направляется в другие страны Таможенного союза.
- Таможенная декларация на транспортное средство. Оформляется на любой транспорт, который задействован в доставке грузов на территорию России.
Порядок таможенного оформления
Порядок таможенного оформления может быть общим (обычная процедура таможенного оформления) или упрощенным (при ввозе либо вывозе товаров с пересечением таможенной границы Российской Федерации, используемых в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий или катастроф, а также товаров, имеющих кратковременный срок годности, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и некоторых других товаров) и специальным (таможенное оформление, которое сопряжено с осуществлением в отношении перемещаемых товаров санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, а так же иных видов контроля сос стороны государства).
Таможенное оформление производится на территории местонахождения таможенных органов и в период времеми функционирования и работы этих органов. Таможенные операции по таможенному оформлению осуществляют должностные лица отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможни или должностные лица таможенного поста.
По мотивированному запросу декларанта или иного заинтересованного лица (перевозчика или таможенного брокера) часть таможенных операций в процессе таможенного оформления могут производиться не на территории местонахождения и не в рабочее время таможенных органов при условии соблюдения правил ТК РФ.
За таможенное оформление взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых Правительством РФ.
Таможенный контроль и декларирование товаров
Таможенный контроль – ряд действий, принципов, законов, применяемых и выполняемых таможенными органами в рамках своей профессиональной деятельности, целью которых является обеспечение выполнения участниками таможенных отношений действующих законов. Под исполнением действующего законодательства понимается не только таможенное законодательство нашего государства, но и ратифицированные акты международного значения, договоры, заключенные между несколькими самостоятельными государствами, и прочие нормативные акты.
Этот вид контроля реализуется на организованной территории, называемой таможенной зоной. Таможенная зона – часть территории государства, в рамках которой осуществляется контроль перемещаемого через границу имущества. Работники таможенных органов обязаны следить за тем, чтобы процедура ввоза либо вывоза осуществлялась в строгом соответствии с действующими законами. И свои обязанности они выполняют в зоне таможенного контроля, то есть на тех пространственных участках, которые специально организованы для подобного рода деятельности, имеющей огромное значение для безопасности страны и мира в целом.
Таможенный контроль представляет собой не просто исполнение и реализацию законов страны нахождения таможенных органов. При осуществлении контроля учитывается свод законов Таможенного союза. Безусловно, выполнить все предусмотренные Таможенным союзом мероприятия при контроле каждого объекта просто невозможно. Да и это противоречило бы здравому смыслу. Поэтому тем же Таможенным Союзом установлен принцип выборочности, по которому проводится таможенный контроль. В каждом конкретном случае выбираются из множества мер и форм контроля те, которые являются разумными и достаточными в данном конкретном случае для реализации всех остальных правил и принципов таможенного законодательства Союза.
Среди задач, которые ставит перед собой таможенный контроль, можно выделить следующие:
-
Проверка соблюдения законности;
-
Реализация действующего законодательства;
-
Четкое следование правилам выбранной таможенной процедуры.
Формы таможенного контроля:
-
Проведение опроса в устной форме;
-
Документальная проверка;
-
Таможенная проверка;
-
Наблюдение в границах таможенной территории;
-
Получение объяснений;
-
Досмотр перемещаемого имущества и личный досмотр;
-
Проверка нанесения на товары специальных идентификационных знаков и маркировки;
-
Учет товаров и ТС, которые находятся под таможенным контролем;
-
Осмотр складов, помещений, территорий;
-
Проверка финансового состояния участников таможенных отношений, их отчетности, а также учета материальных объектов.
Товары, подлежащие таможенному декларированию
Согласно нормам, описанным в соглашениях, помещение продукции под таможенное оформление и декларирование осуществляются при пересечении товарами границ ТС. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе для субъектов, которым необходимо заменить ранее заявленную процедуру таможни на другую, имеет свои отличительные особенности. Перед тем как подробно рассмотреть вопросы обязательств в отношении осуществления декларирования, следует уточнить определение словосочетания «таможенная граница ТС». Известно, что ст. 2 Таможенного кодекса ТС указывает, что в состав таможенной зоны ТС входят территории Белоруссии, Казахстана, РФ, а также расположенные за границами союза объекты, в отношении которых действует юрисдикция участников ТС. Декларирование на соответствие Таможенному союзу в отношении товаров осуществляется в пределах таможенных границ ТС и объектов, попадающих под юрисдикцию участвующих в нем государств.
Оформление для целей таможни производится в любом из двух вариантов: «декларирование Таможенный союз» и «декларирование иностранные товары».
Товары Таможенного союза — это:
-
Продукция, процесс выпуска которой имел место в пределах таможенных границ ТС;
-
Товары, перемещенные в пределах границ ТС и получившие соответствующий статус «продукция ТС» на основании Кодекса или соглашений между странами — участницами ТС;
-
Продукция, изготовление которой из товаров, указанных в предыдущем определении, или иностранных товаров осуществлено на территории стран — участниц Таможенного союза (на основании подп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС).
Вся продукция, которая по указанным признакам не может относиться к продукции ТС, для задач таможни может быть рассмотрена как иностранные товары. В отношении таких товаров действует особенный правовой статус. Перемещение продукции ТС на единой территории таможни ТС осуществляется без каких-либо ограничений и без использования в их отношении формальностей таможни. Продукция иностранного производства помещается под процедуры таможенного контроля на протяжении всего периода нахождения в пределах таможенных границ ТС. Таможенный кодекс регламентирует конкретный порядок операций таможни, необходимых для оформления продукции иностранного производства, а также права/обязанности субъектов, имеющих полномочия по перемещению продукции иностранного производства и временные периоды, отведенные для выполнения действий, имеющих значение с правовой точки зрения.
Продукция иностранного происхождения, перемещенная в пределы ТС и согласно ТК получившая статус продукции ТС через процедуру декларирования и таможенного оформления, может без каких-либо ограничений транспортироваться по всей таможенной территории ТС. В качестве примера можно привести случай, когда для приобретения статуса продукции ТС импортируемые товары помещаются под режим выпуска с целью потребления внутри ТС. Тогда подразумевается, что импортируемая продукция может подлежать использованию и распоряжению без определенных мер ограничительного характера. Таможенный контроль декларирования товаров импорта предусматривает получение иностранными товарами статусов таких видов, как:
-
Выпуск для потребления внутри ТС;
-
Отказ в пользу страны;
-
Операции реимпорта.
Помещение продукции под определенную процедуру оформления с декларированием регулируется п. 1 ст. 179 Таможенного кодекса ТС. В данной статье отмечены иные случаи, когда продукция, перемещаемая через таможенные границы ТС, не подлежит декларированию:
-
Транспорт, используемый для транспортировок между странами (гл. 48 Таможенного кодекса ТС);
-
Продукция частных лиц для персонального использования (гл. 49 Таможенного кодекса ТС);
-
Припасы (гл. 50 ТК ТС).
В каком случае возможно таможенное декларирование товаров для личного пользования
Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, также должны быть подвергнуты процедуре таможенного декларирования. Таможенное декларирование (составление таможенной декларации) – обязательное условие прохождения процедуры перемещения товаров через границу. Но вид такой декларации будет зависеть от вида процедуры.
Пункт 36 ст. 4 ТК ТС содержит определения тех товаров, которые могут расцениваться как предназначенные для личного пользования. Это те вещи, которые используются либо созданы для использования в личных целях, для осуществления бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Обычно через границу их перевозят в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, с помощью международных почтовых отправлений, путем доставки перевозчиком и так далее (ст. 353 ТК ТС).
Для физических лиц предусмотрен особенный упрощенный порядок перемещения товаров. Способы для перемещения товаров, предназначенных для личного пользования, отличаются меньшим набором требований к процедуре, отсюда этот порядок называется упрощенным. Но необходимо учитывать, что количество и стоимость таких товаров не должны превышать установленной для данной категории объектов величины, иначе они уже не смогут подвергаться таможенно-тарифному регулированию как перемещаемые в упрощенном порядке. Упрощенный порядок нередко подразумевает освобождение физического лица, провозящего имущество через границу, от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Как выяснить предназначение перемещаемых объектов? Как отграничить товары для предпринимательской деятельности от товаров для личного потребления, ведь зачастую граница бывает весьма условной? Отнесение объектов к той или иной категории осуществляется самими таможенными органами, но на основании заявления субъекта перемещения – физического лица. Человек, перемещая товары через границу, сообщает представителям таможни о том, к какой категории он сам относит перемещаемые объекты (сообщает устно или с помощью таможенного декларирования в письменной форме). Дальнейшую оценку должны дать сами таможенные органы, применяя при этом систему управления рисками. Представители уполномоченного органа берут во внимание не только количественные и стоимостные характеристики товара, но и частоту пересечения данным физическим лицом границы государства и провоза товаров через таможню.
В повседневной деятельности таможенных органов критерии определения предназначения товаров применяются в следующем порядке.
-
Свойства товаров, их предназначение. Если традиционно данный вид товаров не используется в быту и не имеет таких потребительских свойств, которые позволили бы предположить возможность применения объекта для личных целей, то представители таможенных органов обычно относят подобные товары к объектам, предназначенным для предпринимательской деятельности.
-
Количество товаров. Очевидно, что, если физическое лицо провозит огромное количество однородных товаров (например, платья одного и того же фасона, цвета, но разных размеров), то убедить таможенных работников в том, что эти вещи предназначены исключительно для личного потребления лица, вряд ли удастся. Надо оценить, насколько объем товаров превышает реальные возможности потребления данного лица или его семьи, чтобы утверждать, что товары перемещаются для предпринимательских целей.
-
Частота перемещения товаров через таможенную границу. Разумно предположить, что, если одно и то же физическое лицо периодически провозит через границу однородные товары, хотя и в малых количествах, оно делает это вероятнее всего для предпринимательских целей. То же можно сказать о почтовых отправлениях, совершаемых между одними и теми же субъектами одновременно либо в течение одного месяца. Такие отправления вполне обоснованно могут расцениваться как предназначенные для предпринимательских целей.
Размер таможенных сборов за оформление товаров урегулирован Постановлением Правительства РФ от 26.03.2020 № 342. Ставка зависит от заявленной таможенной стоимости груза и составляет:
- 775 рублей – для товаров стоимостью до 200 тыс. рублей;
- 1550 рублей – для грузов стоимостью от 200 тыс. рублей 1 коп. до 450 тыс. рублей;
- 3100 рублей – для продукции, цена которой находится в диапазоне от 450 тыс. рублей 1 коп. до 1 млн. 200 тыс. рублей;
- 8530 рублей – для грузов до 2 млн. 700 тыс. рублей;
- 12 тыс. рублей – для товаров стоимостью до 4 млн. 200 тыс. рублей;
- 15 тыс. 500 рублей – для продукции заявленной стоимостью до 5 млн. 500 тыс. рублей;
- 20 тыс. рублей – для грузов до 7 млн. рублей;
- 23 тыс. рублей – для изделий стоимостью до 8 млн. рублей;
- 25 тыс. рублей – для продукции ценой до 9 млн. рублей;
- 27 тыс. рублей – для товаров до 10 млн. рублей.
За все, что оценивается свыше 10 млн. рублей 1 коп., нужно заплатить таможенные сборы в сумме 30 тыс. рублей.
Если невозможно определить таможенную стоимость товара или она не заявлена в декларации, тогда расчет выполняется исходя из количества груза:
- 6 тыс. рублей – за перемещение 50 или менее 50 единиц продукции;
- 12 тыс. рублей – до 100 единиц;
- 20 тыс. рублей – свыше 100 товаров.
Порядок заполнения ТД
Таможенная декларация заполняется по формам и правилам, утвержденным соответствующими комиссиями ЕАЭС. При внешнеэкономических сделках со странами ТС используется инструкция от 20.05.2010 № 257.
В одной ТД указываются данные о продукции из одной партии, которая помещается под одну процедуру растаможки. Инструкция накладывает ограничения по количеству товаров в одной ТД – их не должно быть более 999.
Если продукцию из одной партии нужно поместить под разные процедуры растаможки, под каждую необходимо оформить отдельную таможенную декларацию (п. 4 Главы I. Инструкции).
Таможенная декларация состоит из основной и добавочных частей. Основной лист оформляется в четырех экземплярах декларантом. Графы 7, 43, C, Д заполняет сотрудник таможни.
Добавочные части декларации необходимы только в том случае, если в документе содержатся сведения о двух и более наименованиях перевозимой продукции.
Таким образом, основной лист декларации включает сведения об одном товаре. Одно добавочное приложение может содержать информацию о трех товарных позициях.
Для чего нужна электронная подпись для таможни юридическим лицам и ИП
Пользователям личного кабинета понадобится электронная подпись для того, чтобы подтвердить организацию, заверять документы и отправлять их в таможенные органы.
В интерфейсе ЛК напротив названия каждого сервиса есть значок «ЭП» — по нему можно определить, нужна электронная подпись для работы в сервисе или нет. Если значок «ЭП» перечеркнут, значит, подпись не нужна.
Для большинства сервисов электронная подпись необходима — с помощью нее участники ВЭД ведут электронный документооборот с таможней.
Без подписи можно пользоваться сервисами для запроса из таможни информации, которая не является юридически значимой. Например, ЭП не нужна, чтобы узнать остатки по лицевому счету, сведения по неоплаченным штрафам, справочную информацию по товарам двойного применения, сведения о назначенных экспертизах товара.
В некоторых сервисах можно работать как с ЭП, так и без нее:
- Предварительное информирование в морских портах: при работе в разделе «Предварительные уведомления».
- Пассажирская таможенная декларация: при отправке декларации по кнопке «Отправить, не подписывая».
Раньше без электронной подписи можно было также сдать в таможню статформу — отправить в бумажном виде. Но с 24 июля 2020 года статистическое декларирование происходит только в электронном виде с использованием КЭП (ПП РФ от 19.06.2020 № 891).
Выгодно ли электронное декларирование
Правильно построенное электронное декларирование способствует повышению собираемости платежей. Также его внедрение способствует уменьшению количества нарушений, допускаемых сотрудниками таможенных органов и импортеров. Больше всего пользы от этого нововведения получили предприниматели, деятельность которых связана с внешней торговлей.
Электронное декларирование товаров помогло ускорить и упростить прохождение необходимых процедур. В результате были созданы оптимальные условия для повышения товарооборота и сокращения накладных расходов.
Важно знать. Электронная декларация не только подтверждает данные о товаре, но и является доказательством того, что проведение экспортно-импортной операции разрешено таможней. |
Декларирование – это заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным способом (в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме) сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами в сопровождаемом багаже, производят таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Местами таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, при пересечении государственной границы Российской Федерации железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в международном пассажирском сообщении являются, как правило, конструктивно выделенные и обособленные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта, вагон, пассажирский салон транспортного средства).
Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:
· физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
· иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
· иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;
· иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.
Порядок таможенного декларирования товаров
После того как все документы собраны, сборы уплачены (советуем вам также открыть сайт ФТС и проверить, зачислены ли средства на ваш ЕЛС), можно приступать к подаче таможенной декларации на товары. Сделать это необходимо до момента убытия груза (при экспорте) или до окончания предусмотренного срока временного хранения (при импорте). Если вы указали какую-либо информацию в декларации с ошибкой, то все можно исправить до момента ее выпуска — при условии, что суммы платежей не поменяются, таможенный орган не успел назначить досмотр груза или провести иные меры таможенного контроля.
При подаче декларации ей автоматически присваивается номер. Он состоит из трех групп цифр, разделенных знаком «/». Первые 8 цифр — это код таможенного подразделения, следующая группа — дата регистрации декларации в таможенном органе (в формате «число, месяц, год» — например, 04092019), последние цифры — индивидуальный порядковый номер вашей декларации на товары.
Хотя у таможенников есть всего 2 часа на проверку декларации, из-за электронной формы ее регистрации (а точнее, сбоев в таможенной системе) процесс может занять существенно больше времени. В случае выявления нарушений в выпуске вы получите мотивированный отказ в письменной форме.
А отказ может произойти, если вы подали декларацию не на тот таможенный пост, если декларант не имеет соответствующих полномочий, не хватает информации или документов. Если же все оформлено верно, то декларация на товары выпускается с отметкой «ввоз/вывоз разрешен».